Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей: суть подхода, преимущества, примеры упражнений

Заботясь о своем малыше, родители уделяют особое внимание его здоровью, именно поэтому для них актуален вопрос: какие полезные и интересные комплексы можно использовать? К их числу с уверенностью можно отнести дыхательную гимнастику Стрельниковой для детей, включающую несколько упражнений. Предлагаем познакомиться с сутью метода, правилами выполнения и самими заданиями. Такая гимнастика станет отличным способом профилактики заболеваний и поможет укрепить иммунитет. Кроме того, совместные занятия с родителями подарят положительные эмоции.

Ребенок дует на одуванчикРебенок дует на одуванчик

Значение

Важнейшей функцией организма является дыхание, внимание которому уделяли медики и мудрецы прошлых эпох. От того, насколько правильно человек дышит, зависит его физическое состояние и умственная деятельность, в частности, доказано, что частота дыхания оказывает воздействие на доли мозга. Дыхательные упражнения помогают насытить все клетки организма кислородом, а кроме того станут отличным способом укрепить свое здоровье и снизить риск простудных заболеваний.

Сейчас есть большое количество различных комплексов, авторы которых предлагают свои методы укрепления дыхательных путей и бронхов. Подробную информацию о дыхательной гимнастике вы можете прочитать здесь. Сейчас же познакомимся с подходом Стрельниковой.

Суть

Методика Александры Николаевны Стрельниковой во многом является уникальной, некоторые даже называют ее парадоксальной. Вместе с тем, польза комплекса несомненна. При его выполнении снижается риск бронхитов и простудных заболеваний, кроме того, заниматься по авторской системе полезно при выздоровлении после пневмонии.

Дополнительное преимущество – тренироваться допустимо в любом месте, поэтому выполнять упражнения можно во время прогулки с ребенком, в этом случае они принесут гораздо большую пользу. Комплекс включает в себя 14 различных заданий, но для самых маленьких необходимо использовать 3 основных.

Методика Стрельниковой подходит для использования детьми от 3 лет, заниматься по ней могут и взрослые, поэтому в некоторых семьях упражнения выполняются всеми.

А. Н. Стрельникова - автор комплекса дыхательной гимнастикиА. Н. Стрельникова - автор комплекса дыхательной гимнастики

Краткая история создания

Сама Александра Николаевна столкнулась с серьезной проблемой – у нее часто возникали приступы удушья, даже пропал голос. Именно поэтому решение проблемы стало для педагога-вокалиста особенно актуальным. И Стрельникова разработала уникальную систему дыхания, выполняющую важнейшие функции:

  • Создание условий для полноценного насыщения кислородом всех клеток и тканей организма.
  • Укрепление голосовых связок.
  • Развитие мышц, участвующих в дыхательном процессе.
  • Лечение проблем с речевым аппаратом.
  • Развитие выносливости.

Все это и обусловило широкую популярность гимнастики у современных педагогов и родителей.

Отличие от других систем

Подход Стрельниковой отличается от традиционных взглядов на дыхательную гимнастику тем, что педагог предлагает обращать внимание не на дыхание как процесс, а непосредственно на специфику вдоха. Крайне важно сосредотачиваться именно на нем, выдох же пройдет естественным образом.

Согласно системе, грудная клетка на этапе вдоха сжимается при помощи выполнения специальных упражнений – наклонов, поворотов торса, захвата ребер руками, в то время как в традиционных комплексах она должна расширяться.

Преимущество метода Стрельниковой перед иными системами (типа даосской или Цигун) – в простоте реализации, с упражнениями справится и дошкольник, в то время как некоторые альтернативные системы потребуют серьезных затрат энергии и будут детям просто не по силам.

Стрельникова уверена в том, что затянутый вдох не просто бесполезен, но и даже вреден для человека, поэтому делать его нужно шумным, резким, не стыдясь звуков, которые при этом выходят. Правильное дыхание – энергичное, можно представлять себе, что от силы вдоха зависит многое. При выполнении любого упражнения из нижеперечисленных важна сосредоточенность именно на вдохе.

Итак, правильный вдох, по Стрельниковой, такой:

  • короткий,
  • энергичный,
  • шумный,
  • естественный.

Крылья носа в процессе должны сужаться, а не наоборот. На практике ничего невыполнимого в правильном исполнении  нет, однако может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к такой модели дыхания. Именно поэтому гимнастику следует проводить регулярно, при тренировках «иногда» научиться правильно выполнять упражнения невозможно, особенно детям.

Ребенок занимается дыхательной гимнастикой Ребенок занимается дыхательной гимнастикой

Польза

Выполнение упражнений из рассматриваемой системы обладает большим числом положительных эффектов. Прежде всего, они эффективны как помощь при терапии большого числа заболеваний и могут стать отличным дополнением к медикаментозному лечению. Болезней, при которых упражнения реально могут помочь, довольно много:

  • пневмония,
  • гайморит,
  • астма,
  • ринит,
  • бронхит,
  • отек легких,
  • прочие патологии органов дыхания,
  • язвенная болезнь (при ремиссии),
  • сахарный диабет,
  • патологии сердца,
  • эпилепсия.

Во время занятия происходит активный кислородный обмен. Регулярные тренировки помогут укрепить иммунитет, исправить осанку, развить гибкость и пластичность. В работу включаются практически все группы мышц, при этом переутомление малышу не грозит. Тренировки помогут ребенку научиться управлять своим телом, улучшить работу нервной, пищеварительной систем, сердца и сосудов. Используются они при лечении остеохондроза, сутулости, энуреза.

Кроме того, уникальная гимнастика поможет даже справиться с проблемой заикания, не исключая те случаи, когда обычные методы оказывались бесполезными. Однако отметим, что для достижения подобной цели комплекс составляется индивидуально.

Проверка зрения девочкеПроверка зрения девочке

Противопоказания

Родителям важно помнить, что использовать комплекс Стрельниковой категорические нельзя в следующих случаях:

  • стойкая гипертония,
  • сильная близорукость,
  • глаукома.

При возникновении сомнений лучше получить консультацию медика.

Как правильно выполнять?

Специалисты рекомендуют начать знакомство детей-дошкольников с гимнастикой Стрельниковой с выполнения трех базовых упражнений, каждое из которых выполняется в ритме строевого шага.

Ладошки

Основная функция этого несложного упражнения – разминочная. Делается оно так:

  1. Попросить кроху встать, согнув руки в локтях так, чтобы локти глядели вниз, а ладони оказались отвернуты от лица.
  2. Вдохнуть (правильно, сильно, как описывалось ранее), сжать кулаки, выполнив хватательное движение. Важно работать исключительно кистями.
  3. На выдохе (на котором не следует сосредотачиваться) кулаки разжимаются. Не стоит растопыривать пальцы, достаточно просто разжать кулаки и расслабить кисти.
  4. Сделать 4 громких, небольших по длительности вдоха (словно пытаясь принюхаться).
  5. Выдох допустим через нос либо рот, как удобнее.
  6. Затем делается небольшой перерыв – не более 5 секунд, после чего попросить малыша выполнить серию из 4 вдохов.

Согласно методике, выполнить необходимо 24 блока, в каждом из них по 4 вдоха (итого 96).

Чтобы крохам было веселее, можно перед тем, как объяснять им упражнение, прочесть стихотворение:

Мы сегодня поиграем –

Нюхать воздух вместе станем!

Запахи мы узнаем,

Нюхать заново начнем.

Можно задать игровую ситуации, попросив ребенку вообразить, будто он – кошка, поймавшая мышь. На вдохе хищница сжимает лапку, сдавливает мышь, на выдохе – чуть отпускает ее.

Мы сегодня словно кошки,

В кулачки сожмем ладошки,

Вдох – и мышка в нашей лапке,

Выдох – расслабим царапки.

Упражнение показано в таких случаях:

  • проблемы со щитовидкой,
  • увеличенные аденоиды,
  • у малыша периодически болит голова.

Делается также и для профилактики данных проблем.

Погончики

Еще одно задание, которое придется по вкусу дошкольникам. Порядок действий таков:

  1. Выполняется стоя, руки чуть согнуть и расположить сжатые в кулаки кисти на одном уровне с животом.
  2. Выполнив вдох, нужно резко разжимать кулаки (делается движение, словно необходимо предмет отбросить в пол).
  3. Подобных громких вдохов сделать 8, без передышки. После чего немного отдохнуть.

Оптимальное количество повторений – 12 раз, однако если малышу сложно, к такому результату можно приходить постепенно.

«Погончики» особенно показаны при эпилепсии, остеохондрозе, искривлении позвоночника.

Насос

Делается так:

  1. Попросить малыша встать, поставив ноги на ширину плеч и опустив расслабленные руки.
  2. Округлив спину, сделать небольшой наклон вперед.
  3. Голова на расслабленной шее направлена вниз.
  4. Наклоняясь, выполнить динамичный вдох носом (попросить кроху вообразить, будто он нюхает цветы).
  5. На выдохе ребенок должен вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз без паузы, затем отдохнуть (продолжительность перерыва – 10 секунд) и выполнить еще 12 раз. Это упражнение специалисты советуют делать, если малыш страдает бронхиальной астмой или имеет иные проблемы с дыхательными органами. При необходимости допустимо опираться о стену.

Другие упражнения

Как только три основных упражнения комплекса освоены, можно включить в гимнастику и другие.

Упражнение Обними себяУпражнение Обними себя

Объятия

Благотворно влияет на состояние здоровья при бронхите и астме. Исходное положение – стоя, стопы и плечи составляют горизонталь, руки согнуты в локтях и размещены на одном уровне с плечевым поясом. Порядок действий таков:

  1. Выполнить правильный вдох, при этом энергично обнять себя: правая рука помещается на левое плечо, левая – прячется под правую подмышку.
  2. На медленном выдохе вернуть руки в исходную позицию.

Важно чередовать вдохи и выдохи, делая 16 раз через нос, затем – столько же через рот. Таким образом всего нужно сделать 32 раза.

Кошечка

Довольно веселое упражнение, которое придется по вкусу малышам дошкольного возраста. Также оно очень полезно при увеличенных аденоидах, рините и проблемах с сосудами. Делается так:

  1. Ребенок встает в простую позицию, ноги на ширине плеч, руки опущены.
  2. Вдохнуть, одновременно выполнить два движения – неглубокое приседание и поворот туловища. Руки сгибаются в локтях, словно ребенок копирует повадки кошки.

При выдохе следует занять начальное положение.

Шаги

Еще одно упражнение делается так:

  1. Встать, расслабив мышцы спины, стопы и плечи составляют вертикаль, руки висят вдоль тела.
  2. Сделав динамичный вдох, необходимо шагнуть на месте.
  3. Далее воздух выпускается, делается ритмичный шаг с другой ноги.

Когда ходьба без перемещения не будет вызывать у малышей сложности, следует предложить им пройтись по комнате. Можно задать игровую ситуацию, попросив детей представить, будто сегодня они стали солдатами и принимают участие в очень важном параде, где главное – четко и ритмично выполнять каждое движение. Поможет такое стихотворение:

Мы солдаты на параде!

Смело воздух мы вдыхаем,

Вместе дружно мы шагаем!

Рисунок - дети делают зарядкуРисунок - дети делают зарядку

Движения головой

Очень полезная часть тренировки, включающая в себя несколько упражнений:

  1. Шагая, выполняя повороты головой (активный резкий вдох делается при повороте в левую сторону, естественный выдох – в правую).
  2. Делать наклоны головы в сторону (аналогично предыдущему – резкий вдох при наклоне влево, выдох – вправо).

Чтобы детям не стало скучно, можно попросить их представить, будто сегодня они – кошки, которым очень интересно, что же происходит вокруг.

Любознательная кошка

Решила поиграть немножко –

Глядит влево, смотрит вправо –

Хочет запах распознать.

Интересно, что комплекс Стрельниковой поможет ребенку избавиться от страхов и панических состояний, улучшить их настроение.

Малый маятник

Занять исходную позицию: ноги чуть шире плеч, подбородок поднят, руки опустить вдоль тела, стараться сохранять правильную осанку. Опустив голову, сделать резкий непродолжительный вдох, будто пытаясь разобрать какой-то запах. На выдохе голову запрокинуть назад.

Важно добиваться того, чтобы мышцы шеи не напрягались, а двигалась исключительно голова, оставляя плечи неподвижными. Число повторов надо увеличивать постепенно, на первых этапах вполне достаточно выполнить 4 раза, через несколько тренировок – 8 и так далее, оптимальное количество раз – 96.

Опять же, лучше всего сыграть в интересную игру, например, «Сад и огород»: когда голова запрокинута назад, ребенок проверяет урожай на плодовых деревьях (смотрит, выросли ли яблоки), когда же опущена – интересуется, что происходит на грядке с его любимыми овощами.

Ребенок с астмойРебенок с астмой

В целях лечения

Гимнастика поможет в решении ряда проблем со здоровьем малышей, главное – правильно подобрать упражнения. При аденоидах рекомендуется выполнять:

  • Кошку.
  • Шаги.
  • Шаги назад. Встать, согнутую в колене ногу отвести назад. Присев на другую, вдохнуть, затем, при выдохе, вернуться в начальную позицию. Повторить, поменяв ноги.

Выполнить 4 сета по 8 вдохов.

При астме полезны будут:

  • «Объятия»,
  • «Насос»,
  • повороты головы.

При заикании лучше всего показать малышу, как делать такие движения:

  • «Насос»,
  • «Объятия».

Первые положительные результаты можно будет заметить уже через 2 месяца регулярных занятий. Мышцы гортани и носоглотки укрепятся, ребенок будет испытывать меньше проблем с дыханием и произношением. Заниматься по методике Стрельниковой от заикания рекомендуется с 5-6 лет.

Техника проведения занятий

Рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Не заниматься перед сном, поскольку гимнастика бодрит.
  2. Если тренировка проходит после приема пищи, то пройти должен как минимум час.
  3. Вдох делается с сомкнутыми губами.
  4. На выдох обращать внимание не следует.

Заниматься лучше дважды в день:

  • утром (перед первым приемом пищи),
  • во второй половине дня (но не перед отправлением ко сну).

Проводить такие тренировки можно как дома, так и группе детского сада, как с одним малышом, так и с целой группой. Дополнительное преимущество – отсутствие какого-либо инвентаря.

Продолжительность занятий – 40-50 минут в сутки, в этом случае можно добиться и улучшения при проблемах с дыхательной системой и их качестве профилактики.

Девочка с игрушкой-флюгеромДевочка с игрушкой-флюгером

4 основных правила

Познакомимся с правилами построения тренировки для дошкольников:

  1. Вдох необходимо делать сильным, эмоциональным, внезапным. Растягивать его – совершенно бесполезное для речевого аппарата действие. Лучше всего использовать игровой момент и предложить крохе представить, будто он находится в чаще леса во время пожара. Ребенку необходимо принюхиваться к окружающим его запахам, представив, что он пес-ищейка. Это поможет малышу избавиться от эмоционального дискомфорта при активном дыхании.
  2. Научиться правильно дышать поможет игра в воздушный шар. Ребенку нужно вообразить, будто он надувает шарик, за счет этого и должен получиться мощный активный вдох и бесшумный выдох. Схема проста: вдохи совершаются на счет 2, 4, 8, 16, в минуту делается до 8 вдохов, пауза составляет 5 секунд.
  3. Важно проводить тренировки не «время от времени», когда возникнет желание, а на регулярной основе. Специалисты рекомендуют не переносить занятия даже в те дни, когда малыш приболел, поскольку упражнения в первую очередь и направлены на улучшении самочувствия. В этом случае необходимо увеличивать продолжительность отдыха между сериями.
  4. Дети дошкольного возраста активны и динамичны, что и нужно использовать, поэтому движение – лучший помощник. Заниматься дыхательными упражнениями лучше всего во время бега, ходьбы, зарядки, а также лежа, сидя. Поэтому разнообразие ситуаций создать будет несложно. В момент вдоха грудная клетка должна быть сжата, рот – слегка приоткрыт, это способствует естественному выдоху.

Интересно, что занятия по методике можно совмещать и с плаванием, лыжным спортом, прогулками в парке.

Таковы основные упражнения дыхательной гимнастики Александры Стрельниковой, которые могут использовать родители, жалеющие вырастить своего кроху сильным и здоровым. Делать любое из них можно вместе, весело проводя время, не обязательно дома, но и совмещая с активным отдыхом и занятиями спортом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: