Музыкальные игры для развития малышей – весело и полезно

Музыка благотворно воздействует на развитие эмоциональной сферы ребенка. К тому же, дети музыку очень любят, особенно – веселую. Этот факт можно использовать, организуя музыкальные игры для детей. Ведь в игре можно весело и ненавязчиво развивать у ребенка различные навыки. А удовольствия от процесса будет море!

Рисунок - дети играют на музыкальных инструментах Рисунок - дети играют на музыкальных инструментах

О пользе музыки

Музыка для ребенка – это, прежде всего, удовольствие. И для слуха, и для тела (когда малыш научится пританцовывать в такт, он будет всегда с радостью это делать). Всевозможные музыкальные звуки должны окружать ребенка с рождения, помогая ему совершенствовать слух и расширять познания об окружающем мире:

  • С рождения малышу нужно включать музыку, которую он слышал, когда находился у мамы в животике. Это поможет ему легче адаптироваться к новому миру, успокаиваться при плаче.
  • До полугода это преимущественно музыка классическая, гармонизирующая работу нервной системы, а также звуки природы (птиц, воды, листьев). Также важную роль играют мамины песни – потешки, колыбельные.
  • После 6 месяцев можно разнообразить музыкальный «ассортимент» веселыми детскими песенками. Они помогут обогатить эмоции.
  • Ближе к 10 месяцам полезно танцевать вместе с ребенком: сначала пританцовывать в такт музыке с ним на руках, затем – держа его за ручки (пусть учится двигаться в такт самостоятельно). У малыша будет развиваться чувство ритма, совершенствоваться двигательные навыки, тренироваться мышцы.

Дошкольники изображают музыкальную группуДошкольники изображают музыкальную группу Что дают музыка и музыкальные игры деткам постарше (после года)? Спектр их полезных функций достаточно широк:

  • знакомят с музыкальными инструментами, с разнообразием звуков,
  • знакомят с характером музыки, учат его выражать в движении,
  • дают представление о темпе, громкости звуков и мелодий,
  • развивают слух, чувство ритма, умение чувствовать, понимать музыку,
  • способствуют развитию координации, пластики,
  • помогают сбалансировать работу нервной системы, снимают излишнюю напряженность, импульсивность,
  • развивают воображение,
  • подвижные игры активизируют дыхание, улучшают кровообращение и обменные процессы в маленьком организме,
  • развивают реакцию и внимание,
  • учат подчиняться правилам, взаимодействовать с другими детками,
  • учат петь под аккомпанемент.

Поэтому подвижные и дидактические музыкальные игры для детей активно используются в любом детском саду. Но играть с ребенком можно и дома. Для этого не всегда нужна большая компания.

Малыш с игрушкой-барабаном Малыш с игрушкой-барабаном

Музыкальные игры для самых маленьких

Начинать простейшие игры можно в довольно раннем возрасте. Например, уже в 8–9 месяцев крохе будет интересно и весело, если мама поставит его к себе на колени, включит ритмичную мелодию и начнет в такт ей присаживать малыша, чтобы он пружинил ножками, как бы пританцовывая. Со временем он начнет пружинить сам, причем довольно точно попадая в такт.

Еще одна игра, подходящая для малышей до года, – обучение простейшим навыкам работы с музыкальными инструментами. Мама показывает, как бить в бубен или барабан, трясти маракасы, нажимать кнопочки на детском пианино, звонить в колокольчик, а кроха повторяет. Со временем можно пробовать издавать такие звуки в определенном ритме, чтобы ребенок мог его повторить. Мама отстукивает на барабане некоторую ритмичную последовательность, показывая пример, а малыш пробует ему следовать. Постепенно такой ритмичный ряд можно усложнять. Другой вариант такой игры – постукивать чем-то (или хлопать в ладоши) в такт звучащей мелодии.

Всегда рассказывайте малышу, на что похож тот или иной звук. Это поможет ему научиться лучше понимать музыкальные образы, выражать их. Например, низкие звуки похожи на топание или рычание медведя, высокие отрывистые – на писк мышки или прыгание воробышка, или стук дождика Приводите примеры, какие звуки – грозные, какие – грустные, радостные, злобные и т. д.

Музыкальное занятие с детьмиМузыкальное занятие с детьми

От полутора лет и старше

В полтора года детки уже самостоятельно ходят, знают название многих предметов, могут что-то называть сами. Поэтому музыкальные игры нужно постепенно усложнять. Например, использовать простые сюжетно-ролевые компоненты: девочка танцует с куклой под быструю мелодию, укачивает ее – под медленную. Мальчик изображает включенного робота, под медленную музыку «выключается».

Также можно поиграть в угадывание звуков. Показать ребенку несколько знакомых ему предметов (ложки, кубики, погремушки, колокольчики), а затем отвернуть и поочередно издавать звуки тем или иным предметом – пусть отгадает, что именно звучало.

К 2 годам детки уже могут бегать и подражать разным движениям и звукам. Это тоже нужно использовать. Например, научить ребенка отличать быструю музыку от медленной, тихую от громкой поможет игра «Веселый бубен». Мама отстукивает в бубен, а малыш выполняет соответствующие действия. Сначала под тихие звуки крадется на цыпочках, под громкие – важно топает, под очень громкие – бегает или прыгает. Затем под быстрый ритм скачет, как воробышек, под медленный – вышагивает, как цапля.

Дети танцуютДети танцуют

Вот еще несколько примеров веселых и интересных музыкальных игр:

  • Кошки-мышки. Игра коллективная. Нужно выбрать одного кота, остальные дети – мышата. Под тихую мелодию кот спит, а мышки к нему подкрадываются. Когда музыка становится громкой, кот просыпается и гонится за мышками, а они убегают. Первая пойманная мышь становится котом.
  • Изобрази музыку. Нет, ее нужно не рисовать, а передавать своими действиями, мимикой, движениями. Например, слушая «Шествие гномов» нужно представить себя вышагивающими гномиками, «Шествие кузнечиков» изобразить кузнечиков, слушая «Марш Черномора» показать злобного дядьку Черномора и т.д. Можно подобрать множество таких примеров как из классики, так и из современных произведений. Можно изображать лебедей, распускающиеся цветы, зимнюю вьюгу, различных животных, времена суток… Именно здесь и пригодится понимание смысла звуков и мелодий.
  • Сказка-шумелка (или озвучка). Задача ребенка – используя подходящие предметы, имитировать нужный звук, согласно тому, что читает взрослый (бежит лошадка, гремит гром, топает медведь, журчит ручей, мужик по снегу идет, дровосек рубит лес). Для такой игры нужно заранее приготовить необходимые «звукоимитаторы» (барабан, ложки, кастрюли, пакеты, газеты, миску с водой и т.д.), и вместе с ребенком выяснить, какой предмет издает тот или иной звук. Такая «озвучка» принесет немало удовольствия.

Музыкальное развитие ребенка может быть веселым, увлекательным, ненавязчивым, интересным. Но в любом случае – полезным. Невозможно представить нашу жизнь без музыки. Поэтому в жизни ребенка она тоже непременно будет. Но пусть она не просто присутствует, а помогает растить гармоничную личность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: