Список развивающих игрушек для вашего годовалого ребенка

Годовалый возраст – пора, когда у ребенка начинают проявляться первые предпочтения в занятиях и играх. Поэтому трудно с точностью сказать, сколько и каких игрушек должно быть у малыша: одним больше нравится бегать за мячом, другим – кропотливо собирать вкладыши или мозаику. Но иметь общее представление о том, какие игрушки нужны ребенку в 1 год, родителям необходимо.

Годовалый ребенок с игрушкамиГодовалый ребенок с игрушками

Основные правила

Неверно предполагать, что разобраться с предназначением того или иного предмета для годовалого ребенка – не вопрос. Еще какой вопрос! Малышу крайне важно, чтобы мама или папа знакомили его с устройством и принципом действия каждой игрушки. (Ведь больше некому – со сверстниками малыш научится взаимодействовать примерно после двухлетнего возраста). Это первое правило игр с детками после года. Второе – игрушки должны быть по большей части развивающими, то есть способствовать отработке тех или иных навыков.

Каким же требованиям должны соответствовать развивающие игрушки?

  • Способствовать пополнению пассивного словаря крохи (давать представление о названиях предметов, явлений, действий),
  • Развивать интеллект малыша (логическое и пространственное мышление, внимание, память, воображение),
  • Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений рук,
  • Развивать восприятие (давать понятие цвета, звука, массы, формы, размеров, объемов, фактур предметов), при этом не стоит приобретать предметы более чем 6 основных цветов или с невыраженными полутонами,
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы малыша.

Да, от того, какими игрушками играют дети, во многом зависит степень развития тех или иных задатков и умений. Но пугаться таких требований не стоит: практически все игрушки решают сразу несколько задач.

Покупая ту или иную развивающую игрушку, ориентируйтесь не на рейтинги игрушек, которые можно найти в Сети, а на предпочтения самого ребенка. Если ему нравится определенный вид деятельности – можно купить несколько предметов для этого, если что-то не понравится – вы узнаете об этом, лишь предложив крохе определенную вещицу.

Годовалая девочка с пирамидкой и другими игрушками Годовалая девочка с пирамидкой и другими игрушками

Какие игрушки нужны?

Итак, лучшие игрушки для годовалого крохи – те, которые отвечают его интересам. А чтобы их выяснить, малышу нужно предлагать предметы из минимально необходимого комплекта.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год?

  • Конструкторы из крупных деталей (по принципу «Лего»). Даже если конкретному ребенку не понравится конструировать, хотя бы один такой набор у него быть должен.
  • Кубики (текстильные мякиши и деревянные). Рушить башню, построенную мамой, понравится каждому годовичку! А там, глядишь, он и сам научится строительной премудрости.
  • Пирамидка. Если полгода назад малышу хватало 4-5 колец, то к годику их может быть 5 – 8, а для полуторагодовалого ребенка понадобится до 10 колечек. Так что арсенал пирамидок должен быть богатым.
  • Матрешки. Собирать их одну в другую и разбирать сейчас у ребенка будет получаться гораздо лучше, чем пару – тройку месяцев назад.
  • Мячи. Большие и маленькие, текстильные и резиновые они отлично стимулируют малыша к движению.
  • Каталки. Движущиеся игрушки на колесиках также побуждают к движению, способствуют отработке навыка ходьбы.
  • Рамки-вкладыши. По большей части это деревянные изделия, основа которых имеет углубления для вкладывания различных фигурок. И если в 8 месяцев малышу достаточно 4 деталей, к году их может быть до 8, а в полтора года – до 10. То есть такие игрушки нужно постепенно менять, приобретая все более сложные, в соответствии с возрастом.
  • Сортеры. После годика они также становятся все «содержательнее»: могут иметь около 6 разных деталей – более сложных форм, чем были раньше.
  • Пазлы. Их можно купить (лучше деревянные) либо сделать самим из плотного картона (или дерева, если папа – умелец). Пазлы в этом возрасте не должны иметь больше 3 – 4 деталей.
  • Развивающие центры (например, бизи-борды). Множество предметов разного назначения, разных форм, размеров, фактур прекрасно развивают и сенсомоторные, и интеллектуальные навыки крохи.
  • Комплекты принадлежностей для игр в песочнице. Даже если пока что малыш сможет орудовать только лопаткой, возня с песком в целом полезна для мелкой моторики и сенсорики.
  • Игрушки, воспроизводящие различные звуки (голоса природы, мелодии, детские песенки или слова) с кнопками или клавишами, детские музыкальные инструменты (дудочки, металлофоны, барабаны, бубны, маракасы, пианино).
  • Игрушки для ванной. Сейчас они тоже должны измениться. Кроме пищалок, ребенку понравятся заводные устройства, игрушки на присосках или даже мини-атракционы – специальные горки для ванной. Помимо прочего, это прекрасный способ развития эмоциональной сферы.
  • Куклы и зверушки. Дают представление об окружающем мире, помогают изучать части тела, развивать пассивный словарь и речевые навыки малыша (в звукоподражательных играх). Не стоит думать, что куклы нужны только для девочек: пока ребенок не научился осознавать себя как существо определенного пола, которому соответствует специфическая внешняя атрибутика, куклы и для маленьких сорванцов являют мини-копию человека, о котором нужно заботиться, кормить, лечить, и т.д.
  • Книжки. Они могут быть как картонными, для чтения, так и текстильными, со съемными деталями разной формы, фактуры и функционала. То есть такие книжки не для чтения, а для познавательной деятельности.

Годовалый малыш лепит из соленого тестаГодовалый малыш лепит из соленого теста

Начинаем творить

После года малыш уже в состоянии проявлять первые творческие наклонности. Задача родителей – помочь ему в этом: пришла пора покупать принадлежности для творчества. Для многих карапузов они могут стать лучшими подарками на годик, ведь приносят целую бурю радостных эмоций! С какими материалами уже стоит знакомить ребенка?

  • Пальчиковые краски. «Вазюкать» пальчиками – не только весело, но и полезно для мелкой моторики, координации, восприятия. Поскольку кистью или карандашом малыш пока орудовать не сможет, пальчиковые краски, которые легко можно смывать с любых поверхностей, помогут пробудить в крохе художника по ватману, майкам и даже кафелю.
  • Тесто для лепки. Обычный пластилин не столь безопасен, да и разминать ребенку его достаточно сложно. А вот тесто – мягкое и вполне съедобное. Тискать его между пальчиками, делать лепешки или протыкать отверстия в куске теста – «самое то» для первого опыта лепки. А то, что лепить полезно – факт бесспорный. Польза такая же, как от рисования.

Игрушечная посуда, фрукты и овощиИгрушечная посуда, фрукты и овощи

Чтобы взрослым подражать

Как известно, детки всему учатся, подражая нам, взрослым. Как только они осваивают ходьбу, начинают повторять (в меру сил) все, что делает мама на кухне или папа в своем рабочем уголке. Именно поэтому после года одними из самых важных игрушек становятся предметы быта: одежда, аксессуары, посуда, кухонная утварь, инструменты и т. д. Подражая, дети изучают назначение всех предметов, способы манипуляции с ними, незаметно приучаются к хозяйственной работе (стирке, уборке, готовке, ремонту механизмов), учатся созидать, заботиться, изучают социальные роли родителей, домашние обязанности, способы взаимодействия между людьми в разных ситуациях, пополняют речевой багаж, расширяют кругозор. А нам кажется, что малыш просто тюкает папиным молоточком или елозит маминой помадой по своей физиономии…

Если у родителей есть возможность, то прекрасным дополнением к основному набору игрушек могут стать всевозможные аналоги «взрослой деятельности»: наборы посудки, утвари, инструментов, фруктов и овощей, детские печки, мойки, телефоны, утюги, холодильники

Во время готовки предложите малышу перебирать крупы, макароны, фасоль. Да, это тоже прекрасные игрушки! Раскладывая их в разные емкости, кроха будет чувствовать себя наравне с вами, а между тем, это прекрасная тренировка мелких мышц пальцев и способ не оставлять чадо без присмотра и без дела.

Малыши с игрушкамиМалыши с игрушками

Делаем правильный выбор

Итак, это предпочтительный список того, что полезно годовичку. Если у родителей есть возможность и желание, можно добавить к этому перечню множество других вещиц:

  • книжки с наклейками,
  • мыльные пузыри,
  • магнитную рыбалку,
  • мозаику,
  • доски для рисования, и многое другое.

Но в любом случае, выбирая игровой «боекомплект», нужно иметь в виду, что предназначен он для маленького ребенка. А значит, должен соответствовать множеству строгих родительских требований:

  • Безопасные материалы. Предпочтение стоит отдавать текстильным или деревянным игрушкам. Пластиковые или резиновые стоит приобретать лишь в проверенных специализированных магазинах, поскольку на рынке высок риск приобрести дешевый китайский товар сомнительного качества (из токсичных и аллергенных материалов).
  • Пластиковые или резиновые предметы не должны издавать резкого «химического» запаха, неприятно прилипать к рукам, тем более, окрашивать их.
  • Функционал должен соответствовать возрасту малыша (скажем, из погремушек годовалый непоседа уже «вырос», а до кубика Рубика еще не дорос).
  • Поверхность игрушки не должна иметь сколов, трещин, зазубрин, шероховатостей, хрупких, бьющихся деталей (тем более – стеклянных!), которые могут поранить ребенка.
  • Крепежи должны быть надежными, все имеющиеся мелкие детали прочно закреплены, чтобы кроха их не оторвал и не проглотил.
  • Текстильные игрушки должны быть из натуральных тканей без осыпающегося ворса, которые не электризуются, не собираются в катышки, не окрашивают кожу, особенно во влажном состоянии.

И, конечно же, нужно присматриваться к склонностям и потребностям собственного малыша: не бывает двух одинаковых детей, у каждого свой темп развития, свои таланты, своя генетика. Поэтому и игрушки у него должны быть свои. К которым непременно прилагаются родительская забота, любовь, внимание. Их, в отличие от игрушек, много не бывает. И менять на новые по мере роста малыша их тоже не нужно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: