Некоторые родители, особенно те, кто сам не очень силен в рисовании, просто не знают, как научить рисовать ребенка рисунки. Причем не в стиле «точка, точка, запятая, минус, рожица кривая» (так и двухлетний ребенок сможет!), а как у взрослых. То есть, чтобы кошка была похожа на кошку, а машинка на машинку. Некоторые взрослые возразят, мол, зачем ребенка учить таким классическим правилам рисования, пусть самовыражаются как хотят и рисуют мир таким, каким они его видят. Это, конечно же, правильно. Ну, а если ребенок сам просит, чтобы мама или папа его научили рисовать? Не отказывать же малышу. Вот тогда-то им и пригодятся советы, которые им даст «Мама может всё!».
Когда надо начинать учить малыша рисовать рисунки
Рисовать кроха учится уже в полгода. Именно тогда многие родители знакомят деток с миром красок, и пальчиковые краски – это только первый этап знакомства. Потом будут и восковые мелки, и карандаши, и гуашь, и акварель, и фломастеры. Но уже во время первых уроков рисования мама или папа показывают ребенку, как рисуется круг, квадрат, треугольник, линия, зигзаг. А потом, объединяя эти фигуры – домик, человечек, котик, дерево… Так малыш начинает знакомиться основами графики и рисунка.
Но проходит время и из пассивного наблюдателя (примерно в год-полтора) ребенок уже и сам жаждет творить, и тут-то помощь взрослых будет просто неоценимой. Наверное, всем родителям хочется, чтобы из-под руки их чада выходили не просто «каляки-маляки», а нечто вразумительное.
Вот мы и подошли к главному – поэтапному обучению малыша рисовать рисунки. Начнем с того, что же нужно уметь делать ребенку к 2,5-3 годам? Он должен:
- пользоваться пальчиковыми красками и знать, как ими закрашивать крупные картинки-раскраски,
- рисовать акварельными красками и уметь пользоваться ими (то есть, промывать кисточку после использования одного цвета и перед использованием другого),
- правильно держать карандаш (фломастер) и кисточку,
- изображать простейшие геометрические фигуры, а также линии, зигзаги, волны,
- рисовать простейшие рисунки, соединяя линии по точкам,
- схематично нарисовать человечка, домик, дерево, животное,
- пользоваться во время творчества дополнительными средствами: губкой, печатями, трафаретами и т.д.
Но уже в три года ребенка вполне реально научить рисовать элементарные рисунки – сегодня в интернете есть множество каналов на Ю-тубе. Один из уроков посмотрите на видео ниже.
Осознание творчества
Детские психологи считают, что до пяти лет ребенок только еще начинает изучать визуальный язык (средство взаимодействия ребенка с окружающими его предметами), который поможет ему в дальнейшем развить свое воображение и перенести его на бумагу. Чтобы освоить этот язык, малыш должен научиться ассоциировать изображения с настоящими предметами, например, стол в комнате – стол на картинке. То есть, изображение стола может быть как схематичным, так и трехмерным и изображаться не только геометрическими фигурами, но и в проекции.
Но этого, конечно же, объяснять детям нет смысла, они и сами со временем все поймут и без подсказки взрослых. И вот тогда-то они и начнут осознавать творческий процесс рисования не просто как схему, а как нечто более объемное. И именно после этого осознания (иногда и раньше 5-ти лет) они начинают вносить в свои рисунки подробные элементы. И солнышко у них теперь не просто кружочек с лучиками, а окружено облаками, из которых иногда капает дождь, и домик не в одиночестве стоит на дорожке, а окруженный деревьями, из-за которых выглядывает волчок-серый-бочок.
Но если в пять-восемь лет все рисунки детей хотя и не реалистичны, но устраивают их, то к десяти годам реализм берет верх, и дети переходят от символики в изображении к «правильному» (как в настоящем мире) виденью. Их уже не устраивает принцесса, нарисованная с неправильными чертами лица или в кривеньком, хотя и пышном платье. Им нужна будет такая же красавица, как в книжке! А ведь это так сложно – нарисовать «по-настоящему»! Многие из них сдаются, но есть дети, которые упорны в своем творческом труде и их обязательно нужно поощрять и поддерживать.
Как помочь ребенку научиться рисовать рисунки
Как мы уже писали, учить рисовать ребенка нужно с самого малого возраста. Имея определенные навыки, малыш сможет постепенно переходить от легких (схематичных) форм к более сложным – объемным рисункам. Для каждого возраста есть свои техники рисования, которые помогут детям (а прежде – их родителям), разобраться в нюансах творчества и научиться рисовать и карандашами, и красками.
Опять же – хорошо, если родители сами умеют рисовать и в свое время посещали студии и художественные школы. А если нет и помочь детям они не в силах? Но как говорит название нашего сайта – мама может все! И дети, для которых мама добрая волшебница, просто не поверят, что она не сможет научить их рисовать. Не обманывайте их ожиданий и научитесь рисовать! Ведь это так просто. В интернете так много информации и онлайн бесплатных уроков на эту тему, что лучше сто раз увидеть и научиться самой, чем сказать ребенку «отстань» и «не умею».
Итак, первый шаг научить ребенка рисовать – это научиться рисовать самому, а потом показать, как это делается малышу. И еще…
- Никогда не превращайте уроки рисования в скучные и нудные занятия. Только позитивный настрой и хорошее настроение позволят ребенку с удовольствием приняться за обучение.
- Не навязывайте детям свои правила и не контролируйте каждый штрих и мазок. Помните, не все получается с первого раза и критике не должно быть места в творчестве ребенка.
- Чтобы не возникло непонимание, сначала нарисуйте рисунок сами, пошагово объясняя все, что делаете. Потом обсудите изображение и все этапы работы с ребенком и убедите его, что у него получится ничуть не хуже.
- Не ожидайте, что малыш, даже если он все отлично понял, в точности повторит рисунок. Мелкая моторика дошкольников еще не совсем развита, и ему будет сложно контролировать действие своих рук.
- Перед тем, как начать рисовать что-то, предложите ребенку потренироваться и соединить по точкам какой-нибудь рисунок. В продаже бывают целые альбомы-раскраски, в которых есть такой тип заданий. Или – распечатайте такие картинки из интернета.
- Если в процессе рисования что-то пошло не так, не прерывайте процесс, чтобы тут же исправить недочеты. Пусть малыш сам увидит свою ошибку и только после этого успокойте его, похвалите, скажите, что в целом он справился на отлично.
- Очень хорошей тренировкой рук и воображения будет прорисовка эмоций на нарисованном лице. Нарисовав рожицу-овал, предложите ребенку изобразить на ней грусть, радость или удивление. Посмотрите, как он это видит, оцените рисунок, обговорите эмоцию и детали изображения.
- Постоянно расширяйте словарный запас ребенка. Пусть он рассказывает, что рисует и как. Задавайте ему наводящие вопросы вроде: «Сколько ног у человека, а сколько у собачки?» или «Какие у Чебурашки ушки?»
- При обучении рисованию постоянно используйте ассоциации. Волнистая линия – это волны на море, ломаная – похожа на пики гор вдалеке. Ассоциативное мышление помогает развивать воображение ребенка.
- Для развития воображения читайте ребенку книги, обсуждайте с ним их содержание и предлагайте нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся эпизоду.
Всегда будьте рядом и будьте готовы прийти малышу на помощь, но не ограничивайте его самостоятельности и поощряйте индивидуальность.