Физкультминутки в подготовительной группе детского сада: как организовать и провести

Чем ближе поступление в школу, тем больше напряжения испытывает детский организм. Занятия в детском саду, на подготовительных курсах, дома. Ребёнок учится писать, читать, считать — за партой напрягаются мышцы спины, шеи, кисти ведущей руки. Воспитателю детского сада важно подготовить ребёнка к обучению в школе. И не менее важно сделать это бережно, сохраняя физическое и психическое здоровье ребёнка, восполняя его потребность в движении.

Значение физкультминуток в подготовительной к школе группе

В последний год пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) осуществляется интенсивная их подготовка к последующему усвоению школьных предметов. Будущий первоклассник должен владеть первоначальными математическими навыками, уметь писать печатные буквы, разбирать слово по звуковому составу, иметь представления о свойствах простых веществ. Дети 6–7 лет больше времени проводят за рабочими местами — возрастает нагрузка на позвоночник, мышцы и связки ведущей руки (которой пишут, держат ножницы, рисуют), глаза.

Это интересно. Учёные утверждают, что положение сидя неестественно для человека. Особенно высока потребность в движении у детей, это условие нормального роста и развития организма.

Дети, сидя за партами, рисуют цветными карандашами

Занятия в подготовительной группе приближаются по форме проведения к школьным урокам

Воспитатель должен проследить за усвоением программы, заботясь при этом и о здоровье подопечных. Поэтому роль физкультминуток на занятиях с дошкольниками возрастает год от года. Динамические паузы — обязательный элемент занятий с детьми 6–7 лет. Это короткий отдых, который помогает сохранить баланс физических и внутренних сил: с мышц снято напряжение, но тонус не ослаб, и настроение положительное. Цель физкультминуток в старшей группе — созидание здоровья детей через двигательную активность.

Дети выполняют движения руками

В середине занятия обязательно проводят физкультминутку

Таблица: задачи физкультминуток на занятиях с детьми 6–7 лет

Задачи физкультминуток Особенности
Повышение или стабилизация работоспособности во время занятия В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность к произвольному вниманию: ребята могут сознательно концентрировать внимание и удерживать его в течение непродолжительного отрезка времени. Но по-прежнему сохраняется необходимость в частой смене деятельности — для поддержания интереса к занятию и профилактики умственного перенапряжения.
Профилактика мышечного перенапряжения Во время занятий в подготовительной группе у детей в напряжении находятся мышцы туловища, спины, шеи — из-за сидячего положения за рабочим столом. Физкультурная пауза даёт возможность расслабиться, ткани насыщаются кислородом. Активно работают мышцы руки, когда ребёнок пишет, рисует, вырезает. Физкультминутки в таком случае проводятся в форме пальчиковой гимнастики, что предотвращает мышечные зажимы и спазмы в кисти ведущей руки.
Забота об органах зрения и слуха Будущие школьники работают с большим объёмом наглядного материала: рассматривают иллюстрации, следуют схемам и мнемотаблицам, просматривают познавательные презентации. Напряжение испытывают глаза, что может привести к повышению внутричерепного давления и далее к головным болям. Традиционная физкультминутка даёт глазам отдохнуть, дети выполняют большинство упражнений по памяти или словесным указаниям воспитателя. Коррекционные упражнения стимулируют циркуляцию крови и внутриглазной жидкости, улучшают аккомодацию (способность глаза видеть предметы на разных расстояниях).
Занятия образовательной деятельностью требуют также повышенной слуховой внимательности: дети выполняют задания по устным инструкциям, слушают зачитываемые педагогом произведения или объяснения. Физкультурную паузу рекомендуется проводить под приятное музыкальное сопровождение.
Создание хорошего настроения Немаловажный аспект — забота об эмоциональном фоне в группе и поддержании позитивного настроя у каждого воспитанника. Физкультминутки развлекают детей, эти короткие паузы проводятся в игровой форме с привлечением любимых ребятами персонажей, весёлыми стишками и песенками. Много важной информации впитывают воспитанники 6–7 лет, готовясь к школьной жизни, но нельзя забывать, что ведущая деятельность старших дошкольников — по-прежнему игра.

Дети с поднятыми вверх руками делают гимнастику возле парт

Для эффективной физкультминутки нужно немногое: встать из-за рабочего места и хорошенько размяться

Приёмы проведения физкультминуток

Воспитанники подготовительной группы в достаточной мере организованы, охотно следуют инструкциям и указаниям педагога. Воспитатель может придумать традицию: о начале физкультминутки будет сообщать какой-либо сигнал. Это может быть звук свистка (колокольчика) или стихотворный позывной. Знакомая команда вызовет у ребят радость, и в мозг поступит сигнал о возможности организму отдохнуть. Физкультминутки необходимо проводить на занятиях, требующих повышенной умственной активности, а также при малоподвижных видах деятельности:

  • занятия по обучению грамоте,
  • ФЭМП (формирование элементарных математических представлений),
  • опытно-экспериментальная деятельность,
  • занятия по развитию речи,
  • продуктивное творчество (лепка, конструирование, рисование),
  • кружковая деятельность: занятия по шахматам, английскому языку, авиамоделированию и др.

Дошкольники делают гимнастику в библиотеке

Для воспитанников подготовительной группы физкультминутку проводят и во время занятия в библиотеке

Проводя физкультурную паузу с детьми 6–7 лет, воспитатель использует следующие приёмы:

  • Доступность:
    • разученные ранее упражнения и игры дети выполняют самостоятельно, услышав команду воспитателя,
    • если в группе детей наблюдается затруднение в выполнении задания, воспитатель просит осуществить показ уверенного в движениях ребёнка,
    • если в ДОУ есть проектор, детям демонстрируются слайды с порядком выполнения действий (в качестве напоминания).
  • Музыкальность:
    • использование фоновой музыки (инструментальных мелодий, народных мотивов),
    • выполнение физкультминутки в соответствии с текстом песенки.
  • Занимательность:
    • детям 6–7 лет интересны игровые упражнения по темам «Путешествия», «Космос», «Спорт», «Профессии»,
    • в рамках реализации ИКТ проводятся мультипликационные физкультминутки (ролики, где персонажи поют и показывают движения).
  • Разнородность упражнений:
    • на совершенствование точности и ловкости движений (крупная моторика),
    • на развитие подвижности и гибкости пальцев (мелкая моторика),
    • офтальмотренаж (упражнения для глаз),
    • дыхательные упражнения,
    • элементы самомассажа,
    • элементы логоритмики.

Дети и педагог выполняют упражнение с разведёнными в стороны руками

Показывать ребятам знакомые движения может как сам педагог, так и уверенно выполняющий упражнение воспитанник

Виды и формы физкультминуток в подготовительной группе

Физкультурные паузы на занятиях в подготовительной группе проводятся в двух формах — непосредственно за рабочим местом (сидя) или на ковре группового помещения (стоя). Предпочтительно, чтобы каждая физкультминутка способствовала расслаблению всех групп мышц. Делая гимнастику для глаз или пальчиков в положении сидя, ребята могут встать рядом со столом, чтобы сделать несколько приседаний.

Дети и педагог стоят в кругу с поднятыми вверх руками

Предпочтительно, чтобы динамические паузы для детей проводились в положении стоя

По содержанию и способу проведения физкультминутки для старших дошкольников делятся на 3 вида:

  • Оздоровительно-гигиенические физкультминутки — комплексы двигательных упражнений со стихотворным, песенным или музыкальным сопровождением. Такие динамические паузы проводятся чаще всего в подготовительной группе. Дети легко заучивают стихотворения и потешки, могут произносить их хором самостоятельно или вместе с воспитателем. Возрастает роль музыкальных физкультминуток: ребята старшего дошкольного возраста стремятся выполнять движения ритмично и эмоционально, следят за мелодией.
    Физкультминутки оздоровительно-гигиенические можно разбить на 2 подвида — динамические паузы общего воздействия и для снятия локального напряжения. Воспитателю подготовительной группы необходимо включать специальные физкультминутки в структуры занятий, на которых выполнялись сложные для дошкольников задания (освоение письма, подготовка к чтению, счёт и вычислительные операции): с детьми рекомендуется выполнять упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с плечевого пояса и рук.
    Мальчик и девочка делают пальчиковую гимнастику

    Оздоровительно-гигиенические физкультминутки содержат задания для тренировки различных групп мышц: крупной и мелкой мускулатуры



  • Танцевальные физкультминутки — двигательная импровизация под музыку. Воспитанникам подготовительной группы во время танцевальной паузы рекомендуется давать такие задания: «Попробуйте включить в движения элементы присядочной», «Строимся в хоровод», «Станцуем лимбо» и т. д. То есть ребятам предлагается повторить ранее изученные движения (на музыкальном или хореографическом занятиях). В качестве музыкального сопровождения используются:
    • песенные композиции детских коллективов («Барбарики», «Непоседы», «Смайлики»),
    • русские народные песни,
    • танцы народов мира (ламбада, лимбо, тарантелла, цыганочка, лезгинка).

      Интересный факт. По уровню физической нагрузки исследователи приравнивают танцевальное занятие к футбольной тренировке или полноценной пробежке. Поэтому даже 2–3 минуты активного танца окажут благотворное воздействие на состояние детей.

      Дети на танцевальной физкультминутке

      Выполняя танцевальные движения, дети отдыхают, разминают мышцы, обретают хорошее настроение


  • Электронные физкультминутки — проецируемые на полотно видеоролики, на которых показываются движения. В подготовительной группе можно проводить электронный офтальмотренаж: дети следят за изображениями, передвигающимися по экрану, при этом напрягаются и расслабляются мышцы глаз.
    Электронные физкультминутки доступны для скачивания на видеохостингах. Обратите внимание на видеопесенки с движениями на иностранных языках. Их также можно использовать на занятиях в подготовительной группе, предварительно обсудив с ребятами содержание песенки и выучив некоторые слова.
    Танцы с «Кукутиками»

    Детям нравится повторять движения за сверстниками или сказочными персонажами, которых они видят на экране



Видео: консультация «Музыкальные физкультминутки»

Физкультминутки Екатерины Железновой — это игровая гимнастика для детей 1,5–4 лет. На видео выполняют упражнения ребята старшего возраста. Выполняют легко, группа идеально организована. И всё-таки проводить все 3 минуты динамической паузы в положении сидя неправильно. Хотя бы одно из показанных музыкальных упражнений могло быть выполнено стоя.

Видео: музыкальная физкультминутка в подготовительной группе

На видео — грамотно организованная физкультминутка. В зимнее время дети упражняются под песенку про мороз. Ребята разминаются рядом с рабочими местами, в положении стоя. Упражнения выполняются воспитанниками самостоятельно, поэтому у некоторых наблюдается неуверенность в движениях, воспитателю в подобной ситуации следует в следующий раз повторить с ребятами порядок действий.

Видео: физкультминутка «Самолёт»

Оздоровительно-гигиеническая физкультминутка с Чудариками может проводиться на занятиях по темам «Профессии» (ребята изображают лётчиков). Эту яркую и весёлую динамическую паузу удачно использовать во время утренников и совместной с родителями деятельности детей. На проекторной доске идёт запись физкультминутки, и все повторяют. Можно разбить взрослых и детей на две команды, проследить, кто лучше справится с заданием.

Видео: песенка-игра «Itsy Bitsy Spider»

Разучивая с воспитанниками песенки и стишки на английском языке, педагог обязан параллельно проводить консультации с родителями. На информационном стенде размещаются тексты песен, которые прослушивают дети. Видеозаписи с физкультминутками на английском языке можно публиковать в общем чате группы, чтобы родители повторяли с ребятами движения по вечерам и в выходные дни.

Методика проведения физкультминуток в подготовительной группе ДОУ

Неусидчивость, рассеянность внимания, отвлечение на посторонние занятия, разговоры с ребятами во время занятия — крайне редко это признаки неорганизованности или плохого поведения. Как правило, так проявляется переутомляемость, потеря интереса к выполняемой деятельности.

Длительность занятия в подготовительной группе достигает 30 минут. Потребность в двигательной активности возникает у детей на 14–15-й минуте образовательной деятельности. Воспитателю не стоит дожидаться тревожных симптомов. Необходимо включать в структуру каждого занятия физкультурную паузу.

Четыре девочки делают зрительную гимнастику с шариками в руках

В середине занятия, предполагающего большее напряжение органов зрения, проводится гимнастика для глаз

Методические рекомендации к проведению физкультминуток в подготовительной группе:

  • Задание формулируется понятно детям («Под музыку попробуйте изобразить подземных гномов», «Вспомните движения тарантеллы, которые вы изучали на хореографии, и используйте их в танцевальной импровизации»).
  • Содержание физкультурных минуток согласуется с темами занятий по календарному планированию. Например, первая неделя сентября посвящена в подготовительной группе теме «Мы — будущие школьники». Проводятся занятия-исследования «Что нужно первокласснику», подвижные и сюжетно-ролевые игры школьной тематики, чтение стихотворений и рассказов о маленьких учениках. Физкультминутки выбираются не про животных, природу, транспорт, а про отношения в детском коллективе: «Дружат в нашей группе», «Дружно встали», «Дружно с вами мы считали» и др.
  • С воспитанниками подготовительной группы рекомендуется проводить знакомые (со средней и старшей групп) физкультминутки с усложнением заданий. Добавляются атрибуты, выполняется гимнастика с постепенным ускорением темпа. Можно добавить элемент соревновательности: разделить группу на две команды и проследить, какая выполнит по памяти движения точнее, а какая — выразительнее.
  • Воспитатель может не выполнять задания физкультминутки. При этом он активно следит за действиями детей: указывает на неточности, хвалит за хорошую отдачу, эмоциональность в выполнении движений. Время от времени педагогу всё же стоит заниматься вместе с ребятами (как вариант, во время нетрадиционных физкультминуток), ведь дети стремятся быть похожими на взрослых, им нужна мотивация и пример перед глазами.
  • Физкультминутка — подвижный элемент в структуре занятия. Её можно провести раньше условной 15-й минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же ребята увлечённо чем-либо занимаются, пусть они доведут дело до конца, а физкультминутка будет во второй части занятия.

    Разрешается (а в особенно насыщенных занятиях рекомендуется) организовывать две динамических паузы для детей 6–7 лет.


Дети делают физкультминутку на стульчиках, педагог показывает движения

Со старшими дошкольниками воспитатель выполняет физкультминутку не каждый раз: если пауза проводится в нетрадиционной форме или с новыми предметами

Таблица: картотека тем для физкультминуток в подготовительной группе

Общая тема занятий (в соответствии с планированием в подготовительной группе) Физкультминутки и комплексы упражнений
«Скоро в школу»
  • «Для разминки из-за парт» (выполняется около рабочего стола, парты):
    • бег на месте,
    • наклоны туловища,
    • «мельница» (вращательные движения руками),
    • приседания,
    • прыжки на месте,
    • восстановление дыхания.
  • «Спорт ребятам очень нужен»:
    • ходьба на месте,
    • подъём-опускание рук,
    • наклоны туловища,
    • хлопки в ладоши,
    • кивки головами,
    • махи руками,
    • танцевальная импровизация.
«Осень»
  • «Листопад» (как вариант, с искусственными листьями):
    • волнообразные движения руками,
    • повороты на носочках,
    • плавные наклоны туловища,
    • ходьба по кругу с шаркающими движениями ногами и ритмичным произнесением звука [ш],
    • махи руками вверх (подражательные движения: подбрасывание листьев).
  • «Осенние яблоки»:
    • руки вверх, кисти опущены (яблоки висят на ветках печальные),
    • покачать кистями из стороны в сторону (яблоки скучают),
    • покачать руками (дети раскачали яблоневые ветви),
    • руки согнуть в локтях, ладони прямые и напряжённые, покачать ритмично руками вверх-вниз (яблоки посыпались на землю).
«Мой город, моя страна, моя планета»
  • «По родному краю дружно мы шагаем»:
    • ходьба по кругу,
    • махи руками в стороны,
    • повороты туловища,
    • прыжки на месте,
    • махи руками.
  • «Росиночка-Россия» (электронная физкультминутка):
    • элементы русской народной пляски,
    • элементы современного танца.
  • Танцевальные паузы:
    • «Моя Россия»,
    • импровизации под народные мелодии,
    • хороводные игры.
«Новый год»
  • «Наконец пришла зима»:
    • построение в кружок,
    • махи руками в стороны,
    • руки «домиком»,
    • подражательные движения (снег падает, дворник метёт улицу, бег на лыжах, игра в снежки),
    • приседания,
    • кружение на месте.
  • Электронная физкультминутка с Дедом Морозом («Замела метелица»):
    • прыжки на месте,
    • хлопки,
    • танцевальные движения.
  • Танцевальные паузы:
    • «Под Новый год» (из «Фиксиков»),
    • «Новогодняя песенка» (из м/ф «Маша и медведь»),
    • «В лесу родилась ёлочка».
«Зима»
  • Электронная физкультминутка с пингвином:
    • повороты головой,
    • наклоны головой,
    • ходьба на месте,
    • махи руками,
    • наклоны туловища.
  • «Зимний лес» (физкультминутка для глаз):
    • по команде закрыть и открыть глаза,
    • вращать глазами по часовой стрелке и в другую сторону,
    • смотреть вправо-влево, вверх-вниз,
    • зажмуриться,
    • мигать.
«День защитника Отечества»
  • «Солдатик»:
    • марш на месте,
    • выполнение движений по командам в стихотворении,
    • марш по кругу.
  • «Вот выходит на парад»:
    • упражнения для плечевого пояса,
    • наклоны туловища,
    • приседания,
    • ходьба на месте,
    • дыхательные упражнения.
  • Танцевальные паузы:
    • «Я бы мог служить в спецназе»,
    • «Марш моряков».
«8 Марта»
  • Танцевальные паузы:
    • «Мамины глаза»,
    • «С первым лучом весны приходит праздник».
«Весна»
  • «Собирайся, детвора, весна зовёт»:
    • хлопки в ладошки,
    • ходьба на месте,
    • ходьба на носочках по кругу,
    • ходьба с высоким подъёмом колена,
    • ходьба змейкой,
    • махи руками.
  • «Весну звали» (электронная физкультминутка):
    • танцевальные движения.
  • «На лугу» (электронная физкультминутка для глаз).
«До свидания, детский сад!»
  • «А часы идут, идут»:
    • ритмичные наклоны туловища,
    • глубокий присед,
    • приседания,
    • вращения туловищем по часовой стрелке и в другую сторону,
    • ходьба на месте,
    • бег на месте,
    • восстановление дыхания.
  • Танцевальные паузы:
    • «Первоклашка»,
    • мелодия «Детский сад» (из к/ф «Усатый нянь»),
    • «В первый класс».

В методической папке воспитателя должна присутствовать картотека физкультминуток. На карточке записывается текст динамической паузы и движения. Танцевальные физкультминутки рекомендуется оформлять отдельным листом: указать названия музыкальных композиций, возможное задание и на каких занятиях предполагается проводить. На консультациях родителям демонстрируется проведение физкультминутки и предлагается ознакомиться с картотекой.

Фотогалерея: примеры карточек с физкультминутками

Временной план физкультминутки

Длительность физкультминутки на занятии с детьми 6–7 лет составляет 1,5–3 минуты. Воспитатель прогнозирует, будет ли в структуре одна динамическая пауза в середине или по одной паузе в первой и второй половине занятия. Соответственно, две короткие физкультминутки длятся по 1,5 минуты, одна физкультминутка на занятие — 3 минуты.

Примерный временной план короткой физкультминутки:

  1. Оргмомент, построение (врассыпную, кругом, сидя на стульчиках) — не более 15 секунд.
  2. Объяснение содержания и задания — 20–30 секунд.
  3. Выполнение двигательных упражнений — 45 секунд — 1 минута.

Примерный временной план трёхминутной паузы:

  1. Оргмомент, построение — 10–15 секунд.
  2. Объяснение содержания и задания — 20–30 секунд.
  3. Выполнение двигательных упражнений — 1,5–2,5 минуты.
  4. Возможный повтор — 30 секунд.

Дети изображают раскачивающиеся на ветру деревья

При выполнении упражнений дошкольникам нравится создавать образы, изображать знакомые объекты действительности

В подготовительной группе любая физкультминутка содержит этап объяснения или проговаривания задания. Дети не импровизируют под музыку бездумно — им нравится создавать образы или вспоминать озвученные воспитателем движения. Электронные физкультминутки обычно начинаются непосредственно с демонстрации упражнений, поэтому воспитатель предваряет просмотр указанием: «Выполним гимнастику вместе с Кукутиками. Будьте внимательны, завтра мы повторим движения без видеозаписи!».

Таблица: конспект физкультминутки «Гусак-физкультурник» в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Шмакова Н., педагог-психолог, воспитатель, МБДОУ Д/с №85 «Гвоздика», г. Ульяновск.
Ход физкультминутки Наш гусак встаёт на зорьке, (Из положения основной стойки поднять руки вверх и потянуться)
Он к реке сбегает с горки. (Руки согнуть в локтях, бег на месте)
Он гусиную зарядку любит делать по порядку. (Маршировать на месте)
Для начала — бег на месте, (Бег на месте)
Крылья врозь, а лапки вместе. (Развести руки в стороны, подпрыгнуть, приземлиться, ноги вместе)
Упражнения для шеи, чтоб росла ещё длиннее. (Вращение головой)
Тренировка для хвоста, (Вращение бёдрами)
А потом — бултых с моста. (Присесть и прыгнуть вперёд)
Он плывёт на середину, (Имитация плавательных стилей брасс или кроль)
Чистит лапы, моет спину. (Погладить правую и левую руки, затем спину)
Крикнул селезень: «Кряк-кряк! (Руки в стороны, согнуть в локтях, пальцы в кулак)
Физкультурник наш — гусак!» (Медленно кружиться, переступая с ноги на ногу)
В.: Устали, гусаки! Пора пообедать. А вот и стрекоза летит.
Выполнение зрительной гимнастики. &lt,…&gt,












Этап рефлексии В.: Для чего мы делаем физкультминутки и зрительные гимнастики? У кого получилось лучше всех? (Ответы детей).
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-fizkultminutki-v-podgotovitelnoi-grupe-dlja-detei-s-narushenijami-zrenija-na-temu-gusak-fizkulturnik.html

Физкультминутки — проверенная временем здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками. Их выполняют малыши ясельной группы, притоптывая, прихлопывая и гремя погремушкой. Воспитанники средней группы совершенствуют двигательные навыки, внимательность и ловкость во время динамических пауз. Но максимально важны физкультминутки для будущих школьников: это способ формирования красивой осанки, забота о сохранении физического здоровья и позитивного настроения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: