Упражнения для развития речи в дошкольном возрасте, советы и рекомендации родителям

Заботливые родители с первых месяцев жизни малыша стремятся к тому, чтобы он развивался в соответствии со своим возрастом. Важнейшее значение имеет развитие внятной и выразительной речи у детей дошкольного возраста. Без этого станет проблематичной полноценная взрослая жизнь. Каждый ребенок является личностью с индивидуальным путем развития. Кто-то в 2 года может произнести всего пару слов, другие дети говорят более активно. Сложно в столь юном возрасте говорить о каких-либо стандартах, правилах, но все же есть определенный набор речевых умений, которыми должны обладать малыши того или иного возраста.

Рисунок - дети с книжкой

Этапы развития речи

Процесс формирования и развития речи человека является длительным и включает в себя несколько этапов.

Согласно подходу знаменитого психолога Алексея Леонтьева выделяют следующие стадии.

  1. Подготовительный этап – от рождения до года. Этап неоднороден, в нем принято выделять три периода: крик (первые недели после рождения), при помощи которого младенец дает понять, что нуждается в чем-либо, гуление (до полугода), представляющее собой воспроизведение ребенком определенных звуков, лепет (до 12 месяцев), когда малыш произносит свои первые слоги. Многие дети в год уже умеют говорить «мама».
  2. Преддошкольный. Его рамки – 1-3 года, но начало этапа связано не с конкретным возрастом, а с моментом произнесения малышом первых слов. Чаще всего эти слова понятны только родителям малыша, поскольку носят очень обобщенный характер. Начиная с возраста 1,5 лет речь ребенка становится более развитой, слов становится больше (хотя некоторые из них малыш слегка видоизменяет, делая более удобными для произнесения), в ней появляются простейшие предложения («Уля кися» – у Ули есть кошка). У трехлеток в речи уже звучат вопросы, предложения становятся более сложными и доступными для понимания.
  3. Дошкольный этап соотносится с возрастом 3-7 лет. Речь малыша становится более развитой, в ней появляется большое количество слов. С 5 лет дети начинают строить сложные распространенные предложения, формулировать свои мысли в форме связного текста.

Как видим, процесс развития речи довольно сложен, поэтому родителям и малышам предстоит вместе пройти непростой путь. От взрослых требуется проявить терпение, не стремиться к тому, чтобы ребенок стал говорить как соседский, поскольку уровень развития у каждого индивидуален.

Родители с детьми читают книжку

Речевые нормы

Для каждого возраста имеется определенный перечень умений и навыков речи, владение которыми говорит о том, что малыш соответствует необходимому уровню. Конечно, отставание по 1-2 признакам не является критичным, но если ребенок полностью не соответствует необходимым требованиям, стоит посетить специалиста. Перечислим основные нормы речевого развития в дошкольном возрасте.

Мама читает малышу сказку

До года

Речевые навыки малышей до года представлены в форме таблицы.

Возраст Основные умения
6 месяцев Пытается повторить ранее услышанные звуки.Реагирует на звучание собственного имени (поворачивает головку).Использует интонацию.Слушает речь взрослых с вниманием и интересом.
12 месяцев В речи появляются простые слова или несколько слогов.Ребенок начинает понимать, что от него требует мама, и выполнять необходимые действия

Это наиболее общий список речевых умений, которым владеют малыши до года.

Полтора годика

В этом возрасте дети уже могут употреблять в речи несколько несложных слов (обычно это около 20 существительных), речь их становится эмоциональной, зачастую понятной только родителям, или же представляет собой бессвязный набор звуков. Нередко дети бездумно несколько раз повторяют только что услышанное.

Двухлетний ребенок играет с кубиками

Два года

Ребенок, достигший этого возраста, должен владеть следующими умениями.

  • Соотносить слово и предмет, например показывать на кошку и говорить «киса».
  • Составлять простейшие предложения без предлогов, например «Кися куси» кошка кушает.
  • Чаще всего к двум годам малыш уже внятно произносит большую часть звуков: губные ([б], [п], [м] и их мягкие варианты), переднеязычные ([д],[т], [н], [л] и мягкие), заднеязычные ([г], [к], [х]) и губно-зубные ([в],[ф]).
  • Словарный запас составляет уже более 150 слов, мама не может перечислить их все. А пассивный лексикон, то есть те слова, которые малыш понимает, но в речи не использует, – около 300 слов. Это не только существительные и глаголы, но и местоимения (мой, моя, твой). Ребенок часто интересуется, как называется тот или иной предмет, услышав незнакомое слово, несколько раз его повторяет.

Родителям не стоит беспокоиться, если в речи малыш пропускает отдельные звуки, например [ж], [л], [р], [ш], [з], [с], – они достаточно сложные для произношения, но станут доступны позднее.

Мама с трехлетней дочкой

3 года

В этом возрасте речь дошкольника становится еще более сложной и развитой.

  • Он знает уже около 1000 слов различных тематических групп – существительных, прилагательных, наречий, глаголов. Ребенок начинает активно строить простые предложения, используя союзы.
  • Он понимает вопросы и способен отвечать на них, но пока односложно.
  • Трехлетний малыш понимает части тела, способен показать на себе основные – руки, ноги, нос, уши.

Именно с этого возраста дети постепенно начинают правильно ставить слова во множественное число, хотя и допускают ошибки. От родителей сейчас требуется максимум внимания. Если ребенок не произносит правильно большую часть звуков, коверкает слова, постоянно запинается, путает слоги, не понимает смысл сказанного, следует незамедлительно показать его специалисту-дефектологу и приступить к коррекционной работе.

В три года малыш вполне в состоянии послушать небольшую сказку и ответить на несколько вопросов по ее содержанию, главное – она должна быть близка его жизненному опыту. Героями такой сказки можно сделать игрушки, любимые ребенком.

4 года

Это очень важный возраст для развития, поскольку именно сейчас можно начинать знакомство с буквами. К этому году дети должны хорошо пересказывать услышанное, используя не только простые, но и сложные предложения, вопросительные и восклицательные конструкции. Активный словарный запас составляет около 2000 слов.

Дошкольники 4 лет могут допускать ошибки в произнесении свистящих и шипящих звуков, поэтому их следует отработать на логопедических занятиях – как в дошкольных учреждениях, так и дома.

Пятилетняя девочка с книжкой

5 лет

В этом возрасте начинается активная подготовка к школе, многие дети приступают к своим первым занятиям по чтению. Их речь понятна взрослым, представляет собой связный рассказ, в котором используются все части речи. Лексикон может включать в себя 3000 и более слов, ребенок уже способен соотносить общее и частное (васильки, лилии, розы – это все цветы). Все звуки произносятся в соответствии с правилами артикуляции.

Шестилетний ребенок с папой рассматривают книжку

6-7 лет

Это важнейший период речевой подготовки к школе, поэтому если ранее что-то было упущено, какие-то навыки не сформированы, то сейчас – последний шанс все исправить, в противном случае адаптация к учебе пройдет сложнее, а малыш, который разговаривает хуже всех в классе, может столкнуться с насмешками других учеников на уроках. А если будет установлена речевая недоразвитость, ребенка могут не принять в общеобразовательную школу, направив в специализированное учреждение, что скажется на всей его дальнейшей жизни

Старший дошкольник должен:

  • знать не менее 3500 слов и активно употреблять их в речи,
  • быть в состоянии построить достаточно объемный текст на заданную тематику (например, описать картинку), используя сложные предложения, верно ставить формы рода, числа и падежа,
  • использовать метафорические выражения, понимая их смысл.

Все это говорит о том, что ребенок развивается в соответствии с его возрастом и нормально готовится к школе. Если что-либо дошкольник пока не может, не стоит отчаиваться, есть множество способов решить проблему. Главное – приступить к тренировкам как можно быстрее и проводить их на регулярной основе.

Мама хвалит ребенка

Речевая готовность к школе

Если ребенку 5-6 лет, наступает период его активной подготовки к школе, то есть к переходу от преобладания игровой деятельности к преобладанию учебной. И важнейшим признаком того, что малыш готов сесть за парту, является правильность и выразительность его речи. Нормы таковы:

  • ребенок различает все звуки, произносит их громко и четко,
  • пользуется различными способами словообразования, может образовывать прилагательные от существительных,
  • строит грамматически правильные фразы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Если же с вышеперечисленным ребенок не справляется, то он может столкнуться с серьезными проблемами в постижении учебного материала, велик риск возникновения проблем дислексии (нарушения чтения) и дисграфии (нарушения письма), поэтому значимость развития речи не стоит недооценивать. Обнаружив, что малыш в чем-то не соответствует своему возрасту, следует немедленно посетить с ним логопеда и приступить к корректировке, в том числе и при помощи специально разработанных комплексов.

Упражнения

Для нормального развития речи ребенка от рождения до школы следует регулярно заниматься с ним, уделяя особое внимание трудным моментам. Для каждого возраста разработаны собственные речевые упражнения – предлагаем ознакомиться с некоторыми из них. Формы работы многообразны, но самый удачный вариант для детей – ролевые и сюжетные игры, поддерживающие интерес к обучению, поэтому родителям стоит использовать творчество.

Мама играет с маленькой дочкой

1-2 года

Несмотря на малый возраст, дети даже сейчас нуждаются в работе над совершенствованием речевых навыков. Заставить ребенка разговаривать помогут пальчиковые игры, которые направлены и на развитие мелкой моторики, и на формирование речи, поскольку речь и движение пальцев и кисти взаимосвязаны. Сначала малыши делают пальчиковую гимнастику при помощи родителей, но постепенно становятся все более самостоятельными, надевают на пальцы специальных кукол, показывают мини-сценки.

Очень полезны и жестовые игры: например, на вопрос «Сколько тебе лет?» малыш вытягивает один пальчик. «Как твои дела»? – выпрямляет большой палец.

Простейшие артикуляционные упражнения помогут малышу, сделают мышцы его языка и губ более сильными, а речевой аппарат – готовым к постановке звуков.

С младшими дошкольниками следует периодически выполнять такие упражнения:

  • подуть, словно задуваешь пламя свечи,
  • надуть щеки, будто хомяк,
  • дуть на листок бумаги, чтобы он зашевелился,
  • двигать языком вправо и влево, словно тикают часы,
  • высунуть язык, пошевелить им вверх и вниз.

Очень хорошая форма работы – надувать мыльные пузыри. Это недорогое развлечение должно быть в арсенале всех родителей.

С полутора лет можно включать в работу и методы дыхательной гимнастики, например упражнение «Дровосек»: руки соединить в замок, слегка согнуть в локтях и поднять над головой (дровосек замахнулся), потом опустить их вниз, выдохнуть, произнеся «ух» (срубил дерево).

Показывать детям карточки с изображением животных, предметов, овощей очень полезно, это поможет не только расширить словарный запас и кругозор, но и научиться произносить слова. Принцип работы прост – сначала взрослый несколько дней демонстрирует малышу различные карточки и говорит, что на них изображено. Через некоторое время ребенок пытается сам назвать те слова, которые ему удалось запомнить.

Мама с трехлетней дочкой делают аппликацию

3 года

В этом возрасте речь ребенка становится понятной, большую часть звуков он произносит правильно, однако некоторые сложные слова не даются. Малыш просто не может их запомнить. Решить проблему поможет прием прохлопывания. Сначала родитель по слогам произносит слово, делая хлопок на каждом слоге, потом повторяет упражнение несколько раз вместе с ребенком. Например, слово «капуста»: ка (хлопок) – пус (хлопок) – та (хлопок).

В это период для ребенка очень важен пример правильной речи и верного произнесения всех звуков, поэтому нельзя «сюсюкать» с ним, повторять его ошибки, пусть даже и забавные, вызывающие умиление родителей. Дошкольник должен обязательно слышать нормальную грамотную речь, эталон.

Еще одно эффективное упражнение для трехлетнего возраста, направленное на развитие речи, расширение словарного запаса и кругозора, – игра «Закончи предложение». Родитель начинает фразу, смысл которой понятен малышу, например «Зайка по лесу…». Задача ребенка – сообразить, что закончить предложение необходимо словом «идет». Таким образом речь младшего дошкольника обогащается глаголами.

4 года

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание речевому развитию дошкольников, а именно – их умению правильно произносить все звуки. Если какой-либо из них звучит неверно или самопроизвольно заменяется другим, необходимо работать над его постановкой, делать артикуляционную гимнастику, произносить чистоговорки, содержащие слова именно с проблемным звуком, проговаривать потешки.

В этом возрасте очень полезна для речи дошкольников артикуляционная гимнастика, которая сделает речь малыша более четкой и понятной.

  • «Забор». Ребенку дается установка улыбнуться как можно шире, чтобы верхние и нижние зубы оказались на виду.
  • «Чистим зубы». Роль зубной щетки будет исполнять язык, который должен пройтись сначала по задней стороне верхних зубов, далее – нижних.

На речевую активность малышей влияют родители, поэтому мамам и папам следует как можно чаще общаться со своими детьми, читать им сказки и стишки.

Шестилетние дети

5-6 лет

В этот период мамы и папы могут предложить своему ребенку огромное количество упражнений и игр, направленных на развитие речевых навыков. Так, игра «Съедобное – несъедобное» поможет развить не только ловкость и внимание, но и речевой слух. Взрослый кидает мяч малышу, называя предмет. Задача ребенка – поймать мяч, если родитель произнес название продукта питания или овоща, фрукта – всего, что можно съесть. Если же прозвучало «несъедобное» слово, мяч необходимо отбросить или не ловить. Игра удобна тем, что включать в нее можно нескольких детей дошкольного возраста. Можно слегка ее видоизменить, вместо мячика использовать хлопки – предлагать детям хлопать в ладоши, когда они слышат название съедобного, и никак не реагировать на несъедобное.

Фонематический слух старших дошкольников можно развивать при помощи следующих упражнений.

  • Взрослый четко и громко произносит различные звуки. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши в тот момент, когда прозвучал заранее оговоренный звук. Постепенно задача усложняется, родитель произносит не просто отдельные звуки, а слоги и слова.
  • Найди предмет. Родитель дает ребенку установку найти (в помещении, на улице, на картинке) все слова, в которых есть определенный звук.
  • Пропавший звук. Взрослый произносит фразу, один из звуков в слове пропущен: «Большая обака (собака) пошла погулять». Задача ребенка – понять, в каком именно слове «пропал звук», и восстановить его.

Заниматься следует регулярно, но не «мучить» ребенка, он должен получать удовольствие, работая над развитием речи, поэтому лучше всего использовать игровые ситуации. Например, «к нам сегодня пришла в гости лисичка, она очень хочет познакомиться с некоторыми звуками, давай покажем ей, как они произносятся».

Развитию речи должно уделяться особое внимание в любом возрасте, от рождения до поступления в первый класс и далее, поэтому родителям следует обращаться к многочисленным современным методикам, комплексам упражнений. Каждый день необходимо заниматься со своим ребенком, используя все для развития дара слова: побольше беседовать с ним, отвечать на вопросы, рассказывать интересные факты о явлениях окружающего мира. Все это поможет малышу не только научиться правильно и грамотно говорить, но и вырасти гармоничной любознательной личностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: