Обучающие игры на развитие зрительной, слуховой и других видов памяти у младших и старших дошкольников

Хорошая память с детства — незаменимое подспорье в учебе и работе на всю жизнь. Чтобы обеспечить ребенка таким надежным и полезным инструментом, достаточно почаще практиковать с ним игры для развития памяти. Существует множество способов тренировки памяти и для взрослых, но гораздо легче и естественнее протекает процесс формирования способности запоминать именно в детском возрасте.

Девочка рисует по памятиДевочка рисует по памяти

Какая бывает память?

Классификация видов памяти включает разделение по следующим основным блокам:

  • длительность хранения информации — кратковременная, долговременная,
  • степень осознанности запоминания — непроизвольная, произвольная,
  • способ запоминания — механическая, смысловая,
  • задействованные органы чувств — зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, двигательная.

При организации игровых упражнений для тренировки памяти наиболее важен последний пункт, так как упражнения чаще всего направлены на работу с визуальными образами. Слуховая память лучше всего развивается при занятиях музыкой, двигательная и осязательная — во время подвижных игр и взаимодействия с различными предметами. Обоняние и вкус выполняют вспомогательную функцию, например, если требуется описать вкус и запах какого-либо фрукта в процессе выполнения упражнения.

Игры для развития памяти у детей в возрасте от 2 до 3 лет

Младшие дошкольники еще не умеют подолгу концентрироваться, выполняя задания, их внимание быстро ослабевает и переключается. Поэтому развивающие игры для малышей можно проводить не только в специально отведенное для этого время, но и встраивать в повседневные дела: купание, одевание, прогулку.

Почаще читайте ребенку его любимые книжки со стихами и сказками — скоро обнаружится, что он на слух выучил их наизусть и даже поправляет, если читающий допускает ошибку.

Игра Кладоискатели в песочницеИгра Кладоискатели в песочнице

Кладоискатели

Для этой игры нужна песочница. Ведущий вместе с малышом закапывает 3–4 небольшие игрушки, помечая места «кладов» камушками. Ребенок должен вспомнить и перечислить все спрятанные предметы, определив их местонахождение. Это простое задание можно усложнить, поменяв угол зрения. Для этого нужно попросить маленького кладоискателя перейти на другую сторону песочницы и выполнить задание, глядя на карту предстоящих раскопок в перевернутом виде. Если и это упражнение не вызовет затруднений, можно увеличить количество спрятанных игрушек. Игра развивает не только память, но и внимание, пространственное воображение, логику.

Девочка с игрушкой-попугаемДевочка с игрушкой-попугаем

Попугай

Аудиальная (слуховая) память у детей развивается, когда они непроизвольно заучивают любимые песенки и стихи. Эту способность можно закрепить в игровой форме, использовав природную тягу малыша к повторению. Взрослый предлагает ребенку проговорить за ним какое-нибудь забавное слово или рифмованное словосочетание, например, «крокодил проглотил» или «мышка-шишка» (ориентироваться нужно на уровень развития речи крохи). При успешном выполнении нужно внести малозаметные на слух, но меняющие смысл изменения: «крокодил прокатил», «мышка-пышка». Затем ускорять темп, удлинять цепочку, на ходу придумывая новые слова, так, чтобы малышу было весело их повторять. Играть удобно по пути в садик или во время других повседневных дел.

Веселая зарядка для детейВеселая зарядка для детей

Веселая зарядка

Это упражнение веселее выполнять в группе, но можно и с одним ребенком. Ведущий показывает поочередно простые забавные движения — например, как ходит мишка, как прыгает зайка, как выгибает спинку кошка. Дети старательно повторяют за ним. Потом взрослый произносит названия животных вразнобой, а играющие должны быстро вспомнить и воспроизвести соответствующее движение.

По желанию ведущий может поменяться ролями с ребенком, и даже предложить ему самому придумать следующее движение.

Парные игрушки в мешочкеПарные игрушки в мешочке

Мешок с загадками

Тактильная (осязательная) память лучше всего работает, когда недоступна визуальная информация. Повязка на глазах может вызвать дискомфорт и чувство тревоги у маленьких детей, поэтому лучше всего использовать непрозрачный мешок. В него нужно сложить 3–4 небольшие игрушки, хорошо знакомые ребенку, а затем называть по одной, чтобы малыш на ощупь узнавал и вынимал их оттуда.

Котенок с хвостом и без хвостаКотенок с хвостом и без хвоста

Кто потерял?

В 2–3 года дети уже умеют определять по одной характерной детали предмет, которому она принадлежит: здесь включается ассоциативная память. Для занятия понадобятся разборные игрушки или карточки с изображениями крыла бабочки, хвоста павлина, шеи жирафа и тому подобных легко узнаваемых частей. Играя с группой детей, можно устроить соревнование — кто быстрее назовет животное. Более сложный вариант упражнения предполагает демонстрацию изображений животных, у которых отсутствуют важные части тела (олень без рогов, слон без хобота, кошка без хвоста). Малыши должны догадаться, чего не хватает.

Девочки строят башню из кубиков и других фигурДевочки строят башню из кубиков и других фигур

Игры для развития памяти у детей в возрасте от 4 до 7 лет

Тренировка памяти и внимания у дошкольников более старшего возраста чаще всего проходит в группе, на занятиях в детском саду. Но и домашние упражнения приносят большую пользу, особенно если они доставляют удовольствие и детям, и родителям.

Выработайте привычку коротать время в дороге или в очереди к врачу с помощью разнообразных словесных игр.

Схема игры в словаСхема игры в слова

Игры в слова

Полезна упрощенная версия взрослой игры «в города». Словарный запас дошкольника еще не слишком велик, поэтому лучше не ограничивать его какой-то одной темой. Взрослый и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся с той буквы, на которую закончилось предыдущее. По мере накопления игрового опыта, можно ставить условия: например, стараться не называть слова, заканчивающиеся на «а». Такое упражнение не только тренирует память ребенка, но и расширяет его словарный запас и кругозор.

Умение задавать вопросы, анализировать и держать в голове большой объем информации отлично развивает словесная игра, в которой ребенок угадывает задуманный взрослым предмет, спрашивая, из чего он сделан, где встречается, живой или неживой и так далее. Взрослый может отвечать только «да» или «нет».

Девочки рассматривают книжкуДевочки рассматривают книжку

Цветное зрение

На основе запоминания картинок придумано множество игр для развития зрительной памяти. Вот одна из наиболее сложных, но в то же время интересных и азартных. Ведущий показывает ребятам карточку или страницу в книге, на которой изображено много ярких предметов разных цветов, причем цвета должны повторяться. Дети изучают картинки в течение определенного времени, после чего страница закрывается. Ведущий объявляет, что теперь все превратились в роботов, которые могут видеть только красный цвет, и просит назвать (или изобразить на бумаге) все соответствующие предметы, которые ребята смогли запомнить. Потом действие повторяется с синим, зеленым и другими цветами.

Ребенок что-то вспомнилРебенок что-то вспомнил

Особые приметы

Игра направлена на развитие ассоциативной памяти. Ведущий называет какой-либо признак, например, «кислый», и просит детей назвать первый предмет, пришедший в голову. Когда все крикнут: «Лимон!», взрослый предлагает им вспомнить еще какие-нибудь кислые вещи (клюква, кефир, яблоко). Упражнение способствует укреплению ассоциативных связей, а также наглядно показывает разницу между стандартным и креативным мышлением.

Карточки для игры Веселый танецКарточки для игры Веселый танец

Веселый танец

Старшие дошкольники любят подвигаться ничуть не меньше, чем малыши. Но при этом они способны выполнять более сложные задания. Ребята выстраиваются в круг, а один из детей становится в центре и под веселую музыку показывает какое-то простое движение. Остальные его повторяют, после чего в круг выходит другой ребенок, делает то же самое движение и добавляет еще одно свое. Затем снова ведущий меняется, и в танце накапливается уже три па. Так последовательность движений удлиняется, пока кто-то из детей не собьется, и все начинается сначала.

Дети играют в игру, где нужно определить предмет на ощупьДети играют в игру, где нужно определить предмет на ощупь

Что это, из чего это?

Понадобится ширма с отверстиями для рук или плотная повязка на глаза. Играющему показывают несколько предметов, а потом завязывают глаза и дают один из них в руки. Ребенок должен узнать предмет, использовав как можно меньше попыток. Вариаций игры можно придумать множество: угадывать вещи, которые перед этим не показывались, определять материал предметов (ткань, дерево, фольга), узнавать буквы и цифры из магнитной азбуки. Упражнение развивает тактильную память.

Чтобы обучающие игры приносили максимальную пользу, нужно ориентироваться на заинтересованность ребенка и на то, как он решает поставленные задачи. Малышам лучше давать задания, с которыми они точно справятся — успех нужен им как мотивирующий фактор. Дети постарше предпочитают легким победам задания потруднее, любят соревноваться, иначе им будет неинтересно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: