Желая, чтобы малыш развивался цельной и гармоничной личностью, многие родители приступают к образовательному процессу с раннего возраста. В числе прочего они хотят научить ребенка английскому языку, но, как правило, не знают, в каком возраста лучше начинать. Познакомимся с позициями педагогов и их рекомендациями на этот счет.
Возраст
Самый важный вопрос, на который предстоит ответить, – когда приступать к изучению иностранного языка, чтобы занятия проходил максимально продуктивно? Есть несколько основных точек зрения, информацию по которым представим в виде таблицы.
Оптимальный возраст | Аргументы за | Аргументы против |
До 2 лет | Малыши восприимчивы к овладению новой информацией, могут знакомиться с иностранным произношением интуитивно. Дети с удовольствием получают новые знания. Работа мозговых центров направлена на изучение языка. | Родная речь еще недостаточно сформирована, поэтому малышу еще рано приступать к знакомству с иностранной. Психологи считают, что параллельное изучение двух языков для ребенка очень сложно и вредно. |
3-5 лет | В этом возрасте дети отличаются хорошим развитием родной речи. Они отлично усваивают и запоминают новую информацию. Память дошкольника очень гибкая, он быстро осваивает новые слова и с удовольствием употребляет их, хотя зачастую и неосознанно. Изучение английского можно сочетать с занятиями мелкой моторикой, принося ребенку двойную пользу. | Если родителям не удастся верно организовать процесс обучения, сделать его увлекательным и интересным, есть риск, что ребенок навсегда потеряет интерес к знакомству с иностранным языком, что в дальнейшем приведет к проблемам в школе. |
6-8 лет | Малыш готов к восприятию новой информации, хорошо владеет нормами родной речи, поэтому может изучать и английскую фонетику и лексику. Лучшая форма проведения занятий в этом возрасте – группа, поэтому ребенка следует отдать в языковую школу. Домашние уроки считаются малопродуктивными и могут использоваться родителями только в качестве дополнительной формы обучения. | Ребенок поступает в школу, где ему приходится столкнуться с огромным потоком информации, поэтому дополнительное изучение языка станет для него сложным. |
Специалист отмечают, что в первые годы жизни происходит активное развитие мозга ребенка, поэтому очень важно начать процесс обучения как можно раньше. Но не стоит «пичкать» малыша информацией, главное – преподносить полезные знания в интересной для него форме.
Позиция специалистов
Однозначного ответа на вопрос, с какого возраста лучше всего приступать к знакомству с иностранной речью, нет. Все зависит от индивидуальных способностей и желания ребенка. Однако с ранних лет можно включать в режим дня малыша начальное знакомство с английским: изучать считалки и самые простые слова.
Специалисты отмечают, что если у ребенка присутствуют речевые проблемы, то приступать к изучению английского или любого другого иностранного языка нельзя. Важно сначала разобраться с логопедическими дефектами, а только потом приступать к новому материалу.
Принципы обучения
Научить ребенка английскому непросто, поскольку для дошкольников значение имеет возможность активно двигаться, а не сидеть и заучить скучные слова. Поэтому при домашних занятиях следует активно использовать игровые формы, наглядный материал, мультфильмы и музыкальное сопровождение – все это поможет ребенку не утратить интереса к тренировкам. Уроки должны проходить регулярно, только в этом случае можно рассчитывать на успех, но не утомлять малыша. Вспоминать английскую лексику можно попутно. Например, если во время прогулки мама и ребенок встретили кошку, мама может спросить: «Кто это? А как будет по-английски?». Это поможет запоминанию.
Главная задача родителей – привить ребенку устойчивый интерес к изучению языка, стремление заниматься самостоятельно, узнавать новые слова и строить фразы. Мотивация очень важна, поэтому следует так выстраивать занятия, чтобы дети сами просили о них. Задача непростая, но результат того стоит.
На занятиях должны обязательно присутствовать картинки, игрушки, родители могут придумать увлекательный сюжет и завершать урок, сохраняя интригу, чтобы ребенок с нетерпением ожидал следующего дня.
Не менее важно и то, что родитель, который взял на себя ответственность проведения занятия, должен безупречно владеть произношением, в противном случае ребенок привыкнет неправильно артикулировать и в будущем ему придется переучиваться.
Важные правила
Решив заниматься дома и знакомить малыша с правилами английской речи, родителям следует придерживаться ключевых правил.
- Критики быть не должно, а похвала приветствуется. Мамам и папам следует понять, что если они будут всеми силами демонтировать свое недовольство успехами малыша, ругать его, нервничать, срываться на крик, то могут навсегда убить в ребенке не только желание изучать английский, но и уверенность в себе. А похвала за успех, пусть даже и незначительный, поможет дошкольнику почувствовать себя более раскованно. Постепенно хвалить ребенка можно даже несложными, понятными ему английскими фразами, это поможет и создать мотивацию, и запомнить их.
- Крайне важно правильное произношение. Даже если родители отлично владеют разговорным иностранным, в общении с ребенком каждый звук они должны произносить четко.
- Различные игры. Ребенку станет скучно, если каждое занятие проводить по единому сценарию: к нам в гости пришел кролик, он очень хочет познакомиться с английскими словами. Малыш быстро почувствует фальшь, перестанет интересоваться кроликом, и самими уроками. Поэтому от родителей требуется творчество, идеи, креатив. Уроки могут проводиться с активным использованием пальчиковых игр, во время рисования или рукоделия, на улице.
- Регулярное повторение. Только так ребенок сможет быстро запомнить лексику. Поэтому надо использовать каждую свободную минуту для повторения. Например, мама может в ходе разговора ненавязчиво сказать, что она забыла, как будет «мишка» по-английски, мотивируя малыша вспомнить и подсказать.
Только так ребенок будет с удовольствием запоминать слова и активно демонстрировать свои знания.
Методики
Учить ребенка английскому языку с нуля можно при помощи различных методик. Познакомимся с наиболее популярными из них.
- Методика Мещеряковой – активная работа с игрушками. Родитель показывает малышу игрушку, например котика, и говорит «cat». Постепенно, через несколько уроков ребенок понимает и запоминает, что это иностранное слово и есть кот по-английски. Можно поиграть с малышом, например, в магазин, говоря понятные им фразы (сколько стоит что-то) на английском. Ребенок понимает смысл, поскольку сама ситуация ему помогает, и постепенно запоминает фразу.
Создать веселое настроение помогут многочисленные песенки, которые можно разучить вместе с малышом.
- Методика погружения. Суть в том, что вокруг малыша создается особое языковое пространство – звучит только английская речь, поэтому ему приходится подстраиваться, стремиться интуитивно понимать, что именно говорят взрослые. Этот способ может использоваться только в том случае, если родители уверены в своих знаниях. Не стоит увлекаться «погружением», 5-7 минут в день бывает достаточно, чтобы помочь ребенку поближе познакомиться с иностранной речью, но не испытывать дискомфорт.
Саму ситуацию надо как-то обыграть – пояснить малышу, например, что мама и папа готовятся к поездке за границу, поэтому с его помощью они тренируются.
- Игровые методики. Самый удачный выбор для детей от 3 до 5 лет. Именно за счет использования ролевых и сюжетных игр удастся привить устойчивый интерес к изучению английского.
- Методика Глена Домана – работа с карточками. Помогает быстро запомнить английские слова – наименования животных, растений, цветов, бытовых предметов. Основная трудность – подобрать подходящие для детского восприятия слова. Работу с карточками следует проводить трижды в день, тратить на каждое слово не более 15 секунд. Современные родители имеют возможность не готовить карточки, а найти их в интернете и включать малышу слайд-шоу на 2-3 минуты в день.
- Методика Зайцева. Может применяться с детьми от 5 лет и старше, представляет собой работу с кубиками, на гранях которых написаны слоги. От малыша требуется «собрать» слово из слогов и прочесть его. Благодаря тому, что кубики яркие и красочные, они интересы ребенку, но переутомлять его длительным поиском и восстановлением слов не стоит, 5-10 минут в день вполне достаточно.
Мамы и папы могут включать в домашние занятия элементы каждой из этих методик, чтобы процесс обучения был ярким и необычным.
Первый шаг
Очень важно провести первое занятие с ребенком так, чтобы он не утратил интереса к последующему обучению. Поэтому необходимо использовать наглядный материал, картинки, музыку, игры. Серию первых уроков можно объединить тематикой путешествия. Например, мы совершаем увлекательную поездку в Англию.
- На первой остановке мы встречаемся с мишкой Тедди, любимцем большого количества британских детей, с которым слушаем небольшие стишки.
- Вторая остановка (второй день) – встреча с Золушкой, прослушивание песенок.
- Третий день – знакомство с названиями английских животных, здесь в ход идут карточки с их изображениями.
Учебный процесс таким образом превратится в увлекательное времяпровождение, гораздо более интересное, чем обычные игры.
Стадии
Можно выделить несколько этапов обучения.
- Знакомство с транскрипцией, устной речью. Для этого малыши просто слушают веселые несложные стишки, песенки.
- Изучение слов. Ребенок постепенно узнает, как будут звучать знакомые ему слова по-английски.
- Знакомство с буквами и звуками.
- Изучение простейших правил чтения слогов и слов.
- Чтение текста.
Не стоит обманывать себя – работа очень сложная, поэтому родителям следует запастись терпением, а если имеются пробелы в собственных знаниях – ликвидировать их.
Первые месяцы жизни
Исследователи отмечают, что знакомство с иностранной речью должно произойти достаточно рано, в возрасте до двух лет, только в этом случае в дальнейшем ребенок будет делать успехи в постижении норм английской грамматики. Понятно, что маленькие дети не готовы пока к восприятию сложной информации, но с удовольствием послушают колыбельную на английском.
Развивать малышей можно с 1,5 лет, иногда вплетая в свою речь фразы на английском, это поможет им понять, что звуки и слова могут звучать несколько иначе, чем на родном, русском. Полезны в этом возрасте и песенки на английском, при этом специалисты советуют включать ребенку не иностранную поп-музыку, а именно забавные детские песенки, исполняемые маленькими носителями языка.
Родителям важно понять свою главную цель – помочь малышу познакомиться с английским языком, заинтересовать его, мотивировать к дальнейшему изучению, а не заставить заучить сложные правила «из-под палки».
Интересные упражнения
Не стоит спешить отдавать ребенка в языковую школу, поскольку в 2-3 года заниматься с ним лучше самостоятельно: это подарит малышу удовольствие от общения с родителями, а также психологический комфорт.
Как же построить тренировку с малышом? Есть несколько возможных форм.
- Пальчиковые игры: надев на пальцы специальные игрушки, ребенок под руководством родителей узнает, как та или иная из них называется по-английски, и параллельно тренирует мелкую моторику.
- Прохлопывание простейших английских стишков и потешек. Например: little mouse, little mouse, where is your house (хлопок делается после произнесения каждого слова). Во время работы над фразой следует показать ребенку картинку с мышкой или игрушку, чтобы визуализировать образ.
- Постепенное заучивание стишков наизусть. Малыши этого возраста очень хорошо запоминают, но не всегда могут повторить, поэтому могут просто говорить отдельные слова вслед за родителем.
- Здороваться и прощаться по-английски. Придя домой, папа может сказать своему малышу: «Hello», – а на ночь поцеловать его и произнести: «Good night». Постепенно ребенок будет использовать эти фразы в своей речи.
- Изучение цветов лучше всего проводить в форме рисования: например, ребенок рисует красной краской, а родитель говорит ему, как будет «красный» по-английски – red.
- Для поддержания интереса можно предложить ребятам такое упражнение: сложить в мешок несколько предметов одной группы, например фрукты. Задача ребенка – на ощупь определить, что это. Потом взрослый называет угаданный фрукт по-английски. Через несколько занятий задание для ребенка усложняется – он должен не просто угадать содержимое мешка, но и назвать его по-английски.
- Полезна будет и гимнастика с произнесением английских глаголов, означающих действие, которое малышу необходимо совершать. Взрослый громко и четко произносит глагол, на первых занятиях показывает пример, задача ребенка – просто повторить. Но через несколько тренировок мама или папа только говорят, предоставляя возможность крохе вспомнить значение слова.
От родителей сейчас требуется постоянно включать ребенку стишки и песенки на иностранном языке, чтобы он запоминал правила произношения.
Постепенно тренировки усложняются, дети знакомятся с буквами. Если они знают слова, работа пройдет более легко, поскольку родителю будет достаточно показать карточку, на которой содержится изображение предмета, написано его название, а на основании наглядного материала показать букву.
Изучение английского языка – важный этап подготовки малыша к дальнейшей жизни и обучению в школе в частности. Необходимо не заставлять ребенка заучивать фразы и слова, чтобы порадовать родителей и продемонстрировать свои способности перед другими детьми, а так организовывать занятия, чтобы они походили на забавные игры и приносили крохе удовольствие. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.