Роль экологического воспитания в развитии дошкольников

Вопросы экологии с каждым годом становятся все актуальнее. Неразумное и эгоистичное поведение человека приводит к катастрофическим последствиям. Нам как родителям важно помнить, что взрослый человек, наносящий вред природе, когда-то был ребенком, которому не привили должной любви к миру, не внушили важность бережного отношения к природному богатству. Поэтому так важно не просто помнить об экологическом воспитании дошкольников, но и понимать значимость этой работы, уметь правильно выстроить ее, чтобы вырастить гуманную, сострадающую личность, понимающую свою созидательную роль.

Мама с сыном сажают кустарник

Что входит в понятие «экология»?

Исходим из того, что экология – это наука о взаимодействии всех звеньев в природе и влиянии на нее человеческой деятельности. Тогда экологическое воспитание – это, прежде всего, формирование у ребенка позитивного восприятия окружающей среды как единого целого, его убежденности, что необходимо относиться к природе бережно, разумно используя ее ресурсы.

Концепция экологического воспитания в дошкольном возрасте включает в себя:

  • нравственное воспитание (привитие сострадательного отношения к окружающему миру природы),
  • духовное развитие (объяснение таких понятий, как неповторимость экосистемы нашей планеты, взаимосвязь всего живого на ней, созидающая роль человека),
  • воспитание чувства прекрасного – понимания ценности красоты родной природы,
  • интеллектуальнее развитие – формирование в сознании ребенка целостной системы экологических знаний,
  • формирование у ребенка экологического миропонимания и желания защищать природу, оказывать ей помощь.

Понятно, что для решения всех этих задач недостаточно будет знаний, полученных малышом в дошкольном учреждении: концептуальная цепочка должна начинаться с семьи, ведь именно здесь ребенок черпает первые понятия об устройстве мира, роли человека в социуме, природе, о стереотипах поведения и т. д. Конечно, размышлять, строить первые гипотезы, делать выводы, сопоставлять факты, проводить какие-то эксперименты и получать практический личный опыт ребенок может примерно лет с 4 или 5. Тогда же у детей начинает активно развиваться интерес к природе, эмоциональное восприятие действительности, оценочность по отношению к действиям окружающих. Поэтому экологическое образование дошкольников в это время будет наиболее результативным. Но это вовсе не значит, что до этого возраста малыш должен пребывать в «экологическом вакууме». Дети с рождения и вплоть до среднего школьного возраста учатся на примере взрослых. Поэтому важно, чтобы они постоянно видели перед собой правильное экологическое поведение и учились понимать и принимать следующие факты.

  • Все живые существа в природе (и человек тоже) взаимосвязаны: все друг другу для чего-то нужны, зависят друг от друга.
  • Растения и животные – живые, им тоже можно сделать больно, а уничтожение хотя бы одного вида растений или животных приведет к нарушению в биологической цепочке.
  • Нельзя засорять окружающую среду, мусор выбрасывают только в урны.
  • Человек должен помогать природе, не уничтожать растения, не убивать животных и т. д.
  • Природа – наш общий дом, и то, что вредит ей, вредит и человеку.

Нам, взрослым, важно постоянно показывать детям, что человек должен оберегать природные богатства, прикладывать немало труда для сохранения красоты лесов, рек, животных и растений.

Дети сажают семена

Работа по формированию экологической культуры дошкольников

Итак, примерно с 4–5 лет дети готовы к осознанному восприятию экологических основ. Как мы, родители, можем способствовать этому?

Мышление детей на этом этапе еще остается предметным, наглядным. Поэтому, строя свою методику экологического образования, в нее необходимо включать следующие важные формы работы.

  • Поездки на природу (в лес, на луг, речной пляж), в ходе которых ребенок будет не только наблюдать за жизнью растений и животных, но научится ценить красоту природы, на примере родителей будет учиться бережному отношению к ней, сможет узнать от взрослых много нового.
  • Работа на участке (в огороде, саду, на даче), когда дошкольник учится созидательной деятельности, может оценить результат этого труда, формирует понимание того, как важно заботиться об окружающей природе.
  • Забота о живых питомцах (кошке, собаке, попугае, рыбках), которая прививает ребенку любовь к братьям нашим меньшим, учит ответственности перед ними, состраданию.
  • Уход за комнатными растениями, дающий возможность наблюдать за их ростом и развитием, усваивать закономерности вегетации и понимать собственную роль в этом.
  • Семейные экологические акции (субботники, высадка деревьев, устройство клумб, развешивание кормушек), прививающие трудолюбие, заботливое отношение к окружающему миру.
  • Календари природы или дневники наблюдений, куда вместе с родителями малыш будет вносить данные об изменениях в природе, происходящих в течение года.

При этом роль родителей в формировании экологической культуры ребенка сводится не только к роли наставников, подающих пример. Взрослые во время такой работы учат детей важным вещам:

  • гуманному взаимодействию с окружающим миром, природоохранной деятельности,
  • умению анализировать наблюдаемые процессы,
  • выводить закономерности развития природы, делать выводы,
  • делать элементарные прогнозы того, к каким последствиям приводят те или иные действия человека.

Экологическое воспитание ребенка

Совет

Устраивайте дома экологические выставки, на которых будут представлены самостоятельные работы ребенка или совместные с родителями (поделки из природного материала, тематические рисунки, выполненные малышом лично или вместе с родителями). Организовывать их можно, например, к таким экологическим праздникам, как:

  • День весны (1 марта),
  • День Земли (20марта),
  • День весеннего равноденствия (20 марта),
  • День птиц (1 апреля),
  • Всемирный день Солнца (3 мая).

Либо к народным праздникам:

  • Иван Купала,
  • Ильин день,
  • Федорин день и т.д.

Такие выставки повысят интерес ребенка к проблеме экологии, помогут оценить красоту природы. А если вы к тому же будете знакомить малыша с этими праздниками, с народными поверьями, то значительно обогатите его кругозор. Это весьма полезный воспитательный элемент как для младших дошкольников (тогда упор будет сделан на совместное с вами творчество), так и для старших (больше самостоятельности).

Маленькая девочка с подсолнухом

Как это выглядит на практике?

За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.).

Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.

Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить), объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится), делать выводы о законах природы.

Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке.

Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.

Совет

Если ваш малыш не засыпает вас «почемуками», спрашивайте его сами. Провоцируйте ребенка думать, сопоставлять, делать выводы. (Как ты думаешь, почему подсолнух закрыл шляпку? Почему ягодка на солнышке уже красная, а под листком еще нет? Что будет, если в наш сад не прилетят пчелы? Зачем деревья сбрасывают листья?). Ответы ищите вместе. Это хорошее средство не только для экологического воспитания, но и для развития речи дошкольника.

Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.

Родители с детьми играют в снежки

Лучшее средство воспитания – игра

Это действительно так. Игровая деятельность развивает, воспитывает, учит. При этом весело, интересно, без принуждения. Так что развитие ребенка через дидактические игры – одно их самых эффективных средств обучения экологической (да и любой другой) грамотности.

Игра может проводиться как во время прогулок, так и вне улицы.

В первом случае дошкольник может изучать внешний вид и свойства земли, воды, глины, песка, льда, снега. Малышу, например, можно предложить:

  • поиграть в снежки,
  • слепить снеговика,
  • подержать ледышку в руках, подышать на нее,
  • выложить из льдинок солнышко или башенку,
  • слепить куличики из песка,
  • сравнить на ощупь глину и землю,
  • сделать из глины кирпичики,
  • пропустить воду, смешанную с глиной, через слой песка,
  • сравнить, как ведут себя в воде песок и глина и т. д.

Во втором случае можно устроить семейную игру дома, пригласив друзей в гости. Это могут быть, например, игры в форме лото:

  • Что где растет?
  • Кто где живет?
  • Кто что ест?

При этом нужно выбрать среди карточек лото те, которые соответствуют изображенной на каждой карте среде.

Игры в виде викторин:

  • найди по описанию (нужно найти картинку, соответствующую описанию птицы, животного, времени года),
  • узнай и назови (узнать животное или птицу по звукам, следам),
  • когда это бывает (определить по описанию время года, природное явление).

Дидактических игр по экологии существует немало. Можно бросать мяч ребенку, называя общий класс (например, домашние животные), а в ответ малыш, поймав мяч, должен привести пример. Можно устроить конкурс, кто лучше нарисует то, что описано на карточке в текстовом формате. Либо разделить детей на 2 группы и попросить объединиться таким образом, чтобы верхние части растений на картинках у одних совпали с нижними на картинках у других (вершки и корешки). Можно попросить малышей изображать движения птиц или животных, показанных на картинке. Либо попросить их убрать лишнее звено в какой-то цепи изображений…

Ребенок с мамой обсуждает прочитанное

Чтение – лучшее учение

Дошкольный возраст – это пора, когда чтение книг вызывает у ребенка самый живой эмоциональный отклик, заставляет сопереживать, задумываться о прочитанном. Выводы, сделанные после прочтения книги, надолго остаются в памяти ребенка.

Литература по экологическому воспитанию – это, прежде всего, произведения В. Бианки. Они в форме занимательных рассказов или сказок помогают ребенку понять сложные природные явления, закономерности мира природы, рассказывают о взаимодействии организма с окружающей средой, о формах его приспособления к своей среде обитания.

Также о красоте и разнообразии родной природы можно поведать дошкольнику на примерах произведений М. Пришвина, Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Фета, К. Ушинского, Н. Некрасова, Л. Толстого, Н. Сладкова и др.

Полезным в плане повышения экологического образования будет также чтение детских энциклопедий, посвященных природным зонам, климату, животным, растениям. Яркие картинки в них способствуют более эффективному запоминанию точной информации. А вот сказки, пословицы и поговорки, которые тоже можно отнести к «экологичным», несут информацию образную, что тоже полезно.

Воспитание ребенка начинается в семье. От того, насколько правильным оно будет, зависит гармоничность развития детей в будущем. В экологическом плане – в том числе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: