Как часто бывает, маленькие дети быстро утомляются, и взрослые не знают, что с этим делать. Одним из средств профилактики перенапряжения и усталости в дошкольной педагогике являются физкультминутки. Эта форма двигательной активности благоприятно влияет на психику ребёнка, поднимает настроение и даёт заряд бодрости. Физкультминутки необходимы на занятиях в детском саду — они помогают сохранить здоровье детей.
Физкультминутки в младших группах ДОУ: значение, задачи, виды
Родители получают для ребёнка путёвку в детский садик — наступает первый этап социализации в жизни маленького человека. Он попадает в неизвестную и такую среду. Новые друзья, интересные предметы и игрушки, знакомство с педагогами и много-много информации. Ребёнок приобретает умения и знания, развивается физически и интеллектуально — образовательный процесс в ДОУ непрерывен и осуществляется в различных режимных моментах. Но помимо обучающей задачи перед педагогическим коллективом обязательной целью стоит созидание здоровья воспитанников. Научить необходимым навыкам и передать опыт нужно, не подвергая детей эмоциональному, умственному и физическому перенапряжению или истощению.
Согласно ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту) воспитатель является гарантом охраны и укрепления здоровья детей — физического и психического.
Специфика обучения дошкольников заключается в частой смене деятельности. Дети поступают в ДОУ в возрасте от 1,5 (первая младшая группа) до 3 лет (вторая младшая группа). В этом возрасте ребёнок не может длительно концентрировать внимание на одном предмете или заниматься одним видом деятельности. Образовательные формы имеют направленность — познавательную, творческую, спортивную, трудовую. При этом в каждом занятии сочетаются разные виды активности: двигательная, словесная, зрительное и слуховое восприятие, продуктивное творчество.
Одним из простых и эффективных методов профилактики переутомления на занятии является проведение физкультминутки. Это комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц. Физкультминутка — обязательный элемент, который включается в середину занятия или ранее при возникновении признаков переутомления у детей. Длительность физкультминутки в младших группах составляет 1,5–2 минуты.
По поведению детей 1,5–4 лет сразу виден момент, когда они утомились и теряют интерес к выполняемому заданию. Они ёрзают, смотрят по сторонам, начинают громко разговаривать. Это должно послужить сигналом для воспитателя — требуется незамедлительно переключить внимание ребят. В противном случае работоспособность воспитанников продолжит снижаться, настроение ухудшаться. Физическое и эмоциональное утомление оказывает пагубное влияние на детский организм: кровообращение замедляется, меньше кислорода поступает в кровь и, соответственно, в головной мозг, — возникает стрессовая ситуация. Физкультминутка поможет переключить внимание детей на новые образы, они разомнутся, поиграют, появятся силы и желание продолжить занятие в позитивном ключе.
Интересный факт. Специалисты по дошкольной педагогике проводят исследования по степени устойчивости детского внимания. Так, у ребёнка 2 лет в среднем фиксируется 9 отвлечений за 10 минут занятия, у ребёнка 3–4 лет — 3 отвлечения.
На занятиях, требующих умственного напряжения (изучение наглядных материалов, участие в обсуждении), перерыв должен быть активным. Это не означает, что дети будут хаотично бегать или шуметь. Минутка двигательной активности организована воспитателем: он показывает малышам движения, сопровождает их словесными указаниями или чтением стихотворения, побуждает повторять за ним. Цель физкультминутки — в обеспечении кратковременного отдыха и стабилизации работоспособности воспитанников через расслабление мышц и органов восприятия.
Интересный факт. Физкультминутка является синтезом нескольких методов релаксации для детей:
- физических упражнений,
- прогрессирующей релаксации мышц,
- глубокого дыхания,
- прослушивания музыки,
- смеха.
Задачи физкультминуток в младших группах
- Удовлетворение потребности детей в частой двигательной активности,
- улучшение кровообращения, насыщения тканей и органов кислородом,
- развитие внимания и памяти: слуховой, зрительной, сенсорной,
- развитие крупной моторики и координации движений,
- восстановление рабочей атмосферы и положительного эмоционального фона.
Приёмы проведения
Поскольку внимание детей 1,5–4 лет непроизвольно, любой вид деятельности организуется воспитателем в яркой, привлекательной форме. Малыши будут заниматься тем, что им интересно. Поэтому для воспитанников первой и второй младшей группы не рекомендуется проводить физкультминутки под простой счёт с указанием движений. Проводя активную паузу с малышами, воспитатель использует следующие приёмы:
- наглядность:
- воспитатель является участником физкультминутки, позывает движения (может быть приглашён для показа воспитанник старшей группы или работник ДОУ в костюме),
- использование картинок, презентаций, где изображён порядок действий (для малышей используются изображения мультипликационных и сказочных героев),
- занимательность:
- проведение физкультминутки в игровой форме,
- использование весёлых стихотворений, потешек,
- музыкальность: приветствуется проведение физкультминуток с музыкальным (аудиозапись) или песенным (исполняет воспитатель) сопровождением,
- разнородные упражнения:
- на развитие общей моторики (ходьба, прыжки, наклоны, махи),
- на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры),
- дыхательные упражнения,
- элементы самомассажа.
Виды и формы физкультминуток для детей 1,5–4 лет
Формы проведения физкультминутки с воспитанников младший групп делятся на два типа — за столом/сидя на стульчиках или стоя. Предпочтителен второй вариант — маленькие дети очень подвижны, для полноценного отдыха им необходимо размять все мышцы. Чтобы дети не потеряли интерес к физкультминуткам, время от времени проводятся динамические паузы с атрибутами: погремушками, флажками, платочками, массажными мячиками, искусственными цветами и веточками.
По содержанию и способу проведения в младших группах физкультминутки группируются по видам:
- Оздоровительно-гигиенические. Выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях. В качестве сопровождения используются также песенки (музыкальные физкультминутки Железновой).
Зайчик серенький сидит — (Дети сидят на корточках.)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так! — (Шевелят ладонями над головой, как ушками.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. — (Хлопают в ладоши.)Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок. — (Подскоки на месте или хаотично по комнате.) - Подражательные. Дети имитируют движения живых и неживых объектов:
- животных: мышка крадётся, котик выгибает спинку,
- птиц: воробьишки скачут, цыплята клюют зёрнышки,
- насекомых: бабочка летает, кузнечик прыгает,
- человека: работа строительными инструментами, чистка зубов, приготовление пищи,
- растений: деревья качают ветвями, бутон распускается,
- транспорта: вращаются колёса поезда, самолёт выполняет вираж.
Утром бабочка проснулась, — (Из положения сгруппировавшись на корточках сесть на колени, выпрямить спинку.)
Улыбнулась, потянулась, — (Потянуть руки вверх и в стороны.)
Раз — росой она умылась, — (Имитация умывания.)
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела. — (Имитация полёта бабочки.)
- Танцевальные. Выполняются под русские народные или детские песенки. Воспитанники первой и второй младших групп импровизируют во время танцевальной физкультминутки — двигаются кто как умеет и хочет.
Музыкальное сопровождения для физкультминуток подбирается мажорное, ритмичное. Для танцевальной паузы в младшей группе подойдут песенки «Вместе весело шагать», «В траве сидел кузнечик», «В каждом маленьком ребёнке», «Танец маленьких утят», «Калинка», «По малинку в сад пойдём», «Валенки», «Ой, вы, сени!», «Если дождик идёт не значит…», «Если утром дети умываются» и др.
Видео: музыкальная физминутка во второй младшей группе
Видео: физминутка «Машина»
Видео: танцевальная физкультминутка в младшей группе
Методика проведения физкультминутки в первой младшей группе
В поведении воспитанников младших групп признаки утомления появляются, как правило, на 7–9 минуте занятия (при общей длительности в 15 минут). Это и есть условное время для динамической паузы.
Среди методических рекомендаций для воспитателя первой младшей группы выделяются следующие положения к организации физкультминуток:
- Задание должно быть понятно детям («Под музыку мы будем бегать тихо, как мышки», «Сейчас мы громко похлопаем и бодро потопаем!»).
- Желательно, чтобы содержание физкультминутки согласовывалось с темой занятия.
На занятии по теме «Осень» проводится физкультминутка «Мы — листики осенние».
Занятию по рисованию «Овощи» подходит физкультминутка — «Собираем урожай».
- Незнакомый текст (песенку) для физкультминутки воспитатель предварительно разбирает с ребятами, показывает картинки по содержанию.
- Дети 1,5–3 лет любят повторять — для них это способ обучения. Повторение время от времени знакомых физкультминуток на занятиях вызывает положительные эмоции: дети испытывают радость узнавания, пробуют подпевать, выполнять движения без постоянной оглядки на воспитателя.
- Воспитатель демонстрирует увлечённость процессом: выразительно и задорно произносит стихотворный текст, поёт, танцует вместе с ребятами, при этом хвалит группу за инициативность и старание.
- Физкультминутка — подвижный элемент в структуре занятия. Она может быть проведена чуть раньше условной седьмой минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же они увлечённо чем-либо занимаются, им даётся завершить начатое, а физкультминутку провести во второй половине занятия.
- Если ребёнок отказывается выполнять задания физкультминутки, его не принуждают. К выяснению причины этого отказа воспитателю рекомендуется вернуться сразу по окончании занятия (плохое настроение, неважное самочувствие, отсутствие мотивации).
Таблица: картотека тем для физкультминуток
Общая тема занятий | Названия физкультминуток | Комплекс упражнений |
«Транспорт» | «Поезд мчится и стучит» |
|
«Транспорт» |
| |
«Вы, колёсики, крутитесь» |
| |
«Времена года» | «Зимний день такой холодный» |
|
«Мы листики осенние» (с веточками искусственных листьев) |
| |
«Бабочка весной проснулась» |
| |
«Посуда» | «Чайник» |
|
«Посуда» (пальчиковая гимнастика) |
| |
«Игрушки» | «Любимые игрушки» |
|
«Мы кидаем мяч друг дружке» |
| |
«Погремушка» (с пластмассовыми погремушками) |
| |
«Сказки» | «Буратино потянулся» |
|
«Вышла мышка как-то раз» |
| |
«Животные» | «Котик лапкой умывается» |
|
«Маленький бычок» |
| |
«Зайка шёл, капусту нашёл» |
| |
«Рыбка плавает в водице» |
|
Фотогалерея: примеры карточек с динамическими паузами
Движения-имитации идеально подходят для самых маленьких воспитанников
Физкультминутка «Транспорт» и «Колёсики» состоят из движений, имитирующих езду транспортных средств
Во время физкультминутки «Мышка» малыши имитируют действия сказочного персонажа
Физкультминутка «Чайник» развивает образное мышление малышей, они изображают кипящий чайник
Физкультминутка «Посуда» построена на упражнениях пальчиковой гимнастики
Физкультминутка «Мячики» может повторяться в младшей группе с ускорением темпа
Физкультминутка «Погремушка» развивает чувство ритма у малышей, греметь игрушкой нужно стараться в такт
Временной план физкультминутки в первой младшей группе
Длительность активной паузы на занятии с детьми 1,5–3 лет мала — не более 2 минут. За это время воспитатель называет тему физкультминутки, описывает образы, объясняет задание и вместе с детьми выполняет движения. Короткое упражнение может быть повторено, если малыши к тому расположены, им понравились игровые движения.
Примерный временной план выглядит так:
- оргмомент, построение (врассыпную, кругом, сидя на стульчиках) — не более 15 секунд,
- объяснение содержания и задания — 30–40 секунд.
- выполнение двигательных упражнений — 0,5–1 минута,
- возможный повтор.
В структуре танцевальной физкультминутки отсутствует этап объяснения, детям во время построения даётся сигнал к импровизации под музыку. Таким образом, двигательная часть составит 1,5–2 минуты.
Таблица: пример конспекта физкультминутки в первой младшей группе
Автор | Борисова Л. |
Тема | «Воробушки» |
Ход физкультминутки | В.: Ребята, сегодня мы поиграем, вы будете маленькими воробышками, а я мама-воробьиха. (Воспитатель надевает маску воробья.) Мама воробьиха зовёт своих детей: Ко мне мои воробышки, летите поскорей! Сегодня начинаем учиться мы летать! Скорее вкруг вставайте и будем начинать! Построение вкруг, ходьба с характерными движениями рук (помахивание крылышками). Мама-воробьиха показывает движение и отходит в сторону. В.: Уснула мама воробьиха, а воробышкам этого и надо, расправили крылышки и разлетелись кто куда. (Бег врассыпную.) Воробьиха просыпается: Чик-чирик, чик-чирик! Что за шум! Что за крик! В круг скорее становитесь И опять летать учитесь. (Игра повторяется.) Задремала всего на минутку, А воробушки расшумелись не на шутку, Буду строго, я теперь следить за вами, Чтоб послушными росли воробьями! |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutka-vorobushki.html |
Методика проведения физкультминутки во второй младшей группе
Динамические паузы на занятиях с детьми 3–4 лет проводятся по тем же методическим рекомендациям, что и с детьми раннего возраста. Особыми указаниями к организации физкультминуток во второй младшей группе являются:
- усложнение движений,
- использование в упражнениях нескольких образов-имитаций,
- предварительное проговаривание текстов для физминутки совместно с детьми.
Следует учитывать, что в некоторых детских садах первая младшая группа формируется одна и две вторых младших. Получается, что многие дети поступают на обучение в возрасте 3 лет. Если вторая младшая группа является для детей первым этапом пребывания в ДОУ, то первоначально с ними проводятся физкультминутки по рекомендациям для детей младшего возраста, с постепенным усложнением двигательных упражнений.
Таблица: картотека тем для физкультминуток
Общая тема занятий | Названия физкультминуток | Комплекс упражнений |
«Животный мир» | «Зайчики на опушке» |
|
«Цапля» |
| |
«Лягушки» |
| |
«Профессии и занятия людей» | «Музыканты»/«Театр» |
|
«Если хочется тебе, то делай так…» |
| |
«Сажаем репку» |
| |
«Одежда и обувь» | «Сапожки» («Я умею обуваться») |
|
«Идём на прогулку» |
| |
«В понедельник я кроила» |
| |
«Природа» | «Ветер» |
|
«Грибы» |
|
Фотогалерея: примеры карточек с динамическими паузами для детей 3–4 лет
Физкультминутка «Грибы» традиционно проводится в начале учебного года при изучении темы «Осень»
Физкультминутка «Лягушка» проводится во второй половине года (в ней много движений)
Физкультминутка «Ветер» помогает расслабить и потянуть мышцы
Физкультминутку «Если хочется тебе, то делай так…» можно дополнять названиями различных профессий
Физкультминутка «Репка» может быть проведения после изучения одноимённой народной сказки
Физкультминутка «Идём на прогулку» проводится на занятиях в зимнее время
Таблица: примерный временной план физкультминутки «Долго, долго мы лепили» во второй младшей группе
Этап | Длительность |
Сигнал к динамической паузе, объяснение задания. | 30 секунд |
Выполнение упражнений для кистей рук и пальцев. | 30–40 секунд |
Повторение. | 30–40 секунд |
Таблица: пример конспекта физкультминутки во второй младшей группе
Тема занятия | «В гости к Ёжику» |
Ход физкультминутки | <,…М.р.: Ребята, Ёжик говорит, что хочет с вами поиграть, а помогут ему его друзья — цветные массажные мячики. (Дети берут из корзинки массажные мячики.) Катится колючий ёжик, Нет ни головы, ни ножек. (Делают круговые движения мячиком по ладони и пыхтят, как ёжик: «Уф-уф-уф».) По дорожке он бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Он по пальчикам бежит, (Прокатывают мячик от основания до кончиков пальчиков и пыхтят.) И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Катится туда-сюда. Вам щекотно? Дети: Да-да-да! Повторяют на другой ладошке…>, |
Цит. по: https://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-muzykalnogo-zanyatiya-dlya-detej-vtoroj-mladshej-gruppy-v-gosti-k-yozhiku.html |
Физкультминутки являются неотъемлемой частью занятий в детском саду. Для малышей эти паузы — отдых и развлечение. Благодаря физкультминуткам младшие дошкольники приобретают мотивацию к образовательной деятельности — в садике занимаются без указания сидеть неподвижно. Воспитатель предоставляет детям возможность подвигаться для восстановления сил и эмоционального равновесия.