Как обеспечивается безопасность детей в детском саду и есть ли в ней слабые места?

Нынешняя ситуация в стране и мире вызывают беспокойство. На фоне этого родители все чаще задумываются над вопросом: насколько хорошо обеспечивается безопасность для детей в детском саду? Как подготовить ребенка к садику и научить правильному поведению в опасных ситуациях?

Дети играют в мяч на прогулке в детском садуДети играют в мяч на прогулке в детском саду

Что может случиться в детском саду с ребенком?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, какого рода опасности могут ожидать ребят в ДОУ.

Моменты, на которые нужно обратить внимание:

  • учащенная заболеваемость,
  • психологическая травма,
  • физический травматизм,
  • чрезвычайные ситуации.

Чтобы понять, насколько эти ситуации опасны, разберем их более подробно.

Девочка на медосмотреДевочка на медосмотре

Учащенная заболеваемость

У всех детей разный иммунитет – то, что, постоянно общаясь друг с другом, они передают инфекции, нормально. В этом возрасте иммунитет находится на стадии становления и еще недостаточно окреп. В дальнейшем это послужит формированию устойчивого иммунитета и крепкого здоровья.

Таким образом, частые простуды и вирусные инфекции – это нормально для ребенка детсадовского возраста.

Мама утешает ребенкаМама утешает ребенка

Психологическая травма

Многие родители даже не задумываются о том, что ребенок может получить психологическую травму. А это частая проблема, и причин здесь может быть несколько:

  • Чадо, которое еще вчера было постоянно с мамой, теперь остается с малознакомыми людьми. Привыкание к садику происходит индивидуально, но чем менее общителен ребенок, тем сложнее ему будет перестроиться и привыкнуть.
  • Отношения с детьми. Все дети адаптируются по-разному, кто-то уже через пять минут чувствует себя в новом месте и с новыми людьми как дома, а кто-то долго привыкает. Стеснительного ребенка могут чаще обижать сверстники.
  • Личностные отношения воспитателя и нянечек. Некоторым детям может уделяться меньше внимания, чем остальным.

Все это временные факторы, которые возникают в период привыкания. В это время родители должны внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за переменами в его поведении. Если малыш отказывается идти в садик, необходимо поговорить с ним и выяснить причину – возможно, придется вмешаться.

Первые два пункта не несут в себе серьезной угрозы, хоть и могут потребовать родительского вмешательства. Последующие же куда более серьезны, и на них следует обратить особое внимание.

Ребенок упал на детской площадкеРебенок упал на детской площадке

Травматизм

Дети дошкольного возраста подвижны и любознательны, им все интересно, и они стремятся познать мир. Однако они еще не в полной мере понимают, к чему могут привести их поступки, какие опасности для здоровья и жизни могут спровоцировать. В силу этого они склонны к опасному поведению.

Получение травмы возможно во время совместных подвижных игр, в борьбе за игрушку. Ребенок может упасть со стула или кровати, подойти на улице к собаке или выбежать на проезжую часть за ускакавшим мячом во время похода в музей.

Эвакуация в детском садуЭвакуация в детском саду

Чрезвычайные ситуации

Такие ситуации случаются редко, однако несут в себе серьезную угрозу. К ним относятся пожары, землетрясения, теракты. Персонал детского сада подготовлен к таким угрозам и регулярно проходит инструктаж. Здание ДОУ и прилегающие постройки проверяются, и при необходимости ветхие сооружения ремонтируются или сносятся. В комнатах, где находятся дети, запрещено включать нагревательные приборы.

Мама объясняет ребенку правила поведенияМама объясняет ребенку правила поведения

Как объяснить ребенку правила поведения в опасных ситуациях?

Статистика, которая свидетельствует об участившихся дорожно-транспортных происшествиях и пожарах, в которых пострадавшими оказались дети, показывает возникшую необходимость обучения дошкольников основам безопасности.

Чтобы родители были спокойны, недостаточно полагаться на свою внимательность и профессионализм воспитателей. Нужно, чтобы ребенок понимал, когда ему угрожает опасность, и мог предпринять необходимые действия.

Пожарные рассказывают дошкольникам о безопасностиПожарные рассказывают дошкольникам о безопасности

Программа обучения основам безопасности

Начинать обучение необходимо еще в дошкольном возрасте. Основная нагрузка по обучению безопасности жизнедеятельности ложится на воспитателей.

В ДОУ для этой цели применяется комплекс мер. Проводятся:

  • беседы,
  • занятия,
  • игры,
  • выставки на тему безопасности.

Обучение проводится систематически в течение года. Запланированные беседы проводят до обеда, а игры, занятия и развлечения для укрепления навыка могут проводиться в любое время.

Основы программы безопасности по Авдеевой и СтеркинойОсновы программы безопасности по Авдеевой и Стеркиной

Основы программы безопасности по Авдеевой и Стеркиной

Основная цель программы безопасности жизнедеятельности – формирование у детей навыка адекватно себя вести в опасных ситуациях.

В процессе обучения необходимо сформировать:

  • навык правильного поведения,
  • умение правильно реагировать в опасных ситуациях дома и на улице, при обращении с опасными, легковоспламеняющимися предметами, незнакомыми людьми и животными,
  • понимание основ экологического воспитания и здорового образа жизни.

Базой обучающей программы обычно выбирается пособие по ОБЖ для дошкольников старшего возраста (Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б.). Оно содержит разноплановые задания в виде игр, тренингов, бесед и занятий, которые направлены на формирование ценностей здорового образа жизни и безопасности в быту.

Принципы программы, направленные на полноценное обучение:

  • Системность. Образовательные работы необходимо проводить в течение всего учебного года. При этом следует учитывать, что в период повышенной заболеваемости большое количество детей не получат новые знания, в связи с этим в период карантина следует повторять уже пройденный материал.
  • Полнота изучения. Все разделы программы должны быть изучены.
  • Учет сельской и городской местностей. Дети, проживающие в разных условиях, имеют разный опыт. Так, деревенские дети знают, как себя вести с животными, а городские – как правильно переходить через проезжую часть. Необходимо, чтобы при смене обстоятельств ребенок был подготовлен.
  • Возрастные особенности. Обучение нужно подстраивать под возраст ребят, поскольку в силу возрастных особенностей учебный материал может оказаться слишком сложным или уже изученным.

Данная обучающая программа (Стеркиной Р. Б., Князевой О. Л.) предназначена как для воспитателей, так и для родителей.

Семья с детьми на прогулкеСемья с детьми на прогулке

Участие родителей в образовательном процессе

Несмотря на то, что основное обучение ребенок получает в детском саду, участие родителей необходимо. Ребенку недостаточно знать, что делать в той или иной ситуации, – нужна практика и постоянное закрепление, которое могут обеспечить родители.

Ребенок должен знать, что:

  • родители всегда помогут, и он может обратиться к ним в любой ситуации,
  • важно помнить необходимую информацию о себе на случай, если потеряешься,
  • ни при каких обстоятельствах нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Нельзя принимать от них подарки или куда-то с ними идти, рассказывать личную информацию (говорить, где живешь, когда родителей не бывает дома),
  • нельзя играть с незнакомыми животными – они могут укусить или поцарапать,
  • переходить дорогу можно только в положенных местах и на зеленый цвет светофора,
  • при пожаре нельзя прятаться, а нужно выйти из комнаты и позвонить в пожарную службу. Необходимо проследить, чтобы ребенок мог набрать нужный номер телефона,
  • важно уметь правильно пользоваться бытовыми приборами и лекарствами, бытовой химией и водой, газом и другими опасными благами цивилизации.

Ребенку нужно объяснить, что в чрезвычайной ситуации недостаточно спрятаться от очага опасности – нужно предпринять правильные действия.

Маленька девочка говорит по мобильному телефонуМаленька девочка говорит по мобильному телефону

Памятка поведения ребенка, если ему нужна помощь

Ребенок должен знать, что если что-то произошло, то он должен обратиться за помощью к знакомым взрослым. Дома это родители, в детском саду — воспитатель. Если опасная ситуация произошла на улице и знакомых взрослых нет, нужно обращаться за помощью к прохожим с детьми, продавцам в магазинах, полицейским. Не следует обращаться к мужчинам без детей или подозрительным людям.

Если в детском саду или на площадке дошкольник заметил, что другой ребенок в опасности, что-то засунул в нос или куда-то упал, нужно сразу рассказать об этом взрослым.

Дети часто попадают в опасные ситуации, это связано с их любознательностью. Но они еще не осознают, к чему могут привести их действия. Обучив дошкольников необходимым правилам безопасности с помощью разработанных программ, можно избежать большого количества несчастных случаев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: