Духовное, нравственное развитие человека – процесс непрерывный. При этом само общество заинтересовано в том, чтобы этим процессом управлять, передавая подрастающему поколению основы культурных, моральных, духовных ценностей. Ведь это – одно из главных условий развития социума. А начинается формирование высших качеств человека с раннего детства. В чем же заключается духовно-нравственное воспитание дошкольников? Попробуем разобраться.
Что это и почему так важно?
Духовно-нравственное воспитание дошкольников направлено на привитие им высших моральных, духовных, религиозных ценностей. То есть важнейших для человека морально-этических, нравственных, религиозных правил.
Наилучшее время для этой важной работы – именно дошкольный период, когда формируются основы личности: мировоззрение, отношение к поступкам (собственным и других людей), закладываются нормы поведения, отношение к людям, окружающему миру, своей Родине, семейным ценностям, уважение к труду.
В современном мире вопрос духовности занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Почему? Причин тому множество:
- нравственные идеалы деформированы,
- система ценностей современного общества переживает кризис,
- свобода зачастую расценивается как вседозволенность,
- слепо перенимается система зарубежных ценностей, чуждая российскому менталитету.
Следствием этих факторов является феномен бездуховности нашего общества. В таких условиях на первый план выходит духовно-нравственная сплоченность общества против внешних и внутренних угроз, усиление патриотических чувств россиян, веры в будущее Родины путем привития детям нравственных и духовных идеалов. Каких? Список может быть довольно длинным, но основные понятия следующие:
- любовь,
- уважение,
- добро,
- красота,
- творчество,
- дружба,
- честность,
- преданность,
- взаимопомощь,
- истина,
- искусство,
- трудолюбие,
- патриотизм,
- культура.
Без этих важнейших корней невозможно вырастить полноценную, гармоничную личность – созидающую, неравнодушную, с активной жизненной и гражданской позицией.
Не упустить возраст
Для того чтобы этих целей достичь, необходимо воспитывать у маленького человека:
- любовь к богу,
- любовь к себе,
- любовь к окружающим людям,
- чувства,
- волю,
- совесть,
- ум.
Основная проблема здесь заключается в том, чтобы гармонично сочетать основы воспитания религиозного и светского, не утверждая преимущества одного или другого. Ведь многие проблемы личностного развития они трактуют схоже. Так, главным в обоих подходах является саморазвитие внутреннего мира личности. Вопрос в том, какие ценностные ориентиры ребенок дошкольного возраста воспримет. Поэтому так важно, какой пример он постоянно видит перед собой.
Именно сейчас возможности для формирования правильных ориентиров самые благоприятные, ведь у дошкольников развиты:
- способность к подражанию,
- образное мышление,
- активное воображение,
- эмпатия,
- эмоциональная сфера,
- познавательная, деятельная активность.
Начинается процесс нравственного становления человека с самого раннего возраста – с чувства привязанности малыша к маме.
Что нужно развивать?
Чтобы сформировать у маленького человека высшие ценности, взрослым необходимо:
- прививать ему понимание добра и зла как основных понятий для саморегуляции,
- давать системные знания о социуме, окружающей природе, месте самого малыша в мире,
- прививать любовь к родному краю, его культуре, истории, традициям, достопримечательностям.
Кроме этого, важное значение имеет всестороннее эмоциональное развитие, в частности развитие следующих чувств и способностей:
- выражения чувств по отношению к окружающему миру,
- уважения к святыням,
- умения выбрать приемлемый способ выражения эмоций, управлять ими,
- предвосхищения последствий тех или иных поступков,
- уважения чувств других людей, способности учитывать их,
- активной гражданской позиции, патриотизма,
- активной созидающей позиции по отношению к окружающему миру, дисциплинированности, трудолюбия,
- стремления к объективной самооценке, формирования позитивного образа «я» сообразно принятым в обществе нравственным ценностям,
- уважения к культуре, традициям, национальным корням других народов.
Как развивать детей в духовно-нравственном ключе?
Программа воспитания дошкольников должна неразрывно сочетать методы работы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, с воспитанием в кругу семьи.
Нравственное и духовное воспитание детей в детских садах включает различные виды деятельности:
- продуктивная, творческая (конструирование, рисование, лепка, изготовление аппликаций, поделок, танцы, музыкальное творчество),
- познавательная (чтение литературных произведений: исторических, религиозных, сказок),
- театральная (представления, спектакли, сценки духовно-нравственной направленности),
- нравственная (уроки добра, любви, беседы о традициях и ценностях православия).
Однако основой духовно-нравственного воспитания по праву считают ту среду, в которой малыш растет, которая его окружает постоянно, – семью с ее духовной культурой: укладом, системой ценностей, традициями. Семья – ближайшее социальное окружение ребенка, откуда он берет примеры соответствующего поведения. Именно здесь закладывается понимание роли семьи в обществе, ролей матери, отца, их отношений друг к другу, важности таких семейных ценностей, как верность, общность интересов, взаимопонимание, трудолюбие, отношение к жизни и людям.
Поэтому в детских садах программа воспитания зачастую включает совместную с родителями деятельность: проведение семейных праздников, конкурсов, тематических игр, направленных на укрепление семейных ценностей.
Заведите и соблюдайте семейные традиции, направленные на становление нравственных и духовных качеств ребенка. Это могут быть семейные, религиозные, государственные праздники, творческие конкурсы и т. д. Главное, чтобы они давали ребенку правильный пример, были ему понятны, приносили радость.
Источники нравственности
Что можно избрать в качестве средств, способствующих становлению нравственных качеств дошкольников?
- Деятельность (труд, обучение, творчество, игра). Позволяет на практике закрепить усвоенные нормы. Особое место здесь отводится различным играм, дающим неоценимый опыт чувств (в частности – народным играм, помогающим воспитывать детей на примере опыта прошлых поколений, прививать им уважение к традициям, почитание своих национальных корней).
- Искусство (литература, живопись, скульптура, архитектура). Литературные произведения дают ребенку пример нравственного поведения, оценку поступков того или иного героя, событий. Картины, исторические архитектурные и скульптурные памятники помогают развивать эстетические чувства, понимать и ценить народную культуру.
- Природа. Способствует воспитанию гуманных чувств, бережного отношения к животным, растениям, экологии, желания защищать живую природу, заботиться о братьях меньших.
- Религия. Дает незыблемые образцы высших нравственных и духовных качеств, поступков, учит на примерах любви, добра.
- Общение. Позволяет корректировать представления детей о нормах отношений, морали, этики.
- Окружающий социум. Чем более богато духовно и нравственно окружение ребенка, тем легче воспитывать в нем высокие идеалы. И наоборот. В безнравственной среде весьма сложно прививать детям основы нравственности. Снова обратим внимание на семью как первый и основной социум для ребенка.
Используя все эти методы и средства, можно ожидать, что дети вырастут высоконравственными, духовно богатыми людьми, которые способны понимать и оценивать себя и окружающих в мире, адекватно проявлять свои чувства, оценивать свои и чужие действия, уважать чужую позицию, чужой труд, культуру, владеть общепринятыми способами взаимодействия в социуме, понимать и учитывать свои достоинства и недостатки, формулировать и отстаивать собственную позицию, соотносить свои действия и эмоции с принятыми в социуме нормами.
Однако все это окажется невозможным, если дошкольник будет лишен правильного примера своей семьи. А это – повод родителям серьезно задуматься о том, насколько этот пример соответствует общепринятым правилам.