Занятия пескотерапией с детьми: показания и результаты

Игры с песком привычны каждому. Кто из нас не возился с куличиками в песочнице на игровой площадке во дворе? А между тем, это не просто игры. В психологии существует специальное направление коррекционной работы с использованием песка, которое так и называется: пескотерапия. Чем она хороша для детей?

Ребенок играет в пескеРебенок играет в песке

Что такое пескотерапия?

Этот метод – один из самых популярных среди многих методов арт-терапии (то есть, психологической коррекции, основанной на применении творчества, искусства), таких, как сказкотерапия, музыкотерапия и другие. Специально организованная работа с песком позволяет воздействовать на психику ребенка при помощи визуализации его комплексов, страхов, переживаний, его внутреннего мира в целом.

Метод заключается в произвольных действиях, которые ребенок производит с мелким очищенным песком, различными маленькими предметами или фигурками, а также водой. Психологами доказано, что все, изображаемое ребенком на песке или с его помощью, напрямую связано с подсознанием, а значит, проецируется в создаваемые образы. Весь накопленный негатив, все психологические зажимы, обиды или другие негативные чувства выплескиваются в этих образах.

Пескотерапия позволяет психологам и психотерапевтам:

  • диагностировать различные отклонения состояния личности, выявлять психотравмирующие факторы или ситуации, причины неадекватного поведения ребенка,
  • устанавливать контакт с замкнутым ребенком, особенно, если это вызвано психическими отклонениями (например, аутизмом),
  • снижать эмоциональную неустойчивость, снимать повышенную тревожность, стрессы, напряжение,
  • корректировать состояние детей с ЗПР, ЗРР, дефектами речи,
  • способствовать социализации детей с ограниченными возможностями здоровья,
  • помогать ребенку развиваться в гармонии с собой.

Работа с песком может строиться в виде различных игр:

  • развивающих (счет, чтение, письмо),
  • фонематических (с отработкой произношения отдельных звуков),
  • коррекционных (ребенок иллюстрирует, воссоздает свои переживания или страхи),
  • проекционных (ребенок выбирает фигурку-себя, а затем создает вокруг нее свой мир),
  • семейных (в играх участвуют также родители).

Мальчик на сеансе пескотерапии Мальчик на сеансе пескотерапии

Что дает пескотерапия детям?

Работа с мелким сыпучим песком весьма полезна. Прежде всего, она помогает успокаиваться, снимать напряжение, расслабляться. Такие занятия учат ребенка познавать не только окружающий, внешний мир, но и свой, внутренний: учиться самоконтролю, саморегуляции, обретать уверенность в себе, повышать самооценку. Ведь в этом песочном мире он – хозяин, творец. Он властен создавать, изменять, преодолевать. Властен сделать так, чтобы конкретное добро в этом его мире (а значит в подсознании) победило конкретное зло.

Помимо этого, игры с песком способствуют интеллектуальному развитию (тренируют логическое и образное мышление, память, сенсомоторное восприятие, речь, воображение), развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, координацию, глазомер, чувство пространства.

Маленькая девочка рисует на тонком слое пескаМаленькая девочка рисует на тонком слое песка

Когда можно и нельзя заниматься пескотерапией?

Возиться в песке, получая от этого удовольствие, карапузы могут начать еще до года. Но целенаправленно моделировать свой внутренний мир на песочной поверхности малыш сможет примерно после 2 лет. Даже если у него нет выраженных психологических проблем, пескотерапия будет способствовать его речевому, эмоциональному и интеллектуальному развитию (поскольку песок стимулирует нервные окончания пальцев и ладоней, что заставляет нервные рецепторы разных отделов мозга активнее работать). Поэтому по данной методике зачастую проводятся занятия в детских садах – как обычных, так и коррекционных.

Работу с песком любят не только дети, но также подростки и даже взрослые, так что верхнего возрастного предела здесь не существует.

Однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых пескотерапия противопоказана:

  • аллергическая реакция на песок и пыль, тяжелая форма бронхиальной астмы,
  • синдром навязчивых движений (обширные тики), при котором частые непроизвольные движения конечностей мешают творчеству, нервируют ребенка,
  • туберкулез,
  • эпилепсия с частыми приступами, судорогами, потерей сознания,
  • тяжелые формы умственной отсталости, другие состояния, сопровождающиеся неспособностью взаимодействия с людьми или предметами.

Девочка нарисовала солнышко на пескеДевочка нарисовала солнышко на песке

Как проходят занятия?

Для занятий пескотерапией необходимо специальное оборудование, которое можно приобрести (но стоимость его довольно высока) или сделать самостоятельно. Это деревянный или пластиковый ящик с размерами 500:700: 80 мм, с голубыми бортиками и синим дном, песок мелкой фракции желтого или белого цвета, вода, а также наборы всевозможных фигурок:

  • людей,
  • сооружения,
  • разные виды транспорта,
  • дикие и домашние животные, птицы,
  • морские жители,
  • природные материалы (плоды, семена, листья, травы, шишки, камешки, ракушки),
  • мебель и посуду,
  • религиозные символы,
  • технические детали (гайки, шурупы, болты),
  • символы найденных кладов, богатства и ценностей (стеклянные «драгоценности», сундучки, шкатулки, бусины),
  • буквы, цифры,
  • продукты,
  • растения,
  • насекомые,
  • динозавры,
  • небесные тела,
  • предметы городской среды (мосты, дорожные знаки, ворота, заборы, памятники),
  • орудия труда,
  • музыкальные инструменты,
  • оружие,
  • монеты,
  • пуговицы, ткань и т.д.

То есть в этот набор по возможности должны входить предметы, позволяющие создать реальный мир во всех деталях.

Коллекция игрушек для пескотерапииКоллекция игрушек для пескотерапии

Собирая такой набор самостоятельно, постарайтесь сделать его как можно более разнообразным, чтобы у ребенка был максимально возможный выбор фигурок и предметов.

В начале занятия ребенку разъясняют, что песок – это земля, синее дно – вода, голубой бортик сверху – небо. Теперь малышу нужно выбрать предметы из имеющейся коллекции, чтобы приступить к созданию своих миров, планет, сказок, в которых он обязательно выплеснет все, что его тревожит. На этом этапе важно выяснить, почему он выбрал именно эти предметы, почему вместо людей у него собаки или танки, почему все предметы серого цвета, зачем ему эта шишка, перо или камешек. По этим предметам можно судить о психологическом состоянии тестируемого в данный момент его жизни.

Результат сеанса пескотерапии с ребенком Результат сеанса пескотерапии с ребенком

В процессе творчества взрослый тактично расспрашивает у юного творца, что и почему он делает: зачем закопал ножичек, почему кошка у него живет в воде, а тигр ест яблоко, и т. д. Все эти моменты также помогают понять переживания и мировоззрение ребенка, выявить скрытые страхи, пережитые стрессы.

При этом важно обратить его внимание на то, что нельзя просыпать песок, ломать или разбрасывать фигурки. А после окончания занятия пусть расставит или сложит все предметы по местам.

Такие игры можно проводить и дома. Если нет уверенности в своих силах, можно посмотреть видео мастер-классов по песочной терапии.

Важно все время поддерживать с ребенком речевой контакт, задавать вопросы, просить объяснений и комментариев. Кроме того, для первичного выявления скрытых проблем большое значение имеет правильная интерпретация полученного результата.

Композиция, собранная ребенком на сеансе пескотерапии Композиция, собранная ребенком на сеансе пескотерапии

Что должно насторожить родителей на этом «холсте» и почему?

  • Замки или засовы на домах, высокие плотные заборы, толстые стены, особенно, если за ними спрятана «я-фигурка». Это сигнал о чувстве незащищенности, боязни, о потребности в защите.
  • Беспорядок, хаотичное, бессюжетное расположение фигур, знаков, символов. Это значит, что в душе ребенка тоже царят смятение и неразбериха.
  • Много нарисованных кругов. Ребенка заело однообразие, он хочет каких-то значимых перемен, ему не хватает любви и заботы.
  • На песке нет человеческих фигурок (хотя в наборе они есть) – отчуждение от людей, страх, боль и обида.
  • Острые углы, стрелы, искры, ломаные и рваные линии. Ребенок переживает сильный гнев, чувство ревности (к новорожденному, отчиму). Такие знаки говорят о сильном внутреннем конфликте.
  • Спиральные линии. У ребенка накопилась усталость, ему не хватает общения (в первую очередь, с близкими людьми). Возможно, его мучают кошмары.

В случае любых сомнений или появлении других линий или знаков, которые показались настораживающими, стоит обратиться за консультацией к профессиональному детскому психологу. Возможно, проблема куда серьезнее, чем кажется.

Пескотерапия – весьма действенный метод коррекции эмоционального и психического состояния детей, релаксации и саморегулирования. Поэтому заниматься ей можно не только деткам с показаниями. Песок приносит радость абсолютно всем. И родителям – в том числе. Совместные игры в домашней песочнице только укрепят моральный микроклимат семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: