Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда малыш умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих.
Психогимнастика – что это и зачем нужна?
Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции. Они психически и физически проживают тревожные состояния в игре, после чего те перестают существовать в реальности. Психогимнастика дает разрядку, и детские переживания не дорастают до патологического уровня.
Особенно полезна психогимнастика для детей дошкольного возраста. В период с 3 до 7 лет активно формируется эмоциональный интеллект. Это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, эффективно ими управлять и контролировать.
Главная цель психогимнастики – дать представление о способах выражения чувств (с помощью жестов, поз, мимики, слов), и научиться управлять своими эмоциями.
Джон Готтман про эмоциональный интеллект ребенка
Существует немало книг, посвященных развитию эмоционального интеллекта ребенка. Среди них – книга Джона Готтмана с одноименным названием. Она по праву считается «настольной».
По мнению автора, эмоциональное воспитание – это способность родителей правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним об этом.
Книга учит обсуждать такие вопросы открыто. Прочитав ее, родители лучше понимают, как помочь ребенку справляться с трудностями. Часто после этого они становятся лучшими друзьями для своего чада.
Скачать книгу (PDF)
Психогимнастика в детском саду
Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) применяются разные виды психотренингов. Но психогимнастика среди них явление редкое. Хотя именно она наиболее доступна для воспитателей. Игра, которая лежит в основе психогимнастики, является основным видом деятельности дошкольников. Для проведения занятий не обязательно иметь квалификацию психолога. Достаточно подобрать подходящие игры и упражнения.
Введение психогимнастики в образовательный процесс под силу каждому воспитателю.
Психогимнастика Чистяковой
Книга М. И. Чистяковой «Психогимнастика» представляет собой методическое пособие по развитию и комплексной коррекции психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщив свой многолетний опыт, автор предложил оригинальный курс игровых занятий.
В пособии много игр и упражнений для внимания, памяти, эмоционального интеллекта. Очень интересны этюды, совершенствующие воображение и нравственные представления детей. Материал снабжен иллюстрациями и нотами. И что, немаловажно, книгу можно найти в свободном доступе.
«Психогимнастика» Чистяковой – «христоматия» и сборник материалов, необходимый каждому воспитателю детского сада.
СКАЧАТЬ книгу в документе WORD
Игры на развитие эмоционального интеллекта
Самое главное в психогимнастике – это чуткое, внимательное отношение к ребенку. Нужно оставить место для самовыражения. Игры на развитие эмоционального интеллекта – это не сухие задачи и работа на результат. Каждая игра – маленькая жизнь.
Считается, что наибольшую пользу приносят занятия в группе. Одно занятие может состоять из 5-7 игр. Важно составить его так, чтобы за напряжением следовало расслабление. Рекомендуется включать фоном классическую детскую музыку. При выборе упражнений важно учитывать возрастные особенности детей.
Примеры удачно подобранных игр для занятий с детьми:
- В младшей группе:
- В средней группе:
- В старшей группе:
Психогимнастика для детей 3-4 лет
Детям 3-4 лет важно научиться понимать свое эмоциональное состояние. Они знакомятся с основными эмоциями: грустью, радостью, гневом, страхом. Рекомендуются упражнения, развивающие выразительность движений и формирующие целостный положительный образ тела.
«Тучка-солнышко»
Игра стимулирует внимание, учит быстрой и точной реакции на подаваемые сигналы.
- Дети сидят или стоят перед педагогом.
- Педагог поднимает руки вверх ладонями вперед.
- Звучит сигнал: «левая ручка – солнышко». Нужно развести пальчики и улыбнуться.
- «Правая ручка – тучка». Ладошка сжимается в кулачок, и лицо хмурится.
- Затем правая рука становится солнышком, а левая – тучкой.
Первый раз психогимнастика длится 30 секунд. Постепенно скорость смены рук (подачи сигналов) увеличивается, а время занятия доходит до 2 минут.
«Эмоции»
Игра снимает эмоциональное напряжение и развивает мимику. Педагог читает стих про эмоции, показывая их на лице. Дети повторяют:
«Сова»
Учит подчиняться определенным правилам, вызывает здоровое эмоциональное возбуждение и бодрость, отвлекает от болезненных мыслей.
- Выбирается ребенок, который будет играть роль совы. Он отворачивается и притворяется, что спит в гнезде. Остальные дети бегают и прыгают.
- По сигналу «ночь!», всем нужно замереть. Сова поворачивается и начинает искать того, кто пошевелится или засмеется. Он и становится следующей совой.
«Росточек»
Упражнение снимает мышечные зажимы, напряжение, тревожность, помогает сблизиться с другими людьми. Рекомендуется к выполнению в детском саду.
- Педагог просит детей присесть на корточки и представить себя семенами, которые посадили в землю.
- «Пошел дождик и полил семечки. Появились маленькие росточки, которые начали тянуться к солнышку» (дети встают).
- «У росточков выросли длинные стебельки» (дети поднимают руки вверх).
- «Дождика давно не было. И росточки начали погибать от жары. Они склонились к самой земле» (дети ложатся или садятся и обхватывают себя руками).
- «Но тут пошел дождик, и росточки ожили, выпрямились, и стали сильными-сильными» (дети встают и раскидывают руки в стороны, показывая, какие они сильные).
«Сердитый дедушка»
Учит понимать эмоции других людей, адекватно выражать злость и гнев.
- Занятие проводится под музыку С. Прокофьева «Петя и Волк» (тема дедушки).
- Педагог рассказывает детям: «Мальчик Петя приехал в гости к дедушке. Ему строго-настрого запретили ходить за калитку. За ней лес и злой волк. Петя не послушался дедушку, и он сильно рассердился».
- Детям предлагается изобразить сердитого дедушку, нахмурив брови.
«Злая собака»
Помогает избавиться от страхов и научиться контролировать свои эмоции.
- Упражнение выполняется под музыку Г. Фрида «Появление большой собаки».
- Педагог просит представить детей, что они гуляют. Рядом идет собака. Она на поводке. Неожиданно собака начинает лаять, натягивать поводок, и пытаться схватить за ноги.
- Нужно изобразить страх: вжать голову в плечи, широко открыть глаза, закрыться руками.
Психогимнастика для детей 5-6 лет
В 5 лет остаются актуальными упражнения на развитие способности понимать и выражать эмоции. В силу возраста дети начинают сравнивать себя со сверстниками. Важно научиться делиться своими переживаниями, радоваться успехам товарищей, взаимодействовать друг с другом.
«Великаны»
Развивает умение контролировать психические и физические зажимы. Помогает убрать скованность перед выходом на сцену, придает уверенности в своих силах.
- Ноги на ширине плеч, руки в стороны.
- Представляем, что с двух сторон сдвигаются стены.
- Педагог считает до 10. С каждым счетом стены давят все сильнее.
- Сдерживаем их, что есть сил.
- Стены почти зажали нас, но на счет 10 мы превращаемся в великанов.
- Начинается обратный отсчет, и мы постепенно раздвигаем их обратно.
- Стряхиваем напряжение с рук и ног.
Во время упражнения важно, чтобы дети не смеялись, а вжились в роль. В дальнейшем его можно усложнить, добавив надвигающийся потолок и поднимающийся пол.
«Поссорились два петушка»
Пробуждает здоровую активность ребенка, учит адекватно выражать свои эмоции, в частности, злость.
- Включается музыка А. Райчева «Поссорились два петушка».
- Дети стоят на одной ножке друг напротив друга. Руки за спиной.
- Пока играет музыка, нужно пытаться ударить друг дружку плечом.
«Летел по небу шарик»
Игра помогает сплотить детский коллектив, расслабляет, и знакомит с разными эмоциями.
- Педагог предлагает детям отправиться в путешествие на воздушном шарике.
- «Давайте возьмемся за руки и надуем наш шарик» (дети делают круг).
- «Летел по небу шар, летел, летел, летел» (дети движутся по кругу).
- «Мимо бежала мышка. Она подумала, что шар – это головка сыра, и прокусила его. Шар начал сдуваться – с-с-с» (дети сбегаются в середину круга, повторяя свистящий звук).
- «Какой маленький стал шарик. Но мы не унываем. Сейчас поставим заплатку» (хлопки в ладоши).
- «И надуем наш шарик» (изображаем надувание насосом, дети снова делают широкий круг).
- «Продолжаем наше путешествие. Летит по небу шарик, летит, летит, летит» (ходьба по кругу).
- «Вдруг появился ежик, и нечаянно проколол шарик иголочкой (дети сбегаются в центр со звуком сдувающегося шарика).
- «Но мы знаем, что нужно сделать» (дети хлопают, изображают насос и снова делают широкий круг).
- «Полетел наш шарик дальше. Но тут подул сильный ветер. Закружился шарик, завертелся и улетел высоко-высоко в небо» (дети кружатся, прыгают, и машут руками).
«Тень»
Развивает моторно-слуховую память и наблюдательность.
- Рекомендуется проводить игру под музыку А. Петрова «Зов синевы» из кинофильма «Синяя птица».
- Два ребенка шагают по воображаемому полю. Второй ребенок позади на три шага. Он играет роль тени.
- Первый ребенок делает простые движения: поднимает камушки, останавливается, скачет на одной ноге. «Тень» должна повторить все действия.
«Король Боровик не в духе»
Учит понимать состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции (недовольство).
- Педагог читает стихотворение В. Приходько, выполняя определенные действия. Дети повторяют движения и мимику.
- «Шел король Боровик через лес напрямик» (шаг на месте с недовольным лицом и активной жестикуляцией рук).
- «Он грозил кулаком и стучал каблуком» (топот ногами, махание кулаками).4. «Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи» (сдвинутые брови, надутые губы, взгляд исподлобья).
«Отчаянье»
Развивает сочувствие, сопереживание, избавляет от тревожности и страхов.
- Упражнение начинается с включения отрывка Н. Лысенко «Момент отчаянья».
- Ребенка просят представить, что он приехал со своими родителями в чужой город. Он отстал от родителей. Совершенно один в толпе, ребенок не знает, куда ему идти.
- Нужно выразить эмоцию страха и отчаянья: голова опущена, брови подняты и сдвинуты, рот приоткрыт, одна рука с силой сжимает другую.
«Робкий ребенок»
Помогает понять желательную и нежелательную модель поведения, осознать такую отрицательную черту характера, как робость:
- Во время занятия звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Сидел Ваня».
- Ребенок сидит на стуле. Его просят представить, что он первый день в детском садике. Он робеет. Кажется, что воспитатель им недовольна, а дети вот-вот обидят.
- Нужно выразить эмоцию робости: сесть на краешек стула очень прямо, колени, носки и пятки сомкнуть, руки придвинуть к телу, голову опустить.
- Дальше следует рассказ: «Жил-был очень смелый заяц. Никого он не боялся. Даже волка. Станет на пенек и поет громко песни»
- Ребенок выражает смелость: положение стоя, одна нога выставлена вперед, руки за спиной, подбородок поднят, на лице уверенность.
Психогимнастика для детей 6-7 лет
Начиная с 6 лет, дети распределяют между собой роли лидеров и аутсайдеров. У них появляются самостоятельность, инициативность, возникает желание влиять на своих сверстников и самоутверждаться. Одновременно развивается способность оценивать поступки с нравственной стороны. В этом возрасте важны упражнения, которые вселяют уверенность в своих силах, помогают преодолеть застенчивость. Сюжетные линии для психогимнастических этюдов усложняются. В них включают ситуации морально-нравственного выбора.
«Веретено»
Стимулирует здоровую активность, дисциплинирует и помогает сплотиться со сверстниками. Кроме того, игра развивает быстроту реакции, ловкость и сообразительность.
- Игроки делятся на две команды и становятся в две линии друг за дружкой.
- По сигналу «начали!» дети, стоящие впереди оборачиваются кругом. Дальше соседи берут первых игроков за талию и оборачиваются уже вдвоем. Затем крутятся уже 3 человека, и так далее.
- Побеждает команда, в которой все игроки обернутся первыми.
«Гневная гиена»
Учит справляться со злостью и правильно ее выражать, снимает напряжение.
- Дети стоят возле стульчиков.
- Педагог предлагает представить, что стульчик – это пальма, на которой спряталась дрожащая от страха обезьянка. Они гиены, которые ждут, когда добыча ослабеет и упадет на землю. К обезьянке спешат на помощь другие звери, а гиену это очень злит и она всех отгоняет.
- Дальше звучит стих: «Я страшная Гиена, я гневная Гиена, от гнева на моих губах всегда вскипает пена».
- Дети усиленно жестикулируют, отгоняя воображаемых помощников обезьянки. Они морщат носы, оттопыривают губы, сдвигают брови, показывая сильную злость.
«Два рыболова»
Развивает эмоциональную отзывчивость и выразительность, учит адекватно реагировать на неудачи.
- Выбираются два ребенка – удачливый и неудачливый рыболов. Дети стоят рядом и слушают историю. С помощью жестов и мимики нужно выразить услышанное:
- «Два мальчика стояли на берегу и ловили рыбу. У них все было одинаковое: удочки, ведерки для рыб, наживка…Но один мальчик вытаскивал одну рыбку за другой, а второй только с досадой на него поглядывал. В его ведерке плавала одна-одинешенька маленькая рыбка. Вот и сейчас клюет не у него, а у соседа. На лице неудачливого рыболова все заметнее проявлялась досада. Удачливый сосед вел себя как задавака – смотрел насмешливо и был слишком доволен собой».
«Любопытный»
Развивает этическое осознание, воспитывает нравственность и адекватное проявление эмоций.
- Педагог рассказывает историю, а дети вживаются в роль «любопытного».
- «По дороге шел мужчина. Из его сумки что-то сильно выпирало. Мальчик заметил это. Ему очень захотелось узнать, что же лежит внутри сумки. Мужчина быстро шагал по тротуару, не замечая мальчика. А тот прямо-таки вился вокруг прохожего. И с одной стороны подбегал, и с другой. Вытягивал шею, чтоб заглянуть в сумку. Неожиданно мужчина остановился. Он поставил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик быстро подбежал, расстегнул молнию… Внутри сумки лежали всего лишь две теннисные ракетки. Мальчишка разочарованно махнул рукой и побрел к своему дому».
«Наглец»
Воспитывает нравственность, помогает выражать и контролировать свои эмоции, и понимать эмоции других.
- Включается музыка П. Чайковского «Мужик играет на гармонике».
- Ребенок играет роль мальчика, которые играет на гармошке под окнами. Из окна показывается женщина: «Пожалуйся, перейди на другое место. Моя дочь очень больна, и только заснула». Мальчик говорит: «Мне все равно». Он играет еще громче.
- Музыка выключается и предлагается другая ситуация. Девочка роняет рядом с мальчиком денежку. Он поднимает ее и бежит возвращать. Она удивляется и говорит: «Спасибо, ты такой честный». Мальчику очень приятно, он гордится собой.
Развитие эмоционального интеллекта актуально в любом возрасте. Занятия психогимнастикой принесут пользу и школьнику, и подросткам, и взрослым. Многие мечтают повысить качество жизни, стать более жизнерадостным и наладить взаимоотношения с окружающими. Но не знают как. Психогимнастика учит справляться с разными жизненными ситуациями. Когда ребенок (взрослый) осознает существование связи между мыслями, чувствами и поведением, большая часть проблем разрешается сама собой. Ведь именно неверное восприятие ситуации чаще всего оказывается корнем зла.