Покатаемся с ледяной горки Социальное приобретение Приветствую Вас, посетитель нашего сайта! Зима продолжается. По крайней мере у нас в России. И еще обещают морозы до — 30 градусов. А как согреться в такой мороз, гуляя с детьми?! Конечно же надо активно двигаться! А какое активное движение на улице зимой самое популярное? КАТАНИЕ С ГОРКИ!!! Каждый день моя средненькая дочка спрашивает меня: ‘Мама, а мы сегодня покатаемся с ледяной горки? Я ХОЧУ на горку!’
И дети, и взрослые — всем нравится кататься на горке. Особенно если горка большая. А что же это такое — кататься с горки?
Покатаемся с ледяной горки Социальное приобретение
Русская традиционная зимняя забава — устойчиво сохраняется в быту детей по сей день. К сожалению взрослые все реже и реже интересуются этой забавой. Все участники этого развлечения приобретают уникальный, ценный опыт, достойный того, чтобы повнимательнее присмотреться к нему.
Скольжение по горке (стоя на ногах, сидя на попе или лежа) дает непередаваемые особые переживания контакта нашего тела с почвой. Эти переживания не похожи на обычные ощущения соприкосновения тела с почвой при стоянии, ходьбе или сидении. Скользя вниз по ледяной горке, мы чувствуем малейшие изменения рельефа, бугорки и выбоины. Эхом отдается это во всем теле. Тем самым определяется устойчивость и заставляет прочувствовать все наше тело, каждый ‘механизм’. Спуск с ледяной горы — это остро ощущаемое, протяженное взаимодействие тела с землей — вечной опорой всего движущегося.
Такие переживания значимы и очень яркие в ранний период жизни каждого человека. Когда ребенок только учится ползать, стоять, ходить. Обычно эти ощущения притупляются в более позднем возрасте. Такие действия становятся автоматическими и осуществляются без контроля сознания.
Катание на ногах с ледяной горки — вид идеального естественного тренинга: прекрасно укрепляет физически, помогает прочувствовать всю гамму переживаний на тему ‘как в жизни надо держаться на ногах’. Действительно, с горы не съедешь на носочках!
Детки катаются с ледяной горки, используя три способа скатывания, которые соответствуют степеням совершенства по возрасту. Маленькие катаются самым простым способом — на попке. Детки чуть постарше — на корточках (на ногах, но в низкой позиции, чтобы падать было не высоко) — переходный способ. Дети младшего школьного возраста — на ногах — способом, соответствующим высшему классу. Для детей — съехать с горки по настоящему — это съехать стоя на ногах.
Семи-восьми летние дети владеют в совершенстве искусством катания на заду. Они знают, что нужно подложить под попу, чтобы было скольжение лучше: куски толстого картона, любят фанерки, а также ценят возможность съехать на какой-нибудь занятной штуке (таз, ящик от бутылок и т.п.) — усложняет задачу и превращает спуск в игру.
Опытные дети владеют ситуацией: умеют отталкиваться сильно наверху, добиваются ускорения во время спуска, катятся внизу очень далеко.
Дети, которые съезжают на заду, знают, что падать им некуда и чувствуют себя в безопасности. Они наслаждаются ощущениями контакта тела со льдом, скорости и скольжения. Например, скатываются на спине с раскинутыми руками и ногами, на животе, устраивают внизу с другими детьми ‘кучу-малу’, валяются на снегу.
Ребенок, осваивая такие умения, продолжает познавать и решает комплекс двигательных задач, а также психически и физически развивает и познает свое тело. Катание на горке учит детей сохранять равновесие и устойчивость. А это необходимо во многих ситуациях жизни.
А так же на горке можно приобрести богатейший социальный опыт. Поскольку детки разнополые и разнокалиберные, можно наблюдать разнообразные образцы поведения и брать что-то для себя. Дети учатся в мгновение ока друг у друга . Мы, взрослые, об этом говорим ‘копирует’. Но по отношению к детям это слово слишком нейтрально-вялое. А вот детский термин — ‘слизывание’ — подходит сюда гораздо точнее. Он передает степень тесноты психологического контакта и внутреннего отождествления ребенка с избранной им моделью для подражания. Часто дети перенимают не только как действовать, но и побочные особенности поведения — жестикуляцию, мимику, выкрики и т. п. Итак, первое социальное приобретение, которое приобретается на горке — расширение репертуара поведения.
Второе приобретение — это познание правил общежития и социальных норм. Ситуация на горке — детей много, а спусков ледяных обычно один-два. Проблемка! Очередь. Вот здесь то и нужны эти правила общежития и социальные нормы. Обязательно надо учитывать возраст, ловкость, подвижность детей, которые едут впереди и сзади. Если же этого не учитывать, то возможны падения, травмы — надо соблюдать дистанцию и общую ориентацию в пространстве ситуации.
Сами собой усваиваются нормы поведения — через подражание младших старшим и из-за того, что включается инстинкт самосохранения. Конфликты бывают очень редко. На горке хорошо видно, как ребенок учится распределять свое поведение в пространстве ситуации.
Третье социальное приобретение — особые возможности непосредственного общения с другими детьми (в том числе — телесного). Взрослый наблюдает разные формы и способы установления отношений между детьми.
Некоторые дети избегают соприкосновений с другими и всегда катаются сами по себе. Съехав с горки, они стараются быстро уйти с дороги катящихся вслед за ними.
А есть дети, наоборот жаждущие телесного контакта: они стараются устроить небольшую ‘кучу-малу’ внизу горы. ‘Ура!!! Покатаемся с горки и сделаем кучу-малу!!!’ Они получают удовольствие от спровоцированного ими на скорости столкновения, от совместного падения еще одного-двух человек. А делают они это для того, чтобы повозиться, потолкаться, выкарабкиваясь из общей кучи.
Такое непосредственное телесное взаимодействие с другими детьми часто используют дети большого возраста, которые не могут установить других социальных отношений со сверстниками. Либо те, которые страдают от отсутствия контактов с родителями. Более зрелый вариант телесного общения детей — они договариваются кататься ‘паровозиком’, держась друг за друга. Они делают это вдвоем, втроем и т. д., уговаривая друзей попробовать разные способы катания. Тем самым дети получают коммуникативный и двигательный опыт, а также хорошую эмоциональную разрядку, когда вместе визжат, кричат, хохочут.
У ребенка часто возникает желание поваляться. Оно возникает, когда ребенок психически устал — от общения, от учения, а других способов переключиться на отдых еще не знает.
Дети стремятся поваляться. А у взрослых аналогом этого будет желание полежать с закрытыми глазами, лениво пошевеливаясь, в душистой теплой ванне.
‘Куча-мала’ — познание самого себя и друг друга в тесном соприкосновении. И, когда дети создают ‘кучу-малу’, познание идет быстрее, чем на привычном приличном расстоянии. Известный факт: для детей познать — это потрогать.
Дорогие взрослые! Не лишайте своих детей такой полезной забавы. Обязательно ходите с ними на горку. И получайте удовольствие от того, как дети резвятся, развиваются, учатся общаться с другими детьми. А чтобы Ваше удовольствие было полным, принимайте активное участие в этом ‘мероприятии’! Посмотрите еще статью про активные игры на природе.
Покатаемся с ледяной горки? Мы согласны. А Вы?!
Не забудьте поделиться с друзьями ссылкой на статью, используя кнопки социальных сетей.