В условиях массовой школы педагогу трудно уделить внимание индивидуально каждому ребенку. Поэтому, если у школьника возникают трудности с овладением навыка письменной речи? родителям приходится искать способы, как помочь своему ребенку.
Что делать, если вы столкнулись с такой проблемой: «Ребенок зеркалит буквы или цифры при письме»?
Чаще всего в зеркальном или перевернутом изображении пишут дошкольники или первоклассники в самом начале обучения в школе. Это может быть связано с тем, что у ребенка не достаточно четко сложился образ буквы в ее печатном или прописном виде или образ цифры. И в этом случае достаточно будет простых упражнений, которые помогут ребенку четко запомнить, как пишутся буквы и цифры, а точнее в какую сторону «смотрит» буква.
Если же вы столкнулись с устоявшейся привычкой зеркального или перевернутого написания букв или цифр у ребенка к возрасту 7-8 лет, то необходимо провести диагностику и понять причины такого написания. Чем раньше вы займетесь устранением этой проблемы, тем быстрее получите результат.
И наоборот, если не помогать ребенку справится с зеркальным написанием букв или цифр, то высока вероятность возникновения других более серьезных проблем с письменной речью у ребенка.
Важно: Чаще с проблемой зеркального написания сталкиваются детки с доминирующей левой рукой. Для этих деток наиболее важно до обучения письму и чтению.научится точно и уверенно ориентироваться в пространстве, понимать понятия «право/лево» и безошибочно знать схему своего тела.
Помогаем ребенку запомнить буквы
Итак, если с проблемой перевернутого или зеркального написания букв или цифр ваш ребенок столкнулся на первом этапе обучения чтению и письму, то помочь ему можно простыми играми и упражнениями.
Во первых, во время чтения или письма всегда обращайте внимание ребенка на связь звука и графического изображения буквы. И для этого лучше всего подойдут карточки, на которых буквы изображены с помощью соответствующего образа. Например, дети часто забывают в какую сторону пишутся буквы «З» и «Е». Нарисуйте вместе и рассмотрите, например, такие картинки.
Во время игрой с карточкой обращайте внимание ребенка на то, в какую сторону «смотрит» буква относительно направления всей строки. Кстати на этом этапе уже важно, чтобы ребенок ориентировался в направлениях «право», «лево», «правая рука» «левая рука».
Например, совместите карточку с любым текстом детской книги и вместе с ребенком проговорите: «Смотри, зайка прискакал и смотрит на буковки. В какую сторону смотрит зайка? Правильно навстречу буковкам. А буковка «З» отвернулась, и не хочет знакомиться. Наверное, она стесняется».
А буковка «Е» где у нас спряталась? Да! Ель её прикрыла веточками. Буковка «Е» приветливая, повернулась лапками ко всем буковкам, и хочет обниматься!».
А если вы покажите букву «Ё» в образе такого веселого ежа я яблочками на колючках, то ребенок не забудет ставить точки-яблочки.
Важно при переходе от изучения печатных букв к прописным, как можно больше показывать ребенку карточки и изображения соответствующих букв. При этом обращайте внимание ребенка на похожие элементы. Используйте парные карточки. Например, дайте ребенку карточку с печатной буквой «А» и попросите найти среди вашего набора карточек соответствующую прописную букву. А для того, чтобы ребенку было интересно поиграйте в рыбалку.
На маленьких кусочках бумаги напишите прописные и печатные буквы и прикрепите к ним обычные металлические канцелярские скрепки. Удочкой из игры «рыбалка» ребенок пусть вылавливает «рыбок» по вашему заданию.
ВАЖНО: Как можно играйте с буквами. Буквы можно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, выкладывать из разнообразных мелких предметов (круп, макаронов, бусинок, пуговок). Буквы полезно прятать, накладывая на изображение буквы какие либо фигуры. При этом важно, чтобы толщина линии, которой прорисована буква не отличалась от толщины линии, которой нарисованы прочие фигуры.
Когда пора обратиться к специалисту
Тем деткам, которые с проблемой зеркального или перевернутого написания букв и цифр столкнулись уже на этапе автоматизации почерка (в возрасте 7-8-9 лет), необходима более продуманная программа коррекции. И зачастую в этом случае без помощи квалифицированного специалиста, логопеда или нейропсихолога, не обойтись. Чем поможет специалист?
В первую очередь специалист проведет диагностику и выявит механизм нарушения:
определит, какая зона мозга отвечает за возникновение ошибок при письме. Увидит или исключит признаки оптической дисграфии,
есть ли у ребенка трудности в узнавании отдельных букв или же он не воспринимает буквы в составе слова,
насколько хорошо ориентируется на поверхности листа,
насколько хорошо развиты навыки пространственного ориентирования,
насколько точно соблюдает границы строки,
хорошо ли удерживает размер буквы,
не допускает ли каких-то иных ошибок, указывающих на трудности, например звуко-буквенного анализа слов.
И от результатов диагностики уже будет зависеть, какие упражнения необходимо рекомендовать конкретно вашему ребенку для устранения трудностей в освоении письменной речи.
Подробнее о функциональной структуре письма у младших школьников можно просчитать в нашей статье «Ребенок пропускает буквы при письме».
Поскольку наиболее частыми причинами зеркального почерка у ребенка являются несформированность образа буквы (об этом мы говорили в первой части статьи) и несформированность пространственно-временных представлений, родителям можно дать несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку самостоятельно, если кроме «зеркальных» других трудностей вы не наблюдаете.
- «Право-лево». Как можно четче уже в старшем дошкольном возрасте помогайте ребенку ориентироваться в пространстве. Учите дошкольника определять правую и левую руку, ухо, глаз. Постепенно переносите знания пространственного ориентирования на окружающую обстановку. Тренируйте навыки ребенка поминать расположение предметов относительно тела ребенка, а также относительно других предметов.
- «Перевертыши». Расположитесь за столом напротив ребенка. Возьмите по одному чистому листочку. Суть игры в том, что вы рисуете простые фигурки, а ребенок должен нарисовать их, перевернув в соответствующей ориентации. То есть мысленно ребенок переворачивает ваш рисунок и размещает его на своем листе так, как он расположен на вашем листе.
- «Геометрические перевертыши». Для разнообразия предыдущее задание можно выполнять с использованием заранее вырезанных цветных геометрических фигур. Вы выкладываете из разноцветных фигур несложный орнамент, а задача ребенка повторить его на своем.
- «Вратарь». Для тренировки навыков пространственного ориентирования отлично подходит мяч. Первый вариант игры: взрослый бросает мяч и заранее предупреждает ребенка, в какую сторону (лево/право) полетит мяч. Ребенок должен сориентироваться и заранее повернуться в нужную сторону.
- «Броски в цель». Для этого упражнения потребуется 2 мяча, две цели, в которые нужно будет попадать. Целями могут служить пластиковые тазики, контейнеры, или даже просто листы бумаги. Ребенок располагается напротив взрослого, а взрослый встает между целями. Взрослый поднимает вверх руки сначала правую и потом левую, или наоборот, в той последовательности, в которой нужно будет попасть в правую и левую цель. Ребенок запоминает эту последовательность и бросает по очереди оба мяча. Игра проводится без применения речевой инструкции.
Заметить предпосылки к тем или иным трудностям при овладении письменной речью у ребенка можно еще в дошкольном возрасте, И чем раньше родители обратят внимание на ошибки ребенка и помогут ему справиться с трудностями, чем легче и быстрее можно будет решить проблему. Это касается не только зеркального написания букв и цифр, но относится и к другим возможным трудностям.