Как без лишнего стресса приучить своего ребенка к детскому саду?

Детский сад – первый социум для маленького ребенка. Начало его посещения неизбежно вызовет состояние стресса. Ведь это новые условия и правила, новые дети и взрослые вокруг, необходимость знакомиться, учиться контактировать с окружающими. А еще – отрыв от мамы, с которой малыш привык проводить почти все свое время, проверка на самостоятельность. Как же правильно приучить своего ребенка к садику, помочь ему адаптироваться к новым условиям с наименьшими потерями для нежной психики?

Малыши играют

Отпечаток возраста

Одно из основных условий успешной адаптации малыша к детскому коллективу – правильный возраст. Ребенка могут отдать в детское учреждение и в 2, и в 4 года – все зависит от возможностей семьи. Для каждого возраста возможны свои проблемы, к которым нужно быть готовыми.

Например, двухлеткам довольно сложно научиться обслуживать себя (кушать, одеваться, пользоваться горшком). К тому же, они из-за отсутствия достаточного опыта практически не умеют налаживать контакт с другими детками: знакомиться, играть вместе, делиться игрушками.

В трехлетнем возрасте малыши переживают возрастной кризис, когда происходит осознание себя как отдельной, свободной, значимой личности. В зависимости от остроты протекания кризиса острота адаптации к садику тоже будет разной. Но неизбежно произойдет наложение одной стрессовой ситуации на другую. Поэтому психологи не рекомендуют отдавать деток в сад до тех пор, пока кризис не пойдет на спад.

К четырем годам ребенок умеет себя обслуживать, может подружиться и поиграть с другими малышами. Но здесь могут сказаться устоявшиеся привычки: находиться с мамой в домашней обстановке, соблюдать свой режим и следовать своим правилам. Ломать эти устои с возрастом сложнее.

Поэтому для определения малыша в садик оптимально будет выбрать период между 3 и 4 годами.

Постарайтесь не совмещать процесс адаптации к садику с другими стрессовыми ситуациями (развод родителей, переезд на новое место, смерть близкого человека, рождение младшенького).

Недовольный ребенок

Сколько продлится адаптация?

Этот вопрос волнует родителей, пожалуй, больше всего. Все будет зависеть от множества факторов:

  • возраста малыша,
  • наличия параллельной стрессовой ситуации,
  • наличия у родителей других детей,
  • степени опеки над ребенком,
  • уровня его зависимости от мамы,
  • неуверенности, тревожности малыша,
  • крепости иммунитета,
  • устойчивости нервной системы,
  • степени открытости, общительности крохи, и др.

В зависимости от этих факторов адаптация может протекать с разной степенью сложности.

  • Легкая. Проходит в среднем за 3 – 4 недели, без особых скандалов или истерик (но и не без них). Малыш быстро находит друзей среди одногруппников, учится доверять воспитателю. Он с радостью рассказывает обо всем, что с ним произошло за день, ему интересно идти к новым друзьям снова. Его речь довольно быстро развивается.
  • Средняя (самая распространенная). Может затянуться на 2, а иногда и более, месяца. Ребенок долго воспринимает садик как наказание, не хочет туда идти, просыпается с плохим настроением, капризничает. Может говорить, что в садике вроде как нормально, но идти туда ему не хочется. Связано это, прежде всего, с ломкой устоев: дома он сам устанавливал правила игры и нормы поведения, а тут приходится считаться с другими и подчиняться.
  • Тяжелая (встречается довольно редко). Обычно она свойственна деткам с задержкой развития, проблемной психикой. Но иногда может проявляться и у обычных детей, которые росли избалованными, не знали отказов и оказались совершенно неготовыми к новым условиям жизни. Также «в зоне риска» – дети из неблагополучных семей. Приучить такого ребенка к детскому саду чрезвычайно сложно (а иногда и невозможно). Если ребенок систематически не слушается воспитателя, грубит ему, игнорирует режим дня садика и принятые здесь правила поведения, на это стоит обратить пристальное внимание. Такой малыш во время общего занятия может демонстративно делать что-то свое и злиться, реагируя на замечания, он агрессивно и враждебно настроен по отношению к другим детям: бьет их, толкает, отбирает игрушки. В таком случае ребенок с мамой должен посетить детского психолога. Если специалист сделает вывод о возможности пребывания ребенка в саду, то время коррекционной работы с психологом ребенку лучше пересидеть дома. Если адаптация невозможна, малыша отправят в специальный коррекционный детсад.

Вообще же психологи говорят, что чаще всего от момента исчезновения негативных проявлений до полной адаптации ребенка к детскому саду может пройти до 3 месяцев. Все это время ему нужны мамина любовь, понимание и поддержка. А чтобы привыкание прошло менее болезненно, маме следует подготовить ребенка к столь важному событию заранее.

Ребенок учится одеваться

Заблаговременная подготовка

Итак, как и когда нужно начинать готовить малыша к садику? Как минимум за 3 (а лучше за 6) месяцев должна начаться подготовительно-адаптационная работа. Она включает в себя несколько аспектов.

  • Прежде всего, навыки самообслуживания. Ребенка постепенно нужно приучать пользоваться горшком, краном, зубной щеткой, посудой, одеваться, засыпать без укачивания. Приобретите удобную одежду на кнопках и обувь на липучках, которые малыш сможет надевать и снимать сам, пусть научится пользоваться ими. Научите его заранее предупреждать о том, что ему надо в туалет.
  • Социализация. Чаще гуляйте с малышом на детских площадках, чтобы у него была возможность знакомиться и контактировать с другими детьми, учиться совместным играм. Наблюдайте, как он ведет себя с малознакомыми малышами. Если начнутся сложности, у вас еще есть время что-то исправить. Возможно, придется прибегнуть к помощи детского психолога.
  • Отлучение от мамы. Начинайте учить кроху тому, что мама может находиться с ним не всегда, но это не значит, что она его бросает. Оставляйте его на какое-то время на попечение бабушки, тети, подруги, чтобы он привыкал обходиться без вашего присутствия. Придумайте специальный ритуал прощания – нежное слово, поцелуй, объятия, можно помахать ручкой, проводить маму в окне.
  • Режим дня. Выясните, по какому режиму работает ваш садик, и постепенно приучайте свое чадо спать, играть и кушать в такое же время.
  • Моральная подготовка. Чаще рассказывайте крохе, какой он теперь взрослый – будет ходить в детский сад, как там здорово (много разных игрушек и интересных занятий, добрый воспитатель, увлекательные прогулки и т. д.). Во время прогулок проходите мимо вашего будущего садика, рассказывая крохе, как ему повезло, ведь скоро он будет туда ходить! В присутствии ребенка говорите с родными и друзьями о том, какой важный этап его ждет впереди, как вы этим гордитесь. Можно инсценировать атмосферу детского сада в домашних играх: назначить игрушки на роли воспитателя, деток, вашего ребенка, показать, чем и как они там занимаются, как здорово проводят время, а вечером их обязательно забирают родители. Расскажите, кто такой воспитатель, для чего он нужен. Избегайте при малыше разговоров о возможных трудностях с его адаптацией.
  • Здоровье. Укрепляйте иммунитет ребенка. Много гуляйте, проводите закаливание, одевайте по погоде. Организуйте сон при открытой форточке и частое проветривание комнаты. Возможно, педиатр предложит курс поливитаминов.
  • Знакомство. Незадолго до начала посещения садика, после всей предварительной работы приведите кроху в его будущий садик для знакомства с жизнью детей. Пусть он увидит, как интересно на прогулке, как здорово иметь много друзей, чем еще детки здесь занимаются, познакомится с воспитателем (которому заранее нужно будет рассказать об особенностях характера вашего чада). Только не приводите ребенка к началу дня, когда туда приходят дети. Иначе он может увидеть слезы и истерики тех, кто еще не привык к детскому коллективу, что станет большим стрессом (если другие плачут – значит, здесь плохо, зачем мама будет водить меня сюда?)

Воспитатель знакомит ребенка с садиком

Идем в садик

Как же сделать оптимальной адаптацию, когда ребенок начнет ходить в садик? Нужно помнить, что совсем без стресса обойтись не удастся. Малышу в любом случае нужно будет время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но родители могут сократить этот период своими правильными действиями. Первое, что здесь нужно помнить, – постепенное увеличение времени пребывания крохи в новом месте.

Первые несколько дней ребенок должен проводить в саду не больше 1–2 часов с утра. Затем время можно увеличить еще на час. Еще через несколько дней – снова добавить час. Постепенно (примерно через 2–3 недели) ребенок привыкнет оставаться в саду и на обеденный сон, а после сможет проводить здесь весь день.

Что еще могут сделать родители в этот период, чтобы облегчит малышу привыкание?

  • Используйте придуманный ритуал прощания, позволяющий крохе легче вас отпустить. Не показывайте своей тревоги или волнения. При этом обязательно говорите ребенку, что заберете его, объяснив на понятном ему языке, когда именно (после прогулки, после игры в группе, после обеда, после сна).
  • Если крохе сложно расставаться утром с мамой, пусть первое время его приводит папа (скорее всего, с ним малыш будет вести себя более сдержанно и меньше страдать от разлуки).
  • Если и это будет сложно, сделайте дубликат ключа от квартиры и оставляйте его в шкафчике дочки или сына. Объясните, что без ключа вы домой не попадете, поэтому обязательно придете за малышом, заберете ключик и вместе пойдете домой.
  • Первое время давайте чаду с собой в садик его любимую игрушку – пусть она ждет его там.
  • Купите две одинаковые пижамки – одну для дома, другую для садика. Это также поможет крохе быстрее привыкнуть к новому месту.
  • В этот период больше проводите времени с ребенком, чаще говорите, что вы его все так же любите, гордитесь его самостоятельностью, его достижениями. Храните дома его садовские поделки и чаще хвастайтесь ими перед друзьями и знакомыми в присутствии малыша.
  • Живо интересуйтесь жизнью крохи в новом коллективе: что делали, что кушали, с кем подружился, во что играли. Если он поделится какой-то проблемой в общении с одногруппниками, обыграйте ее в виде сказки с игрушками, покажите, как герой сказки (зверушка, например) вышел из положения. Так ребенок будет чувствовать вашу поддержку и учиться справляться с проблемами.
  • Помните, что в адаптационном периоде у крохи накапливается множество эмоций, требующих выхода. Дайте им этот выход, гуляя на площадке, бегая, прыгая. Возможно, ему понадобится больше обнимать вас, чаще сидеть у вас на коленях.
  • Обеспечьте ребенку полноценный ночной сон. Тогда следующий день пройдет более спокойно и продуктивно.

И главное – проявляйте терпимость к изменившемуся характеру ребенка. Помните: это происходит потому, что ему сейчас трудно, он нуждается в вашей поддержке.

Девочка обнимает маму

Избежать ошибок

Чтобы помочь своему дошколенку побыстрее пережить адаптационный период, важно не только делать все правильно, но и не делать ничего неправильно, как ни банально это звучит.

Итак, чего нельзя делать, приучая малыша к детскому саду?

  • Оставлять его сразу на полный день.
  • Приводить в садик с признаками болезни. Ребенок и сам схватит в группе что-то еще, и деткам «подарит». В период адаптации частые простудные заболевания – признак привыкания к микрофлоре группы, а также снижения иммунитета на фоне стресса. Это нужно переждать.
  • Высказываться негативно о воспитателе, персонале и вообще детском садике в присутствии своего чада.
  • Пугать ребенка, что за плохое поведение его отправят в детский сад (например, в выходной или во время болезни) или оставят там на ночь.
  • Обещать сладость или другое вознаграждение за хорошее поведение в садике. Это очень быстро приведет к потребительскому отношению.
  • Наказывать за плохое поведение, энурез, плохой сон в период адаптации. Крохе и так трудно. Помогите ему справиться своим участием и поддержкой.
  • Активно развлекать малыша походами в кинотеатр, цирк, зоопарк, на аттракционы. Наваливать на ребенка сразу несколько детский учреждений (садик, секция, кружок, занятия иностранным языком или еще чем-то). Поберегите детскую психику от переизбытка эмоций.

Детский садик – первый в жизни малыша новый коллектив. Задача родителей – помочь ему как можно легче преодолеть все барьеры и освоиться с новым положением дел. После этого могут последовать и кружки, и секции – дополнительно развивать малыша совсем не вредно. Но – всему свое время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: