Многие специалисты отмечают, что для развития речи необходимо становление у малыша не только слуховых и зрительных функций. В формировании разговорных навыков важную роль играет двигательная активность пальчиков, которую развивают упражнения для мелкой моторики. Занятия необходимо начинать с первых месяцев жизни, потому что освоение речи происходит в самом раннем детстве. И то, что упущено в возрасте до трех лет компенсируется в дальнейшем с огромным трудом.
Зачем тренировать пальчики?
Специалисты по детскому развитию провели множество исследований и выявили интересную закономерность: формирование речи у детей происходит в соответствии с возрастом, если мелкая моторика находится в пределах возрастной нормы. Если пальчики рук отстают, то и речь развивается плохо. Такая взаимосвязь наблюдается у ребят дошкольного возраста, но по мере взросления ослабевает.
Поэтому стимулировать динамичное развитие речи рекомендуется с помощью несложных движений пальцев. Особое внимание необходимо деткам с явными нарушениями дикции, потому что у большинства из них такие движения плохо скоординированы.
Самым распространенным и доступным средством остается пальчиковая гимнастика, которая формирует целый спектр навыков: развивается умение слушать и улавливать ритм, активизируется речь, успокаивается нервная система. Подробнее о пальчиковой гимнастике рассказано здесь.
Пальчиковую гимнастику необходимо делать крохе с первых дней жизни. Выполняется она в виде массажа:
- аккуратное поглаживание вдоль фаланги,
- сгибание и разгибание пальцев,
- круговые движения по ладошкам.
Когда малыш подрастет, можно переходить к минимальному набору упражнений.
От 3 месяцев до года
Крошка 3 месяцев отроду так и норовит схватить любой предмет своими цепкими пальчиками. Тактильные ощущения помогают человечку познавать мир. Чтобы совершенствовать мелкую моторику родителям необходимо покупать погремушки из различных материалов:
- пластик,
- дерево,
- ткань.
Шестимесячному малышу можно вручить развивающую книжку. Прекрасным вариантом игрушки служит специальный коврик, который сшит из тканей различной фактуры и оснащен дополнительными элементами (пищалками, пуговицами, шуршалками).
В 7 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, ему показывают первые потешки: «Ладушки-ладушки» и «Сорока-ворона». Еще одно упражнение это разрывание бумаги. Крохе выдают несколько чистых листов, и он совершает с ними любые действия: вертит в руках, мнет, шуршит, рвет. Обычно такая игра доставляет детям большое удовольствие.
В 9-10 месяцев родителям пригодится развивающий центр. Он представляет собой панель, на которой закреплены кнопки, ручки, шпингалеты, диски.
От 1 года до 3 лет
В этом возрасте развитию мелкой моторики уделяют гораздо больше внимания. Родителям следует проявить чудеса изобретательности, чтобы занятия проходили в форме увлекательной игры. И дополнительно вооружиться тряпками и щетками, чтобы убирать последствия.
- Водные прятки. На дно большой миски укладывают несколько игрушек и наполняют ее теплой водой. Задание: достать игрушку. Даже годовалые дети легко справляются с задачей, если вода прозрачная. Но стоит добавить в миску темной гуаши, и упражнение становится сложнее.
- Пенные забавы. Во время купания добавьте в ванну пену. Продемонстрируйте, как из пены с помощью пальцев рук создают шарики, квадраты, другие фигуры. Бросьте в ванну несколько игрушек, попросите малыша достать на ощупь определенную фигурку.
- Рисуем пальчиками. Упражнение подходит даже маленьким деткам, потому что для рисования не потребуются кисточки. Набор юного художника это пальчиковые краски и ватман. Обмакните палец малыша в баночку и проведите им по бумаге. А дальше кроха с удовольствием подхватит игру.
От 3 до 6 лет
Дети старше 3 лет уже способны повторять движения вслед за взрослыми. Поэтому в этом возрасте специалисты рекомендуют использование пальчиковой гимнастики. Все задания выполняются, сидя за столом.
- Разминка. Ребенок укладывает кисти на стол, ладошки смотрят вниз. Затем двигает пальчиками, попеременно соединяя и раздвигая их.
- Приветствие. Дети соединяют сначала большие пальцы рук, потом указательные, средние, безымянные и мизинцы. Упражнение проводится под счет «один, два, три».
- Коза-дереза. Малыши с раннего детства знают эту игру. Но в этот раз комбинацию из пальцев «коза» придется сложить им.
- Зайка-побегайка. В комнате включают настольную лампу, свет направляют на стену. Взрослый показывает, как из пальцев соорудить фигурку, тень которой похожа на зайца. Большой палец, мизинец и безымянный соединяются вместе, а указательный и средний поднимаются. Малыш пробует соорудить такую же конструкцию.
- Дерево. Ребенок поднимает руки вверх, ладони повернуты к себе. Взрослый дует на детские ручки, изображая ветер, а малыш шевелит пальчиками, будто веточками. Упражнение выполняют в течение 2 минут.
- Пальчиковые шаги. Ребенок «перешагивает» пальчиками по отметкам на листе. Обычно задание сопровождается ритмичным стихотворением.
- Графические упражнения. Детям дается задание с помощью карандаша обвести фигурку, продолжить узор или дорисовать картинку.
Правила проведения занятий
Специалисты настаивают на проведении развивающих занятий с маленькими детьми. Они разрабатывают методики, придумывают упражнения и выпускают книги. Но успех сосредоточен в руках родителей, которые ежедневно занимаются воспитанием своего чада. Чтобы занятия приносили пользу и радость необходимо соблюдать правила:
- Гимнастика для пальчиков всегда проводится в игровой и шутливой форме. Нельзя превращать их в рутину, а тем более криками заставлять заниматься. Маленький человек может навсегда потерять охоту к учебе.
- Занятия проходят под неусыпным контролем взрослых. Нельзя оставлять малыша наедине с мелкими предметами, красками и бумагой. Ведь любопытные создания норовят все попробовать, понюхать, послушать.
- Результат становится заметен только при регулярных занятиях. Комплекс упражнений проделывают не менее трех раз в неделю. Тренировка в среднем продолжается 10-15 минут.
- Взрослым необходимо терпеливо показывать движения пальчиков. Мало дать крохе карандаш или краски. Следует объяснить и продемонстрировать, как этим пользоваться.
- Детские специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики. Малышам часто нравится заниматься в коллективе. Логопед составляет тренировку так, чтобы получить максимальный эффект. Особенно важны занятия со специалистом для детишек с речевыми дефектами.
Движение — это жизнь
Динамичное развитие — целый комплекс показателей. Это формирование речевых и коммуникативных навыков, мелкой и крупной моторики. Важно уделять внимание и умственному, и физическому воспитанию.
Общая моторика развивает координацию движений, укрепляет корсет позвоночника, способствует динамичному росту. У детей со слабой двигательной активностью снижена работоспособность, желание познавать мир. Нарушения общей моторики создают предпосылки для появления речевых дефектов.
Развивают возможности тела интересные и простые движения:
- наклоны,
- бросание мяча,
- прыжки на месте,
- ходьба по ступеням,
- катание на велосипеде,
- движение назад на пятках,
- стояние на одной ноге.
Дети всегда подражают взрослым. Поэтому задача родителей не только во время занятий правильно показывать движения. Очень важно в повседневной жизни правильно и грамотно говорить, быть внимательным, направлять деятельность малыша. Ведь все умения, которые усваивают дети в раннем возрасте, служат основой к дальнейшему приобретению жизненных навыков.