Интегрированные и комплексные занятия в старшей группе ДОУ

Дошкольники — маленькие первооткрыватели окружающего мира, который одновременно един и многообразен. Отдельные образовательные области направлены в преимущественно на одностороннее изучение данного единства, выделение в нём разрозненных фрагментов. Поэтому в ДОУ необходимо периодически проводить комплексные и интегрированные занятия. Такая деятельность нацелена на разностороннее изучение определённого объекта или явления, благодаря чему в сознании ребёнка выстраивается понятный целостный образ. Такие занятия уместны в разных возрастных группах, но особенно целесообразно их проводить со старшими дошкольниками.

Интегрированные и комплексные занятия в ДОУ: черты сходства и отличия

Одним из направлений деятельности педагогов ДОУ является проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия. Это помогает заинтересовать ребят, не даёт им переутомиться, а полученные знания надолго остаются в памяти дошкольников.

Интегрированное занятие

Интегрированное занятие — это такой вид занятия, при котором определённая тема раскрывается с помощью нескольких видов деятельности. Образовательные области при этом взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

В центре образовательной деятельности находится определённый предмет либо явление (к примеру, вода). Он воплощается в определённом образе (живая капелька, которая будет путешествовать). В ходе такого путешествия дошкольники в непринуждённой форме познают свойства воды, узнают про неё важную информацию. При этом образовательные области плавно перетекают друг в друга (нет чёткого разграничения), поскольку занятие объединено общим сюжетом.

Фотографии с интегрированного занятия на тему «Вода»

На интегрированном занятии на тему «Вода» дети беседуют о воде, проводят занимательные опыты, рисуют забавную капельку

Цель такой деятельности — изучение конкретного предмета, явления либо понятия с самых разных сторон. Например, в интегрированном занятии «Море» центральным понятием является само понятие «море». От него уже отходят слова, раскрывающие сущность данного понятия: это среда, свойства моря, морской транспорт, обитатели моря, развлечения, связанные с морем. Затем схема дополняется конкретными вариантами: видами водного транспорта, представителями морских растений и животных и пр.

Блок-схема по теме «море»

Понятие «море» раскрывается с разных сторон с помощью ряда других понятий

Аналогичную схему можно нарисовать и для любого другого понятия: спорт, какое-то время года, вода, любое животное или растение, семья, профессия и пр. В ходе интегрированного занятия раскрывается каждая составляющая ключевого образа. Примеры раскрытия понятий:

  • лес: множество обитающих в нём животных и растений, место для отдыха,
  • магазин: продавцы и покупатели, товары, цена, деньги,
  • стройка: рабочие, строительная техника, оборудование,
  • живая природа: флора и фауна, ключевые свойства, условия жизни, охрана, экология,
  • музей: ценные экспонаты, сотрудники, культура поведения в общественном месте.

Образно схему интеграции можно изобразить в виде дерева, ствол которого — художественный образ, корни — средства выразительности, а ветви — образовательные области.

Особенность проведения интегрированного занятия даёт возможность раскрыть тему предельно полно и глубоко, при том что такая деятельность не занимает много времени (как если бы воспитатель проводил отдельные занятия). За счёт этого у дошкольников высвобождается время для других полезных мероприятий, например, подвижной игры. Интегрированная образовательная деятельность, кроме непосредственной подачи нового материала, предполагает активную позицию ребёнка, поскольку большей частью состоит из игровых элементов.

На занятии дети перевоплощаются в капельки и играют

Игровой элемент — неотъемлемая часть интегрированного занятия

Основные задачи интегрированного занятия:

  • стремление к целостному восприятию детьми картины окружающего мира,
  • формирование у дошкольников навыков самостоятельного освоения информации и её использования,
  • развитие творческих способностей, художественного вкуса.

Очевидно, что интегрированные занятия являются более сложными в сравнении с традиционными видами образовательной деятельности. Они требуют от педагога определённого мастерства, серьёзной предварительной работы и подготовки дошкольников к восприятию материала, поэтому проводятся не очень часто — обычно 1–2 раза в квартал. Кроме того, на данном занятии часто помимо воспитателя задействуются и другие специалисты, например, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре.

Примерная структура интегрированного занятия:

  1. Вводная часть. Педагог мотивирует детей к деятельности, например, создаёт проблемную ситуацию, которую нужно решить (что произойдёт на нашей планете, если исчезнет вода или солнце станет более горячим?).
  2. Основная часть. Ребята получают новые знания, которые помогут им разрешить проблемный вопрос (к примеру, какое значение имеет вода в жизни человека и всех других живых существ в природе). При этом обязательна опора на наглядность. Одновременно проходит деятельность по развитию связной речи детей, обогащению их словаря.
  3. Заключительная часть. Дошкольники закрепляют полученные знания в процессе практической деятельности (это может быть рисование, лепка, аппликация) или увлекательной дидактической игры.

Значение интегрированных занятий в педагогическом процессе дошкольного учреждения:

  • Знания у дошкольников формируются в единстве с умениями, расширяется детский кругозор, каждый предмет либо явления рассматривается со всех сторон.
  • Повышается интерес к освоению знаний, у ребят снимается напряжённость, повышается уверенность в себе.
  • В большей степени, чем традиционные занятия, помогают развитию речи, становлению мыслительных операций анализа, синтеза, умения сравнивать и обобщать.
  • Развивают эмоциональную сферу дошкольников, поскольку включают в себя элементы музыки, хореографии, живописи, литературы.

Комплексное занятие

В комплексном занятии также взаимодействуют разные виды деятельности, однако они используются не одновременно, а последовательно. Каждый из них имеет свою задачу, хотя части занятия и объединяются общей темой. При этом какой-то один вид образовательной деятельности будет основным — доминировать над другими.

Например, в комплексном занятии «Приключения зайца в лесу» (старшая группа) заяц будет объединяющим персонажем, участвовать в развитии сюжета. Ребята могут выполнять примерно такие задания: зайчик беседует с белочкой о правилах поведения в лесу (познавательная деятельность), физкультминутка (опять-таки, связанная с зайчиком), дошкольники с помощью мимики и жестов показывают грустного и весёлого зайчика, определяют, каких зверей в лесу больше — зайцев или ёжиков (математика), изображают заячьи следы гуашью на фоне зимнего пейзажа (коллективное рисование) и т. п.

Каждое подобное задание преследует свои специфические цели (например, актуализировать знания о культуре поведения на природе, учиться передавать художественный образ). Одновременно ребята получают новые сведения по теме, актуализируют уже известные знания (в данном случае о зайце и лесе).

Другой пример комплексного занятия со старшими дошкольниками – «Прогулка на природу». Можно предложить ребятам такие задания (доминирующая образовательная область — познание):

  1. Беседа о понятии «природа».
  2. Упражнение — распределить картинки на 2 группы: то, что сотворено природой и человеком.
  3. Аналогичная подвижная игра с мячом: если педагог называет объект, связанный с природой, то ребёнок ловит мяч, если связанный с человеком — отталкивает.
  4. Рассматривание картинок с изображением цветов — выделить весенние (в том числе первоцветы) и летние. Посчитать, каких из них больше.
  5. Короткая беседа о Красной книге, куда занесены редкие растения. Рассматривание рукотворной жалобной книги в экологическом уголке группы. Воспитатель предлагает дорисовать туда ландыш.
  6. Рисование ландыша ватными палочками (индивидуальная работа, лучшие рисунки будут помещены в Жалобную книгу природы).

Фотографии с комплексного занятия «Прогулка на природу»

В ходе комплексного занятия «Прогулка на природу» дошкольники создают рисунки для пополнения Жалобной книги природы

Комплексное занятие образно можно сравнить со слоёным пирогом, каждый слой которого чётко просматривается — отделён от другого.

Общие черты интегрированных и комплексных занятий

  • Соединяют в себе несколько образовательных областей.
  • Помогают детям представить окружающий мир одновременно в многообразии и единстве.
  • Предполагают активную позицию ребёнка — побуждают его к поиску самостоятельных решений, развивают коммуникативные способности.
  • Необычная форма проведения исключает перенапряжение дошкольников, за счёт переключения с одного вида деятельности на другой возрастает интерес к познанию.
  • Требуют серьёзной предварительной подготовки, поэтому проводятся не чаще, чем 1 раз в 2–3 месяца.
  • Продолжительность занятия может превышать установленную норму для каждого дошкольного возраста (например, в старшей группе это 30–45 минут в соответствии с темой вместо традиционных 25 минут).

Таблица: отличия интегрированных и комплексных занятий

Критерии
сравнения
Комплексное занятие Интегрированное занятие
Определение Занятие, на котором ряд задач решается с помощью разных видов деятельности, ассоциативно связанных между собой (обычно один из них является доминирующим). Занятие, на котором соединяются знания из нескольких образовательных областей, взаимодополняя друг друга.
Содержание В основе занятия лежит определённый сюжет. В основе занятия находится главное понятие или образ (это объект интеграции).
Задачи Решается ряд задач, но одна из них будет основной. Решается совокупность одинаково важных задач.
Участие взрослых Всё занятие проводит воспитатель. Занятие проводит воспитатель, часто задействуются узкие специалисты.
Компоненты
занятия
Части чётко отделены друг от друга. Каждая из них по отдельности способствует развитию определённых умений и навыков: познавательных, двигательных, музыкальных, речевых, художественных.
Компоненты занятия явные и чередуются между собой.
Компоненты взаимопроникают друг в друга, способствуя целостному развитию ребёнка. Иногда их даже сложно выделить в отдельности.

Особенности данных форм работы в старшей группе

В каждой возрастной группе ДОУ комплексные и интегрированные занятия имеют свои особенности организации. Дошкольники шестого года жизни уже имеют определённый запас знаний и умений. Воспитатель проводит работу по их последующему расширению и углублению. Другой важный аспект деятельности — приведение знаний в систему, формирование у ребят способности самостоятельно делать выводы и обобщения.

Например, рассматривая тему природы, отметим, что старшие дошкольники уже способны постигать её сложные взаимосвязи, причинно-следственные связи (например, смену времён года, круговорот воды в природе, связь особенностей строения животного с его образом жизни). Это же касается и процесса производства (откуда берётся хлеб, как создаётся книга). Дети уже не ограничиваются просто восприятием отдельных сведений и фактов — им интересно проникнуть в сущность явления. Кроме того, ребята способны выразить красоту природы в выразительном и точном слове, а также в изобразительной деятельности.

Актуальные приёмы работы с детьми 5–6 лет

  • Если в младшем и среднем возрасте педагог использует главным образом игровую мотивацию, то при работе со старшими дошкольникам уже целесообразно предлагать ребятам проблемную ситуацию (например, что будет, если на Земле исчезнут все насекомые). Задача воспитателя — с самого начала заинтриговать детей, заинтересовать их каким-то вопросом, на который они сами найдут ответ.
  • Каждое новое знание должно основываться на субъективном опыте старших дошкольников. При этом учитываются их интересы и значимые ценности. Таким образом, процесс общения на занятии будет не односторонним воздействием педагога на детей, а взаимодействием равноправных партнёров.
  • Детей 5–6 лет можно привлекать к созданию необходимых материалов для занятия — это также повысит их интерес (раскладывание атрибутов, участие в их изготовлении — вырезание снежинок, осенних листочков и т. п.).
  • Воспитателю следует чаще использовать задания по принципу «докажи», «объясни», «как вы догадались, что?».
  • При работе со старшими дошкольниками по-прежнему большое значение имеет наглядность. Это могут быть картинки для сравнения, видеоряд.
  • В конце комплексного или интегрированного занятия обязательно нужно обсудить с детьми итоги деятельности. При этом дошкольники должны эмоционально выразить своё мнение, сделать самостоятельные выводы.

Как провести интегрированное и комплексное занятие в старшей группе

Многие педагоги ДОУ в качестве обобщающих занятий по отдельной теме останавливают свой выбор на интегрированном или комплексном занятии, поскольку оно позволяет решить несколько образовательных задач и даёт возможность проверить, насколько хорошо дошкольники усвоили пройденный материал.

Предметные области комплексных и интегрированных занятий

Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области. Интересным получается соединение различных видов искусств. Художественный образ в данном случае раскрывается взаимосвязано. Дошкольникам предлагается познать, каким образом одно и то же явление отражают художник, композитор, поэт, какие выразительные средства они используют.

Популярное сочетание — это музыка и изо. Пример такого занятия – «В гостях у художника». Воспитатель рассказывает дошкольникам историю о том, как русский композитор М. Мусоргский посетил выставку художника В. Гартмана, своего друга. В связи с этим ребятам демонстрируются фото картин художника (слайды). Каждое изображение сопровождается звучанием отрывка из музыкальной пьесы Мусоргского. Задача ребят — определить характер музыки, её настроение и соотнести его с полотном живописца.

Картины В. Гартмана

На занятии дошкольникам нужно соотнести настроение полотна Гартмана и музыкальной пьесы Мусоргского

В конце занятия детям предлагается самостоятельная продуктивная деятельность: нарисовать своего гнома (образ, навеянный картиной Гартмана). Аналогичное интегрированное занятие (музыка и изо) можно провести по сказочным иллюстрациям В.М. Васнецова: соотнести их с какой-либо классической музыкой.

Идеальный вариант — задействовать на подобных занятиях музыкального руководителя. Предлагаемый музыкальный репертуар может быть ранее апробирован.

Интегрированное и комплексное занятие может быть основано не только на синтезе искусств, но и комбинации других видов деятельности. Здесь возможны самые различные варианты.

  1. Познание + изо (например, изучение растений луга или огорода с их последующим рисованием).
  2. Коммуникация + изо (знакомство с литературным произведением, рисование его образов, например, В. Драгунский «Друг детства» — рисование своей любимой игрушки, другие варианты — В. Катаев «Цветик-семицветик», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»).
  3. Музыка + литература (стихотворение А. Толстого «Жаворонок» и «Песня жаворонка» П. Чайковкого или стихотворение С. Маршака «Цирк» и музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных»).
  4. ФЭМП + конструирование или аппликация (в конце математического занятия каждый воспитанник выкладывает любую цифру на выбор необычным способом, например, с помощью насыпной аппликации крупой).
  5. Музыка + обучение грамоте (дошкольники путешествуют по нотной азбуке, отыскивают заданные ноты в словах, например, «домик», «река», «осина» и т. д.).
  6. Музыка + ФЭМП (пример задания — сосчитать удары барабана, стук деревянных ложек, аккорды фортепиано).
  7. Физическое воспитание + музыка + чтение художественной литературы (выполнение физических упражнений под музыку и чтение подходящих по теме стихотворений).

Разные варианты соединения образовательных областей в занятии

Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области

Тематика комплексных и интегрированных занятий в старшей группе

При выборе тем для комплексных и интегрированных занятий воспитатель ориентируется на программу для старшей группы.

Комплексные занятия могут затрагивать следующие темы:

  • «Дары природы — овощи» (беседа по картине «Уборка овощей на огороде», драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», продуктивная деятельность (рисование, лепка или аппликация). Аналогичным образом можно выстроить занятие по теме «Фрукты» или «Грибы» (подобрать соответствующую картину и литературное произведение).
  • «Мыло — наш помощник» (загадки про мыло, знакомство с его разновидностями — жидкое, хозяйственное, опытно-экспериментальная деятельность с мылом — определение его цвета, запаха, растворимости в воде, чтение отрывков из «Мойдодыр» К. Чуковского, повторение алгоритма последовательности мытья рук, продуктивная деятельность — вырезание из цветной бумаги овального мыла и наклеивание его на общую основу).
  • «Бережём здоровье» (доктор Айболит рассказывает ребятам и способах сохранения здоровья, закаливании, дошкольники выполняют дыхательную гимнастику или полезные упражнения для глаз, срезают лук, выращенный на огороде в группе, чтобы добавить его в суп).
  • «Радуга» (рассказ воспитателя о природе этого явления, чтение стихотворения на эту тему, изображение радуги в необычной технике — пластилинографии или с помощью насыпной аппликации).
  • «В гостях у художника» (уже упоминавшееся ранее сопоставление полотен известных художников с музыкальными композициями).
  • «Такая разная музыка». Дошкольникам предлагается прослушать музыкальные произведения с тихой динамикой, но в высоком и низком регистре, задача ребят — сопоставить характер музыки. Например, нежный и светлый «Вальс» Майкапара и загадочная, зловещая «Баба-яга» П.И. Чайковского. Эти произведения дошкольники сопоставляют с полотнами живописцев.
  • Тематикой комплексного занятия может стать настроение с его оттенками. Например, «Торжественное настроение» (от радостного до скорбного), «Радость» (от трепетного светлого чувства до торжества и бурного восторга). Все эти оттенки дети могут проследить на примере различных видов искусства и отобразить их творчески (создать рисунок) или в движениях (мимика и пантомимика).
  • Удачная тема для комплексного занятия — любое время года. Например, это состояние природы в различные осенние месяцы: это урожайный сентябрь, богатый красками октябрь, мрачный ноябрь). Сюда могут включаться весёлые стихи и песни об урожае, грустные — об улетающих птицах, танцы и подвижные игры листочками, продуктивная деятельность (увлекательное печатание листьями, создание поделки из желудей).
  • Комплексные занятия также можно связывать с праздничными датами (День Матери, Новый Год, День птиц, День Защитника Отечества).

Подбирая тему для интегрированного занятия, педагог исходит из того, что в центре его должен стоять какой-то образ (из мира природы, искусства, созданный человеком и т. д.). Приведём некоторые интересные идеи.

  • «Радуга», «Путешествие снежинки», «Восходы и закаты», «Зимние узоры на стекле».
  • «Моя малая Родина» (патриотическая направленность занятия). Здесь можно объединить математику, познание окружающего мира, конструирование: дошкольники считают дома на улицах родного города или посёлка, заселяют новый дом жильцами по определённому принципу (на каждом этаже, например, по 8 жильцов в двух квартирах), выкладывают из геометрических фигур красивую клумбу, чтобы украсить родную улицу. Сюда же можно включить отрывок из песни и физкультминутку на патриотическую тему.
  • «Мама» (значение мамы в жизни человека, отображение этого образа в литературных произведениях).
  • «Русский богатырь», «Баба-яга», «Снегурочка» (занятие можно обыграть как путешествие или театрализованное представление).
  • Образ животного в русских народных сказках и живописи («Лиса — хитрая плутовка», «Косолапый медведь», «Зайчишка — трусишка»).
  • Занятия-путешествия («Прогулка в сказочный зимний лес», «Путешествие в прошлое на машине времени», «Путешествие капельки»).
  • «Симметрия в природе» (опыт с зеркалом, создание снежинок из мозаики, поиск симметричных животных и растений на картинках, вырезание листьев из сложенной вдвое бумаги, игра в парах «Ты — моё отражение»).

Таблица: примеры конспектов комплексного и интегрированного занятия в старшей группе ДОУ

Автор и название занятия Ход занятия
Пигида Е.П., Давыдова Л.Б.
комплексное занятие «Солнечные лучики»
Сегодня утром в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку:
  • Живём мы в лесочке,
    Не в речке, не в поле.
    Кто щиплет траву,
    Корешки и грибочки,
    На живность охотимся,
    Прыгаем ловко,
    Имеем при этом большую сноровку.
    Косолапые топтыжки,
    Рыжехвостые сестрички,
    Попрыгайки длинноухие,
    Полосатые, острозубые.









В.: Звери, лесные обитатели просят нас помочь приблизить приход весны. Они наголодались и намёрзлись за долгую зиму и желают скорейшего прихода весны. Что влияет на скорый приход весны? (Солнце.)
Выставляется картинка солнца, но без лучей.
В.: Посмотрите на солнышко, чего ему не хватает? (Лучей.)
В.: А без лучиков может солнышко согреть землю? Давайте поможем лесным жителям. Отыщем и отдадим солнышку его лучики, чтобы оно стало ими быстро землю пригревать. Весеннее солнышко, какое? (Тёплое, ласковое, весёлое.)
В.: Ребята, а назовите мне весенние месяца. Молодцы! А сейчас какой месяц? Дети, может, кто-нибудь из вас расскажет нам стихотворение об апреле? Молодцы!
В.: Первое наше задание «Составь предложение о весне».
В.: Молодцы! Вы заработали первый лучик (прикрепляет к солнышку).





  • Мы покажем вам сейчас
    Звуки разные у нас.

В.: Какие вы знаете звуки? Какие звуки мы называем гласными?
Гласные звуки (загибаем пальцы на правой руке):

  • образованы голосом,
    поются,
    нет преграды,
    образуют слог,
    обозначаются кружочком.



Какие звуки мы называем согласными?
Согласные звуки (загибаем пальцы на левой руке):

  • не поются,
    есть преграда,
    бывают звонкие и глухие,
    бывают твёрдые и мягкие,
    обозначаются одной чёрточкой твёрдые согласные и двумя чёрточками — мягкие согласные.



Давайте вспомним стихотворение о звуках.

  • Гласные тянутся к песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    В тёмном лесу звать и аукать
    И в колыбельке Алёнку баюкать.
    А согласные согласны
    Шелестеть, шептать, скрипеть,
    Даже фыркать и шипеть,
    Но не хочется им петь!






В.: Ребята, посмотрите, подул ветерок и перемешал все буковки у нас, давайте мы из них составим слово. (Дети выкладывают слово весна). А сейчас, я вас приглашаю за столы сделать звуковой анализ слова «Весна».
Молодцы! Давайте сделаем зарядку для глаз.

  • Светит солнышко в окошко,
    Закроем глазки мы немножко.
    Подержали — открываем,
    А теперь мы поморгаем.
    Правый глазик открываем,
    А другой не открываем,
    А теперь их поменяем.
    Левый глазик открываем,
    А другой не открываем,
    Правый — левый.








В.: Вот и ещё один лучик загорается на нашем солнышке.
Закапал весенний дождик, по земле побежали весёлые ручейки, и мы с вами поиграем в игру ручеёк.
Дидактическая игра «Ручеёк» (состав числа 8).
В.: Справились с заданием и получили ещё один лучик.
Посмотрите, в нашем конверте есть ещё одно задание «Кто лишний? Что лишнее?».
В.: Вот и ещё один лучик загорается на нашем солнышке. Дети, устали? Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.





  • Раз — присядка,
    Два — прыжок.
    Это заячья зарядка.
    А лисята как проснутся,
    Любят долго потянуться,
    Обязательно зевнуть,
    Ну и хвостиком вильнуть.
    А волчата спинку выгнуть
    И легонечко подпрыгнуть.
    Ну а мишка косолапый,
    Широко расставив лапы:
    То одну, то обе вместе,
    Долго топчется на месте.
    А кому зарядки мало —
    Начинаем все с начала!













В.: Чтобы получить следующий лучик, нам нужно решить задачи.

  • Три зайчонка, пять ежат
    Ходят вместе в детский сад.
    Посчитать мы вас попросим,
    Сколько малышей в саду?


  • Вдоль овражка
    Шла фуражка,
    Две косынки,
    Три корзинки,
    А за ними шла упрямо
    Белоснежная панама.
    Сколько всего шло детей?
    Отвечай поскорей!






  • Шесть весёлых медвежат
    За малиной в лес спешат,
    Но один из них устал.
    А теперь ответ найди:
    Сколько мишек впереди?



  • Пять цветочков у Наташи,
    И ещё два дал ей Саша.
    Кто тут сможет посчитать,
    Сколько будет два и пять?


  • Шесть ежат в лесу гуляли,
    Землянику собирали,
    А один улёгся спать,
    Сколько их гуляет?


В.: Вот и ещё один лучик получили. Давайте разомнём ваши пальчики.
Пальчиковая игра «Весёлая мышка».

  • Весёлая мышка перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопырены, поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх),
    Гнездо в ней устроив (складываем ладони «ковшом»),
    Мышат позвала (сгибаем — разгибаем пальцы, «зовущий» жест),
    Им корочку хлеба дала покусать (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков),
    Погладила всех (большим пальцем гладим остальные)
    И отправила спать (ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку).




В.: Размяли наши пальчики, а теперь пусть они потрудятся. Вам нужно соединить точки от 1 до 10 и раскрасить рисунок, который у вас получится.
Вы справились и с этим заданием. Великолепно! У нас загорелся ещё один лучик. Давайте сосчитаем, сколько лучей горит на солнце?
Как стало светить наше солнышко? Что произойдёт в природе? Понравилось ли помогать лесным жителям?
Я желаю вам удачи! Молодцы! Спасибо за занятие!


Ефимцева А.В. и узкие специалисты (логопед, инструктор по ФК, психолог) интегрированное занятие «В поисках музыкальных нот» Организационная часть.
Приветствие. Дети заходят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте друг друга поприветствуем.
Приветствие проводится вместе с детьми:
  • Крепко за руки возьмёмся
    И друг другу улыбнёмся.
    Солнце поднимается,
    Сердце согревается,
    Просыпается земля
    Вместе с ней и я!




Музыкальный руководитель: Ребята, мы много раз приходили с вами в музыкальный зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные, задорные, колыбельные и плясовые. И сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную страну «Музыка», страну звуков, в мир мелодий, песен и танцев. В этой стране нас ждёт много интересного и необычного. Давайте закроем глаза, и пусть сказочная музыка перенесёт нас в эту волшебную страну.
Звучит музыкальное произведение «Музыкальная табакерка», музыка А. Лядов.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, мы оказались в стране, где живёт удивительный народ. Он очень музыкальный, может петь и танцевать. А зовут его — музыкальные ноты.
Каждое утро, проснувшись, нотки выстраиваются по порядку, и каждая нотка поёт свой звук по очереди. Первой всегда начинала петь До. Так они и распеваются. А сейчас, ребята споём распевку про ноты:


  • До — воробышка гнездо,
    Ре — деревья во дворе,
    Ми — котёнка покорми.
    Фа — в лесу кричит сова,
    Соль — играет детвора,
    Ля — красивая земля,
    Си — всё снова повтори.
    До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
    Си, Ля, Соль, Фа, Ми. Ре, До.
    Семь всего лишь нот на свете: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
    Ты запомни ноты эти, хорошенько разучи.









Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие, мы пойдём с вами в гости к музыкальным нотам, которые помогают нам петь песни. Ребята, а чтобы зайти в дом, что для этого нужно? Правильно, ключ. А у ноток, так же как и у нас есть свой ключик.

  • Чтобы в домик нам попасть,
    Нужно ключик отыскать.
    Завитой, красивый знак —
    Это ключ отличный,
    Это ключ скрипичный!



Музыкальный руководитель: В дом вошли мы необычный, пять линеек, вот так дом! «Нотоносец» дом зовут, а по-другому этот дом называется «нотный стан». Дверь открыл нам ключ скрипичный, он хозяин в доме том.
Постановка проблемы.
Музыкальный руководитель: Ребята, а куда же пропали все нотки? Вы их видите?
Появляется картинка с Дюдюкой Барбидокской.
Музыкальный руководитель: Это же Дюдюка Барбидокская, она украла все ноты! И убежала! Но оставила нам послание!
Послание Дюдюки Барбидокской: «Все музыкальные ноты теперь у меня, и никто не будет теперь петь весёлые песни и танцевать задорные танцы! Но если вы хотите вернуть ваши драгоценные ноты, вам нужно будет выполнить пять моих сложнейших заданий. А выполнить их смогут только самые талантливые. Удачи!».
Основная часть.
Беседа.
Музыкальный руководитель: Ребята, я кажется, знаю, что нам с вами нужно сделать. Нужно отправиться по стране «Музыка» и найти помощников. Кто готов отправиться в путешествие, и найти музыкальные ноты? (Ответы детей.) Отлично! Тогда отправляемся! А поедем мы с вами на автобусе.
Дети с музыкальным руководителем отправляются в страну музыки на автобусе.
Первая остановка «Внимательная».
Учитель-логопед: Здравствуйте, дети. Я знаю, зачем вы пришли. Вы хотите спасти ноты и вернуть их домой. Я помогу вам. Но вы должны выполнить моё задание.
Дидактическая игра: «Найди ноту «До» в словах».
Цель: развитие фонематического слуха, умения определять наличие заданной ноты в словах.
Ход игры: Педагог выкладывает перед детьми карточки-картинки:













  • Доктор,
    домик,
    подушка,
    колобок,
    капуста,
    гнездо,
    дочка,
    помидоры.






Предлагает назвать картинки, далее дети медленно произносят слова и определяют, есть ли там нотка «До», лишние картинки убираются.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Держите самую старшую и мудрую ноту «до». Она живёт под первым этажом на добавочной линейке.
Вторая остановка «Танцевальная».
Инструктор по физической культуре: Приветствую, юные спасатели. Моё задание выполнить не так просто. И здесь вам нельзя скучать, а нужно танцевать, но я думаю, вы справитесь.
«Танцевальная разминка»
Цель: создание радостного настроения, развитие общей моторики и координации.
Ход разминки: Дети выполняют задание педагога по показу.
Инструктор по физической культуре: Отлично справились! Держите самую добрую и милую ноту ре и её подружку, весёлую нотку ми, которые живут рядом с нотой до.
Третья остановка «Эмоциональная».
Педагог-психолог: Всем привет! Моё задание выполнить практически невозможно, и вам придётся очень постараться, чтобы справиться с ним.
Дидактическая игра «Настроение музыки».
Цель: развитие умения соотносить музыку и эмоции.
Ход игры: Детям предлагают вспомнить, что такое эмоции, и назвать их. Педагог включает произведение Д.Б. Кабалевского «Три подружки», нацеливает детей на то, что надо выбрать те эмоции, которые соответствуют музыке. (Предварительно перед детьми выкладываются картинки с пятью эмоциями «Злость», «Грусть», «Радость», «Уныние», «Безразличие».) После прослушивания музыки дети выбирают картинки с подходящими эмоциями и обосновывают свой выбор.
Педагог-психолог: Здорово! Ловите гордую ноту фа и непоседу соль, соседок.
Четвёртая остановка «Акварельная».
Воспитатель: Вот вы и добрались до финала. Моё задание очень сложное и весьма необычное.
Продуктивная деятельность «Рисуем музыку».
Цель: развитие умения передавать настроение музыки посредством изобразительной деятельности (красок, линий).
Ход игры: прослушивание музыкального произведения, соответствующего возрасту и эмоциональному восприятию детей. После прослушивания дети рисуют музыку на листе бумаги губками из поролона гуашевыми красками.
Воспитатель: Эх, и расстроится же Дюдюка Барбидокская, что вы спасли все музыкальные ноты! Держите всегда поющую ноту ля и самую младшую нотку си, которая живёт выше всех.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Музыкальный руководитель: Вот ребята мы и вернули все музыкальные ноты домой и нам пора отправляться в детский сад. Но перед тем как уехать, мы споем хорошую песню «Весёлые нотки».
На экране появляется Дюдюка Барбидокская.
Дюдюка Барбидокская: Какие вы молодцы, ребята! Как дружно вы выполняли задание. Я поняла, что быть злой — это неинтересно и плохо. Я хочу с вами дружить и больше никогда не буду забирать нотки. А буду учить весёлые песни и танцы вместе с вами. Вы меня извините? (Ответы детей.)
Спасибо! Я побежала учить песни! До свидания!
Дети исполняют песню «Весёлые нотки».




























Итоговое интегрированное и комплексное занятие

В конце учебного года в старшей группе обычно проводятся итоговые занятия, цель которых — обобщить и систематизировать знания дошкольников. Тематически их можно обозначить как «Переходим в подготовительную группу» или «Чему мы научились в старшей группе». Такая деятельность также может также подводить итог изучению определённой широкой темы, например, «Животные» или «Растения», «Что мы знаем о временах года». Итоговое занятие лучше всего делать интегрированным или комплексным.

Это целесообразно, поскольку в конце учебного года внимание дошкольников немного «расшатано» (чередование видов деятельности поможет решить эту проблему). По этой же причине занятия нужно наполнить рядом ненавязчивых заданий в игровой форме.

Таблица: примеры конспектов итоговых комплексного и интегрированного занятия в старшей группе

Автор и название занятия Ход занятия
Мирошниченко С.И.
комплексное итоговое занятие «Путешествие по дорогам знаний»
В.: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы покажем с вами знания, полученные в нашем детском саду.
Встаньте, пожалуйста, в круг.
  • Собрались все дети в круг,
    Я твой друг и ты мой друг.
    Крепко за руки возьмёмся
    И друг другу улыбнёмся!


Молодцы! А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям.
Игровая мотивация.
В.: Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе этот конверт. Хотите узнать, кто его прислал? (Ответы детей.) Давайте откроем и посмотрим. Всё ясно, это письмо нам прислала Фея знаний. Вот что она пишет:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Хочу поздравить вас с окончанием учебного года. И по такому замечательному поводу я приготовила для вас сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными, выполнив их, вы узнаете, где лежит клад.
Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку: мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка». (Дети находят корзину с мячиками, на каждом мячике примеры, а ответы соответствуют цифрам на конвертах с заданиями, заранее расположенными по всей группе.)
В.: Ну, что ребята начнём выполнять задания феи знаний?
Основная часть.
В.: Давайте возьмём мяч с примером, ответ которого = 1 (1+0). Прочтём его.
Находим конверт № 1 с заданиями.
Давайте сделаем полукруг и ответим на вопросы:









  • Сколько месяцев в году?
  • Назовите первый месяц года.
  • Какой последний месяц года?
  • Сколько частей суток вы знаете? Назовите их.
  • Сколько времени года вы знаете? Назовите их.
  • Какое сейчас время года?
  • Назовите весенние месяцы.
  • Как называются весенние месяцы в народе? (март — протальник, апрель — снегогон, май — травень).

Теперь я предлагаю вам присесть.

  • Посмотрите на эти схемы и скажите, что происходит весной (составление предложений по мнемодорожкам).
  • А теперь составьте рассказ про весну по мнемосхеме.
  • А какие пословицы и поговорки вы знаете?

Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Конверт № 2 находим в корзине мяч с примером ответ = 2.

  • Дидактическая игра «Назови весенний цветок по 1-му звуку».
  • Дидактическая игра «Скажи правильно» — 1, 2, 5.
  • Сравните цифры на цветках и поставьте знаки: &gt,, &lt,, =.

Молодцы!
А сейчас, ребята, будьте особенно внимательны, послушайте и решите задачи (решение устно логических задач). Молодцы!
Теперь давайте отдохнём и возьмём мяч. Вы любите играть? Тогда вставайте в круг.
Дидактическая игра «Отвечай быстро».


  • Побеги весёлый мяч быстро-быстро побеги, у кого будешь в руках…
    От 1 до 10 считай, от 10 до 1 считай!
  • Посчитайте по порядку от 2 до 8, от 10 до 5.
  • Посчитайте парами от 2 до 10, от 10 до 2 парами.
  • Назовите число, которое стоит после 3 (4), 7 (8), перед 2 (1), 5 (4), 8 (7)
  • Назовите соседей числа 6, 9, 5.
  • Назовите дни недели по порядку.
  • Какой день сегодня?
  • Какой будет завтра?
  • Какой был вчера?
  • Назовите первый день недели.
  • Второй день недели.
  • Выходные дни.
  • Назовите соседей среды, пятницы.

Молодцы и с этим заданием справились!
Давайте достанем третий мячик, ответ на примере которого = 3.
Конверт № 3

  • Дидактическая игра «Найди пары слов» (прочитать слова и стрелками провести пары).
  • Дидактическая игра «Расселите числа по домам» (состав числа из меньших).

Молодцы!
Подошло время для следующего мяча, ответ которого = 5.
Конверт № 5
Здесь Фея Знаний предлагает нам игру «Буквы заблудились» (за столами).
На столах есть карточки с цифрами и буквами. Вы можете их прочитать? (Нет.) И я не могу! Для того чтобы мы смогли прочесть эти слова, нужно цифры расставить по порядку от &gt, к &lt,. И под каждой цифрой поставить его букву, которая указана внизу. Выполняем задания!
Последнее задание называется «фотограф». Нужно внимательно посмотреть на карточку, сфотографировать её — запомнить и выложить у себя точно такую же из геометрических фигур. (Дети смотрят, запоминают и выполняют.)
Молодцы!
Ребята, вот мы и прошли все испытания, кончились все наши мячики, да только непонятно, где клад? Давайте заглянем в корзину внимательно. (Дети находят в корзине цветной круг, на нём написано местонахождение клада.)
«Ребята, вы просто молодцы!
Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями.
Чтобы найти клад, вы должны сделать 2 шага вперёд, 3 шага влево и т. д.
С наилучшими пожеланиями Фея знаний».
Дети находят клад (с конфетами).
В.: Ребята, вы показали хорошие знания, и за это Фея знаний угощает вас сладостями.













Цит. по: https://lastivka.educrimea.ru/activity/education/post/114393
Иванова И.В.
итоговое интегрированное занятие «Помоги капельке»
Дети с воспитателем заходят в группу и встают полукругом.
В.: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться
Сегодня, ребята, у нас гости, поздоровайтесь.
Дети: Доброе утро!
Звук капающей воды. Из дверей появляется капелька.
Капелька: Здравствуйте, ребята, угадайте, кто я? (Ответы детей.)
Отгадайте задку: она и в озере, и в лужице, она и в реченьке бежит. (Вода.)
Я, ребята, с моими подружками капельками спешу в морскую страну Водоландию. Только вот я чуточку заблудилась. Вы мне поможете добраться до Водоландии?
В.: А что это такое Водоландия?
Капелька: Водоландия — это чудесная страна, широкая, синяя и без края конца!
В.: Так это же море!
Капелька: Правильно, давайте туда и отправимся! По пути нам придётся преодолеть испытания. Мои подружки капельки помогут нам. А плыть мы будем на лодочках.
Дети подходят к тазику с водой, берут в руки лодочки.

  • Я кораблик смастерил,
    По воде его пустил.
    Ты плыви, кораблик мой,
    А потом вернись домой!


Капелька: Ребята, чтобы лодочка тронулась, нужно посчитать от 1 до 10 в обратном порядке, давайте по очереди запускать лодочки.

  1. Задание 1. Дети считают от 1 до 10 в обратном порядке и отпускают лодочку в плавание.
    Воспитатель обращает внимание на свойство воды, говорит также, что нужно было дунуть на лодочку. Рассказывает, что такое воздух, и о свойствах воды удерживать лодочку на поверхности.
    Капелька: Ребята, наши лодочки приплыли к берегу. И капелька подружка принесла нам второе задание.

  2. Задание 2. Нужно сделать звуковой анализ слова «вода». Назвать слова со звуком «в» (водоросли, водопад, водяной и т. д) и «въ» (виноград, веранда, весло, ведро и т. д.).
    Дети разбирают слово и называют слова на заданные звуки.
    Капелька: Молодцы, ребята! Продолжим наш путь.
    Дети подходят к лодочкам дуют на них, лодочки плывут, останавливаются.
    Капелька достаёт задание.
    В.: Ребята, а вы знаете, кто живёт в воде? (Ответы детей.)




  3. Задание 3. Отгадайте загадки про морских обитателей (проводится с использованием ИКТ — презентации).
    Капелька: Ребята, вот и бережок. Что-то я устала немножко, а вы? Давайте отдохнём.
    Физкультминутка Упражнение «Волны».
    Капелька: Ребята, встанем в круг и сделаем большое озеро (руками). Вода в озере спокойная (дети плавно разводят руками в сторону), Но вот налетел лёгкий ветерок и стал играть с водой (движения кистями вверх-вниз). Понравилось играть ветерку с водой, подул сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала (движения кистями быстрее). Но вот ветер наигрался и стих («плавные» движения руками в стороны). Молодцы, ребята, садитесь.
    В.: Ребята, мы с вами оказались на полянке. Смотрите, какие красивые ромашки и васильки!



  4. Задание 4. Посчитать количество ромашек и васильков. Сравнить два множества 9 и 10 и/или 8 и 10.
    Капелька: Какие вы молодцы, ребята, справились с заданиями на ура! Что же я слышу, слышен шум воды. Да это же море! Наконец-то! Мы добрались.

Воспитатель подводит ребят к панно на доске и спрашивает, кому нужна для жизни вода.
На столе разложены вырезанные деревья, кустик, рыбы, растения, животные, девочка. Ребята по очереди прикрепляют картинки к панно.
(Дети говорят, к примеру: «Вода нужна рыбам, чтобы жить, растения пьют воду» и т. д.)
Капелька: Ребята, какое красивое панно получилось! Я вас всех благодарю за то, что вы мне помогли добраться до моего дома Водоландии, и хочу, чтобы вы навсегда остались моими друзьями, берегли меня и обо мне заботились. Я дарю вам эти маленькие капельки. (Надевает капельки детям на шею). А теперь мне пора в путь по прекрасным просторам Водоландии. До свидания, ребята!














Фотогалерея: комплексное занятие «Путешествие по дорогам знаний»

Видеоматериалы по теме

Интегрированные и комплексные занятия часто обретают форму открытого просмотра, поэтому можно посмотреть их видеоверсию.

Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Полёт в космос»

Видео: интегрированное музыкальное занятие «Сказка в музыке»

Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Осень — чудесная пора»

Видео: комплексное занятие по развитию речи в старшей группе

В старшей группе всегда интересно проходят комплексные и интегрированные занятия. Ведь дети шестого года жизни уже многое знают и умеют, способны к обобщению и систематизации информации. Сочетание разных образовательных областей даёт ребятам возможность более осмысленно воспринимать окружающую среду, пробуждает живой познавательный интерес и творческую фантазию. Такая деятельность требует от воспитателя педагогического мастерства и длительной подготовки. Вот почему подобные занятия проводятся не так часто, как хотелось бы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: