Что чаще всего мы делаем с крышками, когда выпиваем напиток из бутылки? Выбрасываем вместе с тарой. И совершенно зря! Ведь это благодатный материал для развития наших детей. Достаточно проявить немного фантазии, и ребенку можно предложить множество увлекательных занятий. К тому же, это совершенно бесплатно, пробки ведь достаются нам вместе с содержимым бутылки. Если перестать их выбрасывать, то вскоре можно набрать приличный «крышечный арсенал» и организовать для детей развивающие игры с крышками от пластиковых бутылок.
Бесплатная польза
Чтобы увлечь такими играми ребенка, зачастую требуются совсем незначительные дополнительные усилия (а порой не требуются вовсе). А польза от таких занятий огромна. Игры с крышками от пластиковых бутылок способствуют развитию:
- мелкой моторики,
- координации,
- пространственного мышления,
- сенсорных ощущений,
- творческого воображения,
- внимания,
- памяти,
- фантазии.
Используя пробки, можно изучать с ребенком:
- цвета,
- формы,
- размеры,
- числа, счет,
- буквы,
- обобщающие понятия и т.д.
Все зависит от возраста ребенка и фантазии взрослых. Простейшие игрушки из крышек можно соорудить даже для грудничка. Например, подвесить их на мобиль, нанизать на прочную нить, как бусы, и дать малышу их теребить, перебирать, наполнить пробками емкость, сделанную из скрепленных донышек двух бутылок – получится прекрасная погремушка, развивающая цветовосприятие, зрение и слух.
Если игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста происходят в детском саду, то они попутно развивают навыки взаимопомощи и плодотворного сотрудничества, самостоятельность, усидчивость, речь.
Используя пробки дома, не забывайте соблюдать несложные правила безопасности:
- не оставляйте с пробками без присмотра деток до 3 лет,
- не используйте для игр крышки со сколами, трещинами или зазубринами, чтобы случайно не поранить ребенка,
- сразу после занятий всегда убирайте пробки (на них можно случайно наступить, а это очень неприятно),
- следите за их чистотой, особенно если играете с маленьким ребенком, который норовит все сунуть в ротик,
- не используйте для детских игр пробки от стеклянных емкостей вместе с этими емкостями – их можно разбить.
Пробки и ничего больше
Ниже будут приведены примеры игр, для которых не нужна дополнительная подготовка или другие материалы, кроме крышек: ничего не требуется красить, резать, клеить.
- Берем крышечки в песочницу: на песке из них прекрасно выкладываются всевозможные фигурки.
- Используем как элементы мозаики, выкладывая рисунки на столе или полу, а затем просим ребенка повторить рисунок или выложить что-то свое.
- Сваливаем в одну емкость крышечки разного диаметра, в другую – емкости, которые им соответствуют, и предлагаем малышу найти и завинтить крышки согласно размерам.
- Предлагаем ребенку запомнить количество или порядок расстановки нескольких пробок, отвернуться, а затем отгадать, какую крышку взрослый убрал или какие переставил. Сложность таких комбинаций тем выше, чем старше ребенок.
- Насыпаем как можно больше пробок в большую емкость (таз, кастрюлю) – получится сухой бассейн, в котором можно просто повозиться или отыскать спрятанную в нем игрушку.
- Выставляем в ряд несколько пробок, а ребенок находит среди них одну лишнюю: другого цвета или размера, или с другим рисунком.
- Выкладываем на столе 2 почти одинаковых рисунка или 2 цепочки из пробок, просим малыша найти отличие (пропущена крышка, отличается по цвету, размеру, выставлена лишняя). Количество пробок и сложность рисунка зависят от возраста и возможностей малыша.
- Начинаем выкладывать логический цветовой ряд из пробок, а ребенок продолжит.
Немного доработаем
Если крышки раскрасить, наклеить на них что-то или взять дополнительные материалы, можно придумать огромное количество полезных игр для дошкольников в соответствии с возрастом.
Если проделать горячим шилом отверстия в центре каждой крышки, можно предложить ребенку нанизать их, как бусины, на прочную веревку или проволоку.
Если на картоне начертить простое игровое поле, можно поиграть в крестики-нолики. А если нарисовать картинки и обозначить на них места для крышек, ребенок будет подбирать их по цветам. Например, такие места могут изображать воздушные шарики, арбузы, яблоки, колеса машин, шарики мороженого и т. д. Более сложный вариант – месторасположение крышки обозначает вклеенное горлышко от бутылки. Пробки придется накручивать, а не просто расставлять.
Еще более сложный вариант – нарисовать в центре картонного круга обобщающее понятие (например, корзину с фруктами), а вокруг вклеить горлышки от бутылок, на которые будут накручиваться пробки с изображением отдельных фруктов. Таким образом можно изучать самые разные понятия (одежда, ягоды, посуда, домашние и дикие животные).
Можно вклеить внутрь каждой крышки картинки, чтобы ребенок мог разобрать их попарно. А если вместо картинок вклеивать материалы разной фактуры, то получится тактильная игра.
На занятии по рисованию крышечками можно делать круглые штампики. А если расположить крышки на листе между двумя изображениями (например, мышки и сыра), то малыш будет огибать крышечки, рисуя извилистую линию – путь мышки к сыру.
На листе, расчерченном на большие клетки, можно проводить графические диктанты. Только здесь не точки и линии нужно рисовать, а расставлять крышки.
Похожее задание – нарисовать схему с расположением разных геометрических фигур и попросить ребенка выложить фигуры согласно схеме.
Прекрасные игры с пробками можно организовать, используя емкость с водой: крышки малыш вылавливает ложкой, шумовкой или кулинарными щипцами.
Можно смастерить коробку-сортер или рамку-вкладыш, в которую ребенок будет вставлять крышечки, подбирая их по размеру. Здесь можно использовать крышки от разных других емкостей.
Если наклеить на крышки и бутылки цветные геометрические фигуры, малышу придется подбирать предметы соответственно цвету и форме фигур. Распределять пробки по цвету и количеству можно, предложив ребенку раскладывать крышки в банки или коробки, на которых нарисовано определенное количество пробок заданного цвета.
Крышки с наклеенными на них буквами, цифрами, знаками действий становятся прекрасным пособием по изучению счета и чтения. Вклеив внутрь крышечек магниты, можно превратить в магнитную доску холодильник и учиться на нем.
А если наклеить пробки на плоскую основу, получится прекрасный массажный коврик для профилактики плоскостопия.
Можно придумать еще множество игр и способов использования крышек от пластиковых бутылок с пользой для детей. Ограничивать свою фантазию здесь не нужно, ведь главное достоинство этого материала – абсолютная доступность.