Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании» предусматривает возможность применения в российских школах, колледжах и университетах дистанционного обучения. Одним из оснований его введения является возникновение чрезвычайной ситуации. В законодательстве содержатся права ребенка на дистанционном обучении, а также права родителей и учителей при применении данной формы образования.
Что такое дистанционное обучение
В Законе «Об образовании» содержится понятие дистанционного преподавания. Оно именуется электронным обучением. В статье 16 указанного закона содержится данное понятие. Под ним понимается организация учебного процесса с использованием информации, которая содержится в специальных базах данных. При электронном преподавании применяются специальные информационные технологии и средства.
С их помощью обеспечивается обработка той информации, которая содержится в базах данных. Образовательная информация при онлайн-обучении передается с помощью телекоммуникационных сетей. Благодаря им обеспечивается взаимодействие педагога и учеников.
Отличие дистанционного обучения от семейного
Данные формы образования отличаются по целому ряду критериев
Различия между дистанционным и семейным обучением | ||
Критерий отличия | Дистанционное | Семейное |
Доступность | Доступно только в тех случаях, когда в образовательном учреждении имеются условия для поддержки дистанционных технологий | Доступно для всех желающих |
Возможность у школьников учиться по их собственному расписанию и графику | Нет возможности учиться по собственному расписанию, поскольку его утверждает само учебное учреждение | Есть возможность составлять индивидуальное расписание и график учебы |
Возможность у учащегося сдавать экзамены экстерном | Нет возможности для сдачи экзаменов экстерном, аттестация проводится вместе с другими обучающимися | Есть возможность перевести ученика на домашнее преподавание с последующей сдачей экзаменов экстерном по индивидуальному графику аттестации |
Нахождение школьника в составе учебного учреждения | Учащийся является учеником школы и числится в конкретном классе | Школьник находится вне контингента образовательного учреждения и не числится в каком-либо его классе |
Электронное образование не является самостоятельной формой преподавания. Оно применяется только в определенных и экстренных случаях, когда невозможна и не разрешена традиционная учеба в классах. Семейное обучение является самостоятельной формой образования. Это альтернативная форма получения образования ребенком вне стен школы.
Права и обязанности родителей, учащихся, учителей и школы при онлайн-обучении
Права и обязанности всех сторон онлайн-образования закреплены в Письме Минпросвещения от 19.03.2020 № ГД-39/04. В данном акте содержатся методические рекомендации, касающиеся применения технологий при онлайн-обучении. Также права и обязанности родителей, их детей, преподавателей и самих образовательных учреждений зафиксированы в главах 3-5 Закона «Об образовании».
Права и обязанности родителей
Родители при переходе школы на электронное преподавание вправе:
- самостоятельно выбирать форму его организации для детей,
- требовать от учебной организации предоставления расписания онлайн-занятий на каждый день,
- знакомиться с содержанием образовательной программы.
Главное право родителей при онлайн-обучении – защита и представление интересов их детей.
Родители при онлайн-учебе обязаны:
- письменно оповещать школу о выбранной для ребенка форме онлайн-образования,
- отвечать за освоение детьми образовательных программ,
- отвечать за выполнение детьми всех заданий, полученных в ходе онлайн-обучения,
- следить за присутствием детей на онлайн-уроках.
На родителей возлагается обязанность контролировать процесс того, как их дети учатся в онлайн-формате.
Права и обязанности учеников
Школьники в условиях удаленного обучения вправе:
- выбирать форму получения удаленного образования,
- требовать от школы предоставления нормальных условий для получения образования,
- рассчитывать на предоставление плановых каникул при удаленном обучении,
- получать беспрепятственный доступ к электронным учебным материалам.
Школьники при удаленном преподавании обязаны выполнять требования учителей, касающиеся образовательного процесса.
Права и обязанности учителей и образовательного учреждения
Преподаватель при веб-обучении вправе:
- делать аудиорецензии на работы обучающихся, а также давать онлайн-консультации учащимся,
- свободно выбирать формы удаленной учебы учеников,
- свободно проявлять инициативу при преподавании тех или иных учебных дисциплин в онлайн-формате,
- выбирать материалы и средства для онлайн-обучения учащихся,
- участвовать в разработке дистанционных образовательных программ,
- получать свободный доступ к электронным библиотекам, методическим и научным базам данных.
Учителя при переходе на веб-обучение обязаны:
- самостоятельно планировать свою работу и создавать задания для учеников,
- применять в процессе удаленного обучения только обоснованные и согласованные методы,
- проходить обучение по вопросам организации онлайн-образования в школах.
Школа вправе:
- самостоятельно определять требования к аттестации учеников,
- самостоятельно выбирать способ идентификации личности ученика при проведении контроля итогов веб-обучения и при проставлении оценок,
- самостоятельно определять порядок оказания учебной помощи.
Школа обязана:
- утверждать акт о переводе учащихся на веб-обучение,
- составлять расписание онлайн-уроков на каждый учебный день,
- знакомить учеников и их родителей с расписанием онлайн-занятий и графиком проведения аттестации,
- вести учет результатов учебы в электронном формате,
- организовывать проведение онлайн-занятий с применением электронных ресурсов и программ,
- вести учет учеников, фактически присутствующих на онлайн-занятиях,
- предоставлять обучающимся дистанционно доступ к электронным учебным материалам,
- обеспечивать идентификацию личности школьников в ходе контроля итогов веб-обучения при проставлении оценок,
- обеспечивать конфиденциальность информации при онлайн-обучении,
- отвечать за освоение учениками образовательных программ.
На школы также возлагается обязанность отвечать за материальное обеспечение удаленного преподавания.
Дистанционное образование влечет за собой ряд дополнительных обязанностей как для учителей, так и для учеников. Ответственность за образовательный процесс лежится и на родителях.