Дети, рожденные и растущие сегодня, – это опора, положение и развитие страны в будущем, и деятельность граждан в полной мере зависит от тех знаний и пониманий, что будут заложены в их сознание родителями, педагогами и обществом в целом. Огромную роль играют разные аспекты образования (история и культура страны, знание общества, социальных законов и так далее), в числе которых и правовое воспитание дошкольников.
Ошибочно мнение, что детям дошкольного возраста сложно привить «взрослые» моральные принципы – честность, правдивость, взаимоуважение, взаимопомощь, доброту и другие, а также объяснить смысл «взрослых» поступков, таких как самопожертвование, защита слабых и так далее. На самом деле детские умы открыты для познания и понимания, нужно только найти соответствующий подход и объяснять сложные вещи понятным ребенку языком – играми, сказками, примерами, инсценировками и прочими эффективными методами дошкольного воспитания.
Именно в детском саду, где ребенок находится среди себе подобных, проще всего активизировать его интерес к познанию нового, воспитать внутреннюю уверенность, помочь побороть страхи, научить добропорядочности, правильному, основанному на доброте, жалости, уважении и любви, отношению к людям, животным и окружающей среде, помочь почувствовать себя маленькой частью большого целого – гражданином своей страны.
Значение дошкольного правового воспитания
Только что родившийся ребенок – это чистый лист или губка. Со временем он записывает и впитывает в свое сознание принципы сначала своей семьи, затем и общества в целом. Именно в раннем детстве закладываются все отдельные кирпичики в строящуюся стену будущего характера – поведенческие нормы, жизненные убеждения и личностные особенности. Очень важно, чтобы каждый кирпичик встал в стену ровно и гармонично. Заложить их – вот задача для всех участников правового воспитания детей, а именно родителей и педагогов в дошкольном учреждении.
Эти знания облегчат жизнь, выбор и поиск решений в различных ситуациях самому ребенку, так как в правовых нормах четко прописаны разрешения и запреты, требования и условия, правомерность тех или иных действий со стороны других членов общества. Результат – уверенность в себе, слаженность действий, возможность самозащиты и соблюдение прав других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.
Почему именно дошкольники? Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка. Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума.
Документы и принципы работы
Теория ничто без практики. Это справедливо и при разработке наиболее эффективной системы правового воспитания. Нельзя банально заучить все пункты статей или перечисление конкретных прав – важно дать ребенку прочувствовать каждое понятие, опробовать его на себе и применить на практике. Только пройдя через все эти рабочие моменты обучения, дошкольник сможет в полной мере усвоить ту информацию, которую хочет донести до него педагог, и сопоставить понятие права с окружающей действительностью и своей жизнью.
Задачи
Основные задачи правового воспитания – научить ребенка ощущать ценность каждой жизни, сопоставить собственное «Я» с личностями себе подобных индивидуумов, научиться уважать себя и проявлять уважение, толерантное отношение к интересам и мнениям других членов общества.
Тема
В качестве рабочей может быть выбрана тема «Знакомство дошкольников и их родителей с правами ребенка, общепринятыми международным обществом».
Документы
Работа по правовому воспитанию должна основываться и ссылаться на следующие документы:
- Составленная и принятая в 1989 году Конвенция ООН о правах ребенка.
- Две декларации – одна от 1959 года о правах ребенка, вторая от 1990 года об обеспечении защиты, выживания и развития детей.
Принципы, цели и задачи
Наибольшая эффективность работ, направленных на правовое воспитание детей дошкольного возраста, может быть достигнута только при одновременном освоении двух направлений – работы с родителями и их детьми.
Цели проведения работы с родителями:
- формирование правовой базы знаний и культуры,
- повышение гуманности по отношению к ребенку,
- призыв обеспечивать защиту прав своего и других детей в обществе.
Цели и задачи проведения работы с дошкольниками:
- нравственное воспитание,
- формирование доброжелательного отношения к себе и окружающим,
- формирования коммуникативных навыков в социуме (умение строить общение и взаимодействие),
- донесение в доступной форме (на основе литературных произведений) понятия «права человека» и формирование базы знаний о собственных правах,
- определение понятия «Здоровый образ жизни» и обоснование его значения для человека,
- создание условий для восприятия своей индивидуальности и формирования положительного отношения к самому себе,
- закладка в сознание понимания ценности каждой человеческой (и не только) жизни, вне зависимости от расы, происхождения, цвета кожи, статуса в обществе, мировоззрения, пола, облика и умственных способностей,
- помощь в формировании важных чувств – собственного достоинства, свободы и всесторонней ответственности (относительно других людей, обещаний и начатых дел),
- помощь в понимании равноправия среди себе подобных, обучение уважению достоинства других людей и принятию их прав наравне со своими,
- разъяснение существующих в обществе социальных и поведенческих норм,
- доступное знакомство с обозначенными выше документами, регламентирующими права ребенка.
Виды и формы работ по организации правового воспитания
Дети могут понять и принять все что угодно, но при условии подачи информации на понятном им языке. Для дошкольников это два основных вида деятельности:
- игровая – в форме игр, соревнований, заданий и прочих развлечений,
- художественно-продуктивная – включает в себя творческое самовыражение в виде лепки, рисования, аппликации, создания поделок и так далее.
Поэтому процесс правового воспитания рекомендуется строить, основываясь на проведении следующих мероприятий (выбираются и планируются непосредственно педагогам, ниже приведены только вероятные примеры):
- Всевозможные игры, преимущественно ролевые, в виде театрализованных представлений и с наличием строгих правил (дидактические).
- Опросы на тему выбора поступка в той или иной ситуации («Как бы в этой ситуации поступил ты?»).
- Упражнения и тренировочные игры на развитие эмоциональных ощущений, проявления чувств.
- Закладывание в игровой форме навыков построения общения и дружеских отношений друг с другом.
- Занятия, направленные на обозначение профессии мамы и папы, понимания их важности и толерантности по отношению к работе родителей сверстников.
- Подготовка и демонстрация тематических плакатов, листовок и презентаций.
- Включение в работу сказок, стихов, песен, поговорок в качестве иллюстраций.
- Построение знакомства со структурой государства и основными процессами, протекающими в нем, на основе модели выборов – дежурных, президента в стране кукол, главного капитана среди мальчиков.
- Проведение анкетирования среди родителей для выявления имеющихся знаний о правах ребенка.
- Проведение праздников, направленных на закрепление понятий основных детских прав.
Право на здоровье и медицинское обслуживание
Закрепление возможно посредством следующих приемов:
- рассказов о человеческом организме и возможных сбоях в его работе,
- построения представления о важности поддержания здоровья и доступных для этого методах (здоровый образ, спорт, витамины),
- акцентирования внимания на заботе о детском здоровье со стороны родителей,
- знакомства со «Скорой помощью»,
- проведения экскурсий в медицинский кабинет детского сада, в поликлиники и больницы.
Право на безопасность
Для закрепления данного права пригодятся:
- реализация постановок, моделирование нестандартных ситуаций и предложение совместной групповой работы дошкольникам для поиска оптимальных и безопасных решений («Остался один в незнаком месте – что делать?» и так далее),
- разработка совместных проектов при участии воспитателя, направленных на организацию собственной безопасности ребенка.
Право на имя
Право на имя закрепляется проведением соответствующих игр – «Угадай, чья игрушка», «Какое имя хотел бы ты?», «Назови куклу», «Что значит твое имя?» и других.
Право на гражданство
В рамках знакомства с правом на гражданство можно:
- рассказать о стране, республике, городе, их истории и символике (название, герб, флаг),
- провести экскурсии в соответствующие музеи, посвященные городу,
- показать детям главные достопримечательности города,
- вовлечь детей в общегородские мероприятия, подходящие по тематике, – конкурсы рисунков на асфальте, помощь в озеленении, субботники и так далее,
- познакомить детей с главными документами человека – свидетельством о рождении и паспортом.
Право быть самим собой
Для закрепления данного права можно провести беседы на темы «Мой любимый цвет», «Что я люблю есть», «Мне не нравится, когда», в процессе которых продемонстрировать детям, что все люди разные, и дать понять каждому малышу, что он индивидуален, уникален и прекрасен – такой, какой есть.
Право на образование
Данное право легко можно закрепить экскурсией в школу и рассказами о важности получения знаний, о том, что когда-то давно не все люди были грамотными, и о трудностях, связанных с неумением читать, считать или писать.
Работа с детьми
Прежде чем начать работу непосредственно с дошкольниками, необходимо:
- определиться со списком прав, особенно важных для закрепления,
- придумать доступные методы донесения смысла каждого права,
- изучить материалы Конвенции и других полезных в данной работе документов,
- составить оптимальный и перспективный план подачи информации,
- определить наиболее удобный график проведения работы – например, небольшими группами и всего раз в месяц у каждой из них (важно не слишком загружать детей, чтобы не выработать отрицательного отношения к данной теме).
При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:
- Предпочтительнее всего подавать информацию в игровой форме с присутствием персонажа из сказки.
- Для игр необходимо выбирать простые темы, направленные на самопознание и развитие («Отражение в зеркале», «Сходства и различия», «Магия сновидений», «Кого я люблю» и другие).
- Вместо персонажей из существующих сказок можно выбирать выдуманных героев с определенной чертой характера или особенностью («Зайка-забияка», «Медвежонок-нехочуха», «Лучший друг Дружок», «Самый смелый ежик»).
- Важно правильно использовать прием драматизации, давая ребенку возможность прочувствовать ситуацию, поставить себя на место героя, сопереживать ему и радоваться вместе с ним.
- При использовании художественной литературы необходимо включать ребенка в процесс спрашивать его мнения о сюжете, поступках героев, узнать оценку произведения в конце прочтения, акцентировать внимание на особо важных моментах.
Работа с родителями
Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:
- Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
- Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
- Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
- Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
- Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
- Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
- Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.
Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.
Итоги
Чтобы правильно организовать работу по осуществлению правового воспитания у детей дошкольного возраста, рекомендуется условно разделить все права на смысловые группы:
- Охрана здоровья, его поддержание и укрепление.
- Индивидуальность и личностные качества.
- Оптимальное развитие посредством игр и других доступных форм деятельности.
- Образование.
- Защита и безопасность.
Подавать информацию детям нужно дозировано, в соответствии с выделенными группами.
Дети неотрывно связаны с такими понятиями, как «семья» и «игра», и это важно учесть при построении планов мероприятий. Правильная организация рабочих процессов является залогом эффективного и адекватного правового воспитания. Оценить эффект педагогических усилий можно, проанализировав изменения в поведении детей – проявление доброжелательности друг к другу, внимательности, открытости, коммуникабельности и смелости.