Нормы развития ребенка в 6 месяцев

Полгода – это полпути к первой годовщине в жизни ребенка. К тому времени малыш почти наверняка научится ходить самостоятельно и произнесет первые слова. Но каким он стал уже сейчас? И что уже должен уметь ваш ребенок в возрасте 6 месяцев?

Мама с шестимесячным малышом

Ловкий, быстрый, неугомонный

Полугодовалый возраст весьма непрост для родителей. Это пора, когда малыш учится сидеть, ползать, знакомится с новой пищей, у него лезут зубки, проявляются первые черты будущего характера. Сейчас за ним нужен, как говорится, глаз да глаз.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев идет быстрыми темпами. Еще недавно он только мирно сопел в кроватке, а сейчас его не удержать на месте. Сегодня он может порадовать родителей весьма богатым багажом двигательных навыков:

  • Полугодовалый ребенок совсем не хочет просто лежать на животике. Гораздо интереснее подниматься на ручки, вертеть головкой в разные стороны, орудуя при этом игрушкой, пытаться продвинуться вперед (пусть даже по-пластунски, но все же).
  • На спине лежать совсем скучно. Ребенок активно переворачивается на животик и обратно (может даже «ползти» такими «перекатами»), пытается садиться, даже вставать у опоры.
  • Большинство детей в этом возрасте могут некоторое время сидеть с опорой у спины, уверенно держа голову. Однако не стоит насильно высаживать малыша, если он еще не держит спинку сам. Особенно это касается девочек. Такая нагрузка может привести к деформации костей малого таза, что в будущем негативно скажется на родах. Но и для мальчиков это не слишком полезно, поскольку может привести к искривлению позвоночника.
  • При поддержке под мышки ребенок упирается ножками в опору и может осматриваться по сторонам.

В шесть месяцев ребенок уже в состоянии добраться до любой части квартиры (будет он «пластаться», «перекатываться» или «пропрыгивать» на лягушачий манер – не важно). Поэтому теперь вам нужно побеспокоиться о его травмобезопасности: закрепить ковры, чтобы они не ерзали по полу, поставить заглушки на розетки, ограничители – на двери, постоянно следить, чтобы на полу не было никаких мелких предметов, которые можно проглотить, опасных жидкостей, препаратов и т. д. Маленький исследователь сейчас не понимает чувства опасности.

Малыш тянется к мячику

Достижения психомоторной сферы

Развитие умственных и моторных способностей малыша все больше синхронизируется. Он ищет все новые способы взаимодействия с предметами и людьми, учится мыслить и достигать цели:

  • Улучшается координация и моторика ручек, глазомер: ребенок одинаково умело держит предметы разных размеров, правой и левой ручкой, может стучать ими о поверхность или друг о друга, играть с несколькими предметами одновременно, бросать их.
  • Ребенок учится брать предметы не только «пятерней», но также используя вытянутый большой пальчик, поднимать упавшую игрушку.
  • Умеет брать маленькие предметы и детали.
  • Старается найти новый способ использования предметов, деловито и сосредоточенно изучая последствия каждой манипуляции (постучать, нажать, бросить, покрутить). Особый интерес крохи вызывают сейчас кнопочки, звоночки, клавиши, музыкальные книжки, с помощью которых можно «добывать» разные звуки.
  • Полугодовалый ребенок – настоящий «познайка». Ему сейчас интересно все, что его окружает и происходит вокруг: лица, животные, вещи, техника, мебель, звуки, действия, явления. Его мышление стремительно развивается. Сейчас уже проявляются некоторые черты характера: упрямство, целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Ребенок снова и снова пробует освоить какой-то навык.
  • Кроха понемногу развивает память. Он способен узнавать некоторые предметы, соотнося с тем названием, которое слышит от родителей. И если спросить, «где мячик?», ребенок повернет голову в нужную сторону или начнет искать глазами, если не увидит перед собой.
  • Сейчас ребенок умеет выражать желания с помощью жестов: тянет ручки, чтобы его взяли, тычет рукой в сторону нужного ему предмета. К тому же, младенец начинает активно копировать наши действия. Если мама перед ним, например, захлопает в ладошки, он ей ответит тем же.
  • Ребенок уже может понимать простейшие причинно-следственные связи: если колокольчик потрясти – он зазвенит, если мячик бросить – он подпрыгнет, если захныкать – придет мама.
  • Окружающих людей грудничок в этом возрасте воспринимает как причину происходящих действий, поэтому – внимание! – делает «успехи» в манипулировании родителями. Чтобы не вырастить избалованного эгоиста, уже на этом этапе важно показывать ребенку, сколько всего он может сделать сам.

Шестимесячный ребенок

Яркий мир эмоций

Обычно эмоции помогают малышам развиваться во всех сферах. Что же новенького происходит с малышом в эмоциональном плане?

  • Понимая разницу между людьми и неодушевленными предметами, с игрушками ребенок ведет себя гораздо менее эмоционально. Хотя при этом любимыми игрушками он может увлекаться до получаса.
  • Малыш может отчетливо проявлять как радость, так и недовольство. Он умеет по-настоящему раздражаться, кричать, хмуриться, если у него пытаются отнять какой-то предмет или не дают желаемое, но при этом будет радостно лепетать, если с ним общаются или играют взрослые.
  • Среди знакомых людей карапуз уже разделяет родителей и родственников.
  • К этому возрасту малыш должен уметь выражать ласку, нежность к родным людям: обнимать, прижиматься, класть головку на плечо или даже целовать.

Немало положительных эмоций может вызвать у вашего чада игра с изменением положения тела. Покружите его, поприседайте с ним на руках, поднимайте вверх и опускайте, переворачивайте вниз головой (если не боится). Польза от таких забав двойная: дитя и удовольствие получает, и параллельно вестибулярный аппарат развивает. А умение держать равновесие необходимо в том числе для освоения навыка ходьбы.

Мама играет с полугодовалым ребенком

Совершенствуются восприятие и речь

Эти две сферы тоже во многом взаимосвязаны. Речевые реакции обычно возникают на что-то (или кого-то) увиденное или услышанное. К тому же, развитие тактильных ощущений напрямую стимулирует речевые центры мозга.

Каковы умения – или достижения – полугодовалого младенца?

  • Ребенок видит предметы намного четче и детальнее, чем раньше, с расстояния не менее 6 метров. Он хорошо различает все основные цвета.
  • Координация между глазами и руками позволяет довольно быстро находить нужный предмет, оценивать расстояние до него, хватать.
  • Пытаясь получить тактильную информацию о свойствах предметов, малыш отправляет их в рот, облизывает, покусывает.
  • Кроха может опытным путем установить, какие из предметов издают звуки, и извлекать затем эти звуки нужным способом.
  • Уже способен различать довольно тихие и отдаленные звуки: скрип двери, звук шагов из соседней комнаты, мамин голос на кухне, шелесты, шорохи, шуршание, журчание воды, шепот. При этом он чутко реагирует на приближающиеся шаги матери, поворачивая головку в их сторону.
  • Лепет полугодовалого грудничка уже имеет тональную и интонационную окрашенность. Он может «лопотать» тише или громче, медленнее или быстрее, радостно или недовольно, брать высокие или низкие «ноты».
  • Лепет как способ речевой коммуникации ребенок активно использует для привлечения к своей персоне родительского внимания. Причем по тону «высказываний» уже можно определить, хочет ли он внимания, на ручки, покушать, поиграть, либо его что-то беспокоит, нервирует.
  • Звукослоговые цепочки сейчас становятся все сложнее. При этом кроха с удовольствием «снимает речевую кальку» с речи родителей. Малыш сосредоточенно и внимательно изучает мимику и артикуляцию взрослого, чтобы потом повторить. Главное, чтобы мама показывала, как она говорит, медленно и четко, активно артикулируя.

Купание ребенка в полгода

Особенности ухода

Обычные уходовые процедуры остаются неизменными (купание, использование кремов, воздушные ванны, смена подгузников и т. д.).

Новшества в уходе за малышом обусловлены, прежде всего, следующим:

  • Сейчас у него режутся зубки, стало быть, ротовая полость очень уязвима для всевозможных инфекций. Поэтому необходимо будет часто мыть грудничку ручки, часто делать влажную уборку в доме, обрабатывать игрушки, чтобы максимально обезопасить ротик от проникновения микробов.
  • В этот период малыш начинает получать свой первый прикорм, знакомится с новой пищей. Поэтому становится важна гигиена полости рта: нужно чистить зубки (или десны, если зубки пока не прорезались) специальной мягкой щеточкой.
  • С целью облегчения прорезывания зубов нужно обзавестись специальным прорезывателем (особенно эффективны охлаждающие).
  • Уровень развития крохи на 6 месяце жизни таков, что просто купание его может не вдохновить. Важным приобретением сейчас становятся игрушки для купания (пищалки или брызгалки), которые тоже следует постоянно содержать в чистоте.

Массаж стоп малышу

Полезные игры и упражнения

Для деток до года всегда полезны упражнения, направленные на укрепление мышц, развитие координации и равновесия. Для полугодовалых карапузов подойдут такие:

  • Сейчас ребенок учится сидеть, поэтому полезно на некоторое время высаживать его в позу «по-турецки», когда ножки согнуты впереди и соединены в стопах. Сначала мама поддерживает малыша за спинку, но постепенно поддержку уменьшают, давая возможность крохе удерживать равновесие, укрепляя позвоночник и мышцы туловища.
  • Освоению вертикальной позы и укреплению ног способствуют низкие приседания. Малыша высаживают так, чтобы он присел на корточки. Как только он встает – его снова присаживают на корточки. Можно повторить несколько раз.
  • Для укрепления мышц ног и тазобедренных суставов полезно поднимать прямые ножки ребенка вертикально вверх в положении лежа на спине. При этом ножки придерживают в районе колена. Поднимают сначала по очереди, затем вместе. Повторяют по несколько раз.
  • Координацию хорошо развивает катание у папы на шее (или качание на согнутой маминой ноге). Можно также посадить малыша напротив себя и покатать с ним мячик друг другу.

Итак, преодолена половина пути до годика. Но это не значит, что освоена половина навыков – дальше кроха будет развиваться еще более стремительно. Задача родителей – постоянно быть рядом на этом пути, поддерживать, помогать, быть добрыми наставниками и любящими, заботливыми хранителями детского покоя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: