Занимаясь обучением и воспитанием ребенка, родителям необходимо уделить особое внимание формированию у него навыков правильной и понятной речи. Поэтому следует заниматься с ним артикуляционной гимнастикой для звука [р], одного из наиболее сложных для постановки.
Значение комплекса
Для детей буква «р» и мягкий звук «рь» являются самыми сложными для произношения, поэтому даже школьники нередко испытывают проблемы с артикуляцией. Вот почему родителям необходимо приступить к тренировке малыша в возрасте 4-5 лет, подбирая для него разнообразные упражнения. Если момент упущен, восстановить навыки будет довольно проблематично – возможно, придется даже обращаться к логопеду.
Гимнастика для звука [р] поможет укрепить мышцы языка, губ, щек, при регулярных тренировках сформирует навык правильного произношения, сделает речь ребенка четкой и понятной.
Распространенные ошибки и трудности
Среди всех звуков русской речи именно [р] и [р’] даются детям наиболее трудно. Проблемы могут быть связаны со следующими факторами.
- Недостаточно длинная подъязычная уздечка. Исправить ее помогут некоторые упражнения, однако в отдельных случаях необходимо вмешательство специалиста.
- Нарушение прикуса.
- Недостаточно развитый кончик языка. При помощи специального артикуляционного комплекса можно постепенно укрепить его.
Иногда причины нарушения произношения могут носить более серьезный характер, поэтому родителям рекомендуется посетить специалиста и приступать к занятиям только после получения его консультации.
Правила произнесения
Прежде чем рассказывать что-либо ребенку, родителям важно самим научиться верно произносить звук.
Совет
Лучше всего прорепетировать перед зеркалом, тщательно отслеживая собственную мимику. Каждое движение губ и языка должно быть четким.
Порядок произнесения звука [р] таков:
- открыть рот,
- губы готовятся к произнесению последующего гласного,
- язык поднят к небу,
- кончик его упирается в альвеолы за верхними резцами,
- боковые части соприкасаются с верхними зубами,
- переднюю спинку языка следует слегка прогнуть.
Звук будет получаться при прохождении сильной воздушной струи через середину языка. При этом во время артикуляции кончик языка начинает испытывать вибрацию, отчего и сам звук относится к вибрантам.
Звук [р’] произносится так:
- к твердому небу следует поднять среднюю часть спинки языка,
- кончик располагается чуть ниже, чем при работе с твердым вариантом,
- задняя часть спинки сдвинута вперед.
Конечно, детям не стоит рассказывать эти этапы артикуляции, однако очень важно показать им работу губ и языка на собственном примере.
Основные упражнения
Познакомимся с наиболее эффективными артикуляционными упражнениями для звука [р]. Их несколько.
«Конфетка»
В «сладость» на некоторое время перевоплотится язык.
- Нужно упереть кончик языка в щеку.
- Движением руки нажать на щеку, стараясь вернуть язычок на место.
Упражнение просто в исполнении, повеселит малыша, параллельно улучшит кровообращение в речевом аппарате и укрепит мышцы.
«Лошадка»
Упражнение поможет укрепить языковые мышцы.
- Нужно улыбнуться, показав верхние и нижние зубы.
- Рот должен быть приоткрыт.
- Совершать движения языком, имитируя цокот копыт лошади.
Совет
Работать лучше всего перед зеркалом, ребенку важно следить за тем, чтобы его нижняя челюсть оставалась неподвижной. Научившись хорошо выполнять «Лошадку» в медленном темпе, необходимо постепенно ускоряться.
«Косточка»
Для выполнения этого простого задания потребуется счетная палочка, которая на время и станет «косточкой». Она аккуратно помещается за верхними зубами-резцами, после чего прижимается языком. Упражнение статическое, необходимо зафиксировать положение и удерживать его 10-20 секунд.
Затем «косточка» размещается на нижние зубы и также фиксируется. Рот при этом необходимо как можно шире открыть.
Совет
Выполнять «Косточку» ребенок должен только под присмотром взрослого. Постепенно усложняя технику выполнения, палочку нужно будет заменить карандашом.
«Маляр»
Делается во время улыбки.
- Рот должен быт открытым.
- Нижняя челюсть и губы не двигаются.
- Задача малыша – при помощи кончика языка погладить твердое небо, имитируя движения кистью вперед и назад.
Работать надо старательно, язык должен достигать зубов, но не высовываться.
«Колечко»
Для выполнения задания потребуется задействовать и кисти рук.
- Следует создать «колечко», соединив большой и указательный пальцы.
- Теперь сложенные пальцы подносятся к губам.
- Задача ребенка – высунуть язык и постараться протиснуть его в кружок.
- После выполнения язычок обязательно расслабляют, опустив вниз в высунутом положении.
Совет
Чем меньше диаметр у «колечка», тем более эффективным будет само упражнение. Поэтому предложите ребенку постепенно усложнять себе задачу.
«Чистим зубы»
Порядок действий таков:
- рот открыт широко,
- ребенок должен улыбнуться,
- кончик языка разместить у корней верхних зубов,
- при помощи кончика совершать движения, имитирующие чистку зубов щеткой, слева направо.
Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть сохраняла свое положение, – движется только язык.
«Гармошка»
Очень полезно для развития уздечки. Техника выполнения такова:
- расположить язык так, чтобы он упирался в небо и «присосать к небу»,
- постараться открыть рот широко,
- закрыть его,
- повторить несколько раз.
Совет
Когда упражнение будет хорошо усвоено малышом, следует его слегка усложнить: открыв рот, сделать движения челюстью влево и вправо, потом – такие же движения при закрытом рте.
«Грибок»
Еще одно хорошее упражнение артикуляционной гимнастики. Выполняется так:
- язык широкий, плотно расположен у неба (присосался),
- рот следует открыть максимально широко,
- почувствовать напряжение уздечки.
Зафиксировать положение на 10 секунд, после чего расслабиться.
«Чашечка»
Выполняется при расслабленном языке. Рот открыт, язык высовывается, располагается на нижней губе, при этом ему придается форма чашечки (для этого его боковые части и кончик слегка поднимаются вверх и закругляются).
Если упражнение не получается, необходимо сначала расслабить язык, слегка пошлепав его верхней губой и несколько раз произнося слог «пя».
Совет
Когда не удается выполнить и это задание, можно добиться желаемой формы чашечки так: попросить малыша высунуть язык, из шприца без иголки аккуратно капнуть на него немного жидкости и предложить удержать 10-20 секунд.
Чтобы правильно выполнять артикуляционную гимнастику, следует тренироваться как можно чаще – сначала перед зеркалом, потом и без его помощи. Если же успехов не наблюдается, необходимо посетить логопеда и получить консультацию – возможно, ребенку потребуется профессиональная помощь.