Основы духовно-нравственного воспитания и его значение в развитии дошкольников

Духовное, нравственное развитие человека – процесс непрерывный. При этом само общество заинтересовано в том, чтобы этим процессом управлять, передавая подрастающему поколению основы культурных, моральных, духовных ценностей. Ведь это – одно из главных условий развития социума. А начинается формирование высших качеств человека с раннего детства. В чем же заключается духовно-нравственное воспитание дошкольников? Попробуем разобраться.

Женщина обнимает мальчика

Что это и почему так важно?

Духовно-нравственное воспитание дошкольников направлено на привитие им высших моральных, духовных, религиозных ценностей. То есть важнейших для человека морально-этических, нравственных, религиозных правил.

Наилучшее время для этой важной работы – именно дошкольный период, когда формируются основы личности: мировоззрение, отношение к поступкам (собственным и других людей), закладываются нормы поведения, отношение к людям, окружающему миру, своей Родине, семейным ценностям, уважение к труду.

В современном мире вопрос духовности занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Почему? Причин тому множество:

  • нравственные идеалы деформированы,
  • система ценностей современного общества переживает кризис,
  • свобода зачастую расценивается как вседозволенность,
  • слепо перенимается система зарубежных ценностей, чуждая российскому менталитету.

Следствием этих факторов является феномен бездуховности нашего общества. В таких условиях на первый план выходит духовно-нравственная сплоченность общества против внешних и внутренних угроз, усиление патриотических чувств россиян, веры в будущее Родины путем привития детям нравственных и духовных идеалов. Каких? Список может быть довольно длинным, но основные понятия следующие:

  • любовь,
  • уважение,
  • добро,
  • красота,
  • творчество,
  • дружба,
  • честность,
  • преданность,
  • взаимопомощь,
  • истина,
  • искусство,
  • трудолюбие,
  • патриотизм,
  • культура.

Без этих важнейших корней невозможно вырастить полноценную, гармоничную личность – созидающую, неравнодушную, с активной жизненной и гражданской позицией.

Малыш дарит маме одуванчик

Не упустить возраст

Для того чтобы этих целей достичь, необходимо воспитывать у маленького человека:

  • любовь к богу,
  • любовь к себе,
  • любовь к окружающим людям,
  • чувства,
  • волю,
  • совесть,
  • ум.

Основная проблема здесь заключается в том, чтобы гармонично сочетать основы воспитания религиозного и светского, не утверждая преимущества одного или другого. Ведь многие проблемы личностного развития они трактуют схоже. Так, главным в обоих подходах является саморазвитие внутреннего мира личности. Вопрос в том, какие ценностные ориентиры ребенок дошкольного возраста воспримет. Поэтому так важно, какой пример он постоянно видит перед собой.

Именно сейчас возможности для формирования правильных ориентиров самые благоприятные, ведь у дошкольников развиты:

  • способность к подражанию,
  • образное мышление,
  • активное воображение,
  • эмпатия,
  • эмоциональная сфера,
  • познавательная, деятельная активность.

Начинается процесс нравственного становления человека с самого раннего возраста – с чувства привязанности малыша к маме.

Дети смеются

Что нужно развивать?

Чтобы сформировать у маленького человека высшие ценности, взрослым необходимо:

  • прививать ему понимание добра и зла как основных понятий для саморегуляции,
  • давать системные знания о социуме, окружающей природе, месте самого малыша в мире,
  • прививать любовь к родному краю, его культуре, истории, традициям, достопримечательностям.

Кроме этого, важное значение имеет всестороннее эмоциональное развитие, в частности развитие следующих чувств и способностей:

  • выражения чувств по отношению к окружающему миру,
  • уважения к святыням,
  • умения выбрать приемлемый способ выражения эмоций, управлять ими,
  • предвосхищения последствий тех или иных поступков,
  • уважения чувств других людей, способности учитывать их,
  • активной гражданской позиции, патриотизма,
  • активной созидающей позиции по отношению к окружающему миру, дисциплинированности, трудолюбия,
  • стремления к объективной самооценке, формирования позитивного образа «я» сообразно принятым в обществе нравственным ценностям,
  • уважения к культуре, традициям, национальным корням других народов.

Детский праздник на свежем воздухе

Как развивать детей в духовно-нравственном ключе?

Программа воспитания дошкольников должна неразрывно сочетать методы работы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, с воспитанием в кругу семьи.

Нравственное и духовное воспитание детей в детских садах включает различные виды деятельности:

  • продуктивная, творческая (конструирование, рисование, лепка, изготовление аппликаций, поделок, танцы, музыкальное творчество),
  • познавательная (чтение литературных произведений: исторических, религиозных, сказок),
  • театральная (представления, спектакли, сценки духовно-нравственной направленности),
  • нравственная (уроки добра, любви, беседы о традициях и ценностях православия).

Однако основой духовно-нравственного воспитания по праву считают ту среду, в которой малыш растет, которая его окружает постоянно, – семью с ее духовной культурой: укладом, системой ценностей, традициями. Семья – ближайшее социальное окружение ребенка, откуда он берет примеры соответствующего поведения. Именно здесь закладывается понимание роли семьи в обществе, ролей матери, отца, их отношений друг к другу, важности таких семейных ценностей, как верность, общность интересов, взаимопонимание, трудолюбие, отношение к жизни и людям.

Поэтому в детских садах программа воспитания зачастую включает совместную с родителями деятельность: проведение семейных праздников, конкурсов, тематических игр, направленных на укрепление семейных ценностей.

Заведите и соблюдайте семейные традиции, направленные на становление нравственных и духовных качеств ребенка. Это могут быть семейные, религиозные, государственные праздники, творческие конкурсы и т. д. Главное, чтобы они давали ребенку правильный пример, были ему понятны, приносили радость.

Ребенок целует собаку

Источники нравственности

Что можно избрать в качестве средств, способствующих становлению нравственных качеств дошкольников?

  • Деятельность (труд, обучение, творчество, игра). Позволяет на практике закрепить усвоенные нормы. Особое место здесь отводится различным играм, дающим неоценимый опыт чувств (в частности – народным играм, помогающим воспитывать детей на примере опыта прошлых поколений, прививать им уважение к традициям, почитание своих национальных корней).
  • Искусство (литература, живопись, скульптура, архитектура). Литературные произведения дают ребенку пример нравственного поведения, оценку поступков того или иного героя, событий. Картины, исторические архитектурные и скульптурные памятники помогают развивать эстетические чувства, понимать и ценить народную культуру.
  • Природа. Способствует воспитанию гуманных чувств, бережного отношения к животным, растениям, экологии, желания защищать живую природу, заботиться о братьях меньших.
  • Религия. Дает незыблемые образцы высших нравственных и духовных качеств, поступков, учит на примерах любви, добра.
  • Общение. Позволяет корректировать представления детей о нормах отношений, морали, этики.
  • Окружающий социум. Чем более богато духовно и нравственно окружение ребенка, тем легче воспитывать в нем высокие идеалы. И наоборот. В безнравственной среде весьма сложно прививать детям основы нравственности. Снова обратим внимание на семью как первый и основной социум для ребенка.

Используя все эти методы и средства, можно ожидать, что дети вырастут высоконравственными, духовно богатыми людьми, которые способны понимать и оценивать себя и окружающих в мире, адекватно проявлять свои чувства, оценивать свои и чужие действия, уважать чужую позицию, чужой труд, культуру, владеть общепринятыми способами взаимодействия в социуме, понимать и учитывать свои достоинства и недостатки, формулировать и отстаивать собственную позицию, соотносить свои действия и эмоции с принятыми в социуме нормами.

Однако все это окажется невозможным, если дошкольник будет лишен правильного примера своей семьи. А это – повод родителям серьезно задуматься о том, насколько этот пример соответствует общепринятым правилам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: