Вокруг дошкольного развития разгораются споры, и многие скажут, что математика для детей 4-5 лет – это лишняя нагрузка. Однако если ребенка не учить до школы, в первом классе ему будет тяжело усваивать материал, поэтому математику можно и нужно безболезненно изучать с 4 лет.
Что нужно знать до школы?
Дошкольник должен овладеть следующими навыками:
- освоить счет в пределах 10,
- уметь называть числа в прямом и обратном порядке,
- определять на слух пропущенное число,
- уметь соотнести количество предметов с цифрой,
- знать состав чисел первого десятка,
- пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно»,
- решать и составлять примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Это обязательный минимум, который изучается до школы, но ваш ребенок может знать и больше.
Как учить ребенка математике?
При обучении математике малыша 4-5 лет полезно соблюдать некоторые правила:
- не давать материала больше, чем он может усвоить,
- не требовать того, чего он еще не понял,
- не торопить, дать время «переварить» информацию (ведь что для взрослого элементарно, для ребенка 5 лет – новый мир),
- не усложнять задания слишком быстро, обучение проводить в формате «от простого к сложному»,
- заниматься, когда малыш бодр и в хорошем настроении, иначе занятия математикой превратятся в пытку,
- не скупиться на похвалу и подбадривание: «Сегодня получается лучше, чем вчера!».
Задания и упражнения для возраста от 4 лет
Дети в этом возрасте редко бывают усидчивыми и гораздо легче обучаются в игре. Заниматься математикой с дошкольником – это не обязательно сидеть за столом и решать примеры в тетради. Гораздо легче подавать информацию как бы между делом и стимулировать ребенка к тому, чтобы самому находить правильный ответ.
Прямой и обратный счет
Малыш начинает проявлять интерес к цифрам еще до 4 лет. Самое время пробовать учить его считать. Как только ребенок научится свободно считать в прямом и обратном порядке, он будет готов к изучению более сложных понятий и первых математических действий.
Считаем предметы
Считаем ступеньки в подъезде, воробушков на улице, машины во дворе.
Всегда доступный счетный материал – пальцы. Пересчитываем их на каждой руке по отдельности, на обеих сразу.
Считаем неоднотипные предметы
Мы считаем не только пальцы, карандаши или конфеты. Дошкольник должен понимать, что количество предметов не зависит от формы, цвета, рода и т. д.
Сколько на полу машинок? Малыш считает: «Одна, две три». Спрашиваем, сколько на полу кубиков. Ребенок считает: «Один, два, три, четыре». Тогда спрашиваем, сколько на полу игрушек? Считаем вместе: «Один, два, три, …, семь!». Всего семь игрушек. Одновременно со счетом дошкольник учится мыслить логически, пользоваться широкими и узкими понятиями: кубики – это игрушки, машинки – это игрушки. Но игрушки – это не обязательно только кубики или машинки. Кубики и машинки – это частные случаи игрушек. Логика неразрывно связана с математикой.
Знаем цифры «в лицо»
Понимание приходит из житейских ситуаций. Вот некоторые:
- показываем цифру нужного этажа, просим нажать кнопку лифта,
- показываем номер любимого канала на пульте,
- развешиваем магнитные цифры на холодильник, называем,
- смотрим на цифру-свечу на торте: «Сколько тебе сегодня исполняется годиков? Три!».
Учим обратный счет
Запоминаем порядок чисел, запуская в космос ракету из конструктора. Обратный отсчет до старта: «10, 9, 8…, пуск!». Устраиваем эстафету при уборке игрушек: «Десять, девять, …, один, старт!».
Играем в «Загадай желание»: на листе черного картона делаем аппликацию из 10 желтых звездочек, вырезаем 10 кружков из черного картона. Загадываем желание и накрываем звездочку картонным кружком. Пересчитываем каждый раз, когда гаснет звезда: 10, 9, 8 .
Порядковый счет
Помимо умения считать предметы по количеству нужно научиться считать их по порядку. Ребенок должен понять, что количественный счет предметов можно начинать с любого места, а порядковый счет – строго слева направо.
Учимся называть порядковый номер
Берем флажки (кубики) разного цвета. Выстраиваем в ряд и считаем по порядку: «Первый, второй …». Спрашиваем, который флажок (кубик) красный? Который синий? Малыш называет порядковый номер.
Считаем ступеньки в подъезде: «Первая, вторая, третья…», разглядываем машины на стоянке: «Которая машина красная? Какая по счету машина синяя?».
Спрашиваем: «Сколько у нас в доме подъездов? А мы с тобой в котором подъезде живем? Давай сосчитаем: первый, второй, третий. Мы живем в третьем подъезде».
Запоминаем, какие числа идут до и после
Играем в игру «Впиши нужное число»: выбираем последовательности из любых трех чисел первого десятка, записываем их на листе, пропуская одно в каждой тройке. Вместо пропуска можно рисовать кружок или квадратик. Например:
5 … 7, 6 … 8, 2 … 4, 7 … 9.
На столе выкладываем числовой ряд из магнитных цифр. Ребенок ищет первое число в тройке и выясняет, какое пропущено. Записывает (сам или с помощью мамы) нужное значение в кружок, проговаривает: «5, 6, 7». Скоро он сможет устно продолжать числовой ряд, начиная с любого места.
Состав числа
Изучение состава числа поможет дошкольнику понять основы сложения и вычитания и в первом классе не тратить время на счетные палочки или вычисления на пальцах. В дальнейшем умение раскладывать числа на составные части позволит решать сложные примеры в уме.
Знакомим ребенка с составом числа
Подготавливаем двухсторонние кружки из картона с синей и красной стороной. Кладем перед ребенком три кружка синей стороной верх. Спрашиваем, сколько лежит кружков, объясняем, что число «3» мы составили из одного, одного и одного, а всего у нас три кружка. Просим малыша перевернуть один кружок. Получаем один красный и два синих кружка. Просим перевернуть еще один, получаем два красных, один синий круг. Поясняем, что число «3» можно составить по-разному:
- 1, 1, 1 – вместе 3,
- 1 и 2 – вместе 3,
- 2 и 1 – вместе 3.
Домики
Рисуем дом из квадрата и треугольника. Квадрат делим на две «квартиры» вертикальной линией. Поясняем ребенку, что в дом переезжают новые жильцы, хозяин указал на крыше их количество (в треугольнике пишем число). Нужно заселить две квартиры. Используем карандаши, камушки, бусины. Кладем камушки в ряд («жильцы»), считаем. Напоминаем, что столько же написано на крыше домика. В одну «квартиру» вписываем цифру (начинаем с 1), отодвигаем камушек в сторону (этого «заселили»), сколько заселяем в другую «квартиру»? Считаем, записываем. Поначалу рисуем один домик за занятие. Потом можно рисовать многоэтажный дом, на каждом «этаже» вписывать одну цифру то в левую, то в правую «квартиру», и заполнять целый дом за занятие.
Объясняем на пальцах
Числа первого десятка можно представить на пальцах рук. Показываем, что 3 – это два пальца одной руки и один палец другой, 5 это три и два пальца и т. д. Заостряем внимание на том, что 5 – это 2 и 3, или 3 и 2, а 7 – это 3 и 4, или 4 и 3. Можно добавить, что если на руках получается одинаковое количество пальцев (4 это 2 и 2, 6 – это 3 и 3, 8 это 4 и 4), то эти числа мы называем четными.
Знаки равенства и неравенства
Дошкольник должен понять разницу между знаками «больше», «меньше», «равно» и уметь применить их правильно. Сначала он будет сравнивать яблоки и конфеты, оценивая их количество глазами или пересчитывая пальчиком, а в дальнейшем – решать числовые неравенства.
Сравниваем количество предметов
Кладем на два блюдца конфеты. Где больше? На сколько конфет тут больше? А где меньше?
Строим башни из кубиков. Какая выше? Почему? На сколько кубиков здесь больше?
Учим распределять предметы по размеру
Распределяем предметы от меньшего к большему (однотипные, затем разные предметы), нумеруем их по возрастанию размера, длины, веса.
Рисуем четыре яблока разного размера, располагаем вразнобой. Просим ребенка дать яблокам номера от 1 до 4, от самого маленького яблока к самому большому.
Рисуем собаку, стрекозу, мышь. Просим пронумеровать животных цифрами от 1 до 3 от самого тяжелого до самого легкого.
Переходим к знакам сравнения
Объясняем будущему школьнику смысл знаков «>,», «<,» и «=» так, чтобы он их не путал. Например, можно сказать, что знак «>,» и «<,» – это пасть голодного крокодильчика. Он любит много кушать, поэтому из двух кучек еды выберет ту, в которой еды больше. Крокодил повернется к этой кучке и откроет рот: «>,». А к маленькой кучке он повернется хвостиком: «<,».
Знак «=» означает, что в двух кучках еды поровну, одинаково, столько же.
Теперь знаки можно использовать не только устно, но и в письменных заданиях.
Первые математические действия в пределах 10
К тому моменту, как вы начнете учить ребенка складывать и вычитать в пределах 10, малыш уже усвоит основы математики для самых маленьких. Он готов не только сравнивать количество предметов и выяснять, где больше, но и отвечать на вопрос: «Насколько больше?». Теперь можно переходить непосредственно к вычислениям в пределах первого десятка.
Счет на пальцах
На пальцах можно отрабатывать первые примеры. Сначала на одной руке, то есть в пределах 5.
- Сложение: «У тебя есть 3 конфеты – разгибаем 3 пальчика. Я тебе даю еще 2 конфеты – разгибаем еще 2 пальчика. Сколько у тебя конфет?»
- Вычитание: «У тебя 4 конфеты – разгибаем 4 пальчика. Ты меня угостил одной конфетой – загибаем один пальчик. Сколько осталось?».
Запоминаем, что «разогнуть» пальчик – это прибавить (доложить, сделать количество больше). «Загнуть» означает отнять (забрать, сделать количество меньше).
Считаем на предметах
Используем карандаши, камушки, конфеты, бусины. Сравниваем «кучки», проговариваем: «Три больше двух на один, семь больше шести на один». Ребенок со временем понимает, что если разницу положить в меньшую кучку, в сумме получится столько же, сколько в большей.
Пишем на бумаге
Знакомимся со знаками + и -, вспоминаем разгибание и загибание пальцев, переносим устное проговаривание на бумагу.
- Было 3 конфеты, дали еще 2, стало 5. Малыш пишет и проговаривает: 3+2=5.
- Было 4 конфеты, 1 дали маме, осталось 3. Малыш пишет и проговаривает: 4-1=3.
Поначалу двух-трех примеров в день достаточно. Дальше уже не нужны будут «конфеты», вы будете сразу писать примеры, а ребенок будет их решать.
Учим составлять и записывать примеры
Придумываем простейшие задачки.
- Пример на сложение: «Мама помыла и положила на тарелку три яблока, а потом еще одно. Стало четыре яблока». Ребенок проговаривает и записывает пример: 3+1=4.
- Пример на вычитание: «На тарелке лежало три печенья. Папа взял одно. Осталось два печенья». Ребенок проговаривает и записывает: «3-1=2».
Постоянные тренировки на сложение и вычитание помогут довести процесс до автоматизма. Дошкольник овладеет навыком вычислений в пределах первого десятка, и ему легче будет понять, как складывать и вычитать числа от 10 и далее.
При подготовке к школе не зацикливайтесь только на математических занятиях. Дошкольник должен развивать логическое мышление, уметь сгруппировать объекты по общим признакам, продолжить логический ряд, найти закономерность, ориентироваться в пространстве (знать, где лево и право, что значит «над», «под», «перед», «позади» и т. д.) и времени (знать времена суток, дни недели, понимать время по часам). Обязательно нужно знать плоские геометрические фигуры, уметь изобразить их на бумаге, находить в окружающих вещах, составлять из нескольких фигур более сложные.