Звук [р] считается одним из самых сложных для произнесения. Случаи, когда на его освоение требуется весьма длительное время, нередки. Вторая проблема – социальная: окружающие воспринимают речь человека, как ущербную, если у него проблема именно с этим звуком. Другие звуковые дефекты не кажутся такими существенными, если только это не комплексное нарушение. Наибольшее число психологических проблем из-за произношения развивается именно у людей картавых (особенно – у детей). Поэтому такое большое значение после правильной постановки имеет автоматизация звука [р].
Что для этого делать?
Автоматизация – это процесс доведения до автоматизма правильное употребление звука, чтобы ребенок перестал на нем спотыкаться, произносил бегло, словно не замечая. Понятно, что для этого важно наполнить речь малыша разученной фонемой. Но автоматизация звука [р] должна проводиться правильно и поэтапно. Сразу после постановки звука родители могут столкнуться с тем, что ребенок начинает «лепить» новый звук даже в те слова, где его нет (например, заменяя им [л]). Или заметить, что он каждый раз останавливается, запинается, а затем произносит нарочитый, акцентированный [р]. Это вполне нормально – ребенок учится правильно вставлять новую фонему в свою речь, что для него непросто. Поэтому логопеды советуют родителям пользоваться такими правилами:
- Начинать закрепление звука в обратных слогах, в медленном темпе, нараспев: а-а-а-р-р-р, о-о-о-р-р-р.
- Если у ребенка проблемы с несколькими фонемами одновременно, то при автоматизации Р нельзя акцентировать внимание малыша и на другом звуке, который он пока что произносит неправильно, заставлять его выговаривать все дефектные буквы сразу. Малыш должен сначала усвоить артикуляцию одного звука. Управлять произношением нескольких сразу ему очень сложно.
- Когда звук находится в середине слова, то нужно разбить слово на слоги и произносить отдельно: ко-Рка. Это даст малышу время сосредоточиться и перестроить артикуляцию.
Не допустить ошибок
Зачастую родители думают, что главное – поставить ребенку произношение буквы. А уж они потом смогут проследить, чтобы он стал употреблять ее в речи. Это порой приводит к серьезным ошибкам, делающим автоматизацию процессом долгим и не слишком результативным. Ведь звук [р], как уже было сказано – один из сложнейших. Вот несколько главных предостережений для родителей на этом пути:
- Нельзя начинать закрепление фонемы в словах или предложениях, пока она не достаточно четко отработана изолированно. Отработать ее можно, предлагая ребенку договаривать недостающий [р] в конце слова: кома…р, бульва…р.
- Перед каждым занятием по автоматизации необходимо обязательно выполнять комплекс артикуляционных упражнений для звука [р]: это и разминка, и подготовка артикуляционных органов к произношению. Примеры таких упражнений приведены в данной статье.
- Нельзя отрабатывать одновременно звуки, которые малыш путает в речи (например, [р] и [л]). Здесь имеет место нарушение фонематического слуха, при котором автоматизацию звуков обязательно разделять, а кроме того, проводить работу по развитию фонематического слуха.
- Не допускается начинать отработку звука со сложных слов (вроде «трансформатор»), скороговорок, пропустив этапы со слогами, словами, словосочетаниями. Любой навык дается легче, если работа над его освоением усложняется постепенно.
- На каждом занятии по автоматизации звука необходимо показывать ребенку пример правильной артикуляции, а не просто требовать от него произношения. Помочь в этом малышу может и зеркало.
- Использовать для автоматизации звука один и тот же речевой материал – неэффективно. Даже если упражнение остается прежним – например, произнести слова с двумя звуками Р, то через несколько занятий набор слов нужно менять.
- Нельзя превращать отработку звука в скучную рутинную обязаловку. Ребенку должно быть интересно. Для этого используют картинки, игры, придумывают сказки, раскрашивают слова с данным звуком и т. д.
- Автоматизация не должна проводиться эпизодически. Занятия проводятся ежедневно, и помимо них нужно в повседневной жизни провоцировать ребенка говорить слова или предложения с буквой Р: сначала попроще, затем подбираются все более сложные варианты.
Услышав в речи своего чада неправильно произнесенный звук, не ругайте его, не акцентируйте: нет, это не правильно! Лучше поддержите, скажите: «Давай вместе скажем», и покажите снова правильную артикуляцию.
Нескучное закрепление
В процессе автоматизации используют не только слоговые цепочки или слова со звуком [р], но и разные игровые упражнения, скороговорки, стихи, чистоговорки. Поскольку малышам всегда гораздо интереснее игровой момент, полезно и речевые задания преподносить именно в виде игры.
Игры на автоматизацию звука Р могут быть, например, такими:
- Эхо. Позволяет отработать слоги с буквой Р. Проговаривайте слоговые цепочки, слоги в которых сначала начинаются, а затем заканчиваются на Р. Ребенок изображает эхо – повторяет все по несколько раз.
- Расколдуй маму. Скажите ребенку, что злой волшебник отнял у вас возможность выговаривать слог (например, РА-, РЫ-). Чтобы расколдовать вас, малыш должен произносить их сам: узо… (ры), забо…, мунди…, мото…, набо…, ша…, самова…, па…, помидо…, детво… (ра), но…, Ю…, го…, И…, иг…, кону…, па…, панте…, фа…, жа…
- Четвертый лишний. Назовите 4 слога, один из которых отличается. Задача малыша – повторить цепочку и назвать лишний слог: ра-ро-ра-ра, ры-ры-рэ, ры, дру-дру-дру-тру, утр-атр-атр-атр и т. д.
- Я ласковый. Скажите, что настал час ласковых деток. Все слова они должны произносить ласково: карман – карманчик, верба – вербочка, шарф – шарфик, парта – парточка и т. д.
- Чего нет? Можно отрабатывать как один, так и два звука Р в одном слове. Скажите малышу, что теперь волшебник – он, и может заставлять предметы исчезнуть. Называйте слово, а ребенок должен произнести его в родительном падеже: нет чего? Например, радар – радара, гардероб – гардероба, прорубь – проруби, тараторка – тараторки.
- Есть ли звук? Называйте малышу разные слова, а он должен повторять за вами только те, в которых есть Р. Слова нужно подбирать так, чтобы звук находился в разном положении.
- Что изменилось? Для игры понадобятся картинки с изображением предметов, имеющих звук Р: тарелка, тетрадь, карандаш, кружка, рукавицы, сахар, грузовик… Перед малышом раскладывают несколько карточек, дают запомнить, а затем, отвернув юного игрока, нужно поменять картинки местами, добавить новую или убрать какую-то. Малыш должен назвать, что изменилось.
- Все дело в форме. Вырежьте фигуры квадрата, прямоугольника, треугольника, круга, ромба. Предлагайте ребенку брать их по очереди и вспоминать предметы, которые на эти фигуры похожи. При этом обязательно проговаривать: на кРуг похоже…, квадРат напоминает…
- От черепахи до ракеты. Эта игра помогает не просто сделать упор на звук Р, но и отработать его в речи в разном темпе. Предложите малышу, проговаривая скороговорку, представить, что он произносит ее, как черепаха (медленно, протяжно), затем, например, как Мальвина – немного быстрее, четко, с поучительной интонацией, затем пусть проговорит ее, как при езде на машине (еще быстрее). Дальше темп еще ускоряем: едем на вертолете, самолете, ракете…
- Плеер. Игра отрабатывает произношение при разной силе голоса. Покажите малышу, как вы рукой регулируете громкость (компьютерных колонок, например). Затем повторите в воздухе, объяснив, что это – регулировка для него. Он должен произносить скороговорку, соответственно тому, прибавляете вы звук или уменьшаете.
Зачастую выговорить [р] малыш не может просто потому, что не понимает, как его получить. Тогда скорректировать произношение и закрепить его в речи бывает достаточно просто. В более сложных случаях это может занять довольно длительный срок, на протяжении которого родители должны оставаться верными друзьями и помощниками своего чада. Только так можно добиться хорошего результата.