Экспериментальная деятельность в детском саду по ФГОС

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: задачи, приёмы, виды

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Опыт с горячей водой

Воспитанники младших групп экспериментируют совместно с педагогом

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Опытно-экспериментальная деятельность «Чудо-вода»

Детское экспериментирование похоже на научное, а результаты опытной деятельности имеют большую ценность для детей

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ — таблица

Образовательные задачи
  • Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
  • Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Воспитание усидчивости и аккуратности.

Исследование свойства плавучести предметов

Во время проведения экспериментов дети приобретают исследовательские навыки, делают умозаключения и выводы на основе проведённых опытов

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

  • Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.Опытно-экспериментальная деятельность «Что тонет, что не тонет»

    В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в детском саду

  • Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.Наблюдение на прогулке

    Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников

  • Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.Старшие дошкольники в опытной лаборатории

    Опыт по установлению зависимости растений от факторов внешней среды

Виды детского экспериментирования — таблица

По характеру познавательной деятельности детей
  • иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты),
  • поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём),
  • решение познавательных задач.
По месту в образовательном цикле
  • первичное,
  • повторное,
  • заключительное,
  • итоговое.
По характеру мыслительных операций
  • констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями),
  • сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса),
  • обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).
По способу применения
  • демонстрационное,
  • фронтальное.

В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

Опытно-экспериментальная деятельность «Поиск воздуха»

В опытно-экспериментальной деятельности развиваются как познавательные, так и исследовательские способности детей

Виды занятий по экспериментированию

  • Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).Игра-эксперимент «Цветочек»

    В игровой форме дети осуществляют поиск новой информации о предметах

  • Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.Моделирование водоворота

    Моделирование на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности позволяется расширять знания о свойствах реально существующих объектов, которые нельзя изучить в непосредственном контакте

  • Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.Опыт с водой

    Комплексный опыт позволяет углубить знания о воде (способность растворять) и получить сведения о других веществах (масло, мука, соль)

Индивидуализация заданий опытно-экспериментальной направленности

Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень), а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма.

Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение.

Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.

Опытно-экспериментальная деятельность «Фильтрование»

Возможность практической работы в подгруппах позволяется осуществить личностный подход в опытно-экспериментальной деятельности

Мотивирующее начало занятий

У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Варианты мотивирующих начал — таблица

Тема занятия, возрастная группа Вариант мотивирующего начала
«Таяние снега», первая младшая группа Включение в игровую ситуацию.
В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. Припомощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега.
«Домик для ёжика», вторая младшая группа Создание сюрпризного момента.
В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика.
«Свойства воды», средняя группа Изучение плаката «Круговорот воды в природе». Проведение познавательной беседы о формах воды в природе.
Проведение подвижной игры «Дождик и солнышко».
«Мусор в землю закопаем», старшая группа Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях.
Проведение дискуссии о том, какой мусор можно закапывать в землю, а какой требует других способов переработки.
«Выращивание кристаллов соли», подготовительная группа Изучение иллюстраций о способах добычи соли.
Отгадывание загадок о соли и сахаре.

Занятие «Свойства воды»

Привлечение наглядного материала активизирует внимание воспитанников и вызывает интерес к поиску новой информации

Примеры организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на занятиях в детском саду.

Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке — видео

Опыты в младшей группе — видео

https://youtube.com/watch?v=IsvJEpzi-2w

Экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Безопасный фейерверк» — видео

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Свойства песка» — видео

ООД для детей старшей группы «Свойства воздуха» — видео

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Зимняя вода» — видео

https://youtube.com/watch?v=dnhQNhadi5E

Опытно-экспериментальное занятие в детском саду

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:

  • младшая группа — 15 минут,
  • средняя группа — 20 минут,
  • старшая группа — 25 минут,
  • подготовительная группа — 30 минут.

Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры), физическая (физкультминутки, подвижные игры), развлекательная (пение), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.

Картотека опытов и экспериментов — талица

Область экспериментирования Тема занятия Цель экспериментирования Материалы
Объекты неживой природы «Свойства» Знакомство со свойствами песка Баночки с сухим песком, бутылка с водой, лопатки, оргстекло, магнит
«Очистка воды» Познакомить со способом фильтрования воды Стакан с грязной водой, пустой стакан, ватные фильтры для очистки воды
«Ткани» Формирование представлений о свойствах различных видов ткани Ёмкости с водой, ножницы, образцы тканей
«Металлы» Формирование представлений о свойствах металлов Спиртовка, спички, ножницы, образцы металлов (демонстрационный опыт, проводится педагогом)
«Магнетическое свойство Земли» Знакомство с магнетическими свойствами Земли Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло
«Радуга» Познакомить с механизмом распада света на цветовой спектр Гранёное стекло (деталь от хрустальной люстры)
«Как достать скрепку?» Расширение представлений о свойствах магнита и его применении человеком Ёмкость с водой, скрепки, магнит
«Полярное сияние» Расширение представления о магнитных силах Земли Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги
«Космос в рюмке» Выяснение факторов, влияющих на форму планет Рюмка с водой, масло, спирт, пипетка
Объекты живой природы «Корни тянутся» Установление связи видоизменения частей растений от влияния внешних факторов Растения в горшках с поддонами, имитирующими различные внешние факторы воздействия
«Свойство испарять жидкость» Установление зависимости количества испаряемой жидкости от размера листьев растения Три комнатных растения: с мелкими листьями (фикус ретуза), со средними листьями (фикус Бенджамина), кактус
«Свет и рост» Установление взаимосвязи между освещением и ростом растений Комнатные растения, лист бумаги, карандаши
«Запасливые растения» Знакомство со свойством некоторых растений накапливать влагу Ёмкость с водой, пищевые красители, деревянные бруски, губки
«Как цветок пьёт воду» Формирование представления о движении воды от корня растения по стеблю к листьям и цветку Стаканы с водой, пищевые красители, белые гвоздики
«Тепло и холод» Установление влияния температурного режима на рост растений Веточки с нераспустившимися почками, стаканчики с водой
«Растения дышут» Установление потребности растения в воздухе Комнатные растения, трубочки пластиковые, вазелин, лупа
«Живой кусочек» Установление способности растения питаться и расти за счёт корня Корнеплоды (морковь, редька, редис, репа, свёкла)
Человеческий организм «Ухо и носоглотка» Установление связи уха с носоглоткой Модель строения уха и носоглотки
«Запах и вдох» Установление необходимости вдоха для определения запаха Плотный матерчатый мешочек с различными ароматическими материалами: мыло, апельсиновая цедра, ароматическая свеча, флакон духов.
«Восприятие холода и тепла» Определить расположение на теле человека воспринимающих тепло и холод точек Ёмкости с горячей и холодной водой, спица
«Глаза» Знакомство со строением глаза Модель человеческого глаза
«Зрачок» Изучить влияние света на зрачок Зеркало
«Храп» Познакомить с причинами появления храпа у человека Вощёная бумага, ножницы, линейка

Опытно-экспериментальная деятельность с магнитом

Опытным путём ребята узнают, как достать металлические предметы из ёмкости с водой, не намочив рук

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Водичка, водичка…» — таблица

Цели
  • познакомить детей с водой и её свойствами посредством опытно-экспериментальной деятельности: жидкая, льётся,
  • подвести малышей к различным способам решения проблемной ситуации и найти самый лучший вариант её решения,
  • активизировать в речи глаголы (течёт, льётся), прилагательные (жидкая, прозрачная).
Оборудование Игрушка «Лунтик», прозрачный стакан с водой, совочки из песочного набора, тряпочки. Стакан холодной воды, ёмкость с горячей водой (воспитатель выносит её только во время эксперимента, без доступа для детей).
Ход занятия Ребята вместе с воспитателем выходят в приёмную. В этот момент в группе раздаётся громкий звук. Когда воспитатели и дети возвращаются в группу, видят на столе лужу воды и рядом «Лунтика».
Воспитатель: Ребята что произошло в группе? Кто к нам пришёл в гости? Вы его знаете?
Дети: Лунтик!
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик. Ребята, давайте поздороваемся с Лунтиком.
Дети: Здравствуй, Лунтик.
Воспитатель: Ребята, кажется, Лунтик чем-то расстроен. Он сказал, что так спешил с вами познакомиться, не заметил на столе стакан с водой и нечаянно опрокинул его. Что случилось с водой, которая была в стакане?
Дети: Разлилась.
Воспитатель: Нужно убрать воду со стола. Поможем Лунтику?
Дети: Да.
Воспитатель: Лунтик мне сейчас шепнул, что воду нужно собрать в стакан так же, как мы собираем игрушки. Как вы думаете, можно сложить воду в стакан? Мы же собираем игрушки на место ручками, вот и воду соберём!
Выходите (Вызывает несколько малышей), помогите нам собрать воду. Дети выполняют поручения.
Воспитатель: Получилось у вас собрать воду в стакан?
Дети: Нет!
Воспитатель: А, может, мы соберём воду совочками. Песок же собираем! Вызывает ещё нескольких деток для выполнения поручения.
Воспитатель: Ребята, вода никак не возвращается в стакан. Как можно ещё собрать воду со стола?
Дети: Тряпочками.
Воспитатель: Давайте попробуем. Выходят дети, которые ещё не участвовали в эксперименте.
Воспитатель: Посмотри, Лунтик, мы с ребятами всё вытерли. Помогли нам в этом тряпочки. А, знаете, почему мы не смогли собрать воду руками и совочком? Потому что вода жидкая. Когда мы жидкое что-то разливаем, получается лужа. И собрать лужу как раз и помогают тряпочки. Какие вы ещё знаете жидкости?
Ответы детей.
Воспитатель: Жидкое ещё бывает молоко, чай, какао, суп. Что наша няня делает, когда что-то вдруг разольётся?
Дети: Вытирает тряпочкой.
Итог.
Воспитатель: Лунтик благодарит вас, ребята, за помощь и говорит, что теперь-то он точно запомнил, что поможет ему собрать жидкость, если вдруг разольёт.
Лунтик прощается с малышами.






















Опытная деятельность в младшей группе

Дети устанавливают способ, как убрать пролитую воду с поверхности стола

Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

  1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
  2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.
  3. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Опытно-экспериментальная деятельность «В чём соль?»

Воспитанники зарисовывают результаты эксперимента в листах наблюдений

Консультация для родителей

Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних условиях.

Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей осуществляется через реализацию следующих задач:

  • поощрение любознательности ребёнка, инициативности в экспериментировании,
  • проявление интереса к занятиям в детском саду,
  • мотивировать личным примером.

На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей — темы краткосрочных исследовательских проектов): сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов — «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) — это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вулкан»

Проведение опытов в домашних условиях создаёт положительную атмосферу в семье и надолго фиксируется в памяти

Мониторинг и отчёт по экспериментальной деятельности в ДОУ

Для оценивания результатов и эффективности экспериментальной деятельности воспитанников педагогом проводится мониторинг по следующим критериям:

  • умение постановки проблемы воспитанниками,
  • грамотное формулирование вопросов,
  • выбор способов исследования,
  • умение описывать наблюдения во время опытной деятельности,
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация),
  • степень самостоятельности в проведении эксперимента,
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов,
  • умение фиксировать результаты экспериментирования.

О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения практическими навыками воспитатель проводит мониторинг, заполняя анкеты на каждого воспитанника несколько раз в течение учебного года (в сентябре, в середине года, в мае). Мониторинг выявляет степень самостоятельности на всех этапах детского экспериментирования, для имеющих низкие показатели воспитанников педагог подбирает приёмы коррекции.

Оформление центра экспериментирования

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).

Материальное оснащение центра экспериментирования:

  • природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна,
  • приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы,
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы,
  • медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант,
  • вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука,
  • фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники,
  • листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.

Примеры оформления уголка практических исследований — фотогалерея

Примеры оформления центра воды и песка — фотогалерея

Самообразование по экспериментальной деятельности в детском саду — таблица

Теоретический этап самообразования
  • Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).
  • Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста).
  • Разработка календарно-тематического планирования.
Практический этап самообразования
  • Проведение консультации для родителей о необходимости детского экспериментирования в детском саду и дома.
  • Организация занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности, проведение игр-экспериментов на досуге и наблюдений во время прогулок.
  • Привлечение детей к проектной деятельности, в том числе совместно с родителями.
  • Проведение открытых занятий (для администрации ДОУ, воспитанников и педагогов других групп, родителей, методистов).
  • Участие педагога в педагогических семинарах, конференциях, вебинарах с целью предоставления информации о проделанной работе и достигнутых результатах.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства песка»

Проведение открытых занятий является одной из составляющих практической части самообразования воспитателя

Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: