Дошкольники — маленькие первооткрыватели окружающего мира, который одновременно един и многообразен. Отдельные образовательные области направлены в преимущественно на одностороннее изучение данного единства, выделение в нём разрозненных фрагментов. Поэтому в ДОУ необходимо периодически проводить комплексные и интегрированные занятия. Такая деятельность нацелена на разностороннее изучение определённого объекта или явления, благодаря чему в сознании ребёнка выстраивается понятный целостный образ. Такие занятия уместны в разных возрастных группах, но особенно целесообразно их проводить со старшими дошкольниками.
Интегрированные и комплексные занятия в ДОУ: черты сходства и отличия
Одним из направлений деятельности педагогов ДОУ является проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия. Это помогает заинтересовать ребят, не даёт им переутомиться, а полученные знания надолго остаются в памяти дошкольников.
Интегрированное занятие
Интегрированное занятие — это такой вид занятия, при котором определённая тема раскрывается с помощью нескольких видов деятельности. Образовательные области при этом взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
В центре образовательной деятельности находится определённый предмет либо явление (к примеру, вода). Он воплощается в определённом образе (живая капелька, которая будет путешествовать). В ходе такого путешествия дошкольники в непринуждённой форме познают свойства воды, узнают про неё важную информацию. При этом образовательные области плавно перетекают друг в друга (нет чёткого разграничения), поскольку занятие объединено общим сюжетом.
Цель такой деятельности — изучение конкретного предмета, явления либо понятия с самых разных сторон. Например, в интегрированном занятии «Море» центральным понятием является само понятие «море». От него уже отходят слова, раскрывающие сущность данного понятия: это среда, свойства моря, морской транспорт, обитатели моря, развлечения, связанные с морем. Затем схема дополняется конкретными вариантами: видами водного транспорта, представителями морских растений и животных и пр.
Аналогичную схему можно нарисовать и для любого другого понятия: спорт, какое-то время года, вода, любое животное или растение, семья, профессия и пр. В ходе интегрированного занятия раскрывается каждая составляющая ключевого образа. Примеры раскрытия понятий:
- лес: множество обитающих в нём животных и растений, место для отдыха,
- магазин: продавцы и покупатели, товары, цена, деньги,
- стройка: рабочие, строительная техника, оборудование,
- живая природа: флора и фауна, ключевые свойства, условия жизни, охрана, экология,
- музей: ценные экспонаты, сотрудники, культура поведения в общественном месте.
Образно схему интеграции можно изобразить в виде дерева, ствол которого — художественный образ, корни — средства выразительности, а ветви — образовательные области.
Особенность проведения интегрированного занятия даёт возможность раскрыть тему предельно полно и глубоко, при том что такая деятельность не занимает много времени (как если бы воспитатель проводил отдельные занятия). За счёт этого у дошкольников высвобождается время для других полезных мероприятий, например, подвижной игры. Интегрированная образовательная деятельность, кроме непосредственной подачи нового материала, предполагает активную позицию ребёнка, поскольку большей частью состоит из игровых элементов.
Основные задачи интегрированного занятия:
- стремление к целостному восприятию детьми картины окружающего мира,
- формирование у дошкольников навыков самостоятельного освоения информации и её использования,
- развитие творческих способностей, художественного вкуса.
Очевидно, что интегрированные занятия являются более сложными в сравнении с традиционными видами образовательной деятельности. Они требуют от педагога определённого мастерства, серьёзной предварительной работы и подготовки дошкольников к восприятию материала, поэтому проводятся не очень часто — обычно 1–2 раза в квартал. Кроме того, на данном занятии часто помимо воспитателя задействуются и другие специалисты, например, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре.
Примерная структура интегрированного занятия:
- Вводная часть. Педагог мотивирует детей к деятельности, например, создаёт проблемную ситуацию, которую нужно решить (что произойдёт на нашей планете, если исчезнет вода или солнце станет более горячим?).
- Основная часть. Ребята получают новые знания, которые помогут им разрешить проблемный вопрос (к примеру, какое значение имеет вода в жизни человека и всех других живых существ в природе). При этом обязательна опора на наглядность. Одновременно проходит деятельность по развитию связной речи детей, обогащению их словаря.
- Заключительная часть. Дошкольники закрепляют полученные знания в процессе практической деятельности (это может быть рисование, лепка, аппликация) или увлекательной дидактической игры.
Значение интегрированных занятий в педагогическом процессе дошкольного учреждения:
- Знания у дошкольников формируются в единстве с умениями, расширяется детский кругозор, каждый предмет либо явления рассматривается со всех сторон.
- Повышается интерес к освоению знаний, у ребят снимается напряжённость, повышается уверенность в себе.
- В большей степени, чем традиционные занятия, помогают развитию речи, становлению мыслительных операций анализа, синтеза, умения сравнивать и обобщать.
- Развивают эмоциональную сферу дошкольников, поскольку включают в себя элементы музыки, хореографии, живописи, литературы.
Комплексное занятие
В комплексном занятии также взаимодействуют разные виды деятельности, однако они используются не одновременно, а последовательно. Каждый из них имеет свою задачу, хотя части занятия и объединяются общей темой. При этом какой-то один вид образовательной деятельности будет основным — доминировать над другими.
Например, в комплексном занятии «Приключения зайца в лесу» (старшая группа) заяц будет объединяющим персонажем, участвовать в развитии сюжета. Ребята могут выполнять примерно такие задания: зайчик беседует с белочкой о правилах поведения в лесу (познавательная деятельность), физкультминутка (опять-таки, связанная с зайчиком), дошкольники с помощью мимики и жестов показывают грустного и весёлого зайчика, определяют, каких зверей в лесу больше — зайцев или ёжиков (математика), изображают заячьи следы гуашью на фоне зимнего пейзажа (коллективное рисование) и т. п.
Каждое подобное задание преследует свои специфические цели (например, актуализировать знания о культуре поведения на природе, учиться передавать художественный образ). Одновременно ребята получают новые сведения по теме, актуализируют уже известные знания (в данном случае о зайце и лесе).
Другой пример комплексного занятия со старшими дошкольниками – «Прогулка на природу». Можно предложить ребятам такие задания (доминирующая образовательная область — познание):
- Беседа о понятии «природа».
- Упражнение — распределить картинки на 2 группы: то, что сотворено природой и человеком.
- Аналогичная подвижная игра с мячом: если педагог называет объект, связанный с природой, то ребёнок ловит мяч, если связанный с человеком — отталкивает.
- Рассматривание картинок с изображением цветов — выделить весенние (в том числе первоцветы) и летние. Посчитать, каких из них больше.
- Короткая беседа о Красной книге, куда занесены редкие растения. Рассматривание рукотворной жалобной книги в экологическом уголке группы. Воспитатель предлагает дорисовать туда ландыш.
- Рисование ландыша ватными палочками (индивидуальная работа, лучшие рисунки будут помещены в Жалобную книгу природы).
Комплексное занятие образно можно сравнить со слоёным пирогом, каждый слой которого чётко просматривается — отделён от другого.
Общие черты интегрированных и комплексных занятий
- Соединяют в себе несколько образовательных областей.
- Помогают детям представить окружающий мир одновременно в многообразии и единстве.
- Предполагают активную позицию ребёнка — побуждают его к поиску самостоятельных решений, развивают коммуникативные способности.
- Необычная форма проведения исключает перенапряжение дошкольников, за счёт переключения с одного вида деятельности на другой возрастает интерес к познанию.
- Требуют серьёзной предварительной подготовки, поэтому проводятся не чаще, чем 1 раз в 2–3 месяца.
- Продолжительность занятия может превышать установленную норму для каждого дошкольного возраста (например, в старшей группе это 30–45 минут в соответствии с темой вместо традиционных 25 минут).
Таблица: отличия интегрированных и комплексных занятий
Критерии сравнения | Комплексное занятие | Интегрированное занятие |
Определение | Занятие, на котором ряд задач решается с помощью разных видов деятельности, ассоциативно связанных между собой (обычно один из них является доминирующим). | Занятие, на котором соединяются знания из нескольких образовательных областей, взаимодополняя друг друга. |
Содержание | В основе занятия лежит определённый сюжет. | В основе занятия находится главное понятие или образ (это объект интеграции). |
Задачи | Решается ряд задач, но одна из них будет основной. | Решается совокупность одинаково важных задач. |
Участие взрослых | Всё занятие проводит воспитатель. | Занятие проводит воспитатель, часто задействуются узкие специалисты. |
Компоненты занятия | Части чётко отделены друг от друга. Каждая из них по отдельности способствует развитию определённых умений и навыков: познавательных, двигательных, музыкальных, речевых, художественных. Компоненты занятия явные и чередуются между собой. | Компоненты взаимопроникают друг в друга, способствуя целостному развитию ребёнка. Иногда их даже сложно выделить в отдельности. |
Особенности данных форм работы в старшей группе
В каждой возрастной группе ДОУ комплексные и интегрированные занятия имеют свои особенности организации. Дошкольники шестого года жизни уже имеют определённый запас знаний и умений. Воспитатель проводит работу по их последующему расширению и углублению. Другой важный аспект деятельности — приведение знаний в систему, формирование у ребят способности самостоятельно делать выводы и обобщения.
Например, рассматривая тему природы, отметим, что старшие дошкольники уже способны постигать её сложные взаимосвязи, причинно-следственные связи (например, смену времён года, круговорот воды в природе, связь особенностей строения животного с его образом жизни). Это же касается и процесса производства (откуда берётся хлеб, как создаётся книга). Дети уже не ограничиваются просто восприятием отдельных сведений и фактов — им интересно проникнуть в сущность явления. Кроме того, ребята способны выразить красоту природы в выразительном и точном слове, а также в изобразительной деятельности.
Актуальные приёмы работы с детьми 5–6 лет
- Если в младшем и среднем возрасте педагог использует главным образом игровую мотивацию, то при работе со старшими дошкольникам уже целесообразно предлагать ребятам проблемную ситуацию (например, что будет, если на Земле исчезнут все насекомые). Задача воспитателя — с самого начала заинтриговать детей, заинтересовать их каким-то вопросом, на который они сами найдут ответ.
- Каждое новое знание должно основываться на субъективном опыте старших дошкольников. При этом учитываются их интересы и значимые ценности. Таким образом, процесс общения на занятии будет не односторонним воздействием педагога на детей, а взаимодействием равноправных партнёров.
- Детей 5–6 лет можно привлекать к созданию необходимых материалов для занятия — это также повысит их интерес (раскладывание атрибутов, участие в их изготовлении — вырезание снежинок, осенних листочков и т. п.).
- Воспитателю следует чаще использовать задания по принципу «докажи», «объясни», «как вы догадались, что?».
- При работе со старшими дошкольниками по-прежнему большое значение имеет наглядность. Это могут быть картинки для сравнения, видеоряд.
- В конце комплексного или интегрированного занятия обязательно нужно обсудить с детьми итоги деятельности. При этом дошкольники должны эмоционально выразить своё мнение, сделать самостоятельные выводы.
Как провести интегрированное и комплексное занятие в старшей группе
Многие педагоги ДОУ в качестве обобщающих занятий по отдельной теме останавливают свой выбор на интегрированном или комплексном занятии, поскольку оно позволяет решить несколько образовательных задач и даёт возможность проверить, насколько хорошо дошкольники усвоили пройденный материал.
Предметные области комплексных и интегрированных занятий
Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области. Интересным получается соединение различных видов искусств. Художественный образ в данном случае раскрывается взаимосвязано. Дошкольникам предлагается познать, каким образом одно и то же явление отражают художник, композитор, поэт, какие выразительные средства они используют.
Популярное сочетание — это музыка и изо. Пример такого занятия – «В гостях у художника». Воспитатель рассказывает дошкольникам историю о том, как русский композитор М. Мусоргский посетил выставку художника В. Гартмана, своего друга. В связи с этим ребятам демонстрируются фото картин художника (слайды). Каждое изображение сопровождается звучанием отрывка из музыкальной пьесы Мусоргского. Задача ребят — определить характер музыки, её настроение и соотнести его с полотном живописца.
В конце занятия детям предлагается самостоятельная продуктивная деятельность: нарисовать своего гнома (образ, навеянный картиной Гартмана). Аналогичное интегрированное занятие (музыка и изо) можно провести по сказочным иллюстрациям В.М. Васнецова: соотнести их с какой-либо классической музыкой.
Идеальный вариант — задействовать на подобных занятиях музыкального руководителя. Предлагаемый музыкальный репертуар может быть ранее апробирован.
Интегрированное и комплексное занятие может быть основано не только на синтезе искусств, но и комбинации других видов деятельности. Здесь возможны самые различные варианты.
- Познание + изо (например, изучение растений луга или огорода с их последующим рисованием).
- Коммуникация + изо (знакомство с литературным произведением, рисование его образов, например, В. Драгунский «Друг детства» — рисование своей любимой игрушки, другие варианты — В. Катаев «Цветик-семицветик», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»).
- Музыка + литература (стихотворение А. Толстого «Жаворонок» и «Песня жаворонка» П. Чайковкого или стихотворение С. Маршака «Цирк» и музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных»).
- ФЭМП + конструирование или аппликация (в конце математического занятия каждый воспитанник выкладывает любую цифру на выбор необычным способом, например, с помощью насыпной аппликации крупой).
- Музыка + обучение грамоте (дошкольники путешествуют по нотной азбуке, отыскивают заданные ноты в словах, например, «домик», «река», «осина» и т. д.).
- Музыка + ФЭМП (пример задания — сосчитать удары барабана, стук деревянных ложек, аккорды фортепиано).
- Физическое воспитание + музыка + чтение художественной литературы (выполнение физических упражнений под музыку и чтение подходящих по теме стихотворений).
Тематика комплексных и интегрированных занятий в старшей группе
При выборе тем для комплексных и интегрированных занятий воспитатель ориентируется на программу для старшей группы.
Комплексные занятия могут затрагивать следующие темы:
- «Дары природы — овощи» (беседа по картине «Уборка овощей на огороде», драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», продуктивная деятельность (рисование, лепка или аппликация). Аналогичным образом можно выстроить занятие по теме «Фрукты» или «Грибы» (подобрать соответствующую картину и литературное произведение).
- «Мыло — наш помощник» (загадки про мыло, знакомство с его разновидностями — жидкое, хозяйственное, опытно-экспериментальная деятельность с мылом — определение его цвета, запаха, растворимости в воде, чтение отрывков из «Мойдодыр» К. Чуковского, повторение алгоритма последовательности мытья рук, продуктивная деятельность — вырезание из цветной бумаги овального мыла и наклеивание его на общую основу).
- «Бережём здоровье» (доктор Айболит рассказывает ребятам и способах сохранения здоровья, закаливании, дошкольники выполняют дыхательную гимнастику или полезные упражнения для глаз, срезают лук, выращенный на огороде в группе, чтобы добавить его в суп).
- «Радуга» (рассказ воспитателя о природе этого явления, чтение стихотворения на эту тему, изображение радуги в необычной технике — пластилинографии или с помощью насыпной аппликации).
- «В гостях у художника» (уже упоминавшееся ранее сопоставление полотен известных художников с музыкальными композициями).
- «Такая разная музыка». Дошкольникам предлагается прослушать музыкальные произведения с тихой динамикой, но в высоком и низком регистре, задача ребят — сопоставить характер музыки. Например, нежный и светлый «Вальс» Майкапара и загадочная, зловещая «Баба-яга» П.И. Чайковского. Эти произведения дошкольники сопоставляют с полотнами живописцев.
- Тематикой комплексного занятия может стать настроение с его оттенками. Например, «Торжественное настроение» (от радостного до скорбного), «Радость» (от трепетного светлого чувства до торжества и бурного восторга). Все эти оттенки дети могут проследить на примере различных видов искусства и отобразить их творчески (создать рисунок) или в движениях (мимика и пантомимика).
- Удачная тема для комплексного занятия — любое время года. Например, это состояние природы в различные осенние месяцы: это урожайный сентябрь, богатый красками октябрь, мрачный ноябрь). Сюда могут включаться весёлые стихи и песни об урожае, грустные — об улетающих птицах, танцы и подвижные игры листочками, продуктивная деятельность (увлекательное печатание листьями, создание поделки из желудей).
- Комплексные занятия также можно связывать с праздничными датами (День Матери, Новый Год, День птиц, День Защитника Отечества).
Подбирая тему для интегрированного занятия, педагог исходит из того, что в центре его должен стоять какой-то образ (из мира природы, искусства, созданный человеком и т. д.). Приведём некоторые интересные идеи.
- «Радуга», «Путешествие снежинки», «Восходы и закаты», «Зимние узоры на стекле».
- «Моя малая Родина» (патриотическая направленность занятия). Здесь можно объединить математику, познание окружающего мира, конструирование: дошкольники считают дома на улицах родного города или посёлка, заселяют новый дом жильцами по определённому принципу (на каждом этаже, например, по 8 жильцов в двух квартирах), выкладывают из геометрических фигур красивую клумбу, чтобы украсить родную улицу. Сюда же можно включить отрывок из песни и физкультминутку на патриотическую тему.
- «Мама» (значение мамы в жизни человека, отображение этого образа в литературных произведениях).
- «Русский богатырь», «Баба-яга», «Снегурочка» (занятие можно обыграть как путешествие или театрализованное представление).
- Образ животного в русских народных сказках и живописи («Лиса — хитрая плутовка», «Косолапый медведь», «Зайчишка — трусишка»).
- Занятия-путешествия («Прогулка в сказочный зимний лес», «Путешествие в прошлое на машине времени», «Путешествие капельки»).
- «Симметрия в природе» (опыт с зеркалом, создание снежинок из мозаики, поиск симметричных животных и растений на картинках, вырезание листьев из сложенной вдвое бумаги, игра в парах «Ты — моё отражение»).
Таблица: примеры конспектов комплексного и интегрированного занятия в старшей группе ДОУ
Автор и название занятия | Ход занятия |
Пигида Е.П., Давыдова Л.Б. комплексное занятие «Солнечные лучики» | Сегодня утром в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку:
В.: Звери, лесные обитатели просят нас помочь приблизить приход весны. Они наголодались и намёрзлись за долгую зиму и желают скорейшего прихода весны. Что влияет на скорый приход весны? (Солнце.)
В.: Какие вы знаете звуки? Какие звуки мы называем гласными?
Какие звуки мы называем согласными?
Давайте вспомним стихотворение о звуках.
В.: Ребята, посмотрите, подул ветерок и перемешал все буковки у нас, давайте мы из них составим слово. (Дети выкладывают слово весна). А сейчас, я вас приглашаю за столы сделать звуковой анализ слова «Весна».
В.: Вот и ещё один лучик загорается на нашем солнышке.
В.: Чтобы получить следующий лучик, нам нужно решить задачи.
В.: Вот и ещё один лучик получили. Давайте разомнём ваши пальчики.
В.: Размяли наши пальчики, а теперь пусть они потрудятся. Вам нужно соединить точки от 1 до 10 и раскрасить рисунок, который у вас получится. |
Ефимцева А.В. и узкие специалисты (логопед, инструктор по ФК, психолог) интегрированное занятие «В поисках музыкальных нот» | Организационная часть. Приветствие. Дети заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте друг друга поприветствуем. Приветствие проводится вместе с детьми:
Музыкальный руководитель: Ребята, мы много раз приходили с вами в музыкальный зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные, задорные, колыбельные и плясовые. И сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную страну «Музыка», страну звуков, в мир мелодий, песен и танцев. В этой стране нас ждёт много интересного и необычного. Давайте закроем глаза, и пусть сказочная музыка перенесёт нас в эту волшебную страну.
Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие, мы пойдём с вами в гости к музыкальным нотам, которые помогают нам петь песни. Ребята, а чтобы зайти в дом, что для этого нужно? Правильно, ключ. А у ноток, так же как и у нас есть свой ключик.
Музыкальный руководитель: В дом вошли мы необычный, пять линеек, вот так дом! «Нотоносец» дом зовут, а по-другому этот дом называется «нотный стан». Дверь открыл нам ключ скрипичный, он хозяин в доме том.
Предлагает назвать картинки, далее дети медленно произносят слова и определяют, есть ли там нотка «До», лишние картинки убираются.
|
Итоговое интегрированное и комплексное занятие
В конце учебного года в старшей группе обычно проводятся итоговые занятия, цель которых — обобщить и систематизировать знания дошкольников. Тематически их можно обозначить как «Переходим в подготовительную группу» или «Чему мы научились в старшей группе». Такая деятельность также может также подводить итог изучению определённой широкой темы, например, «Животные» или «Растения», «Что мы знаем о временах года». Итоговое занятие лучше всего делать интегрированным или комплексным.
Это целесообразно, поскольку в конце учебного года внимание дошкольников немного «расшатано» (чередование видов деятельности поможет решить эту проблему). По этой же причине занятия нужно наполнить рядом ненавязчивых заданий в игровой форме.
Таблица: примеры конспектов итоговых комплексного и интегрированного занятия в старшей группе
Автор и название занятия | Ход занятия |
Мирошниченко С.И. комплексное итоговое занятие «Путешествие по дорогам знаний» | В.: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы покажем с вами знания, полученные в нашем детском саду. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Молодцы! А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям.
Теперь я предлагаю вам присесть.
Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Молодцы!
Молодцы и с этим заданием справились!
Молодцы!
|
Цит. по: https://lastivka.educrimea.ru/activity/education/post/114393 | |
Иванова И.В. итоговое интегрированное занятие «Помоги капельке» | Дети с воспитателем заходят в группу и встают полукругом. В.: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться Сегодня, ребята, у нас гости, поздоровайтесь. Дети: Доброе утро! Звук капающей воды. Из дверей появляется капелька. Капелька: Здравствуйте, ребята, угадайте, кто я? (Ответы детей.) Отгадайте задку: она и в озере, и в лужице, она и в реченьке бежит. (Вода.) Я, ребята, с моими подружками капельками спешу в морскую страну Водоландию. Только вот я чуточку заблудилась. Вы мне поможете добраться до Водоландии? В.: А что это такое Водоландия? Капелька: Водоландия — это чудесная страна, широкая, синяя и без края конца! В.: Так это же море! Капелька: Правильно, давайте туда и отправимся! По пути нам придётся преодолеть испытания. Мои подружки капельки помогут нам. А плыть мы будем на лодочках. Дети подходят к тазику с водой, берут в руки лодочки.
Капелька: Ребята, чтобы лодочка тронулась, нужно посчитать от 1 до 10 в обратном порядке, давайте по очереди запускать лодочки.
Воспитатель подводит ребят к панно на доске и спрашивает, кому нужна для жизни вода.
|
Фотогалерея: комплексное занятие «Путешествие по дорогам знаний»
В начале занятия ребята выполняют математические задания
Обучение грамоте — важный этап комплексного занятия
Подвижные игры с мячом можно совместить с ответами детей на математические вопросы
Видеоматериалы по теме
Интегрированные и комплексные занятия часто обретают форму открытого просмотра, поэтому можно посмотреть их видеоверсию.
Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Полёт в космос»
Видео: интегрированное музыкальное занятие «Сказка в музыке»
Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Осень — чудесная пора»
Видео: комплексное занятие по развитию речи в старшей группе
В старшей группе всегда интересно проходят комплексные и интегрированные занятия. Ведь дети шестого года жизни уже многое знают и умеют, способны к обобщению и систематизации информации. Сочетание разных образовательных областей даёт ребятам возможность более осмысленно воспринимать окружающую среду, пробуждает живой познавательный интерес и творческую фантазию. Такая деятельность требует от воспитателя педагогического мастерства и длительной подготовки. Вот почему подобные занятия проводятся не так часто, как хотелось бы.