Игры для дошкольников на развитие мышления с пеленок до 7 лет

Все родители хотят вырастить детей умными, сообразительными, поэтому часто интересуются, с какого возраста можно предлагать ребенку игры на развитие мышления. В поисках ответа они обращаются к различным источникам и иногда закрывают хорошую страницу только потому, что споткнулись о непонятное слово. Не уходите с сайта, если что-то покажется вам трудным для понимания. В этой статье все сложные термины будут объяснены доступным языком.

Ребенок размышляет

Что такое мышление?

Не нужно считать, что если ребенок читает наизусть длинные стихи или в полтора года знает почти все буквы, то у него прекрасно развито мышление. Эти действия говорят только о хорошей памяти. Мыслительная деятельность должна отражаться в правильном понимании окружающей действительности, способности уловить связи между различными явлениями. Человек со сформированным мышлением при решении различных жизненных задач использует смекалку, находит нестандартные ходы.

Несведущему человеку кажется, что разобраться в процессах формирования мышления очень сложно и эти знания доступны только специалистам. Конечно, наука о мозговой деятельности требует долгого освоения, но в основных понятиях и способах их применения при воспитании дошкольника сможет разобраться каждая мама.

В мыслительных процессах выделяют 5 основных операций.

  1. Анализ – умение разобрать предмет или явление «по косточкам», выделить составляющие части и признаки. Например, услышав слово «арбуз», человек сразу представляет себе большой круглый плод с зеленой корочкой и вкусной красной мякотью.
  2. Синтез – операция, противоположная анализу, позволяющая по отдельным определениям понять, о чем идет речь. Например, животное, которое мяукает, любит молоко и ловит мышей – кошка.
  3. Сравнение – умение найти сходство и различие между предметами или явлениями. Зима и лето – времена года, но летом тепло, а зимой холодно.
  4. Обобщение – умение понять связь между несколькими терминами и назвать их одним словом: тарелка, чашка, блюдце – посуда.
  5. Классификация – умение группировать предметы по одному признаку: материалу, цвету, форме.

Все эти стадии идут одна за другой, но чтобы мыслительные процессы развивались правильно, с ребенком нужно заниматься. Желательно заранее подбирать задания, постепенно усложняя их. Иногда малыш «застревает» на каком-то этапе развития. Не впадайте в панику – скорее всего, через несколько дней он усвоит непонятный урок и сможет двигаться дальше. Волноваться нужно, если прошло около месяца, но никаких достижений нет. В этом случае следует обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Мальчик играет с машинками

Как связано мышление с другими когнитивными процессами?

В любом человеке с рождения заложена тяга к познанию окружающего мира. Процессами изучения и исследования действительности занимается когнитивная психология. Эта отрасль изучает внимание, память, эмоции, мышление – то есть внутреннюю психическую деятельность человека.

Представьте ситуацию: дипломат выслушал неприятные высказывания, которые сильно затронули его чувства. В силу своей профессии он обязан быть вежливым, изображать дружелюбие и не показывать негативной реакции на выпады противников. Внешние проявления – это поведенческие реакции. Внутри у человека все кипит, он почти готов броситься на обидчика с кулаками, но разум подсказывает, что нужно сдержаться, мозг ищет приемлемые ответы, вспоминает опыт подобных ситуаций и анализирует последствия каждого слова. Эти невидимые глазу процессы и относятся к когнитивной сфере.

Мышление – один из видов когнитивной деятельности. Оно неразрывно связано с другими составляющими внутренней психической сферы. Если убрать остальные процессы, человек уподобится совершенному компьютеру, который может решать сложные задачи: новейшие приборы умеют обучаться и строить многоходовые логические связи, но назвать их разумными существами нельзя.

Человеку доступен целый комплекс когнитивных процессов, которые и делают его личностью:

  • восприятие,
  • память,
  • мышление,
  • эмоции,
  • способность общаться,
  • внимание.

При занятиях по развитию мышления нужно задействовать все эти процессы, иначе желаемого результата получить не удастся. Если ребенок станет решать задачи равнодушно, без эмоций, этот процесс ему сразу наскучит, и малыш побежит искать более интересное дело. Отсутствие внимания приведет к тому, что ученик пропустит важные данные в условии задачи и решение окажется неправильным. Умение общаться необходимо для обмена информацией и взаимодействия при совместной работе над решением вопроса. Отключите остальные составляющие – и мозг окажется в вакууме, мыслительная деятельность станет невозможной.

Мама играет с ребенком в песочнице

Этапы развития мышления

Как только малыш родился, в его мозг начала поступать масса новой информации. Сначала в маленькой головке царит полный хаос, но постепенно все, что кроха видит, слышит и чувствует, приходит в определенную систему, между различными сведениями возникают связи. Мама берет на руки, расстегивает халат, грудничок чувствует знакомый запах – значит, можно пососать вкусного молочка.

Развитие мышления можно начинать уже сейчас. Возьмите ручку младенца, нажмите на кнопочку – и в комнате зажжется свет. Не молчите при этом действии, объясните: нужно нажать на выключатель, чтобы стало светло. Когнитивная система отправит эти сведения в долговременную память, образуется причинно-следственная связь. Не нужно рассказывать крохе теорию электромеханики, он все равно ничего не поймет, а взаимодействие «выключатель – лампочка» запомнит.

Примерно до школы мыслительные процессы будут развиваться только на основе тех знаний, которые поступают через органы чувств. Сейчас малышу бесполезно объяснять, что такое космос, электромагнитные волны, бесконечность – он не может это увидеть, потрогать, передвинуть. Абстрактные понятия станут доступны не раньше 5 лет.

Различается несколько этапов развития мышления:

  1. наглядно-действенный – от года до 3 лет,
  2. наглядно-образный – от 3 до 7 лет,
  3. абстрактно-логический – начинается в школьном возрасте.

Считается, что наглядно-действенное мышление развивается после года, но уже грудничку можно показать, что действия человека приводят к какому-то результату. Стакан был пустой, вы вдвоем налили в него воду из бутылочки – сосуд наполнился, можно попить. Для взрослого человека исход таких действий понятен, а для малыша это настоящее открытие. Учите его наполнять игрушечные емкости песком, жидкостями, крупой. А что произойдет, если положить в ведерко снег и принести его в теплую квартиру? Вы знаете, а для малыша это – настоящее волшебство.

После 3 лет ребенка уже не удивить включающимся светом или тающим снегом, у него начинает формироваться наглядно-образное мышление. Дети считают Деда Мороза или Зубную фею реальными существами, которые участвуют в жизни людей. Малыш с удовольствием рассматривает картинки в книжках, фотографии, узнает на них родных людей и знакомые предметы. Постепенно он начинает понимать, что собака – это не только Рыжик, живущий в его квартире, но и множество других животных, встречающихся на улице и на картинках.

Около 5-7 лет ребенок начинает разбираться в символах, значках, цифрах. Понятия отрываются от образов – он знает, что такое «воздух», хотя не может его ни увидеть, ни потрогать. На основе 2-3 фактов дошкольник может сделать вывод, прогнозировать дальнейшие события. Ребенок дошкольного возраста знает, что в ненастную погоду мама заставляет его надевать сапоги. Сегодня идет дождь – значит, выбежать на улицу в кроссовках не получится. Формируется новый этап – абстрактно-логическое мышление.

Мама играет с малышом

Занятия с детьми младшего возраста

У годовалого малыша полным ходом идет развитие мозговой деятельности. Он познает окружающий мир через действия: если предмет невозможно схватить, сломать, засунуть в рот, вещь редко становится интересной ребенку. Дети стремятся попасть в любой уголок квартиры, открыть любую дверь. Они вытаскивают вещи из шкафов, пробуют на вкус мамину губную помаду. Не мешайте детским исследованиям, просто уберите в недоступное место все опасные предметы.

Научите ребенка не только ломать, но и создавать. Многочисленные игры для дошкольников на развитие мышления дают огромный простор для творческого процесса. Можно обойтись и без дорогого дидактического материала. Стройте башни из кубиков, лепите снеговиков. Летом возьмите на прогулку ведерко, совок и набор формочек. Даже самого непоседливого малыша можно некоторое время удержать на одном месте, если он займется игрой с песком.

Совет

Не гуляйте все время на одной и той же детской площадке, ходите по разным местам. Одинаковая обстановка не дает новых впечатлений, которые являются важной пищей для развития мышления.

В этом возрасте формированию детского мозга очень помогут развивающие центры, мобили, всевозможные шкатулки и коробочки, куда можно положить небольшой предмет. Купите ребенку пирамидки, конструкторы для самых маленьких, кубики, игрушки, которые можно собирать и разбирать. Мелкая моторика, необходимая для этих действий, стимулирует развитие мозга и хорошо подготовит малыша к переходу на формирование следующего, наглядно-образного типа мышления.

Совет

Если малыш не хочет заниматься конструктором или кубиками, проявите хитрость. Попробуйте собрать сами, сделайте вид, что ничего не получается, и попросите вам помочь. Задание для ребенка на развитие мышления

Игры на развитие наглядно-образного мышления

Когда малышу исполнится 3 года, нужно развивать его наглядно-образное мышление. Родителям ни в коем случае нельзя мешать этому процессу. На прогулке малыш тянет папу к дереву показать, что у того есть глазки и ротик. Стремящийся вложить в голову ребенка как можно больше научных знаний мужчина говорит, что большое отверстие – это дупло, а круглые точки – следы от отвалившихся веток. Волшебство пропало, сказочный дуб с добрым лицом превратился в обычное растение – и стремление находить в привычных предметах что-то новое начинает угасать. Общаясь с ребенком, забудьте о своем возрасте, посмотрите на окружающие предметы глазами маленького человечка и вместе с малышом придумайте, на что они похожи.

Около трех лет дети иногда отвергают дорогих нарядно одетых кукол и играют со щепочкой, деревянной ложкой или старым пупсом, на котором уже не видно лица. Такому явлению можно только порадоваться: юному фантазеру неинтересны игрушки, где все понятно и придумать уже ничего нельзя. Зато в сухой ветке он увидел такую куклу или зверюшку, которая ему нужна. Не ругайтесь, что малыш несет домой с улицы то камень, то обломок доски, – вместе подумайте, что это такое и как этот предмет можно применить.

Некоторые дети с пеленок начинают замечать похожие признаки в совершенно разных предметах, у других такую способность нужно развивать. Существует несколько игр, которые помогут ребенку научиться строить образные ассоциации. В магазинах можно приобрести головоломки, где из нескольких элементов нужно сложить различные фигуры. В домашних условиях можно использовать все, что попадется под руку, и придумать множество игр и соревнований.

  1. Возьмите картинку, кубик или другой предмет и предложите придумать как можно больше образов, на что это похоже.
  2. Нарисуйте половину бабочки, снежинки или другого симметричного изображения. Малыш должен закончить картинку.
  3. Составьте из спичек геометрическую фигуру и попросите переложить 2-3 палочки, чтобы получилось другое изображение (флажок из домика, танк из корабля).
  4. В сетке 3х3 квадрата нарисуйте 3 разных мячика или домика. 2 клеточки оставьте пустыми и попросите их заполнить, чтобы в каждом ряду и столбце оказались разные предметы.

Дети за настольной игрой

Развитие абстрактно-логического мышления

Без развитого абстрактно-логического мышления невозможно получать новые знания, решать задачи, проводить исследования. Даже животное можно научить нажимать на ручку, чтобы открыть дверь. Но что делать, если она не открывается? Именно этот тип мозговой деятельности заставит мыслящего человека обследовать весь проем, повертеть рукоятки на замках, проверить шпингалеты и разобраться в причине возникшей проблемы.

Дошкольники могут решать простые математические задачки: к 3 яблокам прибавить 2 и сосчитать, сколько получилось. В школе детям придется делать сложные расчеты, где без формул, уравнений, а позже и интегралов уже не обойтись. Если у ребенка не развито абстрактно-логическое мышление, учеба превратится для него в пытку. Не нужно сваливать вину на наследственное отсутствие способностей – мозг, как и мышцы, следует тренировать.

Чтобы заложить основы логического мышления, занимайтесь с ребенком играми, в которых нужно выделять сходные и различающие признаки предметов. Рассыпьте перед ним пуговицы и попросите разложить их на несколько кучек, в каждой из которых предметы будут чем-то похожи. Если малыш затрудняется, дайте ему задание сами, например: красные отдельно, черные отдельно, зеленые отдельно. Возможно, он сам разделит пуговицы на группы, но вы не сможете понять, по какой системе это сделано. Не говорите сразу, что так неправильно, разберитесь, что ребенок увидел в этих предметах. Он мог отделить красивые от некрасивых или те, которые он уже видел, от незнакомых. Такая классификация тоже допустима.

В ожидании автобуса или в очереди ребенку становится скучно, он начинает ныть или баловаться. Не раздражайтесь – сейчас самый удобный момент заняться развивающими играми. Вариантов существует очень много.

  1. Съедобное – несъедобное. Вы называете любой предмет, а ребенок должен определить, годится ли он в пищу. Со временем игру можно усложнить, например, назвать сырое мясо или куклу из пряника.
  2. Найти лишнее. Вы называете 5 слов, к примеру: кошка, собака, стул, корова, коза. Ребенок должен сказать, что здесь лишнее и почему.
  3. Закончи фразу. Начните предложение, а ребенок пусть его закончит, назвав причину: мы вышли из дома в плащах, потому что… (идет дождь).
  4. Назови одним словом. Вы называете несколько предметов, а малыш должен назвать их одним словом: стол, стул, диван – мебель, суп, каша, хлеб – еда.

Игр, развивающих абстрактно-логическое мышление, существует множество. Начните играть с дошкольником в шашки, потом можно освоить шахматы и нарды. Вы не просто двигаете фигуры – мозг в это время анализирует ситуацию, предвидит возможные ходы противника и ищет лучший ответ на них. Не ругайтесь, если ребенок увлекся пасьянсами, пазлами, сборкой кубика Рубика. Он не попусту теряет время, а учится просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, искать верное решение среди множества комбинаций, развивает разум и логику.

В мыслительных способностях человека не все зависит от наследственности. Ученые наблюдали близнецов, воспитывающихся в разных семьях, и определили, что дети, развитием которых серьезно занимаются, становятся смышленее и сообразительнее братьев и сестер, на которых обращали мало внимания. Не нужно заваливать малыша головоломками и развивающими играми, чтобы он не мешал взрослым заниматься своими делами. Совместные занятия, развивающие мышление и речь, принесут намного больше пользы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: