Во сколько месяцев дети начинают сидеть, вставать и ползать, почему малыши ползают назад или боком

Когда ребенок начинает ползать, его мир расширяется до вселенских (по меркам малыша) размеров. Большие изменения претерпевает и быт его родителей — ведь теперь кроха может самостоятельно добраться до таких мест, в которые они его никогда не пускали. И все-таки молодым мамам и папам хочется, чтобы их малыш начал передвигаться по дому как можно скорее. Но оказывается, что виды ползания у детей могут быть разными.

Малышка учится ползать

Когда и как ребенок учится ползать

Согласно общепринятым нормам, в возрасте 6–7 месяцев дети начинают сидеть, а от 5 до 9 — ползать. Последний диапазон довольно широк, но даже он ориентировочный. Каждый ребенок проходит индивидуальный путь развития, на который влияет множество факторов. Например, недоношенные детки часто немного отстают от других. Это заметно в первый год жизни, но не играет решающей роли.

Упражнения с грудничком

Подготовка к ползанию

упражнения, развивающие способность ползать, а также возможные проблемы очень хорошо описаны в нашей статье. Для того, чтобы здоровый среднестатистический ребенок пополз, ему не нужны приглашенные специалисты и тренеры. Достаточно регулярного материнского массажа и гимнастики для младенцев, в том числе и во время купания. Многое зависит и от темперамента самого малыша: подвижные, любознательные мальчики и девочки поползут раньше, а склонные к методичной возне со сложными игрушками, книжками или другими интересными предметами предпочтут подольше сидеть на месте.

Способность сидеть обычно закрепляется перед тем, как грудничок делает первые попытки ползти. Но так бывает не всегда: многие мамы отмечают, что раньше их детки начинают передвигаться, скользя на животе и даже встают на ножки. Это тоже вариант нормы, поэтому ползают малыши сначала или садятся — не имеет большого значения. Чем активнее они двигаются, тем увереннее и правильнее становятся их движения.

Чтобы крохе было легче отталкиваться коленями от пола, можно надеть на ножки специальные наколенники с резиновыми накладками. Их можно купить или изготовить самостоятельно.

Занятия с малышом на фитболе

Занятия с фитболом

Для младенцев на стадии развития ползательных навыков (и не только) будут полезны упражнения на фитболе. Они способствуют развитию вестибулярного аппарата и тренировке мышц:

  1. Малыш лежит на мяче животом вниз, а взрослый держит его за лодыжки и покачивает вперед-назад. При этом нужно попеременно сгибать и разгибать в коленях его ножки.
  2. Исходное положение грудничка то же. Взрослый держит его за ручки указательными и большими пальцами. Второй помощник покачивает фитбол так, чтобы ручки ребенка сгибались и разгибались. Цель упражнения — добиться того, чтобы малыш начал сам подтягиваться на руках, качаясь на мяче.
  3. Ребенок в положении на спине головой вперед, родитель осторожно покачивает его на мяче так, чтобы малыш вынужден был сам отталкиваться пятками от ладоней взрослого.

Каждый элемент нужно повторять 8-10 раз, и желательно, чтобы кто-то всегда подстраховывал кроху с другой стороны. К занятиям следует приступать только когда малыш в хорошем настроении и расслаблен, иначе он не согласится лежать на спине или может даже скатиться с неустойчивого мяча.

Упражнения на фитболе не рекомендуется делать на полный желудок: после кормления должен пройти как минимум час.

Купание малыша

Поможет вода

Ползательный рефлекс по сути — тот же плавательный, только реализуется он на суше. Это легко проверить, если понаблюдать за новорожденным малышом, перебирающим ножками-ручками в прохладной ванне в положении на животе. Вот только плавать при отсутствии целенаправленных занятий ребёнок перестает уже к 5–6 месяцам, так как обычная ванна становится маловата для этих целей, но зато впереди освоение сухопутного передвижения — ползание. И в этом случает способна помочь вода, в которой любые движения даются намного легче. Порядок действий для стимуляции ползания в ванне:

  1. Во время купания наберите в ванну столько воды, чтобы ее уровень был по грудь сидящему малышу. Температура жидкости должна быть такой, к которой ребенок привык.
  2. Пустите плавать 2–3 любимые игрушки для купания. Пусть кроха потрогает их, поиграет.
  3. Улучив момент, слегка подтолкните одну из игрушек прочь от сидящего ребенка. Если он не обратил на это внимания — заставьте отплыть вторую, третью.
  4. Рано или поздно в результате таких манипуляций малыш потянется за игрушками, и, если они будут находиться достаточно далеко, ему придется опереться одной рукой о дно ванны, чтобы другой достать беглянок.
  5. Выполняя это упражнение регулярно, ребенок привыкнет вставать на четвереньки, уверенно используя руки в качестве опоры. Так как ножки в сидячем положении обычно сложены в подобие кольца, им ничего не останется, как развернуться пятками назад и перенести точку опоры на коленки.

Полноценного ползания в ванне не получится из-за ее ограниченных размеров, но технику вставания на четвереньки малыш освоить вполне сможет. Забегая вперед, можно предположить, что упражнения в воде помогут и в освоении прямохождения.

Используйте в рамках этой методики одни и те же игрушки. Так вы выработаете условный рефлекс, который поможет ребенку сориентироваться на суше: увидев знакомого «купального» лягушонка или кита, он скорее поймет, как нужно действовать.

Ребенок учится ползать

Почему ребенок ползает назад и стоит ли переживать?

Когда маленькие детки впервые пытаются ползти, совершенно естественно, что поначалу у многих из них получится не очень хорошо. Взрослым их движения могут показаться неправильными, но все они нужны малышам для того, чтобы исследовать возможности своего тела, научиться им управлять. Если в результате этой невероятно сложной работы они осваивают перемещение боком или задом наперед — не стоит бить тревогу, ведь главная цель достигнута.

У нестандартного положения во время пользования даже есть ряд преимуществ:

  • интенсивнее развивается координация движений и вестибулярный аппарат,
  • тренируются мышцы, не задействованные при обычном ползании,
  • движение назад требует меньше усилий, поэтому нагрузка на мышечную систему и позвоночник ребенка растет постепенно, в щадящем режиме
  • ползать назад малыша никто не учил, следовательно, он научился этому сам — достижение, которым действительно стоит гордиться!

Дело в том, что как-то управлять руками к началу освоения ползания ребенок уже привык, а назначение ног ему еще не вполне ясно. Поэтому он и пытается в первую очередь действовать руками. Естественно, отталкиваться ими от пола и скользить назад намного легче физически, чем подтягивать вперед все тело. Эволюция научила нас экономить энергию, и грудничку невозможно объяснить, почему он должен прикладывать больше усилий, если результат один и тот же — он перемещается куда хочет. Снизить вероятность возникновения такой проблемы помогут регулярные упражнения на отталкивание ножками от опоры:

  • от горизонтальной поверхности или фитбола с поддержкой под мышками,
  • от бортиков ванны во время самостоятельного плавания с поплавком на голове,
  • от ладоней взрослых, подставленных под пяточки в положении на животе или на спине.

Пусть вас не беспокоит, что малыш ползает задом наперед: это временно. Еще ни один ребенок не сохранил на всю жизнь такой способ передвижения, и ваш начнет ползти куда глаза глядят, а не наоборот.

Ребенок учится ходить

Ползти или идти?

Некоторые торопыги вообще предпочитают пропустить этап ползания и сразу пойти на своих двоих. Если малыш в 8–9 месяцев проявляет упорство в своем нежелании передвигаться на четвереньках, а непременно хочет встать прямо и ходить — значит, его организм готов к таким нагрузкам. Главное, чтобы не торопились поставить ребенка на ножки его родители. Их задача — как раз всячески стимулировать ползание как важный и во всех отношениях полезный (при условии полной безопасности) процесс. Тем, в каком возрасте малыш пойдет, можно будет озаботиться после годика или даже на пару месяцев позже.

Родителям (особенно папам) часто кажется, что раннее начало хождения ребенка — повод для гордости. Поэтому они спешат поместить свое чадо в ходунки. Детям такое приспособление очень нравится — они получают невиданную доселе свободу передвижений. Мамы тоже довольны: ребенок занят, при этом не имеет возможности подобрать и съесть что-то с пола и находится на безопасном расстоянии от острых углов. Но педиатры утверждают, что использование ходунков вредно по следующим причинам:

  • ребенок не имеет возможности научиться держать равновесие, лишается необходимого опыта падений, поэтому самостоятельно ходить боится и в итоге начинает позже,
  • преждевременная нагрузка на неокрепшие мышцы и позвоночник может привести к искривлению,
  • при поездках на ходунках и самостоятельной ходьбе используются разные двигательные навыки — чтобы сдвинуть с места вспомогательное приспособление, нужно отталкиваться пальцами ног, а это чревато неправильным формированием свода стопы и хождением на цыпочках в будущем,
  • сами ходунки могут стать причиной травмы, если малыш на большой скорости налетит на порог, игрушку или другое препятствие.

Ходунки допускается использовать начиная с 9-месячного возраста, причем не более 1 часа в день. Рекомендуемая продолжительность одного сеанса — 15 минут, и проходить он должен под контролем взрослых.

То, во сколько дети начинают осваивать любые двигательные или когнитивные навыки, всегда волновало и будет волновать их родителей. В этом вопросе важно ориентироваться на проверенные временем средние показатели, чтобы не пропустить тревожные сигналы и вовремя принять необходимые меры. Но если педиатр, которого в течение первого года малыш посещает как минимум раз в месяц, не видит причин для беспокойства — не должно быть его и у родителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: