Использование популярных детских карточных игр для развития ребенка

Многие родители покупают для своих малышей всевозможные развивающие карточки, полагая, что, рассматривая их, ребенок действительно будет развиваться. На самом деле истинное развитие происходит тогда, когда малыш начинает взаимодействовать и общаться со взрослым. То есть с крохой нужно обязательно играть, используя потенциал карточек. А он огромен. Какие карточные игры для детей можно проводить, в чем их польза?

Дети играют в карточки

Играть – полезнее, чем рассматривать

Это факт. Рассматривая изображения на карточках, ребенок действительно может в какой-то мере расширить свои представления об окружающем мире. Но если превратить этот процесс в карточные игры, можно комплексно развивать множество необходимых ребенку качеств:

  • внимание,
  • память,
  • логическое мышление,
  • сообразительность,
  • усидчивость,
  • восприятие,
  • связную речь,
  • воображение и фантазию,
  • скорость реакции.

Кроме того, различные игры с карточками могут оказать неоценимую помощь при подготовке будущих первоклассников. С их помощью ребенок получит важные знания счета, чтения, представления о размерах, формах, цветах предметов, умение обобщать, находить сходства, отличия, даже изучать иностранный язык.

Возрастной интервал обычно указывается на коробке с такими карточками. Чаще всего – от 3 до 6 лет.

Многие производители таких наборов уверяют, что использовать их можно с самого раннего возраста: с двух лет или даже с года. Не идите у них на поводу. Активно в карточные детские игры начинайте играть с малышом лет с трех. До этого возраста деткам не так интересны карточки, как реальные предметы и игрушки. Уровень интеллектуального развития еще не тот – вам будет сложно удерживать их внимание.

В крайнем случае пусть целью таких игр будет найти, сопоставить, показать, принести реальные предметы, соответствующие карточкам. Или сделайте сами очень яркие карточки большого размера.

Карточки - индюк и индюшонок

Купить или сделать самим?

Существует немало готовых комплектов и серий от разных производителей, которые без труда можно приобрести в магазинах. Например, такие серии:

  • «Умные карточки»,
  • «Вундеркинд с пеленок»,
  • «Занимательные карточки»,
  • «Умница. Мир на ладошке» и др.

В каждой серии можно найти комплекты карточек разной тематической направленности:

  • Изучаем счет (азбуку, цвета, геометрические фигуры),
  • Найди пару,
  • Истории в картинках,
  • Найди противоположности,
  • Что хорошо, что плохо,
  • Транспорт,
  • Профессии,
  • Деревья,
  • Посуда,
  • Животные,
  • Мебель,
  • Времена года,
  • Кто что ест,
  • Кто чей малыш и т.д.

Самые популярные из них, пожалуй, те, которые учат соотносить два предмета между собой (животное и пищу, дерево и лист, животное и его детеныша, растение и его плод). В некоторых наборах могут быть задействованы обе стороны карточек: на обороте размещается интересное задание для ребенка, некоторые по принципу работы напоминают детское лото или пазлы.

Покупая такие наборы, обращайте внимание на качество картона, самих рисунков (они должны быть простыми, яркими, понятными малышу), и размер карточек (лучше покупать большие).

Чем разнообразнее ассортимент карточек, тем интереснее и результативнее будут занятия с ними, ведь картинки из разных наборов можно использовать вместе. Но в принципе, покупать их мешками совсем не обязательно. Можно приобрести основные, а остальные доделать самостоятельно, или вовсе изготовить полностью все комплекты самим.

Для этого можно нарисовать, сфотографировать или скачать, а затем наклеить на плотный картон, нужные изображения. Так легче удается подобрать именно те картинки, которые нужны родителям, а не гоняться в их поиске за количеством купленных комплектов.

Самодельные карточки для малышей

Игры для самых маленьких

Это как раз тот случай, когда картинки на бумаге могут быть интересны малышам до 3 лет. При условии, конечно, что они большие, яркие и очень прочные.

  • Принеси мне это. Играть можно с того возраста, когда малыш научится ходить и понимать простые просьбы взрослых. Крохи не могут усидеть на месте, поэтому нужно обеспечить во время занятия их ходьбу, а лучше – бег. Для этого картинки располагаются в одном конце комнаты, а взрослый и малыш – в другом. Родитель называет крохе любой из предметов, чье изображение имеется в картотеке, а он должен пойти или побежать к расставленным картинкам, выбрать и принести нужную, с указанным предметом. Начинать можно с 3–4 карточек, а по мере роста ребенка количество увеличивать.
  • Найди такое же. Мама дает ребенку картинку с изображением предмета, который есть в квартире. Его задача – подойти к этому предмету и показать (или принести, если он небольшой). Когда малыш немного подрастет, можно слегка усложнить процесс. По комнате раскладываются игрушки, обозначающие однородные предметы (фрукты, транспорт, животных). Перед ребенком раскладывают несколько картинок и просят на каждую положить сверху игрушку, которая соответствует данному изображению.
  • Чей звук? Взрослый имитирует звук разных птиц или животных, известных малышу, а он должен показать, на какой картинке это животное изображено. Или наоборот: мама показывает картинку, а малыш озвучивает. Вариант – предметы, издающие звуки, музыкальные инструменты. Ребенок сможет поиграть, даже если пока не умеет говорить.

Мама показывает дочке карточки с животными

Для тех, кто постарше

Чем старше ребенок, тем сложнее задания, тем большее число картинок в них задействовано. К тому же, для детей старше 3 – 4 лет карточные игры уже становятся настольными: достаточно раскладывать перед малышами изображения и просить совершить с ними те или иные действия.

Вот несколько примеров игр:

  • Чья часть? Ребенку показывают несколько карточек на одну тематику. Затем он отворачивается, а взрослый оставляет только одну картинку, при этом закрывает рукой большую ее часть. Задача юного игрока – отгадать, что изображено.
  • Сортировка. Вариантов подбора картинок множество. Главная цель ребенка – сортировать их на 2 группы по каким-то признакам (овощи – фрукты, одежда – обувь и т. д.). Если малышу еще не интересно просто раскладывать, можно предложить ему отправлять по местам: животных – в лес (картина с изображением леса), птиц – в гнездо (миска), воздушный транспорт – на стену, водный – в «водоем» (лист голубой бумаги). Количество изображений можно постепенно увеличивать, как и число признаков для сортировки (3, 4, 5 групп).
  • Это лишнее. Задача – обратная. Найти среди изображений одной группы картинку из другой (среди картинок с одеждой – одна с обувью, среди наземного транспорта – один воздушный или водный и т. д.). Ребенок должен объяснить, по какому принципу он исключает то или иное изображение.
  • Где пара? Ребенку надо из общего числа карточек выбрать парные, но изображенные по-разному (красный мяч и полосатый, большое красное яблоко и маленькое желтое). С возрастом пары становятся сложнее: буква и изображение, название которого на нее начинается, цифра и соответствующее количество предметов, буквы прописные и строчные.
  • Найди похожее. Малышу предлагается несколько карточек с геометрическими фигурами. Его задача – выложить около них изображения, напоминающие каждую фигуру по форме (треугольный кусок сыра и линейку-угольник – около треугольника, мячик, яблоко и кепку – около круга).

Дети играют в карточную игру

Поиграем вместе?

После 4 лет можно играть с несколькими детьми одновременно – они начинают посещать детский сад и приобретают навыки коллективного взаимодействия. Из готовых настольных игр наиболее известная – викторина «Самый умный», но она предназначена для школьников.

Для малышей можно приобрести более простые варианты. Например, детское лото или игру «Кошки-мышки», в которой игрокам нужно выстроить путь к мышке, укравшей у кошки сыр, ориентируясь на направления, указанные на карточках. Существуют также наборы из нескольких игр в одной. Они содержат различные карточки, карты, фишки, кубики и т. д.

Но можно использовать для коллективных игр и обычные картинки. Например, ведущий (взрослый) берет одну картинку и не показывает игрокам. Они задают ему наводящие вопросы об изображении, пока кто-то не отгадает его.

Другой вариант более веселый. Детям раздают карточки. Ведущий задает каждому играющему любой вопрос, а тот должен ответить с использованием слова, обозначающего изображение. Например: «Что ты сегодня ел?» – «Ботинок». «Что ты любишь надевать на голову зимой?» – «Сковороду».

Есть более интеллектуальная игра. Один из участников берет картинку, не глядя на нее, отворачивает изображением от себя. Он начинает задавать другим игрокам вопросы о своей картинке, пока не отгадает ее.

Карточных игр для детей можно найти или придумать великое множество. И каждая из них будет развивать свой навык. Главное, чтобы не было скучно, а карточек было много – разных и прочных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: