Как построить логопедические занятия для развития речевых навыков у детей 2–3 лет?

После двух лет у ребенка начинается период активного развития речевых навыков: накопление пассивного словаря, освоение первых простых предложений, звуки становятся более четкими, интонации – более богатыми. Но иногда малыши значительно отстают в темпах речевого развития. При этом своевременно оказанная им помощь может дать заметные результаты. Например, логопедические упражнения, которые, как принято считать, для детей 2 – 3 лет применять нет особой необходимости. Иногда она есть. И родителям важно знать – когда именно необходимы подобные занятия и что делать в таких случаях.

Ребенок со сложным характером

Норма или отклонение?

Как родители могут понять, что их ребенок отстает в речевом развитии от сверстников? Ведь зачастую мы склонны не придавать этому значения: выговорится, всему свое время. Для начала нужно сравнить его навыки со среднестатистическими для этого возраста.

Итак, чего малыш в норме достигает к третьему году жизни в речевом плане?

  • В его словаре увеличивается количество существительных из числа окружающих предметов.
  • В речи малыша присутствуют практически все части речи, которые по большей части употребляются правильно, согласованно.
  • Предложения постепенно становятся все более длинными, они уже состоят из 3–4 слов.
  • Все меньше употребляются звукоподражания вместо слов.
  • В активном словаре крохи сейчас около 200–300 слов.

Однако часто бывает так, что малыш разговаривает не так активно, но это не свидетельствует о значительных проблемах, а лишь говорит об индивидуальных особенностях развития ребенка. Например, он совсем не говорит или говорит очень мало слов, но при этом:

  • у него нет заболеваний, нарушений в строении артикуляционных органов, органов зрения и слуха, не было травм головного мозга,
  • малыш демонстрирует важность общения для него,
  • не имеет психических отклонений,
  • понимает обращенную к нему речь взрослых,
  • понимает и выполняет просьбы, в том числе сложносоставные (возьми книжку с полки и принеси папе),
  • может показать на картинке тот предмет, который назвали взрослые,
  • различает слова, которые обозначают действия,
  • активно использует в общении мимику, интонацию, жесты,
  • умеет выражать свои эмоции, сопереживать другим (обнять, пожалеть).

В таком случае говорят об индивидуальных темпах развития: при сохранности интеллектуальных способностей речевые обычно идут следом, просто немного медленнее, чем у других детей. При этом малышу достаточно будет логопедических занятий, лучше дома с родителями, чтобы догнать своих сверстников и в дальнейшем ничем от них не отличаться.

Ребенок не хочет разговаривать

Когда речь идет о проблеме

Считается, что до 4–5 лет заниматься с логопедом смысла нет, ребенок еще может «выговориться» самостоятельно. Естественно, при условии, что он развивается нормально, воспитывается в полноценной семье, в хороших условиях.

Однако не так уж редки сегодня случаи, когда такая помощь может понадобиться крохе гораздо раньше, потому что у него прослеживаются явные проблемы с речью. Заметить это внимательные родители могут гораздо раньше 3–4 лет. Кроме того, если ребенок регулярно посещает педиатра, тот тоже обратит внимание на какие-то «звоночки».

Насторожить должны следующие признаки:

  • гуление и лепет до полугода слабо выражены, отличаются однотипностью либо не выражены вовсе,
  • ребенок до года не реагирует на звуки или речь окружающих,
  • после полутора лет пытается повторять чужие слова, не произнося собственных, не выражая свои мысли,
  • малыш в 2 года не может выполнить несложное задание (принести, показать, дать),
  • к двум годам не говорит простых слов (звукоподражания не в счет),
  • к трем годам не может соединить слова в простейшие фразы,
  • в 3 года у ребенка отсутствует собственная речь (он только повторяет то, что заучил из книжки или мультика),
  • большее применение в его общении находят невербальные средства (жесты, интонации, мимика), чем слова.

Для детей 2 – 3 лет считается отклонением говорить на «тарабарском» языке, понятном лишь им самим. При этом такая речь либо слишком быстрая, либо, наоборот, слишком медленная и вялая.

Особую тревогу должны вызывать такие сигналы:

  • отставание в речевом развитии сопровождается заметным отставанием в общем развитии,
  • ребенок после года не улыбается, не стремится к общению, не реагирует на обращения взрослых,
  • малыш начал говорить, а затем внезапно речь пропала,
  • отсутствие речи или отставание сопровождается опасными признаками: была травма головы, у ребенка присутствуют неврологическое заболевание или нарушение психики, проблемы со зрением или слухом,
  • в раннем возрасте малыш переболел серьезными заболеваниями или вообще часто болел в тяжелой форме, рос ослабленным.

Все эти признаки могут прямо или косвенно указывать на разнообразные виды отставаний речевого развития:

  • различные формы патологии общего недоразвития речи (ОНР): дизартрия, афазия, дислалия, моторная или сенсорная алалия и т. д.,
  • задержка речевого развития (ЗРР),
  • задержка психоречевого развития (ЗПРР).

Двухлетний ребенок не разговаривает

Что может вызвать проблемы с речью?

Условно причины возникновения подобных проблем можно разделить на физиологические, социальные и психологические.

В первом случае речь идет о различных проблемах с протеканием беременности (болезни матери, инфекции, гестоз, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), сложностями в родах (обвитие пуповиной, использование щипцов, стремительные роды, использование родовой стимуляции, родовые травмы ребенка).

Но не всегда причина отклонений или отставания кроется в этом. Зачастую играют роль психологический фактор и так называемая социальная запущенность. Поэтому стоит более подробно рассмотреть все аспекты, которые могут вызвать проблемы с развитием ребенка в будущем.

Физиологические причины отставания речи (как результат сложной беременности или родов):

  • гипотонус или гипертонус лицевых мышц,
  • заболевания органов слуха, тугоухость,
  • аномалии в развитии органов артикуляции (нёба, языка, губ),
  • патологии развития мозга и нервной системы неврологические заболевания,
  • наследственные болезни,
  • психические расстройства (в частности аутизм).

Психологические причины речевых проблем ребенка:

  • сильный испуг,
  • нервная, напряженная обстановка в семье, частые сильные скандалы,
  • неполная семья,
  • неродная семья (или воспитание у бабушки с дедушкой, тети),
  • асоциальные родители (алкоголики, наркоманы, ведущие «свободный от морали» образ жизни).

Социальные причины:

  • недостаточное внимание к малышу (или полное его отсутствие) со стороны родителей,
  • постоянное времяпрепровождение ребенка за компьютером, телевизором, планшетом, игры в телефоне,
  • гиперопека со стороны взрослых (ребенку нет надобности что-то говорить – любой каприз понимается и выполняется «с полузвука»),
  • завышенные требования к малышу со стороны родителей, постоянные унизительные сравнения с более успешными детьми, попытки насильно научить говорить.

Из вышесказанного видно, как много факторов вы сами можете исключить, чтобы обеспечить ребенку нормальные условия для развития. Поэтому вам стоит всерьез задуматься над своим поведением еще до рождения крохи, оценить все перспективы для него и своевременно изменить ситуацию во благо своего чада, если это требуется. Ребенок должен расти в атмосфере любви, спокойствия, гармонии, защищенности и заботы.

Занятие с логопедом-дефектологом

Занятия с логопедом-дефектологом

У всех речевых нарушений различная симптоматика – гнусавая речь, «каша во рту», неуклюжесть движений, неправильное произношение многих звуков, перестановка слогов в словах, отсутствие одного или нескольких звуков в речи или полное отсутствие речи. В таких случаях не нужно дожидаться пятилетнего возраста, чтобы попытаться что-то исправить: можно упустить драгоценное время. Логопедия здесь окажет неоценимую помощь.

Если после обследования педиатр, психиатр, невролог, логопед поставят ребенку какой-либо из вышеизложенных диагнозов, коррекция нужна незамедлительная. И чем раньше будет обнаружена проблема, тем больше шансов на успех. Вот почему так важно с самого раннего возраста следить за развитием ребенка, подмечая особенности каждого этапа. И если хоть что-то настораживает, обращаться за консультацией к специалистам. Это никогда не будет лишним.

Обычно в комплекс лечения или коррекции входят занятия у логопеда-дефектолога. Именно в его компетенции находятся такие проблемы.

Опытный специалист будет строить свои занятия с ребенком, обязательно учитывая его потребности и интересы. В этом возрасте занятия основываются на подражании взрослому: деткам предлагается повторять мимику, интонацию, звуки, произносимые логопедом. Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать у него доверие, суметь настроить на продуктивный лад, поощрять его успехи похвалой. Все это имеет большое значение для успешной работы, поскольку в этом возрасте внимание малышей еще непроизвольно и удерживать его не так просто.

Продолжительность занятий, строящихся исключительно в игровой форме, не превышает 25–30 минут, при этом несколько раз происходит смена деятельности, потому что ребенку сейчас сложно удерживать внимание на чем-то одном продолжительное время.

Каждое занятие имеет четко установленную структуру и включает в себя:

  • логопедическую (артикуляционную, речевую) гимнастику,
  • логопедический массаж (при необходимости),
  • упражнения на постановку дыхания,
  • занятия по отработке дикции,
  • работу над выразительностью речи,
  • развитие интонации,
  • правильную постановку ударения,
  • отработку темпа речи,
  • рзвитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж и др.).

Дети на занятии с логопедом-дефектологом

Арсенал специалистов

Комплекс занятий дефектолога с детьми включает звукоподражательные игры, логоритмику (речевые упражнения с добавлением движений), различные игры с предметами, игрушками, специальными пособиями. При этом специалист может широко пользоваться самым разнообразным материалом: карточками, тематическими картинками, детским лото, посудой, использовать разные виды деятельности.

  • Мелкую моторику развивают с помощью собирания пазлов, мозаики, конструкторов, пирамидок, строя башенки из кубиков, рисуя пальчиковыми красками, катая в ладошках мячики, орехи, ребристые карандаши, занимаясь лепкой.
  • Зрительное внимание оттачивается с помощью карточек, детских лото, ярких игрушек или картинок.
  • Слуховые навыки развивают всевозможные детские музыкальные инструменты или предметы, издающие разные звуки (ложка и стакан, полиэтиленовые пакеты).
  • При проведении дыхательных упражнений используются вата, бумажные фигурки (бабочки, птички), мыльные пузыри, вода и коктейльные трубочки.
  • Для развития тактильных ощущений используют предметы с поверхностями разных свойств (металл, дерево, мех, атлас), пальчиковые куклы, шипованые мячи.

Речевые упражнения обязательно проводятся перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть свои движения и соотносить их с движениями педагога.

О том, какие именно упражнения могут проводиться в таких случаях, мы уже рассказывали:

  • пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие фонематического слуха подробно описаны здесь (упражнения для развития речи),
  • логоритмические занятия рассматривались в данной статье,
  • артикуляционная гимнастика на развитие органов речи и дыхания разбирались тут.

Для ребенка этого возраста очень важно заниматься в знакомой обстановке. Поэтому если нет возможности приглашать специалиста на дом, организуйте для него похожие занятия дома. Так он и полученные навыки закрепит, и получит ощущение пусть не знакомого дома, но знакомых действий. А это тоже стабильность.

Папа с сыном читают книжку

Что можно делать дома?

Для того чтобы получить заметный результат, важно объединить усилия педагога и родителей. Не стоит ждать быстрых перемен или полагаться только на работу логопеда. Родителям необходимо самим в домашних условиях прикладывать дополнительные усилия.

Можно проводить все логопедические упражнения, которые указаны в статьях по ссылкам выше, то есть развивать мелкую моторику, фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат. Эти статьи содержат много примеров, когда упражнения выполняются совершенно незаметно для малыша, он не ощущает «занятия» (например, обдувание одуванчиков). Можно придумать и другие варианты таких упражнений. Скажем, дуть в ванной на бумажные кораблики или пускать мыльные пузыри. А пальчиковый кукольный театр приведет кроху в полный восторг и включит не только пальцы, но и эмоции, воображение.

При этом немаловажно учитывать следующее.

  • Многое зависит от вашего позитивного настроя и такого же отношения к малышу. Никогда не приводите его к мысли о том, что он ущербный, больной, не такой, как все, никогда не ругайте за неудачи, но при этом активно хвалите за малейший прогресс.
  • При общении с ребенком не используйте «детскую» речь: не сюсюкайте, не заменяйте слова их звукоподражанием («ква-ква» вместо «лягушка»).
  • Учитывайте особенности характера, темперамент своего малыша, проводя с ним такие игры.
  • Помните, что результат дают лишь систематические занятия, выстроенные с учетом режима дня вашего чада.
  • Не стесняйтесь проконсультироваться с вашим дефектологом о том, какие конкретно упражнения важно выполнять дома, чтобы добиться заметных положительных сдвигов.
  • Вовлекайте ребенка в деятельность: не просто говорите, а давайте возможность выразиться творчески (лепить, рисовать, танцевать, играть роль), помочь вам по дому, пусть и по мелочам.
  • Раздвигайте рамки его самостоятельности: обучайте все новым навыкам самообслуживания (хотя часто это бывает непросто), проявляйте при этом максимальное терпение.
  • Перед началом занятий обратите внимание на настроение и общее состояние малыша. Если он нездоров, толку от упражнений не будет, кроха только устанет и расстроится. Если у него плохое настроение, найдите способ развеселить ребенка и настроить на нужную волну.

И самое главное: если у ребенка выявлены речевые отклонения на столь раннем этапе, нужно набраться терпения, окружить ребенка позитивом, создать доверительные отношения с крохой (иногда может потребоваться консультация детского психолога – ею не стоит пренебрегать). Ведь если начать работу по коррекции после 4 лет, многое уже будет безвозвратно упущено. А сейчас важно понимать: результат придет. Медленно, но непременно. Если не опускать рук, заниматься систематически, доверять своему логопеду, верить в успех и любить своего малыша, принимая таким, какой он есть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: