Для развития детей с раннего возраста разработано множество авторских систем, каждая из которых по-своему интересна. Например, развивающая методика Домана-Маниченко пользуется популярностью. Согласно ее теоретическим положениям, занятия с малышом помогут ему не только вырасти гармоничной личностью, но и существенно опережать ровесников. Так ли это?
Автор и суть методики
Гленн Доман – это врач-физиотерапевт, посвятивший свою жизнь исследованиям потенциала человека и разработке восстанавливающих методик для малышей, страдающих заболеваниями нервной системы. Многие его положения на практике оказались весьма эффективными, и Доман пошел дальше – предложил ряд идей для раннего развития совершенно здоровых малышей. Однако современные исследования доказали, что многие его выводы ошибочны, поскольку не учитывают специфику мозга детей. Адаптирована методика для русских детей Андреем Маниченко, поэтому и носит двойное название.
Чаще всего родители пользуются методом раннего обучения малышей чтению при помощи карточек, содержащих изображения и подписи к ним. Коротко основные положения можно сформулировать так:
- наличие прямой взаимосвязи интеллектуального и физического развития ребенка,
- тренировки должны проводиться регулярно,
- обязательно использовать тренажеры и дидактические пособия, в частности уже упомянутые карточки.
Положения в целом разумны, но часть идей Домана была подвержена критике. В частности его предложение заниматься с малышами до года на специальных «треках», длиной от 30 до 90 см вызывают у мам изумление, ведь кроха еще не может даже держать собственную голову, для него довольно проблематично проползти по такой «дорожке». Подобные тренировки, согласно методике, должны занимать не менее 4 часов в день, что весьма утомительно для малыша.
Также для самых маленьких предлагаются задания для развития мануальных и двигательных навыков и поддержания равновесия.
Интеллектуальное развитие
Если физические тренировки по методу Домана не заслуживают доверия опытных мам, то использовать его интеллектуальные тренажеры можно с малышами безбоязненно, но подходить к построению занятия следует продуманно и осторожно, полностью следовать положениям методики не рекомендуется, а вот использовать отдельные ее элементы будет даже полезно.
В следующей таблице представлено описание методики с карточками, позволяющей получить полезные навыки:
Цель | Дидактические материалы | Суть задания |
Обучение чтению | Карточки 50х10 см, на которых красным цветом написаны слова и сочетания слов. | Ребенку показываются карточки с написанными на них словами. Каждый день по несколько раз следует демонстрировать малышу такой материал, чтобы он запоминал. Постепенно число карточек увеличивается (в первое время достаточно 15 слов 3 раза в день, постепенно число «показов» возрастает до 9 раз). Однако родителям важно понимать, что ребенок не учится читать в полном смысле, а только запоминает определенные буквенные комбинации. |
Развитие интеллекта | Карточки 28х28 с изображенными предметами на белом фоне. | Ребенку демонстрируются карточки, родитель также сообщает некий факт о предмете, который изображен. Время такого показа – всего 1-2 секунды. Начинают тренировки с 3 демонстраций в сутки, каждая из них включает в себя 10 карточек, постепенно их число увеличивается до 120 в день. Те предметы, которые малыш видел уже 30 раз, убирают в коробку и более не показывают ему – считается, что ребенок уже как следует их запомнил. |
Обучение счету | Карточки, на которых нарисованы точки, количество которых совпадает с изучаемым числом. | С достаточно высокой скоростью малышу демонстрируют карточки с точками. Считается, что он в уме должен определить их количество. Начинают с трех «показов» из 5 карточек, ежедневно происходит обновление материала – 2 карточки заменяют двумя другими, еще неизвестными малышу. |
Для того чтобы понимать, насколько эффективно ведется тренировка, Доман советовал вести своеобразный дневник-отчет, в котором родителям следует фиксировать успехи малыша, а также записывать, какие карточки сколько раз показывались. Это поможет своевременно удалить или заменить их.
Критика методики
Весьма сильный «плюс» методики Домана в том, что она дает возможность производителям выпускать свою продукцию и реализовывать ее по довольно высокой стоимости. Отсюда – постоянная реклама, которая обещает доверчивым родителям то, что их ребенок чуть ли не с трех лет станет настоящим гением. Поэтому рынок переполнен всевозможными карточками, на которые возлагаются ошибочные надежды.
Проводимые официальные исследования доказали, что значимость суперкарточек по методике Домана-Маниченко сильно преувеличена, а в отдельных случаях они даже вредны. Так, американские специалисты выявили, что подобные занятия нельзя проводить с малышами, имеющими повреждения мозга. Первый подобный вердикт был вынесен в 1968 году, последний – в 2005 году, еще при жизни создателя (Доман умер в 2013 г).
Еще одна ключевая ошибка методики в том, что в ее основе лежит опыт работы с больными детьми, испытывающими информационный голод из-за повреждений мозга, а здоровым малышам можно познавать мир иными, более активными, способами.
Обучение чтению: современная позиция
Конечно, научить малыша читать в 3-4 года – очень соблазнительная идея, тем более что в самом процессе занятий нет ничего сложного – просто показывать ребенку каждый день серию карточек. Однако специалисты советуют родителям этого не делать, предлагая следующие аргументы.
- Малыши не читают, а просто запоминают текст с карточки. Попав в незнакомую ситуацию (например, то же самое слово напечатано другим шрифтом), они растеряются и, скорее всего, не смогут его «прочесть», а вернее воспроизвести.
- Сам процесс обучения проходит пассивно, ребенок просто смотрит на то, как родитель показывает ему дидактический материал. В лучшем случае ему удается сохранить внимание, в худшем – он теряет интерес и ничего не запоминает.
- Дети просто запоминают огромный объем информации, но не учатся думать. Все знания не систематизированы, поэтому воспользоваться ими в нестандартной ситуации проблематично.
- Интеллектуальное развитие дошкольников идет в ущерб их эмоциональному становлению. Из-за этого в 3-4 года дети могут стать нервными, непослушными, а в особо тяжелых случаях – даже перестать говорить. Малыши начинают терять интерес к общению, становятся даже асоциальными, что в будущем приведет к значительным проблемам.
Исходя из этого, доктор Карен Хопкинс, педиатр Медицинского центра университета Нью-Йорка, сделала вывод о том, что вера в пользу карточек ошибочна. Детям приходится сталкиваться с серьезной интеллектуальной нагрузкой, они устают, но при этом лишаются возможности активно познавать мир. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, что совершенно игнорируется Доманом.
Кроме того, создатель карточек не учитывает особенности развития детского мозга: сильное интеллектуальное напряжение вызывает прилив крови к коре мозга, что часто становится причиной психических отклонений, а также различных заболеваний. Вот почему многие современные исследователи выступают категорически против раннего развития «суперспособностей» и «суперинтеллекта» малышей. Дети, занятия с которыми проходили исключительно по рассматриваемой методике, имеют все шансы вырасти нетворческими личностями, не способными предложить что-либо свое и действующими строго «по стандарту».
В целом систему Домана современные исследователи признают не только неполезной, но и даже вредной, поскольку она не учитывает особенности развития головного мозга и имеет однобокий характер, не формирует мышление, а лишь приводит к запоминанию, что само по себе малоэффективно.
Плюсы методики
Несмотря на то, что методика Домана (и ее адаптация Андреем Маниченко) признается вредной, она обладает определенными положительными сторонами, которые были сильно преувеличены. Если же рассматривать метод объективно, можно выделить следующие моменты.
- Ребенок в дошкольном возрасте способен запомнить огромный поток информации, поэтому работа с карточками поможет расширить его кругозор и узнать много нового об окружающих предметах: животных, растениях, фруктах и овощах. Однако из-за однобокости развития использовать ее надо совместно с другими развивающими методиками.
- Работа с карточками помогает ребенку улучшить память.
- Если родители будут не просто демонстрировать карточки, но и назвать, что на них изображено, информация поступит ребенку по двум каналам – зрительному и слуховому, – что улучшит ее запоминание. Также подобные занятия способствуют развитию активного и пассивного словарного запаса.
- При использовании индивидуального подхода можно дать ребенку возможность узнать много нового и интересного. Главное не перегружать малыша карточками и не ограничиваться только ими.
Итак, современные исследователи категоричны: малыш должен развиваться гармонично, а применение только лишь подхода Домана этого не позволит, поэтому родители могут использовать отдельные элементы методики, но полностью придерживаться ее не рекомендуется.