Как правильно организовать трудовое воспитание детей дошкольного возраста?

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.

Ребенок моет посуду

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д. Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире,
  • строить коллективные взаимоотношения,
  • быть общительным,
  • развивать память, мышление, моторику,
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда,
  • расширять кругозор,
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности,
  • развивать силу, ловкость, выносливость,
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Дети моют пол

Принципы приучения дошкольников к труду

Обучение трудовой деятельности – важный этап становления маленькой личности, ее социализации.

Основные задачи трудового воспитания:

  • привитие трудовых навыков,
  • воспитание позитивного, целостного отношения как к собственному труду, так и к труду других людей,
  • формирование умения ценить результаты труда и бережно к ним относиться,
  • формирование верных представлений о роли труда в жизни человека и обществе,
  • формирование умения строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми,
  • развитие способностей к удовлетворению собственных потребностей,
  • формирование стремления к созидательности.

Эти качества формируются постепенно, по мере совершенствования навыков во всех видах труда. Но как прививать эти навыки правильно? Чего при этом делать не нужно? Девочка со скалкой Вот основные принципы трудового воспитания малышей дома.

  • Теория «запретного плода» не действует. С самого юного возраста ребенку свойственны попытки изучения окружающего мира, в том числе посредством личного участия. Поэтому он довольно рано начинает пробовать «взрослые» дела: «помогает» мыть посуду, вытирать пыль, подметать. Понятно, что поначалу такая помощь принесет маме только хлопоты (все будет разлито-разбито). Но, запрещая малышу таким образом проявлять участие в труде («ты еще не умеешь, ты маленький, разобьешь, насвинячишь, а мне потом убирать»), взрослые навсегда отбивают у детей желание трудиться. Не пролив и не уронив ничего, он не научится делать правильно. А получив уничижительный «от ворот поворот», не только потеряет интерес к труду, но и станет воспринимать его как что-то плохое, порицательное, потеряет веру в себя.
  • Корыстная мотивация искажает понимание труда. Часто, пытаясь мотивировать ребенка сделать что-то, взрослые начинают с ним торговаться: если сделаешь – получишь конфету (разрешим поиграть на компьютере, подарим машинку). Любви к труду это не привьет: ребенок будет механически выполнять работу, ожидая обязательного вознаграждения. Таким образом, вместо трудовых отношений в семье начинают развиваться товарно-денежные.
  • Чувство собственной важности и значимости повышает у ребенка желание трудиться. Можно поручить ему, к примеру, ухаживать за цветком на окне, объяснив, что он уже взрослый и ответственный, поэтому мама доверяет ему такое важное дело. При этом первое время работы проводят совместно, мама рассказывает и показывает ребенку все важные операции (полить, порыхлить, побрызгать, убрать желтые листья), периодически мягко напоминает об этой работе. И при любом удобном случае хвалит малыша перед посторонними: он у нас уже такой взрослый, ответственный, у него есть собственное сложное дело, и он с ним прекрасно справляется! Искренняя благодарность и восхищение взрослых заставляют ребенка гордиться своими успехами. Малыш будет чувствовать свою значимость, важность своей помощи. А значит, он сможет приучиться прикладывать усилия, чтобы испытывать от труда удовольствие.
  • Ребенку нужно чувство, что он не остается один на один со сложной задачей. Обучая его застилать постель, накрывать на стол или мыть посуду, взрослые должны всегда давать ему установку «вместе» (я всегда рядом, я помогу, у нас все получится). Нужно донести до малыша, что не уметь не стыдно, главное – стремиться, пробовать, что результат всегда будет хорошим, даже если не получится с первого раза. Настойчивость приведет к успеху. Тогда такая работа не вызовет у дошкольника чувства отторжения.
  • Труд должен давать ребенку возможность думать, исследовать, пробовать и хотеть действовать. Эти качества присутствуют в каждом ребенке, важно лишь не убить их родительской гиперопекой. Это ломает волю, отучает быть самостоятельным, ответственным.
  • В отработке навыков самообслуживания главное следить, чтобы все процедуры выполнялись ежедневно, в должном порядке, чтобы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые должны контролировать и помогать, а не ругать и наказывать за неумение.
  • Пример родителей. Пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей дошкольного возраста. Мы можем сколь угодно долго и жестко требовать от ребенка выполнения тех или иных дел. Но если при этом не подаем ему постоянный пример трудовых отношений в семье, не демонстрируем обязанностей каждого члена семьи, не проявляем аккуратности – результат всех наших «увещеваний» будет нулевым.

Важно!

Приучая ребенка к постоянным домашним трудовым обязанностям, постарайтесь донести до него следующие важные мысли.

  1. Не всегда даже взрослым приходится делать только то, что они умеют лучше всего, или то, что хочется. Часто такие обязанности выполняются потому, что нужно.
  2. В семье обязанности есть у всех: у папы – одни, у мамы – другие. В семье Ивановых папа с мамой тоже выполняют свои обязанности. Это необходимо, чтобы получить от труда что-то хорошее.
  3. К сожалению, даже взрослым часто приходится жертвовать своими желаниями, чтобы сделать по дому то, что входит в их обязанности. Это нужно, чтобы в семье все спорилось, царили чистота и уют, чтобы каждый уставал в меру сил (потому что неправильно, когда все по дому делает только мама: от постоянной усталости она может даже заболеть).

Ребенок играет в повара

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки,
  • накрывают стол для кукол,
  • «готовят» в детской посуде,
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки),
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи),
  • «Веселые истории» в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков,
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) старательность малышей при этом резко повышается,
  • «Игрушечный быт» родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.,
  • «Конкурс талантов» соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.

Мальчик с молотком

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки,
  • относить грязную одежду в корзину для стирки,
  • вытирать за собой разлитое,
  • помогать убрать книги (журналы),
  • вытирать пыль,
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель,
  • убирать со стола,
  • выбрасывать мусор,
  • поливать растения,
  • готовить завтрак из молока и хлопьев,
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье,
  • готовить бутерброды,
  • одеваться и завязывать шнурки,
  • помогать загружать посуду в посудомойку,
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое,
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины,
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе),
  • доставать почту из почтового ящика,
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку,
  • отвечать на телефонные звонки,
  • выгуливать домашних животных,
  • работать граблями и тяпкой,
  • вешать свою одежду в шкаф,
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: