Как правильно делать гимнастику для языка?

Часто дефекты речи являются следствием несовершенства артикуляционного аппарата. Гимнастика для языка помогает улучшить его подвижность, сделать движения точными и выверенными. При плохой координации органа страдает произношение язычных согласных «Т», «Д», «С», «З», «Л», «Н», Ц», «Р», «К», «Г», «Х» (мягкой и твердой формы), а также некоторых губно-зубных звуков. В таком случае ребенку показаны занятия с логопедом, которые включают массаж языка и специальные упражнения.

Ребенок делает гимнастику для языкаРебенок делает гимнастику для языка

Гимнастика для языка – что это?

Подобно тому, как ребенок в младенчестве тренирует мышцы спины, чтобы научиться стоять, оттачивает движения рук и ног, чтобы ловко передвигаться, он тренирует мышцы языка, чтобы говорить. Совершает около 30 движений, которые дают разные акустические эффекты. Например, чтобы воспроизвести звук «С», нужно непременно прижать кончик языка к зубкам, «К» – приблизить его заднюю часть к небу и т. д. Некоторые дети орудуют язычком интуитивно. Другим же нужна помощь, которая заключается в специальной гимнастике.

При произношении звуков задействуется не только язык, но и другие органы артикуляционного аппарата: губы, челюсть, щеки, гортань. При дефектах речи назначаются комплексные упражнения.

Гимнастика для языка – это артикуляционная гимнастика, направленная на тренировку скелетных мышц языка. Ее целью является:

  • увеличение объема и силы движений язычных мышц,
  • улучшение подвижности,
  • точность поз при произнесении разных звуков.

Мнение логопеда

Упражнения для языка –  неотъемлемая часть артикуляционной гимнастики. При дефектах речи нужно одновременно развивать еще и подвижность губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении. Лучше, если комплекс назначит профессионал (логопед-дефектолог) в индивидуальном порядке. Некоторым детям нужно начинать гимнастику со статических упражнений, где язык лишь занимает определенное положение, и переходить к динамическим плавно и последовательно. Большая разница, если ребенок вообще не говорит, у него «каша» во рту,  либо же он неправильно произносит 1–2 звука.

Девочка показывает языкДевочка показывает язык

Зачем нужна гимнастика для языка?

Уже в младенчестве ребенок проделывает множество самых разных движений челюстью, губами и языком, сопровождая их звуками (агуканье, лепет). Это начальный этап развития речи, так называемая естественная гимнастика артикуляционного аппарата. По мере взросления оттачивается сила и точность движений, они становятся более разнообразными.

Сильные и подвижные язык, губы и челюсть – основа формирования речевых звуков. Соответственно, гимнастика органов речи нужна для овладения родным языком. Дальше – больше. От качества произношения зависит освоение чтения и письма, социальные связи со сверстниками. Дети с дефектами речи могут подвергаться насмешкам. На исправление дефектов речи отведен ограниченный срок. После 7 лет нарушения корректируются все сложнее. А во взрослом возрасте на постановку звука требуется в 20 раз больше времени, чем в 5–6 лет.

Гимнастика для языка преследует 2 цели:

  • профилактика нарушений звукопроизношения,
  • коррекция дефектов речи.

Несомненно, артикуляционные упражнения полезны всем детям, вне зависимости от того, есть у них дефекты речи или нет. Гимнастика улучшает дикцию, а в 5–6 лет занятия помогают дошкольникам подготовиться к учебе, развить фонематический слух, выучить звуки и буквы.

Последовательность появления звуков в речи у детейПоследовательность появления звуков в речи у детей

Однако детям с нарушением звукопроизношения 3 и больше звуков (соответственно возрасту), гимнастика просто необходима. В 4 года рекомендуется консультация логопеда, и, если проблема достаточно серьезная, ребенку показана логопедическая группа в детском саду или курс индивидуальных занятий со специалистом.

В естественных условиях ребенок тренирует мышцы языка, сам того не замечая: облизывая мороженое, цокая подобно лошадке, показывая язычок, и т. д.

С какого возраста рекомендуется делать гимнастику?

Упражнения для язычка будут полезны в любом возрасте. Однако следует понимать, что совсем юный кроха будет плохо понимать, что от него требуется. Поэтому начинать занятия нужно не раньше 8–9 месяцев, когда ребенок уже повторяет за взрослым и произносит простые звуки. Для малышей движения язычком совсем простые, для детей постарше – более сложные. Гимнастика проводится с учетом возрастных особенностей:

  1. 8 месяцев – 2 года. Уже в этом возрасте можно начинать играть в игры с язычком. Например, показывать его и прятать, облизывать ложку с вкусной кашей, произносить простые звуки с язычными согласными («ля-ля», «на», «ку-ку», «тук-тук»). Для развития артикуляции полезно как можно сильнее надувать щечки, фыркать на манер лошадки, вытягивать губки для поцелуя.
  2. 2–3 года. Начиная с 2 лет, проводятся полноценные занятия длительностью 3–7 минут. Гимнастика включает упражнения, направленные на контроль вдоха и выдоха, силу голоса. Языком ребенок совершает простые движения: заводит за щечку, высовывает наружу, пытается коснуться кончика носа, подбородка.
  3. 3–4 года. В 3 года самое время рассказать ребенку, для чего ему нужен ротик, язык, зубы, челюсть (разговаривать, передавать эмоции, пережевывать пищу), как они движутся. Например, язычок можно не только показать, но и свернуть в трубочку, облизать губы. Как меняется эмоция, если сомкнуть зубы и поднять верхнюю губу, а затем растянуть губы широко-широко (упражнение «улыбка»).
  4. 4–5 лет. Время для закрепления навыков владения артикуляционным аппаратом и приобретения новых. В 4 года ребенок учится делать язык острым и широким, знакомится с понятием небо и альвеолы (бугорки за зубами). Эти знания понадобятся ему для выполнения таких упражнений, как «парус», «иголка», «хобот» и многих других.
  5. 5–6 лет. К этому времени ребенок легко выполняет комплекс упражнений. Он ловко переставляет язычок, достаточно сказать ему название: «шарик», «иголка», «домик». Общая гимнастика уходит на второй план, а на первый выходит индивидуальная работа по постановке и автоматизации проблемных звуков. Практически все дети в этом возрасте не выговаривают букву «Р». Также дошкольники играют в игры на развитие фонематического слуха, учатся отличать звуки друг от друга, выделять их в начале, середине и конце слова.

Мнение невролога

Упражнения для языка полезны здоровым детям, но называть их коррекционными было бы неправильно. Малышам с речевым отставанием показана консультация невролога. Артикуляция наладится только тогда, когда крупная моторика, мышечное напряжение и дыхание будут работать в связке. Важно исключить такие проблемы, как нарушение слуха, поражение структур головного мозга (височного отдела, подкорковых узлов), наличие эпилептической активности. В некоторых случаях сначала необходимо пройти лечение, а потом начинать занятия артикуляционной гимнастикой.

Организация занятия и примеры упражнений

Чтобы увидеть положительный сдвиг в звукопроизношении, важно проводить занятия ежедневно по 3–5 минут 3 раза в день. В одном подходе следует давать не больше 2–3 упражнений. Рекомендуется разбить комплекс на утреннюю, дневную и вечернюю гимнастику. Для дошкольников занятия проводятся в форме игры. Например, можно придумывать сказки, где язычок – герой, а ротик – его домик, зубки – забор, а альвеолы – пенечки, на которых язык любит отдыхать. Или использовать стихотворную форму:

Гимнастика для языка, упражнение Вкусный мёд в стихотворной формеГимнастика для языка, упражнение Вкусный мёд в стихотворной форме

Гимнастика для языка, упражнение Слоник в стихотворной формеГимнастика для языка, упражнение Слоник в стихотворной форме

Гимнастика для языка, упражнение Улыбка в стихотворной формеГимнастика для языка, упражнение Улыбка в стихотворной форме

Гимнастика для языка, упражнение Чашечка в стихитворной формеГимнастика для языка, упражнение Чашечка в стихитворной форме

Поначалу ребенок учится выполнять простые упражнения и постепенно переходит к сложным. Рекомендуется менять последовательность заданий каждый день, добавлять новые. Пример:

  1. Артикуляционное упражнение «Лопаточка»Артикуляционное упражнение «Лопаточка» «Лопаточка» (статическое). Рот открыт, язык расслаблен и лежит на нижней губе.
  2. Артикуляционное упражнение ГрибочекАртикуляционное упражнение Грибочек «Грибочек» (статическое). Рот открыт, язык плотно прижат к небу.
  3. Артикуляционное упражнение КонфеткаАртикуляционное упражнение Конфетка «Конфетка» (динамическое). Рот закрыт. Язык с силой упирается в левую щеку, затем в правую.
  4. Артикуляционное упражнение КачелиАртикуляционное упражнение Качели «Качели» (динамическое). Рот открыт. Язык тянется к носу, затем опускается к подбородку.
  5. Артикуляционное упражнение ПарусАртикуляционное упражнение Парус «Парус» (статическое). Рот открыт и натянут в улыбке. Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Если в таком положении ребенок произнесет «Ы», то у него может получиться выговорить «Л».

Статические упражнения рекомендуется выполнять 8–10 секунд, а динамические повторять по 4–7 раз. Также малышам любого возраста понравится гимнастика для языка со сладостями, или как ее еще называют «вкусная».

Очень важно не превращать занятия в повинность, а относиться к ним как к увлекательной игре. Используйте разные приемы артикуляционной гимнастики, описанные здесь. При регулярном выполнении упражнений прогресс будет заметен через 2–3 недели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: