Рисование и лепка грибов очень нравятся дошкольникам, поскольку грибы — яркие, простые по форме объекты природы. Передать их внешний вид самостоятельно под силу уже воспитанникам средней группы. Интересными и красочными выходят и аппликации на тему «Грибы».
Время проведения и материалы для занятия по аппликации «Грибы»
Аппликация, в которой центральное место занимает изображение грибов, проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь). В это время множество грибов созревает в лесах, парковых зонах, дети могут увидеть их во время прогулки, на рынке. Нередко ребятишки помогают взрослым собирать и даже заготавливать эти дары осени. Впечатления от происходящего в реальной жизни могут стать толчком к изобразительной деятельности.
Поскольку в средней группе дети уже могут пользоваться ножницами, знакомы с разнообразными, в том числе нетрадиционными, видами и приёмами аппликации, то в одной работе могут комбинироваться разные материалы и техники. Наиболее часто в детском саду используют такие материалы:
- Цветную бумагу обычную, бархатную, гофрированную, с принтами.
- Природный материал (высушенные и отглаженные утюгом листья), веточки сухоцветов, сухую траву, солому.
- Нетрадиционные для аппликации, то есть салфетки, вату, пластилин, крупы, пайетки, вырезки из журналов, иллюстрации из пришедших в полную негодность детских книг.
- Для фона можно применить тонированную плотную бумагу, крупные обрезки обоев. Затонировать и украсить фон способны и сами дети, например, коллективная осенняя работа может быть наклеена на ватман формата А3 с отпечатками осенних листьев в жёлто-красной цветовой гамме.
Вспомогательные материалы и инструменты:
- ножницы,
- клей и кисточка,
- салфетки для снятия лишнего клея,
- клеёнки для защиты поверхности стола.
Порядок выполнения работ
Как и из чего изготавливаем детали конкретной аппликации, зависит от выбранной техники и вида работы. От них же зависит и порядок наклеивания.
Вырезная аппликация
Дети подготавливают детали, обрезая два угла прямоугольников красного или коричневого цвета, примыкающих к длинной стороне. Это будут шапочки грибов. Затем отрезают нужной длины ножки от полоски бумаги белого или жёлтого цвета.
Располагают детали на листе, накладывая шапочки на ножки без наклеивания, чтобы создать композицию в центре листа, научить малышей видеть итог работы. После этого наклеивают ножки, свержу шляпки, а уже готовые изображения грибов дополняют деталями, которые подготовил и предложил воспитатель. Это могут быть листья, трава из бумаги, природный материал.
Обрывная и мозаичная аппликация
Воспитанникам даются заготовки: бумажные красные или коричневые круги, полоски белого или жёлтого цвета. Дети самостоятельно сгибают круги пополам и разрывают по линии сгиба, получая две шапочки грибов. Полоски также сгибают поперёк и разрывают, это будут ножки. После раскладывания композиции наклеивают ножки и шапочки на лист, работу украшают «травкой» из мелких кусочков зелёной бумаги, «листвой» из обрывков жёлтой и красной.
Для изображения грибов может применяться и мозаичная аппликация. Детям дают шаблоны с изображением грибов, их задача: отрывать от листа соответствующего цвета маленькие кусочки бумаги, заполняя ими предварительно хорошо промазанный клеем силуэт гриба. Этот вид работы близок с аппликацией крупами, в которой также необходимо заполнить контур материалом, сажая его на клей. Для шляпки берут гречневую, для ножки — манную, рисовую крупу или пшено. Аппликация-мозаика как бумагой, так и крупами трудна и требует кропотливой работы, поэтому её выполняют не на занятии, а в свободной художественной деятельности, совместно со взрослым. В старшей группе этот же вид работы дети смогут выполнять сами в парах-тройках.
Аппликация из природного материала
Дети сами или с помощью воспитателя делают заготовки шляпок (из листьев, близких к круглой форме, таких как липовые, яблоневые, тополиные), разрезая лист вдоль основной жилки. Ножки делают из длинных листьев, например, ивовых, обрезая верхнюю и нижнюю часть. Наклеивают сперва ножку, потом шляпку, украшают соломинками, веточками, травкой.
Если воспитатель запланировал коллективную работу «Грибы в корзинке», «Белочка у своего домика с грибами», то основу, изображение корзины, белочки и её жилища, ствола дерева с дуплом, готовят заранее, а детям в малых подгруппах (5–7 человек) предлагают наклеить изображения грибов в корзину между ручкой и основанием либо на веточки или верёвочки, расположенные возле беличьего домика.
Интересными и очень красивыми получаются аппликации мухоморов. Детям средней группы удастся вырезать шапку мухомора, обрезав края треугольной красной заготовки, разрезать по линии ножки грибов. «Воротничок» мухомора изготавливает воспитатель, а наклеивают малыши, поскольку это мелкая деталь. Зато сколько радости доставит украшение шапочки мухомора белыми точками, тем более, выполняться оно может и из скатанных в шарик салфеток или ваты, и из пластилина, и даже рисованием пальчиками белой гуашью.
Как коллективные, так и индивидуальные работы можно украсить пайетками, вырезками из журналов и книг, но если используют литературу, необходимо обязательно сказать детям, что эти книги и журналы очень старые, непригодные для чтения, чтобы воспитывать у них бережное отношение к книге.
Фотогалерея: образцы работ и шаблонов по теме «Грибы»
Пример сочетания аппликации из бумаги и крупы
Удачный образец сочетания обрывной и вырезной аппликации
В этой работе изображения грибов дополнены фигуркой ёжика, вырезанного по контуру детской ладошки
На одной работе могут соседствовать боровик и мухомор
Эта работа выглядит насыщенной благодаря богатому декорированию осенними листьями
Интересно и оригинально выглядит украшение аппликации бумажной соломкой
Вместо сложных шаблонов детям средней группы нужно предлагать круги и полоски, которые они могут разрезать пополам
Этот шаблон прекрасно подойдёт и для бумажной мозаики, и для заполнения крупами
Такой простой шаблон можно предложить детям обвести карандашом самостоятельно, а после заполнить мелкими деталями
Занятие по аппликации на тему «Грибы»
Занятие или непосредственная образовательная деятельность (НОД) в средней группе длится около 20 минут, причём в середине проводят подвижную паузу, физкультминутку.
Таблица: примерный хронометраж и краткое содержание занятия в средней группе ДОУ на тему «Грибы»
Цель | Создание условий для развития творческих способностей, самостоятельности. | |
Задачи |
| |
Материалы | Заготовки из бумаги для ножек и шляпок грибов, сухие листья, клей, салфетки, клеёнки, игрушка Белочка, иллюстрации. | |
Этап НОД | Содержание этапа | Длительность |
Вступительная часть | Воспитатель осуществляет переход от предыдущего вида деятельности к новой, организовывает детей. Можно использовать короткие стихотворения о дружбе, хорошем настроении, улыбке, что вызовет положительные эмоции воспитанников. | До 2 мин. |
Основная часть | Мотивация деятельности (варианты):
Рассматривание иллюстраций грибов, какие из них лучше всего собрать? А какие не трогать? Чем отличается боровик и подосиновик? (Толщиной ножки, цветом шляпки). Нужно сделать для белочки боровики и подберёзовики. | 15–17 мин. |
Заключительная часть | Вопросы воспитателя: Что мы сегодня изготовили? Для кого трудились? Как думаете, белочка запомнит, какие грибы можно собирать? Белочка благодарит ребят и обещает снова посетить группу и рассказать, сколько и каких грибов собрала. | До 2 мин. |
Видео: изготовление аппликации «Гриб» из крупы
Аппликация на тему «Грибы» в средней группе может стать увлекательным путешествием в мир природы, если педагог проявит креативность и творческий подход в подборе материалов, форм работы и мотивации детей к изобразительной деятельности.