Значение гимнастики для языка в развитии речи для детей 5 – 6 лет

Язык – основной орган, участвующий в речеобразовании, но далеко не единственный. Ему всегда «помогают» щеки, губы, зубы, небо, гортань… Поэтому, когда речь заходит о коррекции звукопроизношения, нельзя ограничиваться только разминкой языка. Это касается деток любого возраста. Особенно – старших дошкольников, ведь совсем скоро им предстоит учеба в школе, и проблемы с речью неизбежно выльются в проблемы с обучением. Как правильно проводить артикуляционные упражнения и гимнастику для языка в 5 – 6 лет, как корректировать произношение дома? Когда пора посетить логопеда?

Мальчик свернул язык в трубочкуМальчик свернул язык в трубочку

В чем польза такой гимнастики и когда она нужна?

Гимнастика для языка входит в комплексы артикуляционных упражнений, то есть упражнений, направленных на укрепление артикуляционных органов. Что они дают? Такие упражнения тренируют органы, участвующие в звукообразовании:

  • глотку,
  • язык,
  • губы,
  • щеки,
  • гортань,
  • мягкое небо,
  • челюсти.

Во время выполнения таких упражнений эти органы вырабатывают нужный тонус, учатся принимать определенное положение и правильно менять его, в зависимости от произносимых звуков. В итоге речь становится более четкой, понятной.

Когда необходимо проводить артикуляционную гимнастику с ребенком? При наличии определенных речевых проблем. Чаще всего это неправильное произношение или неумение произнести в определенном возрасте тот или иной звук.

В норме к 6 годам ребенок должен освоить правильную артикуляцию при произношении всех звуков. Если этого не произойдет, общение с одноклассниками и педагогами станет причиной комплексов ребенка. К тому же зачастую неправильное произношение «тянет» за собой и проблемы с правописанием, что напрямую скажется на успеваемости. Поэтому артикуляционная гимнастика показана, если дошкольник к 5–6 годам не освоил произношение каких-то звуков (чаще всего это Р и Л, шипящие, свистящие). В легких случаях родители могут исправить проблему, занимаясь с ребенком дома, более серьезные нарушения – прерогатива логопедов.

Логопед разговаривает с ребенкомЛогопед разговаривает с ребенком

Пора к логопеду

Как родителям определить, что им пора вести свое чадо к логопеду? Существуют определенные параметры развития речи, по которым и выявляется степень речевых нарушений у старшего дошкольника (как физиологических, так и психологических):

  • К 4–5 годам речь дошкольника остается нечеткой, «кашеподобной», он не выговаривает много звуков.
  • Говорит согласные звуки, смягчая («лямпотька», «яблёко», «тяйник»).
  • Не употребляет сложных предложений, союзов.
  • Не согласовывает слова в предложениях грамматически.
  • Не освоил обобщающие понятия (мебель, посуда, одежда, транспорт).
  • Пропускает или переставляет звуки в словах местами, за исключением сложнопроизносимых слов со стечением согласных (экскаватор).
  • Не может полно и связно отвечать на вопросы, строить монолог.

При всех этих нарушениях необходимо обратиться к логопеду для диагностики и выявления истинных причин. Среди них могут быть низкий или повышенный тонус артикуляционных мышц, неврологические или психологические проблемы (задержка речевого развития, сильный испуг, и т.д.), патологии органов речи (короткая уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус, аденоиды, и др.).

Если серьезных проблем не обнаружится, логопед может порекомендовать курс специальных занятий (в их числе – языковая гимнастика, массаж), корректирующих произношение (например, если ребенок не выговаривает только звук Л, или только шипящие). Первое занятие он может провести сам, чтобы обучить маму правильной технике выполнения упражнений.

Если проблемы серьезнее, коррекцией заниматься должен однозначно специалист (при этом он обязательно будет давать домашние задания по закреплению получаемых ребенком навыков). Ведь профессиональный логопед, помимо звукопостановки, может оказать дошкольнику комплексную помощь в развитии речи:

  • развивать у ребенка внимание, мышление, память, а также зрительное и слуховое восприятие,
  • обогащать словарный запас,
  • развивать связную речь,
  • обучать грамоте,
  • корректировать грамматические ошибки в речи дошкольника.

В своей работе профессиональный логопед может использовать специальные инструменты (лопатки, шпатели), помогающие постановке правильной артикуляции в случаях, когда ребенок сам не справляется с ней, проводить специальный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц.

Хорошему логопеду знакомы основы неврологии и психологии, поэтому он может найти подход к каждому ребенку и помочь разрешить существующие психологические зажимы. Если проблемы окажутся узкоспецифичными, такой специалист порекомендует показать ребенка психологу, психиатру, неврологу, сурологу, отоларингологу. Ведь иногда малышу требуется и медикаментозная, и даже хирургическая помощь.

Если после месяца домашних коррекционных занятий в речи ребенка не наблюдается прогресса, также необходимо обратиться за помощью к логопеду. В противном случае, вы рискуете лишь навредить своему чаду.

Занятие артикуляционной гимнастикой с ребенкомЗанятие артикуляционной гимнастикой с ребенком

Как заниматься дома?

Главное условие успеха при выполнении гимнастики для губ и других органов артикуляции – систематичность. Занятия обязательно проводятся ежедневно, продолжительностью до 15 минут. Ведь, чем чаще тренировать необходимые органы, тем быстрее вырабатывается автоматизм их движений, закрепляется умение дошкольника переводить нужные органы из одного положения в другое при формировании и употреблении звуков в речи.

Что еще важно знать при организации таких занятий?

  • Нельзя навязывать ребенку упражнения против его желания, угрожать, наказывать за отказ.
  • Гимнастика для языка для детей выполняется обязательно перед зеркалом. Чтобы дошкольник мог сравнивать в отражении действия взрослого и свои собственные, корректировать их при необходимости (в 5 – 6 лет дети уже могут это делать).
  • Занятия проводят, сидя за столом в удобном положении, расслабившись, с прямой спиной.
  • Освещение в комнате должно быть достаточным для занятий.
  • Начинать занятия нужно с простых упражнений, поэтапно переходя к более сложным, при этом ориентируются, прежде всего, на то, в каком темпе ребенок осваивает каждое предыдущее упражнение.
  • Для первого занятия достаточно 2 – 3 упражнений.
  • Каждое упражнение повторяют до 7 раз, статичные положения удерживают до 15 секунд (вначале получится меньше, это не страшно: со временем мышцы обретут нужный тонус).
  • На каждом занятии сначала повторяют пройденное накануне, а лишь затем изучают новое упражнение.
  • Для большего эффекта циклы упражнений можно повторять несколько раз в день.
  • При подборе упражнений учитывают возраст малышей: к 3 – 4 годам они разучивают движения языка, к 5 – 6 годам могут выполнять движения точно и плавно, выдерживая нужный темп, менять его по просьбе взрослого, выдерживать статические упражнения (на удержание органов речи в одном положении).
  • Чтобы заинтересовать малыша, занятия необходимо проводить в игровой форме.

Приобретите специальные пособия по развитию речи дошкольников. Они помогут вам правильно организовать работу и подобрать нужные упражнения. Сегодня можно найти разные пособия: «Логопедические тесты», «Послушные звуки», «Веселая артикуляционная гимнастика», логопедические буквари и т.д.

Артикуляционная гимнастика с использованием хлебной соломки и конфетыАртикуляционная гимнастика с использованием хлебной соломки и конфеты

Чтобы было интересно

Итак, для достижения нужного эффекта малыша важно заинтересовать предстоящей работой и организовать ее в игровой форме. Как это можно сделать?

  • Используйте для иллюстрации упражнений тематические картинки (если упражнение называется «грибочек» показываем гриб, «заборчик» соответственно картинку с забором и т.д.
  • Сочините сказочную историю (или найдите готовую) о приключениях смелого, веселого язычка.
  • Используйте стихотворную форму комментариев к упражнениям (подобные стихи легко можно найти в Сети).
  • Включайте музыку, подходящую для каждого упражнения (для статических – медленную, для динамических – более ритмичную).
  • Используйте продукты (например, в упражнении «вкусное варенье» можно намазать губы ребенка настоящим вареньем – слизывать его куда приятнее, чем просто облизать губы).
  • Учитывайте состояние дошкольника. Если он утомился, расстроен, нервничает, плохо себя чувствует – отложите упражнения. Толку от них все равно не будет, а негативные ассоциации у малыша останутся.
  • Корректируйте, не критикуя, а тем более, не высмеивая. Подсказывайте, направляйте ребенка, и главное – обязательно хвалите за любое правильное действие. Это станет дополнительным стимулом для стараний.

Массаж щек в комплексе артикуляционной гимнастикиМассаж щек в комплексе артикуляционной гимнастики

Какие упражнения использовать для разминки?

Занятия по артикуляционной гимнастике включают в себя:

  • Разминку и самомассаж языка, губ, щек,
  • Разучивание движений (показ взрослым и повтор ребенком), а при систематических занятиях – сначала повтор предыдущих упражнений,
  • Чередующиеся статические и динамические упражнения гимнастики для губ, языка, других органов артикуляции,
  • Контроль правильности выполнения, коррекцию выполнения при необходимости.

Для самомассажа и разминки существует немало различных упражнений. Можно использовать, например, такую игру-потешку:

Растираем ручки, сильно растираем (малыш активно потирает ладошки друг о друга), а теперь мы ручки так разогреваем (ребенок хлопает в ладоши).

Личико теплом мы этим умываем (нужно провести теплыми ладошками сверху вниз по лицу).

Грабельки достанем – сгребем дурные мысли (ребенок «загребает» растопыренными пальцами рук лицо по направлению к вискам ото лба).

Сверху вниз потрем мы ушки быстро-быстро (ребенок активно растирает ушные раковины).

Мы вперед согнем их (малыш загибает вершины ушных раковин вперед),

И вниз потянем мочки (необходимо потянуть мочки ушей),

Пальчики гуляют, уходя на щечки (пальчики переходят к щекам).

Разомнем и щечки, чтоб они надулись (пальчики по кругу разминают щеки),

Разомнем и губки, чтобы улыбнулись (малыш пальчиками разминает губы по очереди).

Губки, словно клювики, мы вперед потянем (ребенок вытягивает губы трубочкой вперед),

И помнем их пальцами, только не ногтями (дошкольник разминает пальчиками губы).

Мы за уголки их к щечкам поднимаем (средними пальчиками рук ребенок по очереди поднимает вверх уголки губ),

Дальше путь от носа к губкам продолжаем (ребенок двигается спиралевидными движениями указательных пальцев рук по носогубным складкам к уголкам губ).

Покусаем губки, щечки мы раздуем (необходимо покусать по очереди верхнюю и нижнюю губу, затем набрать в щеки воздух и похлопать по ним пальцами, удерживая воздух во рту),

А теперь мы губками весело танцуем (ребенок кладет указательные пальцы по одному на каждую губу и двигает их навстречу, а затем друг от друга).

Подбородок вытянем, нежно пощипаем (малыш опускает нижнюю челюсть вниз, разминая ее пальцами, пощипывая по направлению к ушам),

До ключицы пальцами мы в конце достанем (необходимо гладить шею всей поверхностью ладошек от подбородка до ключицы).

Важное значение имеет самомассаж рук, способствующий развитию мелкой моторики, что также помогает развитию речи. Для такого массажа полезно использовать специальные мячики-шиповки, сосновые шишки, ребристые карандаши, песок, пуговицы, фасоль и другие мелкофактурные материалы.

Примеры артикуляционных упражнений

Среди данных упражнений можно выделить общеразвивающие, которые помогают подготовить язык, губы, другие органы речи к четкому произношению, и те, которые способствуют постановке артикуляции для конкретной группы звуков.

Комплекс общей гимнастики для губ, языка и челюстей включает в себя такие упражнения:

  • Частокол. Малыш должен научиться удерживать улыбку, открывающую зубы. Улыбнувшись и обнажив зубки, дошкольник удерживает такое положение до счета 10 (считает взрослый). Артикуляционное упражнение ЧастоколАртикуляционное упражнение Частокол
  • Дудочка. Для выполнения ребенок смыкает губки и вытягивает вперед, представляя, что это дудочка (трубочка, хоботок). Удерживают также на счет 10. Артикуляционное упражнение ДудочкаАртикуляционное упражнение Дудочка
  • Чередование двух этих упражнений до счета 10.
  • Широкая улыбка. Улыбнувшись и обнажив зубки, малыш должен раскрыть рот, а затем, не закрывая, сомкнуть зубы. Удерживают положение на тот же счет. Далее в таком же положении рот нужно закрывать и открывать рот на счет до 2.
  • Язычок наказан. Дошкольник приоткрывает рот в улыбке, размыкает зубы и кладет спокойный широкий язык на нижнюю губу. Прихватывая язык губами, произносит многократно звук «пя». Затем задерживает в спокойном положении на нижней губе на счет 5. Артикуляционное упражнение Язычок наказанАртикуляционное упражнение Язычок наказан
  • Гол. Задача продолжительно дуть губами, вытянутыми трубочкой, на кусочек ватки, стараясь загнать ее в «ворота» (например, расставленные кубики), не надувая щек.

Для подготовки языка и губ к произношению шипящих звуков (Ш, Щ, Ж, Ч) подойдут следующие упражнения:

  • Вкусное варенье. Рот ребенка слегка приоткрыт. Язык делают широким, похожим на чашечку, и облизывают сверху вниз верхнюю губу. Другие органы не задействуются! Артикуляционное упражнение Вкусное вареньеАртикуляционное упражнение Вкусное варенье
  • Грибок-присоска. Рот малыша приоткрыт в улыбке. Язык нужно сделать широким, а затем присосаться им к небу. Удерживать до 10. Артикуляционное упражнение Грибок-присоскаАртикуляционное упражнение Грибок-присоска
  • Играй, гармошка. Упражнение начинается, как предыдущее, но затем нужно открывать и закрывать рот, не отпуская языка и сохраняя улыбку. Артикуляционное упражнение ГармошкаАртикуляционное упражнение Гармошка
  • Рожица. Улыбаясь, ребенку нужно распластать язык по нижней губе и на выдохе максимально долго произносить Ф.

Подготовить артикуляционные органы к постановке свистящих звуков (С, З, Ц) помогут упражнения:

  • Зубочист. Кончиком языка малыш чистит нижние зубы изнутри, двигаясь в стороны и сверху вниз, удерживая рот в улыбке. Задействован только язык.
  • Котик рассердился. Ребенок упирается кончиком языка в основание нижних зубов (рот приоткрыт в улыбке, зубы обнажены), затем на счет 5 выгибает спинку языка, возвращает назад на счет 5. Язык от зубов не отрывать! Артикуляционное упражнение Котик рассердилсяАртикуляционное упражнение Котик рассердился

Следующие упражнения способствуют подготовке к произношению самого сложного звука – Р и его «заменителя» – Л:

  • Покраска потолка. Дошкольник при выполнении упражнения улыбается, приоткрывая рот. Затем кончиком языка он гладит небо, двигаясь вперед и назад. Язык при этом из-за зубов не высовывают, челюсти и губы в выполнении не участвуют. Артикуляционное упражнение Покраска потолкаАртикуляционное упражнение Покраска потолка
  • Барабан. Выполняется из того же положения. Нужно поднять язык, а затем его кончиком стучать по задней поверхности основания верхних зубов, произнося многократно звук Д. По мере выполнения темп постукиваний ускоряется. Работает только язык!
  • Лошадка скачет. Положение то же. Нужно щелкать кончиком языка за основанием верхних зубов, издавая цокающий звук.
  • Бесшумная лошадка. Упражнение выполняется аналогично, но без звука.
  • Пароходик. Малыша просят улыбнуться, высунуть кончик языка, прижать его зубками. После этого на выдохе нужно протягивать звук Ы (получится звук Л). Артикуляционное упражнение ПароходикАртикуляционное упражнение Пароходик

Советы родителям

Иногда проблемы с произношением детей создаем мы сами. Ведь дошкольный возраст – пора, когда дети всему учатся на примере взрослых. А если их речь далека от идеала – такой же будет и речь детей. Как этого избежать?

  • Не говорите на «детском языке» (сюсюкая, смягчая звуки, искажая их вслед за своим ребенком). Иначе неправильное произношение крохи, обусловленное несовершенством речевого аппарата, закрепится в его сознании как правильное, поскольку так говорят родители. Исправлять придется долго.
  • Говорить нужно четко, выразительно, в умеренном темпе, с умеренной же громкостью.
  • Не перегружайте свое общение с ребенком непонятными или сложными для него словами, оборотами или предложениями.
  • Если вы читаете новую книжку ребенку, перед началом разъясняйте ему в доступной форме значения всех слов из текста, которые ему не знакомы (так что сначала книжку придется прочитать самой маме, чтобы выделить эти слова).
  • Чаще читайте ребенку стихи, соответствующие его возрасту и пониманию.
  • Не наказывайте его за неправильное произношение, грамматические или другие ошибки в речи.

Итак, гимнастика для языка, а также других органов артикуляции, способствует постановке и коррекции звукопроизношения. Выполняя ее дома, родители должны помнить о систематичности занятий, о заинтересованности в них ребенка. Ну а если нужна помощь специалиста – не стоит от нее отмахиваться. Чем старше ребенок, тем сложнее будет что-то исправить в его речи. А это – неизбежные проблемы не только с успеваемостью, но и последующей социализацией подрастающего человека в обществе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: