Как выбрать букварь для обучения дошкольника чтению

Букварь для детей – первая книга, которая поможет дошкольнику запомнить начертание букв, усвоить произношение звуков, научит сливать отдельные звуки в слоги, читать небольшие тексты и понимать их смысл. Современный книжный рынок предлагает 1001 пособие по обучению, но как определиться в этом многообразии и выбрать то, что нужно? Познакомимся с букварем поближе.

Букварь для детей Баквограмма

Что это за книга?

Часто букварь ставят на одну ступень с азбукой, но это неверно. Эти пособия отличаются исполнением и выполняют разные функции.

Азбука – это собрание букв в алфавитном порядке, по которому можно выучить начертание и название букв, а также произношение звуков. По сути, это алфавит, иллюстрированный картинками. Азбука издается в виде книг, плакатов, бывает также «говорящая азбука» звуковой плакат с динамиком и кнопками.

Букварь – это тоже собрание букв, но буквы могут идти не по алфавиту. Помимо знакомства ребенка с буквами и звуками, основное назначение букваря научить дошкольника читать и понимать смысл прочитанного.

старинный букварь

Историческая справка

Первой печатной книгой для обучения чтению был вовсе не букварь. Это была азбука, а появилась она во времена Ивана Грозного. В 1574 году русский печатник Иван Федоров, вынужденный уехать из Московии во Львов (тогда еще на территории Польши), напечатал первую восточнославянскую азбуку. Сегодня в мире есть один экземпляр этой книги, который хранится в библиотеке Гарвардского университета (США).

Первая в мире книга с названием «Букварь» была издана в 1618 году в Великом княжестве Литовском. В 1634 году московским печатником был напечатан «Букварь языка Словенска». Буквари с тех пор составлялись по буквослагательному методу.

В 1864 году великий русский педагог К.Д. Ушинский ввел азбуку, построенную на аналитико-синтетическом звуковом методе обучения чтению и письму. Этот метод пришел на смену буквослагательному, но букварь Ушинского впоследствии был неоднократно усовершенствован и переработан.

Девочка читает букварь

Когда ребенку нужен букварь?

Мы разобрались, что такое букварь, чем он отличается от азбуки, и теперь стало ясно: именно это пособие сможет научить ребенка читать. А в каком возрасте знакомить дошкольника с букварем?

Возраст от 4 до 6 лет считается оптимальным для обучения чтению. Это вовсе не означает, что нельзя познакомить с буквами или научить читать ребенка младше. Просто большинство детей воспринимают буквы и понимают их суть только после 4 лет. Другие же к 4 годам успешно читают по слогам.

Букварь полезен для детей любого возраста, если он выбран правильно. Пользу от знакомства дошкольника с этой книгой сложно переоценить:

  • запоминание внешнего образа буквы и произношения звука,
  • формирование связи «буква картинка», так как в дошкольном возрасте дети мыслят образами, а не словами или понятиями,
  • зрительное запоминание слогов, а не только отдельных букв,
  • понимание текста, прочитанного вслух самим ребенком.

Букварь – это не алфавит с картинками, а продуманное пособие по обучению чтению, разработанное с учетом возрастных особенностей.

Азбука в букваре

Выбираем «правильный» букварь

Чтение будет приносить радость, если не превратится в урок, а родитель в требовательного учителя. Как мы знаем, лучше всего дети учатся в игровой форме. Для успешного занятия нужно подобрать книгу, которая заинтересует дошкольника, не покажется ему сложной, но и не будет скучной. Вот несколько простых советов, как это сделать.

Разворот букваря

Пособие должно подходить ребенку по возрасту

Возраст обозначается специальной маркировкой на обложке или указывается в названии. Так, «Букварь для малышей от двух до пяти» Е. Бахтиной вряд ли заинтересует ребенка 6-7 лет, а «Букварь» В. Степанова с маркировкой «6+» не подойдет для самых маленьких читателей.

Если вы сомневаетесь в выборе, возьмите «Букварь» Н.С. Жуковой. Он подходит детям с нуля до самой школы, и за многие годы зарекомендовал себя среди родителей и педагогов как лучший букварь для детей, в том числе с логопедическими нарушениями.

буквари для дошкольников

Книга должна соответствовать возможностям дошкольника

Ориентируйтесь на речевые возможности ребенка. Если он хорошо говорит и произносит все звуки родной речи, выбор книг достаточно велик. Если же у дошкольника имеются логопедические проблемы, то лучше выбрать букварь, составленный логопедом и учитывающий определенные речевые особенности.

В этом смысле выигрывает букварь Н.С. Жуковой, так как он составлен не просто логопедом, а кандидатом педагогических наук. Помимо этого, автором разработано много пособий для коррекции речи до занятий по букварю и для последующего улучшения качества чтения, например, «Я говорю правильно», «Первая после букваря книга для чтения», «Уроки логопеда», и другие пособия.

Букварь с картинками

Букварь должен вызывать эстетическое удовольствие у родителя и ребенка

Книга должна нравиться вам полностью, от оформления до содержания:

  • обложка букваря должна быть красиво оформлена: приятный цвет фона, указание автора, уточнение по возрасту ребенка и методике составления (с логопедическим уклоном или нет),
  • бумага страниц должна быть плотная, белая,
  • иллюстрации – красивые, приятные для глаза, реалистичные,
  • текст должен быть понятным для ребенка, отражать житейские ситуации, содержать полезные советы и правила поведения в семье, обществе, учить бережному отношению к животным, природе,
  • буквы крупные, при этом гласные выделены красным цветом, согласные – синим, шрифт крупный, чтобы его легко воспринимал ребенок.

Занятия по букварю – это не только обучение чтению, это своего рода воспитание. Когда мы учим ребенка читать по «правильной» книге, мы закладываем первые истины, которые малыш озвучивает и осознает самостоятельно.

Книгу, которая красиво оформлена, захочется держать на виду и часто брать в руки. Открывая ее, ребенок первым делом смотрит на картинки. Плохие иллюстрации могут испортить старания даже самого опытного педагога.

букварь для детей

Текстовое содержание букваря должно быть продуманным

Это значит, что выражения должны быть понятными для дошкольника, но при этом усложняться по мере изучения пособия. Например, у Н.С. Жуковой ребенок сначала озвучивает картинки, название которых содержит заданную букву. Затем он переходит к целым словам, потом – к предложениям, а к концу книги самостоятельно читает небольшие истории и отвечает на вопросы по содержанию.

Вот примеры усложнения текста по мере обучения:

А – арбуз, аист, автобус,

М – дом, дым, мяч,

Ма-ма, ау!

Ау, ма-ма!

У о-сы у-сы. У со-ма у-сы. У Ро-мы шар. У Му-ры ша-ры.

У Ле-ны мно-го дел. Ей на-до сде-лать у-ро-ки. Вы-мыть пол. Вы-те-реть пыль. А по-том на-пи-сать пись-мо.

Книга этого автора содержит также инструкцию для родителей: как учить малыша читать, какие упражнения выполнять, как закреплять полученный навык.

Подведем итог

Школьная программа не стоит на месте и реальность такова: дети должны идти в школу подготовленными. Вы можете поручить обучение педагогу, отдать ребенка на курсы подготовки к школе, а можете выбрать идеальное для вас пособие и самостоятельно научить его читать.

Букварь может привить дошкольнику любовь к чтению с малых лет, а может отбить желание читать вне рамок школьной программы, поэтому к выбору этой книги нужно подойти ответственно. Наверняка вы помните букварь своего детства. Какие воспоминания с ним связаны? Скорее всего, самые теплые.

Вряд ли вы купите в магазине вещь, которая не нравится вам внешне или не выполняет заявленных функций. Так же с букварем: выбирайте тот, который отвечает всем вышеперечисленным требованиям и заинтересует ребенка. Тогда уже совсем скоро он захочет прочитать свою любимую книжку самостоятельно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: