Как научить ребенка выговаривать букву «Л» с помощью игр и упражнений?

Малыш быстро растет, щебечет, его лепет приводит родителей в умиление. Но если вашему  чаду пошел пятый год, а речь его понятна только вам, срочно начинайте работу над звукопроизношением. Как научить ребенка выговаривать букву Л дома без помощи логопеда? В этом вам помогут игры и специальные упражнения.

Ребенок у стоматологаРебенок у стоматолога

Почему ребенок не выговаривает [л]?

Обычно к 5-6 годам детишки произносят почти все звуки. Но довольно часто можно встретить детей (и взрослых), у которых нарушено произношение звуков [л] и [л’]. Причем постановка твердого звука дается с большим трудом.

Причины неправильно произношения разные. Часто  это результат сюсюканья родителей с крохой, повторение слов за малышом, стремление «поболтать на языке ребенка».  Эта проблема актуальна и в двуязычных семьях, где русский язык не является родным. Конечно, если сами родители не выговаривают какие-то звуки, то и их чада будут говорить так же.

Могут быть и физиологические факторы – проблемы со слухом, с правильным дыханием, строением артикуляционного аппарата. Очень часто ребенок не выговаривает [л] из-за короткой уздечки языка, но при помощи специальных упражнений ее можно растянуть (а не подрезать, как это делалось раньше).

Кстати, просьба родителей научить их ребенка «выговаривать букву «Л» не совсем корректна.  Мы произносим звуки, а буквами обозначаем их при письме.

Мама с сыном-дошкольникомМама с сыном-дошкольником

Сложности при произношении звука [Л]

Неверное произношение звуков [л] и [л’], их пропуск в речи обозначаются термином ламбдацизм.

Виды ламбдацизма:

  • двугубный, когда звук произносится только губами и вместо «л» получается «у» («уампа» вместо «лампа»),
  • носовой, при котором из-за неправильного положения языка воздушный поток устремляется в нос и [л] звучит как [нг] («нгампа»),
  • межзубный – если кончик языка находится между зубов,
  • звук в речи опускается («ампа»).

Замены твердого [л] другими звуками называются параламбдацизмами. К ним относятся:

  • замена на [г] «гасточка» («ласточка»), «гуна» («луна»),
  • замена на [в] «мавыш» («малыш»), «ябвоко» («яблоко»),
  • замена на [д] «дошадь» («лошадь»), «дыжи» («лыжи»),
  • замена на [j] «йомтик» («ломтик»),
  • замена на [у] «уисичка» («лисичка»),
  • ситуация, когда ребенок смягчает звук, говоря [л’] «лямпа» («лампа»).

Эти недостатки произношения можно исправить, если выполнять каждый день несложные занимательные упражнения.

Артикуляция звука [л]Артикуляция звука [л]

[л] и [л’]: говорим правильно

  1. Широко улыбнулись, зубы сомкнуты.
  2. Слегка приоткрыли рот.
  3. Краешком языка уперлись в просвет между зубами, или прижали его к альвеолам, или надавили им на верхние зубы. Боковые стороны языка не должны касаться зубов.
  4. Воздух выходит через отверстия, образующиеся у краев языка, с силой, под напором.

Поставить ребенку [л] проще из следующего положения: улыбка, зубки – заборчиком. Слегка прикусив кончик языка, начинаем гудеть, как самолет: «Л-л-л». Малыш должен слышать, какой звук у него получается. Постепенно переводите язык в нужное положение за верхние зубы.

Артикуляционная гимнастика дома

Чтобы научить ребенка произносить звук «Л», на каждом занятии обязательны упражнения, развивающие артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

Прежде чем показывать своему отпрыску упражнения, добейтесь четкого их выполнения перед зеркалом самостоятельно. Обстановка во время занятий должна быть непринужденной. Помните, все ваши тренировки должны выглядеть как занимательная игра, чтобы ребенку было интересно.

Сначала научимся расслаблять губы.

  • «Улыбка». Улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, считаем до десяти. Артикуляционное упражнение «Улыбка»Артикуляционное упражнение «Улыбка»
  • «Трубочка». Вытягиваем губы трубочкой, как для звука «у». Делаем вытянутыми губками квадрат. Артикуляционное упражнение «Трубочка»Артикуляционное упражнение «Трубочка»
  • «Иголочка». В положении «Улыбка» выдвигаем кончик языка между зубов. Чередуем упражнения «Трубочка» и «Иголочка». Артикуляционное упражнение «Иголочка»Артикуляционное упражнение «Иголочка»
  • «Рыбка». Похлопаем расслабленными губами, как рыбка в аквариуме. Артикуляционное упражнение «Рыбка»Артикуляционное упражнение «Рыбка»
  • «Остановим лошадку». Глубоко вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Губы расслаблены и вибрируют. Получается «Пр-р-р».

Теперь разминаем язычок.

  • «Вежливая обезьянка». Улыбнувшись, приоткрываем ротик, как обезьянка, и показываем зубки. В течение нескольких секунд пытаемся удержать язык на нижней губе. Артикуляционное упражнение «Вежливая обезьянка»Артикуляционное упражнение «Вежливая обезьянка»
  • «Блинчик». Наш язычок превращается в широкий и плоский блинчик, располагаем его на нижней губе, не забывая улыбаться. Медленно дуем, «остужая блин», воздушная струя должна проходить через середину языка. Артикуляционное упражнение «Блинчик»Артикуляционное упражнение «Блинчик»
  • «Орешек». Упираемся изнутри языком в разные щечки по очереди, как будто катаем орешек или карамельку во рту. Артикуляционное упражнение «Орешек»Артикуляционное упражнение «Орешек»
  • «Гамак». Язык должен упереться в передние верхние резцы и прогнуться, как гамак. Задержать язычок, считая до 10. Артикуляционное упражнение «Гамак»Артикуляционное упражнение «Гамак»
  • «Качели». Качаемся язычком на качелях – вверх-вниз. Губы приоткрыты в улыбке, язык наружу не высовывается.

Переходим к упражнениям для постановки произношения  [л’] и [л].

  • «Пароход». Раскрывая улыбающиеся губы, высовываем наружу кончик языка и прижимаем его зубами. Гудим, подражая пароходу: «Ы-ы-ы». Если малютка говорит «ль», пусть сильнее высунет язычок и прикусит его посередине.
  • «Индюк». Попробуйте с крохой изобразить «речь индюшки»: «Бл-бл». Слегка раскрываем рот, язык загибаем на верхнюю губу и двигаем его кончиком вверх-вниз. Затем на выдохе начинаем гудеть, постепенно ускоряя движения языка.
  • «Лошадка». Логопеды обычно разбивают упражнение на две части. Сначала учимся звонко цокать язычком («Лошадка скачет»). Мышцы языка укрепляются, усваивается положение поднятого язычка. Придержите нижнюю челюсть ладошками, если малыш не может держать ее неподвижно. Вторая часть – «Лошадка на разведке». Темп неторопливый, без голоса. Кончик языка упирается в верхнее небо.
  • «Ветерок». Ротик приоткрыли, прикусив зубками краешек языка. Делаем выдох – «ветерок». Воздушные струйки должны выходить с боковых сторон языка. Вы увидите, правильно ли малыш дует, поднеся ко рту перышко.

Занимаясь, не переусердствуйте, иначе вызовете негативную реакцию. Помните, что для постановки звуков нужен правильный выдох. Поэтому необходимы упражнения для контроля струи выдыхаемого воздуха. Пускайте мыльные пузыри, кораблики по воде, дуя на них, сдувайте перышки, задувайте свечи. Начинайте с постановки мягкого [л‘] – так проще для ребенка, и от него легче перейти к [л] твердому.

Как автоматизировать звук [л‘]?

Начать лучше с мягкого [л‘], проговаривая слоги «ля», «ле», «лю», затем перейти к словам: «земля», «легкий», «Люба».

Полезны чистоговорки (вы их можете придумать сами), например:

  • Ли-ли-ли, мы ягодку нашли.
  • Лю-лю-лю, капусту я полю.

Затем переходим к обратным слогам: «аль», «ель», «иль». Сочиняйте с ребенком слова и чистоговорки с этими слогами: «тюльпан», «стульчик», «мультик».

Постепенно добавляем согласные: с, п, к, в, г, ф («клю», «кля», «кли» и т. д.). Проговариваем слова: «клюв», «клятва», «кличка».

Переходим к твердому [л]

Чтобы кроха начал правильно говорить твердый [л], потребуется больше времени.

  1. Начинаем со слогов с ударной гласной: «ла», «ло», «лу».
  2. Когда добьетесь произношения [л] в слогах, переходите к словам, содержащим данные слоги. Определяйте с ребенком местонахождение слога в начале, в конце, в середине слова. Слоговые песенки можно напевать не любой мотив: «Ла-ла-ла, муха денежку нашла».
  3. Если у крохи возникают затруднения в проговаривании открытых слогов, лучше начать с закрытых: «ал», «ул» и т. д. Используйте чистоговорки: «Ул-ул-ул, села Машенька на стул», «Ил-ил-ил-ил, Петя ножки намочил».

Будьте терпеливы – постановка и автоматизация звуков [л] и [л‘] процесс длительный. Даже если дитя изолированно произносит звуки, добиться их употребления в речи не так-то просто.

При постановке твердого и мягкого [л‘] избегайте слогов и слов со звуком [р], который ставится позже.

Как закрепить звуки в речи?

Обучение верному звукопроизношению происходит в несколько этапов:

  1. изоляция,
  2. слоги,
  3. слова,
  4. фразы,
  5. предложения,
  6. структурированная речь,
  7. беседа.

Одновременно с постановкой звуков изучаем букву Л. Произносим и читаем слоги, слова, используя карточки, логопедическое лото, набор «Говорим с пеленок». Находите вокруг слова с изучаемой буквой, определяйте ее местонахождение, мягкость или твердость.

Возьмите карточки детского лото, составляйте змейки, выкладывая друг за другом картинки с изображениями предметов, в состав которых входят слоги с буквой Л.

Известно, что речь ребенка зависит от развития мелкой моторики. Не забывайте про пальчиковые игры, лепку, давайте крохе мелкие игрушки. Это поможет вашему малышу научиться разговаривать грамотно и красиво.

Исправлять дефектное произношение звуков необходимо до того, как дитя пойдет в первый класс. От того, насколько правильно говорит ребенок, зависит его грамотность, овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: