На занятиях изобразительным творчеством в детском саду малыши очень любят изображать знакомые и понятные им образы. А если ещё при этом можно вообразить себя представителем какой-то профессии, то дети просто приходят в восторг. В этом плане примечательна аппликация на тему «Дом», которая традиционно проводится в средней группе.
Подготовка к аппликации на тему «Дом»
В средней группе подготовкой материалов для аппликации занимается ещё исключительно воспитатель. Именно он заранее вырезает для детей заготовки из бумаги, подбирает прочие детали. Так, для темы «Дом» понадобятся следующие материалы:
- Основа — бумага формата А4 (традиционно белого цвета, но для создания ночной или вечерней композиции можно использовать чёрный или тёмно-синий картон). Конечно, если планируется коллективная работа, то педагог готовит большую основу — лист ватмана, тонируя его в определённые цвета (например, небо и трава, асфальт и пр.).
- Непосредственно детали для аппликации. Это заготовки для стены дома (большой прямоугольник или квадрат), крыши (также прямоугольник или квадрат), окна (полоска, которую дети будут разрезать на части либо уже готовые детали), дверей, трубы (последние два элемента фигурируют по желанию воспитателя). Интересная идея — использовать в качестве заготовки для стены дома не однотонную бумагу, а страницы старых глянцевых журналов с яркими картинками. А для ночной композиции замечательно подойдёт и обычная газета (на тёмном фоне она будет смотреться очень необычно). Также можно использовать бумагу с узорами. Часто таким образом бывает оформлена обратная сторона обычной цветной бумаги.
- Прочие необходимы материал: клей, кисточки для клея, ножницы, клеёнки, салфетки.
Педагог может предлагать дошкольникам и такие необычные материалы, как вата, ватные диски, салфетки, пайетки, фольгу, конфетти. Например, с помощью половинок ватных дисков можно оригинально оформить заснеженные крыши домиков и сугробы возле них. С помощью конфетти или блестящих пайеток можно обозначить снежинки.
А вот мастерить домики из макарон, соломы, крупы воспитанникам средней группы ещё рановато. Такое занятие требует усидчивости, довольно развитой мелкой моторики и более подходит для старшего дошкольного возраста.
Используемые техники и приёмы
Стандартный вариант аппликации «Дом» предполагает использование следующих приёмов:
- Ребята наклеивают на основу самую большую деталь — стену дома (квадрат для одноэтажного дома или прямоугольник — если этажей несколько).
- Затем формируется крыша. Её можно вырезать из прямоугольника, превратив его в трапецию. Для этого с двух сторон дети срезают углы. Другой способ — создание треугольной крыши: квадрат сгибается пополам по диагонали и разрезается по сгибу (получается сразу две одинаковых детали). Также можно сделать треугольник из прямоугольника, срезав углы (линии среза встречаются в одной точке).
- Из полоски бумаги вырезаются окна. Малыши отрезают от неё примерно равные квадратики или прямоугольники. Затем элементы наклеиваются на стену. Педагог обращает внимание, что окна должны располагаться на одной линии на равном расстоянии друг от друга. Более простой вариант с одноэтажным домом предусматривает только одно окно: дети могут сложить пополам прямоугольник и разрезать его (получится одна лишняя деталь).
- Бумажный домик можно дополнить дверью (готовая прямоугольная деталь) и трубой.
- Получившиеся домики выглядят примерно следующим образом.
Можно использовать такой вариант работы, как создание дома из заготовок одинаковой геометрической формы — трёх квадратов разного размера. Самый большой станет стеной избушки, другой — основой для крыши (деталь разрезается по диагонали на два треугольника). Маленький квадратик — это окно, а из ещё одного делается труба: элемент сгибается пополам и разрезается.
Более оригинальный вариант — это деревенский домик из брёвнышек. Конечно, здесь воспитателю придётся потратить гораздо больше времени на подготовку — заранее нужно сделать заготовки брёвен из коричневых прямоугольников (их удобно скручивать с помощью карандаша).
Дети же выполняют следующую работу:
- Наклеивают брёвнышки одно над другим (начинают снизу), плотно прижимая их друг к другу.
- Затем оформляется крыша. Для этого у прямоугольника срезаются углы — получается треугольник. Кстати, некоторым ребятам удобнее начинать работу именно с крыши.
- Последний этап — на бревенчатую стену нужно приклеить жёлтое окошечко (готовая деталь).
Воспитателю следует взять на заметку необычный вариант оформления крыши (подойдёт для любого домика) – не в виде цельной детали, а в форме двух пересекающихся полосок бумаги.
Чем дополнить композицию
Любую аппликацию домика можно дополнительно детализировать пейзажными элементами (кстати, это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которые быстро справляются с основной работой и хотели бы ещё продолжить творчество). Например, хорошо смотрится травка, созданная с помощью надрезания или надрывания полоски бумаги (не до конца). Замечательный вариант — цветочки из комочков салфеток. Конечно же, в композицию можно добавить солнышко и облака.
Аппликация всегда замечательно сочетается с рисованием — композиция от этого только выиграет. Так, ребята могут прорисовать карандашом или фломастером элементы окна, двери, изобразить лучики у солнышка, которое светит над домом. Зимнюю композицию прекрасно украсят снежинки.
С аппликацией также успешно можно комбинировать пластилинографию, например, сделать домику объёмную крышу.
Видео: дома на улице (аппликация с элементами рисования — мастер-класс)
Варианты темы
Аппликация дома традиционно предлагается воспитанниками средней группы в ноябре. Тема согласно программе обозначена как «Большой дом» (в два-три этажа). Но педагог может немного видоизменить ключевой образ:
- «Деревенский домик».
- «Дом, в котором я живу» (ребёнок создаёт образ именно своего дома — частного или многоквартирного).
- «Дом на холме» (особенно если дети живут в соответствующей местности).
- «Заснеженный домик» (зимняя аппликация).
- «Кошкин дом» или «Теремок» (по мотивам сказки).
Кроме того, композиция может быть коллективной – «Дома нашего города (посёлка)».
Видео: новогодняя аппликация «Заснеженные домики»
Как мотивировать детей к творчеству
Важная часть работы педагога — создание у дошкольников мотивации к творчеству. Конечно, в средней группе для этого активно используются игровые персонажи. Например, в группе появляется Незнайка (кукла) и сообщает, что в своём Цветочном городе он учился ездить на автомобиле и переломал многие дома. Друзья на него обижаются, и герой просит ребят помочь построить новые красивые здания.
Другой вариант — к дошкольникам приходит грустный мальчик Ваня (также кукла). Он рассказывает, что когда вырастет, очень хочет стать строителем — возводить большие дома из кирпича. А пока ему хотелось бы мастерить домики из бумаги, но он не умеет.
Занятие можно начать с загадки про строителей:
- Средь облаков на высоте
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём.
Затем педагог коротко беседует с детьми об этой профессии, подчёркивает её важность, интересуется у ребят, кто хотел бы в будущем строить дома.
Если занятие проводится по мотивам сказки «Кошкин дом» или «Теремок», то нужно вспомнить с детьми содержание произведения, зачитать особо важные моменты, показать иллюстрации. А уж просмотр мультфильма или его фрагмента точно вдохновит малышей на творчество.
Видео: мультфильм «Кошкин дом» (1958 год)
Видео: мультфильм «Терем-теремок» (1971 год)
Можно предварительно совершить с детьми экскурсию к близлежащим домам, особенно если недалеко идёт строительство нового дома.
Таблица: пальчиковая гимнастика «Домик»
Текст | Движения |
Под грибом — шалашик-домик, Там живёт весёлый гномик. | Соединить ладони шалашиком |
Мы тихонько постучим, | Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки |
В колокольчик позвоним. Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. | Ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены, средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается |
В домике дощатый пол, | Ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу |
А на нём — дубовый стол. | Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки |
Рядом — стул с высокой спинкой. | Направить левую ладонь вертикально вверх, к её нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе |
На столе — тарелка с вилкой. И блины горой стоят – Угощенье для ребят. | Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони |
Таблица: пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом»
Текст | Движения |
Я хочу построить дом, | Руки сложить домиком, и поднять над головой |
Чтоб окошко было в нём | Пальчики обеих рук соединить в кружочек |
Чтоб у дома дверь была, | Ладошки рук соединяем вместе вертикально |
Рядом чтоб сосна росла. | Одну руку поднимаем и «растопыриваем» пальчики |
Солнце было, дождик шёл, | Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения |
И тюльпан в саду расцвёл! | Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана» |
Таблица: физкультминутка «Дом»
Текст | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. | Дети выполняют прыжки на месте |
Дом большой, высокий строим. | Встают на носочки и тянутся руками вверх |
Окна ставим, крышу кроем. | Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой |
Вот какой красивый дом! | Указательным жестом вытягивают руки вперёд |
И живут все дружно в нём. | Приседают |
Таблица: фрагменты конспекта занятия по аппликации в средней группе воспитателя З. Ф. Якубовой «Самый лучший дом»
Этап занятия | Содержание |
Вводная часть | — Ребята к нам на занятие сегодня пришли гости. Что нужно сделать? Правильно поздороваться. Поздоровайтесь, пожалуйста. — А посмотрите, что это такое на нашем ковре появилось? (следы) — Как вы думаете, куда могут привести эти следы? К кому? — Мы сейчас с вами проследуем по ним и выясним это. (Дети и воспитатель идут по следам). -Что за странная зверушка «Ква» кричит в траве? … Входит персонаж. — Кто это к нам пришёл? (лягушка) — Конечно, это лягушка! Молодцы! — Ну- ка скажите, ребята, а где живёт лягушка? (в болоте) — Верно. — Здравствуй, лягушка! Скажи, пожалуйста, а с чего это вдруг ты решила к нам прийти? — Ой, здравствуйте, ребята! Понимаете, так получилось, я первый раз в вашем городе Новосибирске и у меня, пока, нет дома. Вот я и решила, что вы ребята сможете мне помочь, Постройте, пожалуйста, для меня дом, а то я не умею. — Ребята, ну что, поможем лягушке? (да) — Молодцы! Как называется такая профессия, в которой люди строят дома? Вспоминайте? (строители) — Верно, -Мы сейчас с вами превратимся в строителей. И построим дом для нашей лягушки. |
Основная часть | -Дом будет не из кирпича, а из бумаги. Вот такой. (Открывается ширма). — Проходите на свои места. -Но прежде чем мы начнём строить, я хочу напомнить, как нужно обращаться с ножницами: • Лезвие ножниц держим от себя, • Руки перед собой над столом, локти опускаем вниз, • Деталь держим за большую часть. |
— У нас есть самый большой квадрат, коричневого цвета. Покажите мне его. Это и есть наш дом. Давайте расположим его по центру нашего листка. — А крыша, какой формы? (треугольной) -Берём квадрат синего цвета и из него вырезаем треугольник. Это будет наша крыша, а куда мы её приклеим? (наверху) -Окно, какой формы? (квадрат) -Приготовьте зелёный квадрат для окна. -Ребята. Летом, что светит и греет на небе? (солнце) -Что бы наша лягушка не замёрзла, нужно сделать ей солнышко. -А какой формы солнце? (круглой) -Возьмём жёлтый квадрат. -А что бы из квадрата получился круг, что нужно сделать? (срезать углы) -Молодцы. — Итак, все детали готовы. — Прежде чем приступить к наклеиванию, давайте поиграем, Нужно размять наши ручки и пальчики. Физкультминутка «Строители» Стук-стук молотком Тук-Тук строим дом Забиваем сто гвоздей Что бы было веселей. — Молодцы! | |
Теперь можете приступить к наклеиванию. Дети, мы наносим клей на какую сторону? (на изнаночную) -Возьмите коричневый, самый большой квадрат, это наш дом. -За тем мы приклеим крышу, окно и солнышко. | |
Заключительная часть | Лягушка: — Ой, ребята, вы такие молодцы! Замечательные дома вы для меня построили. Друзья, не оставили меня без крыши над головой. И мне уже очень хочется пожить в каждом из них. А ещё я принесла вам угощение. Спасибо вам большое! — Вы были очень хорошими старательными строителями. Молодцы! А сейчас давайте попрощаемся с нашей лягушкой, закрываем клей и убираем мусор со столов. |
Источник | https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2018/10/14/konspekt-zanyatiya-po-applikatsii-v-sredney-gruppe-samyy |
Фотогалерея детских работ
Традиционный домик дополнен трубой на крыше
Двухэтажные дома выполнены по одной схеме — два прямоугольника (этажи), треугольная крыша и жёлтые окна
Композиция выполнена на необычном чёрном фоне, а снег изготовлен обрывным способом
Элементы окна дети прорисовывают карандашом
На каждое окошко дети приклеивают свои фотографии, солнышко и цветы на деревьях выполнены из комочков салфеток
В трёхэтажном домике крыша и дверь гармонируют по цвету
Аппликация по мотивам известной сказки — в окошках теремка ребята рисуют мордочки животных
Вырезая домик из бумаги, воспитанники средней группы закрепляют представление о форме окружающих предметов, расширяю свой кругозор. Воспитатель же может обыграть эту тему, используя игровую мотивацию, предлагая ребятам необычные материалы для работы и некоторые нестандартные приёмы.