Развитие эмоционального интеллекта ребенка посредством детской псизогимнастики – как и для чего

Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда малыш умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих.

Психогимнастика – что это и зачем нужна?

Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции. Они психически и физически проживают тревожные состояния в игре, после чего те перестают существовать в реальности. Психогимнастика дает разрядку, и детские переживания не дорастают до патологического уровня.

Дети в детском саду

Особенно полезна психогимнастика для детей дошкольного возраста. В период с 3 до 7 лет активно формируется эмоциональный интеллект. Это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, эффективно ими управлять и контролировать.

Главная цель психогимнастики – дать представление о способах выражения чувств (с помощью жестов, поз, мимики, слов), и научиться управлять своими эмоциями.

Джон Готтман про эмоциональный интеллект ребенка

Существует немало книг, посвященных развитию эмоционального интеллекта ребенка. Среди них – книга Джона Готтмана с одноименным названием. Она по праву считается «настольной».

По мнению автора, эмоциональное воспитание – это способность родителей правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним об этом.

Джон Готтман Эмоциональный интеллект ребенка

Книга учит обсуждать такие вопросы открыто. Прочитав ее, родители лучше понимают, как помочь ребенку справляться с трудностями. Часто после этого они становятся лучшими друзьями для своего чада.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка посредством детской псизогимнастики – как и для чегоРазвитие эмоционального интеллекта ребенка посредством детской псизогимнастики – как и для чегоСкачать книгу (PDF) 

Психогимнастика в детском саду

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) применяются разные виды психотренингов. Но психогимнастика среди них явление редкое. Хотя именно она наиболее доступна для воспитателей. Игра, которая лежит в основе психогимнастики, является основным видом деятельности дошкольников. Для проведения занятий не обязательно иметь квалификацию психолога. Достаточно подобрать подходящие игры и упражнения.

Введение психогимнастики в образовательный процесс под силу каждому воспитателю.

Психогимнастика Чистяковой

Маргарита Чистякова психогимнастикаМаргарита Чистякова психогимнастика

Психогимнастика

Книга М. И. Чистяковой «Психогимнастика» представляет собой методическое пособие по развитию и комплексной коррекции психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщив свой многолетний опыт, автор предложил оригинальный курс игровых занятий.

В пособии много игр и упражнений для внимания, памяти, эмоционального интеллекта. Очень интересны этюды, совершенствующие воображение и нравственные представления детей. Материал снабжен иллюстрациями и нотами. И что, немаловажно, книгу можно найти в свободном доступе.

«Психогимнастика» Чистяковой – «христоматия» и сборник материалов, необходимый каждому воспитателю детского сада.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка посредством детской псизогимнастики – как и для чегоРазвитие эмоционального интеллекта ребенка посредством детской псизогимнастики – как и для чегоСКАЧАТЬ книгу в документе WORD

Игры на развитие эмоционального интеллекта

Самое главное в психогимнастике – это чуткое, внимательное отношение к ребенку. Нужно оставить место для самовыражения. Игры на развитие эмоционального интеллекта – это не сухие задачи и работа на результат. Каждая игра – маленькая жизнь.

Считается, что наибольшую пользу приносят занятия в группе. Одно занятие может состоять из 5-7 игр. Важно составить его так, чтобы за напряжением следовало расслабление. Рекомендуется включать фоном классическую детскую музыку. При выборе упражнений важно учитывать возрастные особенности детей.

Примеры удачно подобранных игр для занятий с детьми:

  • В младшей группе:

  • В средней группе:

  • В старшей группе:

Психогимнастика для детей 3-4 лет

Детям 3-4 лет важно научиться понимать свое эмоциональное состояние. Они знакомятся с основными эмоциями: грустью, радостью, гневом, страхом. Рекомендуются упражнения, развивающие выразительность движений и формирующие целостный положительный образ тела.

 «Тучка-солнышко»

Игра стимулирует внимание, учит быстрой и точной реакции на подаваемые сигналы.

  1. Дети сидят или стоят перед педагогом.
  2. Педагог поднимает руки вверх ладонями вперед.
  3. Звучит сигнал: «левая ручка – солнышко». Нужно развести пальчики и улыбнуться.
  4. «Правая ручка – тучка». Ладошка сжимается в кулачок, и лицо хмурится.
  5. Затем правая рука становится солнышком, а левая – тучкой.

Первый раз психогимнастика длится 30 секунд. Постепенно скорость смены рук (подачи сигналов) увеличивается, а время занятия доходит до 2 минут.

«Эмоции»

Игра снимает эмоциональное напряжение и развивает мимику. Педагог читает стих про эмоции, показывая их на лице. Дети повторяют:

«Сова»

Учит подчиняться определенным правилам, вызывает здоровое эмоциональное возбуждение и бодрость, отвлекает от болезненных мыслей.

  1. Выбирается ребенок, который будет играть роль совы. Он отворачивается и притворяется, что спит в гнезде. Остальные дети бегают и прыгают.
  2. По сигналу «ночь!», всем нужно замереть. Сова поворачивается и начинает искать того, кто пошевелится или засмеется. Он и становится следующей совой.

 «Росточек»

Упражнение снимает мышечные зажимы, напряжение, тревожность, помогает сблизиться с другими людьми. Рекомендуется к выполнению в детском саду.

  1. Педагог просит детей присесть на корточки и представить себя семенами, которые посадили в землю.
  2. «Пошел дождик и полил семечки. Появились маленькие росточки, которые начали тянуться к солнышку» (дети встают).
  3. «У росточков выросли длинные стебельки» (дети поднимают руки вверх).
  4. «Дождика давно не было. И росточки начали погибать от жары. Они склонились к самой земле» (дети ложатся или садятся и обхватывают себя руками).
  5. «Но тут пошел дождик, и росточки ожили, выпрямились, и стали сильными-сильными» (дети встают и раскидывают руки в стороны, показывая, какие они сильные).

 «Сердитый дедушка»

Учит понимать эмоции других людей, адекватно выражать злость и гнев.

  1. Занятие проводится под музыку С. Прокофьева «Петя и Волк» (тема дедушки).
  2. Педагог рассказывает детям: «Мальчик Петя приехал в гости к дедушке. Ему строго-настрого запретили ходить за калитку. За ней лес и злой волк. Петя не послушался дедушку, и он сильно рассердился».
  3. Детям предлагается изобразить сердитого дедушку, нахмурив брови.

«Злая собака»

Помогает избавиться от страхов и научиться контролировать свои эмоции.

  1. Упражнение выполняется под музыку Г. Фрида «Появление большой собаки».
  2. Педагог просит представить детей, что они гуляют. Рядом идет собака. Она на поводке. Неожиданно собака начинает лаять, натягивать поводок, и пытаться схватить за ноги.
  3. Нужно изобразить страх: вжать голову в плечи, широко открыть глаза, закрыться руками.

Психогимнастика для детей 5-6 лет

В 5 лет остаются актуальными упражнения на развитие способности понимать и выражать эмоции. В силу возраста дети начинают сравнивать себя со сверстниками. Важно научиться делиться своими переживаниями, радоваться успехам товарищей, взаимодействовать друг с другом.

Дети 5-6 лет

 «Великаны»

Развивает умение контролировать психические и физические зажимы. Помогает убрать скованность перед выходом на сцену, придает уверенности в своих силах.

  1. Ноги на ширине плеч, руки в стороны.
  2. Представляем, что с двух сторон сдвигаются стены.
  3. Педагог считает до 10. С каждым счетом стены давят все сильнее.
  4. Сдерживаем их, что есть сил.
  5. Стены почти зажали нас, но на счет 10 мы превращаемся в великанов.
  6. Начинается обратный отсчет, и мы постепенно раздвигаем их обратно.
  7. Стряхиваем напряжение с рук и ног.

Во время упражнения важно, чтобы дети не смеялись, а вжились в роль. В дальнейшем его можно усложнить, добавив надвигающийся потолок и поднимающийся пол.

«Поссорились два петушка»

Пробуждает здоровую активность ребенка, учит адекватно выражать свои эмоции, в частности, злость.

  1. Включается музыка А. Райчева «Поссорились два петушка».
  2. Дети стоят на одной ножке друг напротив друга. Руки за спиной.
  3. Пока играет музыка, нужно пытаться ударить друг дружку плечом.

«Летел по небу шарик»

Игра помогает сплотить детский коллектив, расслабляет, и знакомит с разными эмоциями.

  1. Педагог предлагает детям отправиться в путешествие на воздушном шарике.
  2. «Давайте возьмемся за руки и надуем наш шарик» (дети делают круг).
  3. «Летел по небу шар, летел, летел, летел» (дети движутся по кругу).
  4. «Мимо бежала мышка. Она подумала, что шар – это головка сыра, и прокусила его. Шар начал сдуваться – с-с-с» (дети сбегаются в середину круга, повторяя свистящий звук).
  5. «Какой маленький стал шарик. Но мы не унываем. Сейчас поставим заплатку» (хлопки в ладоши).
  6. «И надуем наш шарик» (изображаем надувание насосом, дети снова делают широкий круг).
  7. «Продолжаем наше путешествие. Летит по небу шарик, летит, летит, летит» (ходьба по кругу).
  8. «Вдруг появился ежик, и нечаянно проколол шарик иголочкой (дети сбегаются в центр со звуком сдувающегося шарика).
  9. «Но мы знаем, что нужно сделать» (дети хлопают, изображают насос и снова делают широкий круг).
  10. «Полетел наш шарик дальше. Но тут подул сильный ветер. Закружился шарик, завертелся и улетел высоко-высоко в небо» (дети кружатся, прыгают, и машут руками).

«Тень»

Развивает моторно-слуховую память и наблюдательность.

  1. Рекомендуется проводить игру под музыку А. Петрова «Зов синевы» из кинофильма «Синяя птица».
  2. Два ребенка шагают по воображаемому полю. Второй ребенок позади на три шага. Он играет роль тени.
  3. Первый ребенок делает простые движения: поднимает камушки, останавливается, скачет на одной ноге. «Тень» должна повторить все действия.

«Король Боровик не в духе»

Учит понимать состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции (недовольство).

  1. Педагог читает стихотворение В. Приходько, выполняя определенные действия. Дети повторяют движения и мимику.
  2. «Шел король Боровик через лес напрямик» (шаг на месте с недовольным лицом и активной жестикуляцией рук).
  3. «Он грозил кулаком и стучал каблуком» (топот ногами, махание кулаками).4.       «Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи» (сдвинутые брови, надутые губы, взгляд исподлобья).

«Отчаянье»

Развивает сочувствие, сопереживание, избавляет от тревожности и страхов.

  1. Упражнение начинается с включения отрывка Н. Лысенко «Момент отчаянья».
  2. Ребенка просят представить, что он приехал со своими родителями в чужой город. Он отстал от родителей. Совершенно один в толпе, ребенок не знает, куда ему идти.
  3. Нужно выразить эмоцию страха и отчаянья: голова опущена, брови подняты и сдвинуты, рот приоткрыт, одна рука с силой сжимает другую.

«Робкий ребенок»

Помогает понять желательную и нежелательную модель поведения, осознать такую отрицательную черту характера, как робость:

  1. Во время занятия звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Сидел Ваня».
  2. Ребенок сидит на стуле. Его просят представить, что он первый день в детском садике. Он робеет. Кажется, что воспитатель им недовольна, а дети вот-вот обидят.
  3. Нужно выразить эмоцию робости: сесть на краешек стула очень прямо, колени, носки и пятки сомкнуть, руки придвинуть к телу, голову опустить.
  4. Дальше следует рассказ: «Жил-был очень смелый заяц. Никого он не боялся. Даже волка. Станет на пенек и поет громко песни»
  5. Ребенок выражает смелость: положение стоя, одна нога выставлена вперед, руки за спиной, подбородок поднят, на лице уверенность.

Психогимнастика для детей 6-7 лет

Начиная с 6 лет, дети распределяют между собой роли лидеров и аутсайдеров. У них появляются самостоятельность, инициативность, возникает желание влиять на своих сверстников и самоутверждаться. Одновременно развивается способность оценивать поступки с нравственной стороны. В этом возрасте важны упражнения, которые вселяют уверенность в своих силах, помогают преодолеть застенчивость. Сюжетные линии для психогимнастических этюдов усложняются. В них включают ситуации морально-нравственного выбора.

Дети 6-7 лет

 «Веретено»

Стимулирует здоровую активность, дисциплинирует и помогает сплотиться со сверстниками. Кроме того, игра развивает быстроту реакции, ловкость и сообразительность.

  1. Игроки делятся на две команды и становятся в две линии друг за дружкой.
  2. По сигналу «начали!» дети, стоящие впереди оборачиваются кругом. Дальше соседи берут первых игроков за талию и оборачиваются уже вдвоем. Затем крутятся уже 3 человека, и так далее.
  3. Побеждает команда, в которой все игроки обернутся первыми.

 «Гневная гиена»

Учит справляться со злостью и правильно ее выражать, снимает напряжение.

  1. Дети стоят возле стульчиков.
  2. Педагог предлагает представить, что стульчик – это пальма, на которой спряталась дрожащая от страха обезьянка. Они гиены, которые ждут, когда добыча ослабеет и упадет на землю. К обезьянке спешат на помощь другие звери, а гиену это очень злит и она всех отгоняет.
  3. Дальше звучит стих: «Я страшная Гиена, я гневная Гиена, от гнева на моих губах всегда вскипает пена».
  4. Дети усиленно жестикулируют, отгоняя воображаемых помощников обезьянки. Они морщат носы, оттопыривают губы, сдвигают брови, показывая сильную злость.

«Два рыболова»

Развивает эмоциональную отзывчивость и выразительность, учит адекватно реагировать на неудачи.

  1. Выбираются два ребенка – удачливый и неудачливый рыболов. Дети стоят рядом и слушают историю. С помощью жестов и мимики нужно выразить услышанное:
  2. «Два мальчика стояли на берегу и ловили рыбу. У них все было одинаковое: удочки, ведерки для рыб, наживка…Но один мальчик вытаскивал одну рыбку за другой, а второй только с досадой на него поглядывал. В его ведерке плавала одна-одинешенька маленькая рыбка. Вот и сейчас клюет не у него, а у соседа. На лице неудачливого рыболова все заметнее проявлялась досада. Удачливый сосед вел себя как задавака – смотрел насмешливо и был слишком доволен собой».

«Любопытный»

Развивает этическое осознание, воспитывает нравственность и адекватное проявление эмоций.

  1. Педагог рассказывает историю, а дети вживаются в роль «любопытного».
  2. «По дороге шел мужчина. Из его сумки что-то сильно выпирало. Мальчик заметил это. Ему очень захотелось узнать, что же лежит внутри сумки. Мужчина быстро шагал по тротуару, не замечая мальчика. А тот прямо-таки вился вокруг прохожего. И с одной стороны подбегал, и с другой. Вытягивал шею, чтоб заглянуть в сумку. Неожиданно мужчина остановился. Он поставил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик быстро подбежал, расстегнул молнию… Внутри сумки лежали всего лишь две теннисные ракетки. Мальчишка разочарованно махнул рукой и побрел к своему дому».

«Наглец»

Воспитывает нравственность, помогает выражать и контролировать свои эмоции, и понимать эмоции других.

  1. Включается музыка П. Чайковского «Мужик играет на гармонике».
  2. Ребенок играет роль мальчика, которые играет на гармошке под окнами. Из окна показывается женщина: «Пожалуйся, перейди на другое место. Моя дочь очень больна, и только заснула». Мальчик говорит: «Мне все равно». Он играет еще громче.
  3. Музыка выключается и предлагается другая ситуация. Девочка роняет рядом с мальчиком денежку. Он поднимает ее и бежит возвращать. Она удивляется и говорит: «Спасибо, ты такой честный». Мальчику очень приятно, он гордится собой.

Развитие эмоционального интеллекта актуально в любом возрасте. Занятия психогимнастикой принесут пользу и школьнику, и подросткам, и взрослым. Многие мечтают повысить качество жизни, стать более жизнерадостным и наладить взаимоотношения с окружающими. Но не знают как. Психогимнастика учит справляться с разными жизненными ситуациями. Когда ребенок (взрослый) осознает существование связи между мыслями, чувствами и поведением, большая часть проблем разрешается сама собой. Ведь именно неверное восприятие ситуации чаще всего оказывается корнем зла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: