Одна из наиболее частых проблем, связанных с обучением ребенка в школе, – запоминание стихотворений. Понятно, что лучший способ – тренировать память. Но этот процесс будет происходить в течение долгого времени и даст результаты не скоро. А что делать, если отвечать нужно завтра? Как быстро выучить стих, не обладая феноменальной памятью?
Что нужно знать о памяти?
Во-первых, чтобы стих выучить надолго, придется задействовать долговременную память. Чтобы добиться этого, необходимо воспроизвести нужную информацию, наполнить ее эмоциями и правильно повторять.
Также полезно соблюдать следующие правила:
- Запоминание эффективно, когда ребенок изначально на него настроен. Ему нужно дать себе установку на это.
- Запомнить текст будет легче в комфортных условиях (при хорошем освещении, отсутствии посторонних шумов и других раздражителей).
- Чтобы продуктивно учить стих, ребенок не должен быть голодным, больным или переутомленным.
- Эффективнее процесс происходит перед сном, т. к. подключению долговременной памяти во сне не будут мешать никакие раздражители. Поэтому лучше оставить это дело на вечер.
- Чтобы выучить стих за один день, нужно задействовать разные виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную, эмоциональную).
Самый быстрый и эффективный способ – это сочетать установку на запоминание с пониманием текста, последовательным наращиванием объема, подключением нескольких видов памяти и повторения. Если ребенок не понимает и не желает понять содержание текста (а стихотворение всегда имеет смысл, который нужно разобрать перед тем, как запоминать), простая зубрежка окажется долгой по времени и весьма короткой по сохранности в памяти. Если просто несколько раз прочитать стихотворение – запомнить его тоже не получится.
Эффективные методы
Существует несколько способов быстро выучить стих за короткое время. Их можно использовать в зависимости от смысловой наполненности стиха, преимущественного вида памяти конкретного ребенка и других факторов.
- Осмысление.
Это как раз процесс понимания изложенной в произведении сути, взаимосвязей персонажей, частей произведения, логики повествования, мысленного представления описанной в стихотворении картины. Обязательно нужно разобрать непонятные ребенку слова, обороты, выражения, проанализировать чувства автора и чувства, которые стих вызывает у ребенка. Текст должен стать абсолютно понятным.
- Ассоциации.
С чем ассоциируются ключевые слова или фразы произведения (музыкой, цветом, местом, временем, действием)? Что на что в нем похоже?
- Эмоциональное восприятие.
Существуют разные приемы, помогающие подключить яркую эмоцию. Это поможет выучить наизусть даже большой стих. Например – оживление. Способ эффективен для текстов, богатых метафорами и сравнениями. («Буря мглою небо кроет… То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя» – можно оживить в воображении школьника бурю: пусть представит, что она действительно становится сначала волком, а затем – младенцем).
Еще один прием эмоционального восприятия – высмеивание. Делать смешными желательно стихи, которые не нравятся ребенку. (Отговорила роща золотая – пусть роща станет веселой девочкой-мультяшкой, которая тараторит без умолку, корчит рожицы пролетающим журавлям и т. д.)
- Представление.
Подходит для текстов с длинными перечислениями предметов. Их нужно представить в знакомой ребенку обстановке. Это может быть не только его комната (как, например, в «Мойдодыре», где по комнате кружились в беспорядке вещи неряхи), но и школа, парк, вокзал, двор – в соответствии с содержанием конкретного произведения.
- Метод «снежного кома».
Суть его в том, чтобы добавлять строчки постепенно. Сначала прочитать весь текст, чтобы представить логику повествования, а затем учить, добавляя по 2 строчки.
Если ребенок, рассказывая стихотворение, на чем-то запнулся, не ждите, пока он вспомнит сам – так в его голове вообще все «рассыплется». Просто тут же подскажите ему забытое слово.
Что еще поможет?
Итак, выучить стих буквально за полчаса получится, если задействовать несколько каналов памяти. Например, можно читать стих вслух самому себе, слушать чтение мамы, пропеть его, рассказать, проигрывая действие перед зеркалом, а затем еще переписать.
Сложный текст нужно, во-первых, обязательно разобрать, по возможности соотнося с более простыми понятиями, а во-вторых, учить в несколько приемов – по частям.
Запомнить стих если не за 5 минут, то хотя бы за короткое время будет легче, если чередовать чтение про себя, чтение вслух и повторение по памяти того, что запомнилось.
Можно попробовать воспользоваться онлайн сервисами для запоминания стихов (сегодня есть и такие). Их суть в том, что во время чтения для ребенка закрываются некоторые слова и он пытается воспроизвести их по смыслу и памяти. Затем закрываются другие слова, затем – большее их количество на строку и т. д.
Возьмите за правило повторять стих несколько раз в течение вечера с интервалом хотя бы в час. Это поможет запомнить его надолго.
Эти советы могут оказаться эффективными, если ребенку нужно помочь «здесь и сейчас». Но в идеале необходимо заниматься развитием его памяти. Тогда со временем проблема отпадет сама собой, а хорошая память поможет школьнику намного лучше учиться и меньше времени тратить на подготовку уроков дома.