Родители часто умиляются от того, как их малыш мило коверкает слова. Например, ребенок не выговаривает букву В, и все семейство дружно подражает ему. В этот момент взрослые редко задумываются о последствиях такого поведения. Но недостатки произношения устойчиво закрепляются в психике, создавая проблемы в общении.
Речь — часть коммуникации
Маленький человек познает мир при непосредственном участии взрослых. Общение не ограничивается только уходом, оно складывается в результате совместной деятельности разных поколений. В семьях, где родители чрезмерно опекают свое чадо, ощущается нехватка речевого общения.
Правильная тактика воспитания — побуждать кроху выражать свои желания с помощью слов. Так складывается активная речь и совершенствуется понимание разговора.
Родители должны общаться правильным и четким языком не только между собой, но и с ребенком. Тогда он не будет отставать в речевом развитии. Пассивное отношение старшего поколения к формированию разговорных навыков способствует задержке в общем развитии их отпрыска.
Ребятишки с дефектами дикции часто стесняются говорить, отказываются от произношения сложных слов, становятся капризными, с неохотой посещают школу.
Причины неправильного произношения
Недостатки звукопроизношения могут возникнуть из-за врожденных анатомических дефектов органов речи. Они вызывают гнусавость, искажение тембра, изменение силы голоса. Неправильно выговаривают звуки дети со сниженным физиологическим слухом.
Активно разговаривать детвора начинает после двух лет. Некоторые говорят охотно и внятно, а некоторые – мало и непонятно. Если врач не нашел физиологических причин для нарушения речи, то дефекты в разговоре – вина родителей. Либо они мало разговаривают с ребенком, либо речь у них слишком быстрая. Кроха не понимает, как правильно произносить звуки, поэтому искажает их.
Ошибочное произношение становится следствием неправильного поведения родителей, которые по-детски лепечут и сюсюкают со своим чадом. Со временем малыш привыкает к неверному проговариванию, поэтому исправить дефекты становится сложно.
Предварительная подготовка
Для начала необходимо определить степень развития речевых навыков. Своеобразная диагностика проводится на основе записей о периодах, когда кроха начал лепетать первые слоги или фразы. Существуют специальные таблицы динамики развития речи, где указаны нормы речевого развития в разном возрасте.
Дети часто затрудняются определить, где звук, а где буква. Поэтому родителям стоит объяснить, что выговаривают звуки, а пишут буквы. Во время упражнений не стоит подменять понятия и запутывать малыша, чтобы не усложнить дальнейшее обучение в школе.
Регулярное общение так же важно, как и речевая гимнастика. Во время разговора следует использовать простые и понятные слова, объяснять действия, отвечать на вопросы. Маленький непоседа чувствует искреннее общение и с радостью идет на контакт.
Нельзя использовать упражнения в виде наказания за провинность. Желание разговаривать и общаться, вероятно, пропадет совсем.
Полезно сделать подборку развивающих мультфильмов. Ребятня хорошо обучается, копируя любимых героев.
Организация занятий
Стоит взять на вооружение правила, которые сделают тренировки комфортными.
- Занятия проводят в игровой форме. Взрослые могут использовать готовые сказки или придумывать их вместе с ребятишками. Увлекательная информация легко запоминается, и слова произносятся рефлекторно.
- Тренировки нуждаются в систематизации. Четкий режим дня очень важен для детской психики, поэтому трижды в неделю устанавливается определенное время для комфортного проведения занятий. Если кроха болен или капризен, то лучше отложить гимнастику до более благоприятного периода.
- Время проведения тренинга должно составлять 10–15 минут. Не стоит увеличивать продолжительность, потому что дошкольникам сложно будет сосредоточиться.
- Получить правильный звук удается далеко не с первого раза. Необходимо запастись терпением и настойчивостью.
- Специалисты рекомендуют заготовить карточки с изображением животных или предметов, в названии которых присутствует проблемный звук. Во время занятий следует наблюдать, где труднее дается произношение: в начале, конце или середине слова.
- Занятия перед зеркалом — отличный вариант. Маленький человечек видит не только артикуляцию взрослых, но и свою собственную.
Исправляем произношение
Существует множество приемов, которые помогают правильно произносить звуки. Но любая тренировка начинается с разминки.
- Подготовка легких. Ребенок глубоко вдыхает воздух, а потом с силой выпускает его из легких. Показать правильную технику можно с помощью зажженной свечи. Ее ставят на стол таким образом, чтобы воздух во время выдоха задул пламя.
- «Качели». Кроха широко улыбается с открытым ртом. Взрослый считает вслух до двух. Малыш на каждый счет водит кончиком языка от правого уголка губ к левому, потом наоборот. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть оставалась в неподвижности.
- «Окошко». Рот широко открывается и задерживается в таком положении на три счета. Со временем продолжительность увеличивают.
- «Чистим зубы». Кроха открывает ротик и пытается широко улыбнуться. Кончик языка скользит по зубам из стороны в сторону, имитируя движение зубной щетки. Продолжительность — 3 минуты.
- «Рычание». Очень веселое упражнение, которое дети охотно выполняют. Они играют в семейство тигров, которое рычит друг на друга.
Непослушный звук
После разминки переходят к комплексу, который составлен специально, чтобы научить ребенка говорить букву В. Он направлен на автоматическое произношение звуков.
Малыша просят улыбнуться и слегка прикусить нижнюю губку верхними зубами. Затем произнести звук [в]. Взрослый может оказать помощь, слегка прижав указательный палец к детскому подбородку. Правильное исполнение сразу не получится, но в этом случае поможет только настойчивость в овладении новым навыком.
Когда верное произношение начнет получаться, следует закрепить его в разговорной речи:
- долго произносится «в-в-в-в-в»,
- отработка прямых (ва, во, вы, ву) и обратных слогов (ав, ов, ыв, ув),
- проговаривание слов, где согласная буква находится в окружении гласных (вода, вата).
Особенность звука [в] состоит в том, что при произношении он часто теряется. Поэтому он легче произноситcя в составе слов. Специалисты рекомендуют подобрать несложные стихотворения, в которых часто встречается капризная буква, и проговаривать их вместе с малышом.
Пальчики-помощники
На основе продолжительного наблюдения за маленькими детьми специалисты пришли к выводу, что развитие мелкой моторики шагает в ногу с формированием речевых навыков. Упражнения для пальчиков активизируют отделы головного мозга, которые ответственны за речь.
Занятия необходимо начинать с первых дней после рождения. И пусть крохе до первых слов еще далеко, но массаж хорошо подготовит его речевые центры к разговору. Пальчиковая гимнастика для новорожденных состоит из поглаживания, сгибания и разгибания пальчиков, круговых движений по маленькой ладошке.
Игра-потешка «Ладушки», которую все хорошо помнят с детства, научит малышей выпрямлять пальцы и координировать движения, хлопая в ладоши. Родители во время игры проговаривают веселое стихотворение.
В 7 месяцев, когда малыш начинает сидеть, можно познакомить его с бумагой. Например, вручить крохе старую книжку с цветными картинками. Дети любят шуршать бумагой, отрывать кусочки, сминать. Родителям следует учитывать, что от книжки, скорее всего, останутся одни обрывки.
Отлично развивают пальчики игры с мелкими предметами:
- бусинами,
- крупой,
- пуговицами,
- горошинами.
Дошкольники с удовольствием собирают пазлы, лепят из пластилина, вырезают бумажные фигурки, рисуют и раскрашивают картинки.
Пальчиковая гимнастика
Логопеды предлагают для развития мелкой моторики использовать забавные упражнения.
- «Пальчики здороваются». Упрощенная версия для малышей заключается в соединении больших пальцев обеих рук, затем указательных, и так до мизинца. Ребята постарше прикладывают к большому пальцу левой руки сначала правый большой палец, затем указательный и т. д. Под соответствующее стихотворение «встречаются» все пальцы.
- «Очки». Изобразить предмет можно, соединив указательный и безымянный пальцы. Конструкцию прикладывают к глазам – и очки готовы.
- «Театр теней». Свет настольной лампы направляют на поверхность стены. Взрослый показывает, как с помощью пальцев получить на стене тень, похожую на зайца, волка или летящую птицу. В процессе можно пофантазировать вместе с маленьким непоседой.
- «Гнездо». Если в доме есть игрушечная птичка, то несложно смастерить для нее гнездышко из ладошек. Их складывают вместе в форме лодочки. Повторяют упражнение не меньше 5 раз.
- «Считалка». Выполняется под ритмичный счет. Раз — ладошки лежат на столе, два — сжать кулачки, три — поставить ладони на ребро. Повторить 5 раз.
В год малыш начинает понимать значение слов окружающих его взрослых. Но не следует переоценивать его возможности. Маленький человек воспринимает мир, в том числе звуки, через призму общения со старшим поколением. Поэтому очень важно разговаривать с крохой грамотно и внятно – тогда он будет успешно развиваться и правильно говорить.