Игра в детском саду — неотъемлемая часть жизни ребят. Игра и обучает, и развлекает, и мирит, и успокаивает. Каждый воспитатель стремится сделать развивающую игровую среду своей группы насыщеннее и богаче. Какие же игры наиболее актуальны в разных возрастных группах и как изготовить их, не затратив много времени и сил?
Проведение игр в детском саду
Феномен игры привлекал внимание педагогов и психологов во все времена. Поначалу игру ребёнка считали действием, направленным единственно на получение удовольствия, радости, служащим для развлечения и забавы. Но серьёзные научные исследования ведущих специалистов в области педагогики и детской психологии доказали: игра — это мощный инструмент, которому под силу решить самые сложные задачи образования, воспитания и развития малышей. Мало того, недостаток игр и игровых действий ведёт к самым неприятным последствиям: торможению интеллектуальных процессов, трудностями в социализации, даже возникновению стресса у детей.
В дошкольных образовательных учреждениях игры сопровождают малышей почти всё время: в первую и вторую половину дня, в разные режимные моменты, на занятиях и прогулках. Это помогает не только выполнить программные требования, но и способствует укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Содержание и задачи игровой деятельности в разные периоды детства
Поскольку психология детей раннего (третий год жизни), младшего (четвёртый-пятый) и старшего (шестой-седьмой год) дошкольного возраста имеет свои особенности, то и организация игр в эти периоды преследует несколько различные задачи, которые расширяются и усложняются по мере взросления детей.
Особенности игровой деятельности детей третьего года жизни
На третьем году жизни ведущей деятельностью ребёнка ещё остаётся предметная, на смену которой постепенно приходит игровая, поэтому основой игр служат разнообразные практические действия с предметами. Сюжетные игры начинают своё становление с отобразительных — отражающих увиденное ребёнком в реальном мире. Основные виды игр в этом возрасте таковы:
- Сюжетно-отобразительные — на основе повторения действий взрослых:
- «Кукла заболела»,
- «Угостим кукол вкусными пирожными»,
- «Оденем куклу Дашу на прогулку»,
- «Покатаемся в машине».
- Игры-имитации на основе стихотворений, песенок, сказок:
- «По лесной лужайке разбежались зайки»,
- «Я люблю свою лошадку»,
- «Птички летают, чистят пёрышки, клюют зёрнышки».
- Строительные — дети с помощью воспитателя сооружают по образцу несложные конструкции и обыгрывают их, используя маленькие фигурки животных, пупсов, машинки:
- «Диванчик и столик для кукол»,
- «Горка и качели»,
- «Домик для собачки»,
- «Дорога и мостик».
- Режиссёрские — ребёнок не берёт на себя роль, а управляет действиями игрушек и озвучивает их:
- куколка покатилась с горки, упала, плачет: «А-а-а!», надо её пожалеть,
- собачка и котик сидят возле домика, попили молока из мисочки, зашли в домик, уснули в нём и т. д.
- Дидактические — знакомят детей с игровыми задачей и правилами, которые следует выполнять, чтобы достичь результата:
- Предметные. Обычно это игры на закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). В них используются всевозможные матрёшки, башенки, втулочки разных цветов и форм, бусы для нанизывания, пирамидки, шарики, цветные прищепки, игрушки:
- «Разложи шарики по цвету в коробочки»,
- «Сложи пирамидку»,
- «Грибочки и ёлочки»,
- «Подари солнышку лучики».
- Настольно-печатные. Это крупная мозаика, кубики, картинки:
- «Найди детёныша»,
- «Сложи картинку»,
- «Найди пару».
- Предметные. Обычно это игры на закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). В них используются всевозможные матрёшки, башенки, втулочки разных цветов и форм, бусы для нанизывания, пирамидки, шарики, цветные прищепки, игрушки:
- Игры с водой и песком:
- «Следы на песке»,
- «Песочная мельница»,
- «Ловись, рыбка!»
- Подвижные — способствуют развитию физических качеств, ловкости, быстроты, навыков ориентировки в пространстве, совершенствуют координацию движений:
- «Бегите за мной»,
- «Пройди и не задень»,
- «Кто первый поднимет флажок».
- Пальчиковые — способствуют развитию мелкой моторики и ловкости пальцев, развивают речь, учат координировать действия обеих рук:
- «Сварим кашку»,
- «Ду-ду-ду, дудочка»,
- «Этот пальчик — дедушка».
- Игры-драматизации — дети, используя маски или элементы одежды из уголка ряжения (платочки, шапочки, переднички), перевоплощаются в персонажей сказок и мультфильмов.
Задачи игровой деятельности в раннем возрасте (согласно образовательной программе «Детство»):
- Развивать игровой опыт каждого ребёнка.
- Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.
- Поддерживать первые творческие проявления детей.
- Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.
- Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в играх эстетической направленности.
Для раннего возраста характерны:
- «Игры рядом» — дети ещё не взаимодействуют друг с другом, но могут делиться со сверстниками игрушками, демонстрируют товарищу результат игры, интересуются его действиями.
- Зависимость хода игры от взрослого — самостоятельно малыши ещё не способны задумать сюжет игры и поддерживать её развитие, обеспечивать обогащение новыми элементами.
- Малое включение фантазийных, воображаемых элементов — используется увиденное в реальной жизни, испытанное на личном опыте.
- Одушевление неживого, присвоение несуществующих свойств предметам — не на основе фантазирования, но из-за недостатка сведений о явлениях и предметах. Дети «кормят» любимую машинку кашей из тарелки в самостоятельной режиссёрской игре, могут «посадить» зайчика на дерево, так как ещё не знают, что зайцы не умеют лазать по деревьям. В таких случаях не стоит исправлять детей, прерывать игру. Малыш имеет право проявлять свою фантазию, даже если она основана на нехватке жизненного опыта. Но воспитателю стоит провести с ним игру, которая отображает реальные свойства предметов: «Покатаем машинку по дорожке, вот она везёт кубики, вот мы их разгружаем», «Зайчик скачет по лужайке, а белочка сидит на ёлочке и грызёт шишку. Они увидели друг друга, белочка спрыгнула вниз, и зверята играют».
Игра в младшем дошкольном возрасте (4–5 лет)
Младший дошкольный возраст немыслим без игр. Это отражается и в значительном их многообразии по сравнению с этапом раннего детства. Задачи игровой деятельности в этом возрасте усложняются и включают в себя:
- Обогащение тематики и видов игр, расширение диапазона игровых действий. На первый план выходит сюжетно-ролевая игра. Дети учатся распределять роли, следовать им, устанавливать отношения в игре, создавать обстановку, используя атрибуты, предметы-заместители, выполнять действия согласно реальным и воображаемым ситуациям.
- Развитие творческих способностей, экспериментирования, креативного подхода.
- Приучение детей более строгому следованию правилам, умению принимать поражение в соревновательной игре, не смеяться над проигравшим.
- Воспитание дружеских, доброжелательных взаимоотношений, умения делиться игрушками, уступать, понимать, что у других детей может быть отличное мнение, которое нужно уважать.
Виды игр в младшем дошкольном возрасте:
- Сюжетно-ролевые — дети участвуют в выборе и обдумывании сюжета игры, способны сохранять интерес к сюжету в течение 12–18 минут, а иногда и дольше, брать на себя и отыгрывать упрощённые роли (врач слушает ребёнка, медсестра сделала укол, мама купила в магазине продукты). Игра сопровождается речевыми пояснениями: «Наши дочки поспали, теперь мы их покормим и поведём гулять». Дети могут использовать готовое игровое пространство (гараж, парикмахерскую, комнату дома), а также изменять и дополнять его, используя предметы-заменители, объединять предметы двух игровых пространств.
- Режиссёрские — приобретают более сложный сюжет, количество персонажей увеличивается, теперь в игре не один, а два и больше «режиссёров», которые довольно слаженно и дружно строят общий ход игры. Появляется желание демонстрировать свою игру зрителям (воспитателю, другим детям).
- Импровизация и театрализация — обожаемый вид игр в младшем дошкольном возрасте. Бурное развитие фантазии побуждает ребёнка воображать себя всем, что он видит вокруг, подражать и имитировать. Это закономерно, поскольку игра есть исполнение желаний (по Л. С. Выготскому), а детям в этом возрасте хочется попробовать себя в самых разных ролях: и солнышка, и дождика, и лесных зверят, и героев сказок.
- Игры-экспериментирования — основаны на просыпающемся интересе малышей к окружающему миру и его тайнам. Включают в себя игры:
- с природным материалом (песком, водой, снегом, льдом),
- с объектами природы (солнечными зайчиками, мыльными пузырями, ветром),
- со стёклами (в безопасном виде),
- со светом и тенью,
- со звуками,
- с бумагой.
- Дидактические — значение их возрастает, они используются на каждом занятии и в прочие режимные моменты, выполняя различные образовательные задачи, способствую развитию мыслительных процессов, речи, внимания, логики.
- Конструкторские — виды и формы построек значительно усложняются, строительные игры объединяются с другими разновидностями игр (к примеру, строится дом для кукол, в котором потом разворачивается режиссёрская игра «Семья»).
- Подвижные и пальчиковые — включают в себя более сложные движения и правила, отличаются появлением ведущих ролей, которые может исполнять не только воспитатель, но и ребёнок.
Старший дошкольный возраст — время подготовки к школе
Ведущими психологами доказано, что именно игра способствует быстрому и правильному формированию жизненных компетенций, которые упростят процесс адаптации к школьной жизни и помогут ребёнку в дальнейшем:
- умение сотрудничать,
- обучаемость, быстрое овладение новыми знаниями и навыками,
- коммуникабельность,
- умение брать на себя ответственность,
- умение применять знания на практике,
- стойкое преодоление трудностей,
- умение устанавливать связь между событиями.
Учитывая возросшие требования, усложняются и задачи, возлагаемые на игровую деятельность:
- Развивать умение задумывать и осуществлять сюжет игры (сначала на основе знакомых сказок и историй, потом с внесением частичных изменений, а к началу седьмого года жизни — создавать новый сюжет, проявляя творчество и фантазию).
- Обогащать и расширять круг сюжетов (ферма, банк, музей, супермаркет, турагентство).
- Совершенствовать умение соблюдать правила, сообщать своё мнение по ходу и развитию игры, выслушать партнёра, прийти к общему мнению.
- Стимулировать активность, самостоятельность и творчество детей, поощрять создание новых правил.
- Развивать взаимоотношения между детьми в игре, игровое сотрудничество.
К играм, используемым в младшем дошкольном возрасте, прибавляются фантазирования. В них подражают не реально существующим взрослым с определённой профессией (водитель, космонавт, строитель), а персонажам сказок и легенд, наделённым свойствами, которыми бы хотели обладать и ребята: фее, волшебнику, великану, русалке.
Такие игры имеют большой потенциал в области развития креативности и воображения, но не менее важно и нравственное воспитание. Наделённые особыми способностями герои всё равно должны оставаться добрыми: великан не ломает, а помогает построить красивый город, волшебник делает только добрые чудеса. Если ребёнок в фантазийной игре проявляет агрессию, стремится к разрушению, это сигнал для воспитателя обратиться к психологу.
Приёмы руководства детской игрой в ДОУ
Приёмы организации и руководства детской игрой делятся на три группы. В первую входят те, что связаны с обогащением детей необходимыми знаниями об окружающем мире, деятельности людей, разнообразии профессий и отношений между людьми:
- экскурсии,
- наблюдение,
- встречи с людьми разных профессий,
- чтение художественной литературы,
- рассказ,
- беседа,
- показ фотографий, иллюстраций, картин,
- инсценировки литературных произведений.
Во вторую группу входят приёмы, которые имеют своей целью непосредственно развивать и формировать игровую деятельность:
- показ примера воспитателя (как играть, какие действия выполнять), он особенно важен в раннем возрасте,
- совет — предложение, какой сюжет использовать, какие атрибуты лучше подойдут,
- напоминание правил, порядка действий,
- поручение,
- разъяснение,
- поощрение.
Третья группа включает в себя приёмы, связанные с изготовлением игровых материалов, оборудования, предметов для игр:
- показ приёмов конструирования, изготовления поделок,
- совместное выполнение построек, атрибутов (книг для игрушечной библиотеки, тетрадок для кукольной школы),
- рассматривание образца,
- показ схем, таблиц.
Особое значение в старшей и подготовительной группе приобретают игры, связанные с развитием интеллекта, мыслительной сферы:
- логические,
- на внимание,
- память,
- умение находить нестандартное решение, изменять ситуацию, проявлять творческий подход.
» width=»369″ height=»215″ />,
Особое внимание в старшей группе уделяется логическим и творческим играм
Разнообразие и богатство игровой деятельности детей в первую очередь зависит от воспитателя, от того, творческая ли он натура, увлечён ли своим делом. Ведь именно эти качества помогают педагогу создать в пространстве группы ту самую развивающую игровую среду, которая будет стимулировать развитие ребёнка и побуждать малышей к игре.
Самодельные игры для детей разного возраста
Для самых маленьких детей воспитатель может создать игры своими руками, комбинируя различные предметы, а также используя их в необычном ключе. В большинстве своём это игры на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики. С ростом детей усложняются и игры, игровые пособия могут уже быть предназначены для сюжетно-ролевых процессов, разных видов театрализации и т. д.
Игры с прищепками
Малыши очень любят забавные игры с прищепками. Изготовить такие легче всего:
- Подбирается основное изображение, на которое будут крепиться прищепки.
- Распечатывается, покрывается защитной прозрачной плёнкой во избежание повреждений и загрязнений.
- Потом уже по цвету согласно замыслу подбирают и прищепки.
Фотогалерея: шаблоны для игр с прищепками
Морковка и репка ждут, чтобы им добавили хвостики
Цветочку малыши прикрепят лепестки, а зайке — ушки
Ёжику нужны иголки, а жучку — лапки
Солнышку детишки сделают новые лучики, а цыплёнку — крылышки
Игры с крышками от пластиковых бутылок
Крышки можно навинчивать на срезанные и приклеенные на картинку верхние части бутылок с горлышками. Можно проделать в них отверстия и использовать для нанизывания, как крупные бусы, а также раскладывать по цвету.
Фотогалерея: игры с крышками
Предметы для прикручивания крышечек могут быть самыми разнообразными
Яркие пластиковые крышечки ещё и легко моются
Крышки можно также раскладывать по цветам в стаканчики
Шнуровки
Здесь игровое поле состоит из изображения и деталей, которые нужно к нему «пришнуровать» — прикрепить шнурками или толстыми нитками.
Фотогалерея: картинки для шнуровок
Добрые и милые картинки вроде солнышка можно потом подарить маме
Ребёнок должен запомнить — колеса машине нужны
Задание прикрепить к яблоньке яблоки можно использовать на занятии о природе
Тучка и дождик — хорошая иллюстрация к рассказу о путешествиях Капельки
Пальчиковые куклы
Это пособие для пальчиковых игр не требует материальных затрат и особого труда. Всего лишь нужно распечатать готовые шаблоны персонажей с отверстиями для пальчиков. Дети надевают куклу на пальчики и «ходят» ими, выполняя действия согласно словам игры.
Существует и второй вариант пальчиковых кукол: они шьются из ткани по типу напёрстков. Использовать их можно для игры, гимнастики, театрализации.
Сенсорные коробки: разновидности, чем наполнить, какие тематики выбрать
Это инновационное игровое оборудование даёт безграничный простор фантазии как педагога, организующего игру, так и ребёнка. Состоит оно из просторного пластикового контейнера без щелей и отверстий, наполненного:
- крупным песком,
- пуговицами,
- бусинами,
- мелкими камешками,
- крупой,
- всевозможными предметами.
Всё это можно зарывать и откапывать, переставлять по своему усмотрению, компоновать.
Восторг детей, занимающихся сенсорной коробкой, их увлечённость трудно себе представить. Малыши просто счастливы, получив такое пособие в своё распоряжение. Ведь их поле деятельности и разнообразие действий здесь поистине не имеет границ. Сенсорные коробки для детей помладше делают с меньшим числом предметов (8–10), для старших до 20.
Использование сенсорных коробок должно проводиться под строгим контролем воспитателя, чтобы дети не могли проглотить, засунуть в нос или ухо части наполнителя: крупу, пуговицы и т. д. Хранят коробки закрытыми, доступ к ним для детей ограничивают.
Детям раннего возраста предлагают коробки, в которых предметы не объединены темой. Для детей постарше можно придумывать коробки разных тематик:
- младшая и средняя группы:
- «У бабушки в деревне»,
- «Лесные друзья»,
- «Морские обитатели»,
- «Приключения в зоопарке»,
- старшая группа:
- «Космические странствия»,
- «В стране фей».
Фотогалерея: сенсорные коробки разных тематик
Сенсорная коробка «У бабушки в деревне» позволит детям обыграть летние впечатления
Сенсорная коробка «Дары осени» отлично впишется в занятие, посвящённое временам года
А коробка «Пляжный отдых» понравится детям постарше, имеющим представление о море
Коробка «Африканские животные» поможет детям освоить знания о фауне жаркого континента
Коробка «Космические приключения» подстёгивает фантазию и поощряет интерес к астрономии
Оборудование для сюжетно-ролевых игр своими руками
Конечно, большую часть оборудования и предметов для сюжетных игр приобретают уже в готовом виде, в магазинах. Это всевозможные виды транспорта, конструкторы, коляски, куклы, кукольная мебель и посуда, игрушки, изображающие животных и т. д. Без них создание игровой среды немыслимо.
В специализированных магазинах сейчас можно приобрести и игрушечную аптеку, и супермаркет, и автостоянку. Дети любят эти игрушки и с удовольствием ими пользуются. Но ещё большую радость они испытывают от самодельного игрового оборудования, особенно если сами принимали участие в его изготовлении.
Нынче никого в детском саду не удивишь сюжетно-ролевой игрой «Больница», «Детский сад», «Школа». А вот придумать и воплотить игры «Банк», «Ателье», «Кафе», «Почта» — другой вопрос. Многие воспитатели, особенно молодые, считают, что изготовить оборудование к таким играм очень сложно, однако это не так.
Организация сюжетной игры «Банк»
Для этой игры потребуется такое оборудование и атрибуты:
- банкомат и кассы,
- пластиковые карты,
- денежные знаки,
- чековые книжки,
- бланки договоров,
- телефоны,
- калькуляторы,
- «фирменные» элементы одежды работников «банка»:
- галстуки,
- платочки,
- эмблемы.
Банкомат несложно изготовить из больших картонных коробок, как и место кассира. Денежные знаки можно нарисовать вместе с детьми, предварительно рассмотрев настоящие купюры. Отличительной чертой всех купюр является крупное изображение какого-либо объекта в центре (архитектурной памятки, портрета). Учитывая эту особенность, дети могут изобразить на самодельных купюрах символ своей группы (гнома, Белоснежку, колокольчик). Это придаст игре оригинальности: у группы появится своя валюта.
Следует помнить, что сюжетно-ролевая игра «Банк» сама по себе не принесёт серьёзной пользы, поскольку дети научатся лишь узкому кругу действий (снимать деньги с карточки, брать и выдавать их в кассе). Важно донести до детей, что деньги в банке берут не просто для любых покупок, а чтобы открыть какой-либо бизнес, большое собственное дело: магазин, ферму, строительство.
На следующий день после игры в банк детям стоит предложить поиграть в кафе, ателье, строительство дома, подчеркнув, что деньги на покупку необходимого оборудования (витрины, транспорта, строительных материалов) были вчера взяты в банке.
Через некоторое время игру в банк стоит повторить, изменив игровые задачи — теперь уже «клиенты» не берут, а возвращают кредиты, рассказывая, как заработали прибыль, какое собственное дело открыли, например: Оля, Таня и Катя устроили кафе, изготовили и продали много пирожных и тортов, теперь они возвращают деньги в банк, потому что такой уговор был с самого начала.
О процентах по кредиту дошкольникам говорить рано, им предлагают для игры упрощённые правила: взял и вернул ту же сумму.
Большое значение имеет культурно-эстетическая сторона игры: нужно напоминать детям, что работники банка всегда выглядят аккуратно, приветливы и терпеливы с посетителями. Будет замечательно, если столы «банковских работников» будут украшены цветами, «рекламными проспектами», которые тоже нарисуют сами дети.
Изготовление игры «Почта»
Оборудование к игре «Почта» также изготавливается из подручных материалов:
- В сущности, крупных предметов в игре только один или два, это окошки выдачи почтовых отправлений.
- Остальное: посылки, открытки, конверты, журналы, газеты — с лёгкостью изготавливается или собирается, у многих родителей дома есть запасы старых открыток и журналов, которыми они с удовольствием поделятся.
- С просьбой сшить атрибуты из ткани (сумки и форму почтальона) можно обратиться к мамам-рукодельницам.
Как сделать игру «Ателье»
Оборудование и атрибуты к игре «Ателье» также помогут изготовить отзывчивые родители малышей. Папам вполне под силу сделать «плечики» из проволоки и простейшие манекены, а мамы и бабушки сошьют десяток нарядных платьев. Обрезки ярких тканей и журналы мод дополнят игровую среду. Но как же играть в ателье? Раскраивать и резать ткань детям даже подготовительной группы трудно, да и дороговато выйдет постоянно обновлять игровые материалы.
Выход прост: примените в игре раскрой и декорирование платьев для бумажных кукол. Пусть дети моделируют, выдумывают фасоны, раскрашивают одежду для кукол — но для бумажных и на бумаге. Обыграть это можно так: «мама» (большая объёмная кукла) привела свою «дочку» (бумажную куклу), чтобы ей сшили нарядное платье.
Создание мотивирующей среды
Кроме богатой игровой среды, необходимо создать в групповом помещении среду развивающую и мотивирующую к игре. Так, чтобы стимулировать детей к играм, имитирующим профессиональную деятельность взрослых, в зоне сюжетных игр можно разместить фотографии людей разных специальностей в нарядных рамках: пилота, космонавта, моряка, строителя, учителя, хлебороба. Украсит группу и принесёт большую пользу развитию детишек красочное панно «Город мастеров», где будут изображены разнообразные дома, а в их окнах — занятые тем или иным трудом люди (пекарь, швея, цветовод).
Оборудование для импровизационных, режиссёрских и театрализованных игр
Атрибутами для имитационных и театрализованных служат фигурки сказочных персонажей, а также шапочки и маски различных героев, животных, солнышка, тучек и т. д. Их воспитатель может распечатать, найдя шаблоны в интернете, но может проявить творческие способности и нарисовать самостоятельно. Эти же шапочки и маски можно использовать для подвижных игр. Несложно изготовить собственноручно разнообразные виды театров: варежковый, на конусах, театр коробок, на ложках.
Для режиссёрских игр вполне подойдут наборы некрупных животных, пупсы, куколки, а также мебель и транспорт соответствующего размера. Эти игрушки можно взять из сенсорных коробок и хранить отдельно, в открытых контейнерах, чтобы дети имели к ним доступ.
Атрибуты для режиссёрских игр не должны иметь опасных мелких частей, также следует регулярно проверять, прочно ли держатся колёса машинок, ручки и ножки мелких пупсов и прочие детали игрушек.
Изготовление дидактических игр своими руками
Для полноценной образовательной деятельности необходимы разнообразные и интересные дидактические игры, соответствующие возрасту детей и способствующие решению образовательных задач. Это игры:
- по развитию речи,
- по изучению явлений природы,
- по формированию математических представлений,
- по ознакомлению с предметным миром,
- другие дидактические игры.
Большинство из них — настольно-печатные, воспитатель может изготовить их, использовав текстовый редактор Word или же нарисовать от руки. Они ценны тем, что:
- могут использоваться на занятии со всеми детьми (фронтально),
- ярко и эстетично оформлены,
- преподносят сложный материал в доступной ребятишкам форме,
- несут также развивающую и воспитательную нагрузку — воспитывают любовь к природе, к животным, бережное отношение к рукотворным предметам, дружеские взаимоотношения (многие требуют работы в паре).
Природоведческое лото «Времена года» (от средней группы)
Содержание игры:
- Необходимо распечатать игровые поля (4 или 8, если играют две подгруппы детей), а также набор карточек с изображением сезонных явлений (жёлтый осенний лист, капель, цветущая ветка яблони, ягоды земляники).
- Игровые поля раздаются детям, сидящим вокруг стола, можно давать один лист на стол (на пару детей).
- Картинки с сезонными явлениями лежат в центре общего стола или же их показывает и озвучивает воспитатель.
- Дети заполняют поля согласно классическим правилам лото. Побеждает тот, кто первым заполнит своё игровое поле.
Фотогалерея: игровые поля «Времена года»
Победителя с «зимним» полем можно попросить прочитать стишок на тему Нового года
Игру можно включить в план занятия непосредственно образовательной деятельности по смене времён года
Победителя с летней карточкой можно попросить придумать рассказ о лете
Можно сыграть несколько раз, меняя поля у детей
Познавательная игра «Живое, неживое, рукотворное» (старшая и подготовительная группа)
Перед игрой с детьми проводится цикл бесед о происхождении предметов вокруг нас. Детям рассказывают, что всё вокруг либо относится к миру природы, либо создано руками людей. Чтобы закрепить эту информацию и проверить, все ли её усвоили, можно провести игру на умение классифицировать предметы по источнику происхождения. Детям раздают игровые поля, на которых изображены объекты-подсказки. Игровая задача состоит в том, чтобы разложить по игровым полям набор картинок в соответствии с тем, относятся они к неживой или живой природе либо сделаны руками людей.
Фотогалерея: игровые поля «Живое, неживое, рукотворное»
Можно проверить, понимают ли дети, что значит «Живое» (растения и животные)
«Неживое» — карточки с погодными явлениями и неодушевлёнными объектами
По сути, игра проста, но полезна для освоения понятия «Рукотворное» и др
Игра на освоение грамоты «Поймай первый звук» (старшая и подготовительная группы)
Содержание игры:
- Игровые поля состоят из полос, в начале которых указан значок, соответствующий обозначению звука при звуковом анализе (твёрдый согласный — квадрат синего цвета, мягкий — зелёного, гласный звук — красного).
- Также детям даётся набор картинок.
- Игровое задание: выделить первый звук в слове, определить, какой он (гласный, согласный твёрдый или мягкий) и положить картинку на соответствующую полоску.
Игра на освоение грамоты «Две корзинки» (для подготовительной группы)
Содержание игры:
- Воспитатель говорит, что в парке неподалёку от детского сада живут два гнома. Гномы коллекционируют картинки, которые начинаются на первую букву их имени. Друзья прислали им наборы картинок.
- Дети должны помочь гномам разложить картинки на две корзины, ориентируясь на первую букву имени.
- Детям раздают по одному игровому полю на стол (работа в парах) и наборы картинок в конвертах (по 4 на каждый звук).
- Игровые поля содержат изображения двух корзин, на которые при помощи скотча крепится прозрачный кармашек, куда могут вставляться разные буквы. Например, если гномов зовут Кнопка и Ластик, то буквы в кармашках будут «К» и «Л», а картинки в конвертах: кот, конфета, кастрюля, картошка, лиса, лейка, лампа, лист. Игра может иметь большое число вариантов.
Математическая игра для средней группы «Посчитай и найди нужную цифру»
На трёх (или двух в начале года) полосках изображено определённое количество предметов. Дети считают их и выкладывают нужную цифру в специальном окошке.
Игра на внимание для второй младшей группы «Расставь игрушки по местам»
Содержание игры:
- Игровое поле состоит из двух полос.
- На верхней нарисованы игрушки (3–5), нижняя часть листа (полка) пустая.
- Ребёнок должен расставить изображения игрушек в соответствии с тем, как они стоят в верхней части.
Логические игры и головоломки (для старшей группы)
В каждой группе старшего дошкольного возраста желательно иметь «банк логических игр» в отдельной папке или коробке. Это игры на поиск:
- последовательности,
- соответствия,
- нарочитой ошибки,
- расхождения в двух изображениях и др.
Это могут быть распечатки заданий из интернета, а также разнообразные разрезные картинки, дощечки с кнопками и другие предметы, которые можно изготовить самостоятельно — часто не просто игры, а полноценные методические пособия для развития мышления и логики. Лучше, если детишки будут заниматься с ними под присмотром воспитателя (а касательно дощечек — это вообще необходимость)
Фотогалерея: примеры логических заданий и игр для детей старшей группы
Ребёнку лучше заниматься логическими заданиями под присмотром педагога
Задание «Какой домик следующий?» заставит малыша подумать
Задания на логику можно дополнить заданиями на внимательность
Многие дети очень любят рисовать, и это ключ к пробуждению их интереса к логическим заданиям
Дощечка с кнопками и резинками помогает детям окунуться в мир геометрии
Дощечка с кнопками и резинка пригодится и на занятиях по математике
Структура и временной план дидактической игры
Дидактическая игра не имеет строгих временных рамок, но определённая логическая структура у неё есть. С учётом использования учебного времени и степени сложности игрового действия различают игры-миниатюры, которые занимают 3–5 минут, игры-эпизоды — 5–10 минут и игры-занятия длительностью до 20 минут.
Структура дидактической игры:
- Вступительная часть. Сообщение темы и игровой задачи. Пояснение правил игры. Его не следует затягивать, иначе дети утратят интерес к игре.
- Основная часть. Выполнение игровых действий (в раннем возрасте их повторяют 2–3 раза, в младшем дошкольном 3–4, в старшем 5–6 раз).
- Заключительная часть. Подведение итогов игры, анализ результатов.
Таблица: конспект дидактической творческой игры-занятия «Оживи фигуру» для детей подготовительной группы
Этап игры-занятия | Содержание этапа |
Задачи |
|
Материалы |
|
Вступительная часть | Воспитатель: — Ребята, сегодня утром я проходила мимо нашего детского сада и увидела двух волшебниц. Они разговаривали о нас! Мне удалось записать их разговор, послушайте, о чём они спорили. Аудиозапись. Первая волшебница: — Мне нравится этот детский садик. Тут ребята такие весёлые, выдумщики, фантазёры, они умеют и знают очень много интересного! Вторая волшебница: — А я не верю, что они умеют фантазировать, они ещё маленькие! Наверное, они не умеют ни рисовать, ни делать поделки! Воспитатель: — Конечно же, я подошла и заступилась за ребят из нашего садика, ведь они и вправду умеют и знают очень много. Но недоверчивая волшебница захотела вас проверить и дала нашей группе трудное задание. Хотите знать, какое? (Демонстрирует воспитанникам листы бумаги с геометрическими фигурами). Она дала мне эти геометрические фигуры и сказала, что только самые-самые лучшие фантазёры и волшебники сумеют превратить их в предметы или даже животных. Как думаете, ребята, сможем ли мы оживить эти фигуры? Как же это можно сделать? Дети читают стихотворение:
|
Основная часть | Воспитатель: — Замечательно! Значит, с работой мы легко справимся. Но давайте вспомним правила игры:
Подготовим пальчики к работе.
— Вот мы и размяли наши пальчики, можно и задание выполнять. Выбирайте фигуры и приступайте к работе.
|
Заключительная часть | Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, обсуждает, расспрашивает детей об их замыслах, хвалит за проявленную фантазию. Детские работы оформляются в виде декоративного фриза и выставляются по низу окон группы, «чтобы их увидела недоверчивая волшебница». |
Логическое завершение | Логическим завершением занятия является работа воспитателя на следующий день. Педагог приносит в группу яркую коробку и сообщает малышам, что встретила недоверчивую волшебницу. Та увидела красивые картинки, которые «оживили» дети, и поняла, что ребята настоящие фантазёры и мастера. Волшебница просит у детей прощение за свою недоверчивость и дарит им подарки. В коробке находятся медали с изображением весёлого человечка и надписью «Лучшему фантазёру». Медалей и листов с геометрическими фигурами нужно изготовить с запасом. Поскольку игра проводилась в свободном режиме, как самостоятельная художественная деятельность, некоторые дети могли отказаться играть в неё. Также в группу могут прийти дети, которых не было вчера. Естественно, после такого продолжения событий им тоже захочется изготовить «живую фигуру» и получить медаль от волшебницы. Воспитатель должен предоставить всем не участвовавшим ранее в игре детям такую возможность. А те, кто уже выполнял задание, помогут товарищам. |
Детство — пора радости и чудесных открытий. Прекрасно, если оно пройдёт в игре: полезной, увлекательной, развивающей. Работники дошкольных образовательных учреждений прилагают все усилия, чтобы сделать каждый день пребывания малыша в саду ярким, незабываемым и весёлым. А помогают им в этом разнообразные игры, порой необычные и волшебные, а также фантазия и педагогическое мастерство. У педагога, который наполняет пространство своей группы разнообразным, стимулирующим детское мышление и творчество материалом для игр, воспитанники растут настоящими умейками и любознайками.