Изучаем ПДД с малышами первой и второй младшей группы

Современное дошкольное учреждение стремится дать своим воспитанникам универсальное образование. Неотъемлемой же частью общего культурного уровня является знание и соблюдение норм поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поскольку привычки, приобретённые в детстве, остаются на всю жизнь, то ребёнка нужно обучать основам дорожной азбуки с самого раннего возраста, чтобы со временем правила стали осознанной необходимостью. Объяснять же малышам основы дорожной азбуки нужно на простом и доступном языке и конкретных примерах, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито.

Задачи занятий по ПДД в первой и второй младшей группе

В первой младшей группе малыши получают свои первые, самые элементарные знания по ПДД. В ходе занятий педагог реализует такие задачи.

  1. Создать у детей первичноые представления об автомобилях, улице, дороге.
  2. Познакомить дошкольников с некоторыми видами транспортных средств: легковая машина, грузовая (большего размера), автобус (который перевозит пассажиров).
  3. Дать понятие о работе водителя.

Во второй младшей группе идёт работа по этим же направлениям (знания дошкольников углубляются). Кроме того, решаются и новые задачи:

  1. Вводится понятие светофор (хотя это можно сделать и в конце первого года обучения).
  2. Малыши узнают, что существуют ещё и автомобили специального назначения (скорая помощь, полицейская ипожарная машины).
  3. Дошкольникам даются элементарные представления о правилах безопасного поведения на дороге (каким образом нужно переходить проезжую часть, необходимость всегда держать за руку родителей или других взрослых).
  4. Развивается умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Девочка рассматривает бумажные модели разных видов машин

Во второй младшей группе малыши узнают, что существуют автомобили специального назначения

Приёмы и особенности работы с малышами 2–4 лет

Начинать знакомство самых маленьких дошколят с дорожно-транспортными понятиями лучше всего во время прогулки. Педагог показывает детям проезжую часть, тротуар и рассказывает об их назначении (при этом вовсе не обязательно выходить за пределы детского садика). Малыши узнают, кто такой водитель, пешеход и пассажир, наблюдая за прохожими и движением транспортных средств по дороге. Можно также рассмотреть машину, которая привозит каждый день продукты на кухню, и обсудить её устройство.

Дети с детства играют с машинками, причём часто не только мальчики, но и девочки. Задача же воспитателя — объяснить дошкольникам, что настоящие автомобили гораздо опаснее знакомых им всем игрушек.

Во время групповых занятий нужно как можно чаще использовать приём моделирования различных дорожных ситуаций. Воспитатель ненавязчиво подталкивает детей к играм с машинками, при этом проговаривает вслух каждое действие и побуждает к этому детей (например, автомобиль увеличил скорость, повернул в сторону, дал задний ход).

Воспитатель моделирует с детьми различные дорожные ситуации

При занятиях с маленькими дошколятами очень важна наглядность и конкретные примеры

С обучением ПДД тесно связано развитие у детей 2–4 лет ориентации в пространстве — знакомство с понятиями «справа», «слева», «впереди», «сзади».

Чтобы дошкольники с ранних лет вырабатывали привычку осматриваться, подходя к проезжей части, воспитателю нужно проводить игры на внимание (например, «Зелёный — красный»). Когда педагог демонстрирует красный кружок, малыши должны стоять, при показе зелёного — вначале посмотреть налево и направо, а только потом шагать.

Когда ребята знакомятся с разновидностями транспорта (грузовой и легковой, автобус, троллейбус и трамвай), важно закрепить у них понятие габарита. Дошкольники должны уяснить, что транспортное средство большого размера потенциально может представлять собой угрозу, поскольку из-за него можно не заметить другой мчащийся автомобиль. В связи с этим у малышей следует вырабатывать привычку осторожно обходить предметы, которые мешают обзору, внимательно смотреть по сторонам.

При проведении занятий с детьми ясельного и младшего возраста крайне важна наглядность. Поэтому в группе должно быть много игрушечного транспорта разных видов, набор рулей на каждого ребёнка (пластмассовых или картонных), шапочек с изображением машин, эмблем и пр. Всё это делает обучение более увлекательным и понятным. Также обязательно нужно приобрести или сделать самостоятельно большой макет светофора.

Воспитатель показывает детям макет светофора

В группе обязательно должен быть большой макет светофора

Чтобы привлечь интерес малышей к дорожной тематике, педагогу следует предлагать детям пазлы с изображением различных автомобилей (лучше, если они будут деревянными, начинать следует с четырёх элементов), дидактические игры (например, «Поставь автомобиль в свой гараж», где нужно соотносить картинки по размеру). Во второй младшей группе сюда следует включить игровые пособия на классификацию видов транспорта («На чём могут ехать пассажиры») и простой макет улицы с обозначением тротуара и проезжей части.

Макет улицы с перекрёстком

Во второй млашей группе макет улицы может быть самым простым, в качестве домв можно использовать кубики

Конечно, педагог должен излагать азы дорожной грамоты на понятном малышам языке. Но при этом не нужно допускать неточности в понятиях ПДД (например, отождествлять понятия «остановка» и «стоянка», «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход»). К дошкольникам, даже самым маленьким, не нужно обращаться «детским» языком (со сплошными уменьшительными суффиксами). Это может исказить понимание малышами всей серьёзности реальной картины дорожного движения. Ведь на дороге представляют потенциальную угрозу не машинки, а машины! Аналогично следует избегать картинок дорожной тематики, выполненных в стиле комиксов. Забавные иллюстрации, конечно, привлекают детское внимание, но в то же время отвлекают дошколят от главной задачи — осознать реальную опасность, подстерегающую каждого на дороге.

В то же время не нужно прибегать к противоположной крайности — излишне запугивать ребят. Задача воспитателя — воспитывать разумное чувство осторожности и самосохранения, не перерастающее в панический страх.

Во второй младшей группе больше внимания уделяется беседам (по сравнению с более ранним возрастом). Полезно практиковать творческое рассказывание — попросить малышей порассуждать на тему того, что случилось бы, если б вообще не было никаких правил дорожного движения или придумать коротенькую историю, начинающуюся со слов «я светофор». При работе с детьми четвёртого года жизни уже больше внимания уделяется чтению стихотворений соответствующей тематики, заучиванию коротких стихотворений, отгадыванию загадок.

В работу по освоению ПДД следует активно включать ИКТ: показывать малышам презентации, обучающие мультфильмы (подойдут, например, «Дорожная азбука тётушки Совы» или «Смешарики. Правила дорожного движения»).

Большое значение при знакомстве с дорожно-транспортными понятиями имеют сюжетно-ролевые игры. В ясельной группе это «Поездка на автобусе», «Пешеход на улице». В младшем дошкольном возрасте сюда следует добавить такие варианты, как «Вежливые пассажиры», «Путешествие в автомобиле по родному городу». При этом воспитатель направляет ролевые действия детей, активно комментирует их, подсказывает ребятам подходящие реплики.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе»

Ощущить себя водителем или пассажиром поможет сюжетно-ролевая игра

Индивидуальный подход на занятиях

Конечно, все воспитанники детского сада имеют разный уровень развития, причём в первой и второй младшей группе это проявляется особенно отчётливо. К примеру, многие малыши не посещают ясли, а приходят в дошкольное учреждение только в три года. С кем-то до этого активно занимались дома родители, а с кем-то нет. В раннем возрасте некоторые ребята часто болеют и пропускают занятия в садике. Естественное, все эти моменты будут влиять на детские успехи в освоении дорожных знаний.

Нельзя забывать и про индивидуальные особенности психики. В любом детском коллективе всегда есть дошкольники, которые входят в так называемую «группу риска». Это чересчур подвижные малыши, которые потенциально могут стать виновниками ДТП, и, наоборот, слишком заторможенные, что также является неблагоприятным фактором. С такими воспитанниками педагог должен проводить индивидуальную работу по ПДД с обязательным привлечением к ней родителей.

Педагог объясняет ребёнку устройство грузовой машины

С некоторыми детьми периодически необходимо проводить индивидуальную работу по ПДД

Виды занятий по ПДД и картотека тем

Как правило, занятия по ПДД в раннем и младшем дошкольном возрасте проходят в рамках познавательного цикла. Беседуя с детьми, обыгрывая различные дорожные ситуации, педагог в ненавязчивой форме преподносит им важную для их жизни информацию.

Темы для познавательных занятий в первой младшей группе

  1. «Дорога».
  2. «Наша улица».
  3. «Знакомство с машиной».
  4. «Водитель».
  5. «Знакомство с автобусом».
  6. «Волшебные огоньки» (дать первоначальное понятие о светофоре).

Темы для познавательных занятий во второй младшей группе

  1. «Знакомьтесь, грузовик» (дети узнают, как он устроен, названия деталей).
  2. «Виды городского транспорта» (сравнение автобуса, легкового и грузового автомобиля»).
  3. «Ремонтируем колёса у машин» (путешествие в автомастерскую, ребята узнают, чем там занимаются).
  4. «Наш друг — светофор».
  5. «Знакомство со знаком пешеходного перехода» (дошкольникам даются знания о том, как правильно переходить дорогу).
  6. «Специальные машины» (скорая помощь, пожарная и полицейская машины).

Однако тематику ПДД можно активно затрагивать и на коммуникативных занятиях, развивая при этом речь дошкольников. Воспитатель подбирает произведения художественной литературы, где затрагивается тема транспорта, работы водителя, правил дорожного движения. Для малышей ясельной группы подойдут следующие произведения.

  • «Паровоз» (Т. Волгина)
    Загудел паровоз
    И вагончики повёз.
    Чу-чу, чу-чу!
    Я далёко укачу!



  • «Грузовик» (А. Барто) Нет, напрасно мы решили
    Прокатить кота в машине:
    Кот кататься не привык –
    Опрокинул грузовик.
    «Самолёт» (А. Барто)



  • Самолёт построим сами,
    Понесёмся над лесами.
    Понесёмся над лесами,
    А потом вернёмся к маме.
    «Кораблик» (А. Барто)



  • Матросская кепка, верёвка в руке.
    Везу я кораблик по быстрой реке
    И скачут лягушки за мной по пятам,
    И просят меня: «Прокати, капитан!».


  • «Шофёр» (В. Заходер) Качу,
    Лечу
    Во весь опор.
    Я сам — шофёр.
    И сам — мотор.
    Нажимаю
    На педаль
    И машина
    Мчится вдаль!







  • Коваль Т. Мой огромный грузовик
    Быть без дела не привык.
    Что я только не грузил!
    Что он только не возил!
    И кастрюли, и подушки,
    И солдатиков, и пушки,
    И ботинки, и коня
    И жирафа, и меня!






Многие из этих стихотворений можно не просто читать и обсуждать с детьми, но и инсценировать.

Во второй младшей группе можно брать за основу занятия такие произведения.

  • «Светофор» (С. Михалков)
  • Если свет зажёгся красный,
    Значит, двигаться опасно.
    Свет зелёный говорит:
    «Проходите, путь открыт!»
    Жёлтый свет — предупрежденье:
    Жди сигнала для движенья.




  • Малышкин светофор (И. Гурина)
    Светофор нас в гости ждёт.
    Освещает переход.
    Загорелся красный глаз:
    Задержать он хочет нас.
    Если красный — нет пути.
    Красный свет — нельзя идти.
    Жёлтый свет — не очень строгий:
    Жди, нам нет пока дороги.
    Ярко-жёлтый глаз горит:
    Все движение стоит!
    Наконец, зелёный глаз
    Открывает путь для нас.
    Полосатый переход
    Пешеходов юных ждёт!













  • Васина А. Грузовик серьёзный малый!
    Поважнее он, пожалуй,
    Чем машина легковая
    (Даже самая большая).
    Грузы возит грузовик —
    Он лениться не привык.
    Погрузил, везёт, гудит:
    «Прочь с дороги! Отойди!
    Поместилось много грузов
    В мой большой просторный кузов.
    Их спешу доставить в срок!
    Хоть бы кто-нибудь помог…»










  • М. Пляцковский «Светофор»,
  • А. Северный «Три чудесных цвета»,
  • Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой… »,
  • В. Головко «Правила движения»,
  • И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход»,
  • В. Сутеев «Капризная кошка»,
  • С. Михалков «Моя улица»,
  • В. Берестов «Про машину»,
  • Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»,
  • Т. Шипошина «Автобус»,
  • Т. Коваль «Такие разные машины»
  • Чтение сказки Д. Биссета «Про малютку-автобус, который боялся темноты»
  • Чтение Л. Берг «Пит и трёхколёсный велосипед»

Дорожно-транспортные понятия можно успешно закреплять и на занятиях по художественному творчеству. Приведём возможные варианты тем:

Первая младшая группа

  1. «Наклей колёса автомобилю». Детям раздаются уже готовые силуэты машин, которым нужно наклеить колёса. При этом малыши закрепляют знание круглой формы и учатся ориентироваться на листе бумаги.
  2. Аналогичное занятие можно провести и в технике пластилинографии (ребятам раздаются чёрные пластилиновые шарики).

Вторая младшая группа

  1. Аппликация «Светофор». Дети закрепляют значение сигналов светофора, их правильное расположение.
  2. Пластилинография «Светофор». Занятие решает развивающие задачи.
  3. Рисование «Пешеходный переход». На чёрном шаблоне малыши рисуют белые полосы гуашью).
  4. Аппликация «Пешеходный переход» (можно организовать как коллективную работу на большой основе). Ребята наклеивают на чёрный прямоугольник белые полосы.

Фотогалерея: продуктивная деятельность по теме ПДД

Мотивирующее начало занятий по ПДД в раннем и младшем дошкольном возрасте

Дорожно-транспортные понятия довольно сложны для детского восприятия, особенно если это малыши 2–4 лет. Поэтому в начале каждого занятия педагог должен создавать игровую мотивацию.

Сама образовательная деятельность при этом проходит ненавязчиво. Дети воспринимают её как игру, которая, однако, всегда имеет строго определённую цель.

Оптимальный вариант — использование игрушечных персонажей, которые вызывают у ребят живой интерес. Например, воспитатель показывает им плюшевую зебру, рассказывает, что это за лошадка и как она называется. А потом детское внимание переключается на дорожку на полу, которая имеет точно такие же полоски.

Мягкая игрушка Зебра

Разговор о пешеходном переходе можно начать с рассматривания игрушечного животного — зебры

Другой вариант начала занятия — в группу приходит кукла Катя. Она рассказывает, что долго не могла перейти дорогу, чтобы попасть в детский сад: там было очень много машин. Кукла просит детей научить её, как правильно это делать.

Ещё пример: перед ребятами появляется грустный ёжик. У его бабушки день рождения, но она живёт в городе. А лесной зверёк боится туда идти, потому что нужно будет несколько раз переходить дорогу. Воспитатель предлагает проводить ёжика до его бабушки (на таком занятии можно использовать большой макет с изображением улиц города).

К ребятам может прийти в гости весёлый светофор (с антропоморфическими чертами), который предлагает им немного поучиться в автошколе и побывать в автомастерской.

Весёлый Светофор

Светофор приглашает ребят поучиться в автошколе и посетить автомастерскую

Можно подключить детское воображение: педагог просит малышей закрыть глаза и в это время включает аудиозапись звуков улицы, сигналов автомобилей. Когда ребята открывают глаза, они видят перед собой много игрушечных машин и макет дороги.

Поддержать детский интерес к теме ПДД помогут увлекательные физкультминутки. Приведём возможные варианты.

Физкультминутка «В дороге»

Едем, едем мы домой
На машине легковой.
движения, имитирующие поворот руля
Въехали на горку: хлоп! руки вверх, хлопок над головой
Колесо спустилось: стоп руки через стороны вниз, присесть

Физкультминутка «Шофёры»

Едем-едем на машине, руки держат «руль»
Нажимаем на педаль, двигают стопой ноги
Газ включаем — выключаем, двигают рукой
Пристально мы смотрим вдаль. всматриваются вдаль
Дворники счищают капли
Вправо- влево — чистота!
руками делают круговые движения
Ветер волосы ерошит,
Мы шофёры хоть куда!
руками ерошат волосы

Физкультминутка «Полицейский на дороге»

Полицейский на дороге шагаем на месте
Людям машет: не ходи движение руками в стороны, вверх, в стороны, вниз
Здесь машины едут прямо руки перед собой
Пешеход, ты, погоди! руки в стороны
Посмотрите: улыбнулся руки на поясе
Приглашает нас идти шагаем на месте
Вы, машины, не спешите хлопки руками
Пешеходов пропустите! прыжки на месте

Перспективное планирование по ПДД

В начале учебного года педагог составляет перспективный план работы по теме ПДД. В качестве примера его заполнения и оформления рассмотрим планирование воспитателя Р.Р. Халиуллиной (первая младшая группа).

Таблица: перспективный план в первой младшей группе воспитателя Р.Р. Халиуллиной

Сроки Программное содержание Совместная деятельность Работа с родителями Развивающая среда
Сентябрь Тема: Легковой автомобиль
1. Познакомить детей со средством передвижения — автомобилем, его составными частями (кузов, кабина, руль, колёса).
2. Развивать зрительное и слуховое внимание.
3. Воспитание внимательности.


1. Рассматривание автомобиля
2. П/и «Воробушки и автомобиль»
3.Конструирование «Дорога для автомобиля»

Консультация «Учим ребёнка правилам безопасности» 1.Легковой автомобиль для рассматривания
2. Оборудование для игры «Воробушки и автомобиль»
Октябрь Тема: Грузовой автомобиль
1. Познакомить детей с грузовым автомобилем, его составными частями (кузов, кабина, руль, колёса).
2. Развивать умение сравнивать.
3. Воспитывать умение слушать информацию и отвечать на вопросы.


1.Рассматривание грузового автомобиля
2. Чтение худ. литературы (А. Барто «Грузовик»)
3. Д/и «Цветные автомобили»
4. Рисование «Дорога для автомобиля»


Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле» 1. Грузовой автомобиль для рассматривания
2. Выставка детских рисунков «Дорога для автомобиля»
3. Оборудование для игры «Цветные автомобили»

Ноябрь Тема: Водитель
1. Познакомить детей с профессией «водитель» (он управляет автомобилем, перевозит грузы, людей).
2. Продолжать развивать внимание, память, умение отвечать на вопросы.
3. Воспитание наблюдательности.


1. Беседа «Кто такой водитель?»
2. Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик»
3. П/и «Мы — водители»
4. Раскрашивание силуэтов автомобилей.


Беседа с родителями «Пример выполнения правил дорожного движения– один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице» 1. Оборудование для игры «Мы — водители»
2. Силуэты автомобилей
Декабрь Тема: Светофор
1. Изучения сигналов светофора. 2. Закрепить знания об основных цветах.
3. Развивать память и речь

1. Рассматривание картины «Светофор»
2. Д/и «Светофор»
3. Работа с мозаикой «Выложи светофор»
4. Лепка «Мой весёлый светофор»


Информация для родителей « Внимание гололёд! » 1. Картина «Светофор»
2.Мозаика
3. Оборудование для игры «Светофор»
4. Выставка детских работ «Мой весёлый светофор»


Январь Тема: Наша улица
1.Развитие первичных представлений об улице и правилах поведения на ней.
2. Уточнить представления об улице, дороге, тротуаре.
3. Развивать память и речь.


1. Беседа «Мы знакомимся с улицей»
2. Показ мультипликационного фильма «Смешарики. Азбука безопасности»
3. Словесная игра «Изобрази сигнал машины»
4. Конструирование из песка «Улица»


Анкетирование
«Я и мой ребёнок на улицах города»
1.Песочница и песочный набор
Февраль Тема: Дорога
1.Ознакомление детей с дорогой.
2. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
3. Формирование навыков поведения детей на дорогах.


1. Беседа по иллюстрациям « Азбука маленького пешехода»
2. Д/и «Помоги Мишке перейти дорогу»
3. Чтение худ. литературы (С. Маршак «Мяч»)
4. Рисование «Нарисуй пешеходный переход»


Консультация «Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых» 1.»Азбука маленького пешехода»
2. Оборудование для игры «Помоги Мишке перейти дорогу»
3. Выставка детских рисунков «Нарисуй пешеходный переход»

Март Тема: Автобус
1.Познакомить детей с понятием «автобус» как видом транспортного средства.
2. Продолжать развивать внимание, память, умение отвечать на вопросы.
3. Познакомить с правилами поведения в маршрутных транспортных средствах.


1. Наблюдение за автобусом
2. Чтение сказки Д. Биссета «Про малютку-автобус, который боялся темноты»
3. П/и «Водители автобусов»
4. Аппликация «Починим автобус»


Конкурс «Папины руки» из бросового материала 1.Выставка детских работ «Починим автобус»
2. Оборудование для игры «Водители автобусов»
Апрель Тема: «Путешествие в разноцветную страну»
1. Закрепить представления о зелёном и красном сигналах светофора, активизировать словарь по теме.
2. Развитие умения различать пространственные направления.
3. Учить взаимодействовать в группе.


1. Чтение стихотворения В. Кожевникова «Светофор»
2. Д/ и «Какой огонёк зажёгся?»
3. Рассматривание машины, которая привезла продукты в детский сад
4. Рисование « Закрась светофор»


Рекомендации родителям младших дошкольников о ПДД 1.Оборудование для игры «Какой огонь зажёгся?»
2. Выставка детских рисунков «Закрась светофор»
Май Тема: Светофор — наш друг
1.Продолжать знакомить с назначением сигналов светофора, закрепить названия цвета, уточнить знания о сигналах светофора и их последовательности.
2. Развитие необходимых умений безопасного поведения на дорогах.
3. Формировать ориентировку в пространстве.


1. Чтение знакомых стихов о светофоре, транспорте
2. Беседа по иллюстрациям « Азбука маленького пешехода»
3. Д/и «Светофор»
4. Конструирование «Строительство дороги из песка» с последующим обыгрыванием.


Развлечение «Уважайте светофор» 1.»Азбука пешехода»
2. Оборудование для игры «Светофор»

Таблица: фрагменты конспектов занятий по ПДД

Автор и название занятия Ход занятия
Ерёмина А.
«Мишутка — водитель»
Первая младшая группа

Воспитатель: ребята, сегодня к нам приедет медвежонок. Отгадайте загадку и узнаете на чём он приедет.
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется?
(Машина)
Воспитатель включает запись звуки машин. Закатывает грузовик, в нём сидит медвежонок.
Воспитатель: давайте поздороваемся с мишкой. На чём приехал мишка? Где у грузовика кабина? Где кузов? Где колёса?
Посмотрите ребята, наш мишка чем то напуган. Мишка, что случилось?
Мишка: Я переезжал на своей машине дорогу, а там… А там стоит чудовище с тремя глазами. Мимо идут машины, а он светит то зелёным, то красным, то жёлтым глазом. Машины то едут, то останавливаются. Я испугался и приехал к вам в детский сад.
Воспитатель. Не волнуйся Мишка, мы тебе поможем. Ребята, а вы знаете, что это такое? (ответы детей). Молодцы! Мы тебе расскажем, что это такое! (выносит макет светофора и читает загадку)
Пешеходам объясняет
Как дорогу перейти
Он сигналы зажигает,
Помогая им в пути.
Понял Мишка? Это светофор. При переходе через улицу пешеходам помогает светофор. Он показывает, когда можно переходить дорогу людям или ехать машинам, а когда нужно стоять и ждать. Если горит красный сигнал светофора — переходить улицу нельзя! Он говорит «Стойте и ждите». Жёлтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы приготовились к переходу. Когда загорается зелёный свет — то путь открыт, и вы можете идти.
Видишь, Мишка, светофор совсем не страшный, он помогает нам переходить улицу.
А чтобы тебе было легче запомнить, давай оставляй свою машинку и вместе с нами поиграем в игру: «Светофор».
Мишка: С удовольствием я поиграю с вами.
Проводится игра «Светофор».
Воспитатель: ну что, мишка, ты запомнил на какой сигнал светофора едут машины, а на какой — идут пешеходы?
Мишка: да, я запомнил, на красный сигнал — пешеходы стоят, на зелёный — идут. Давайте поиграем с вами теперь, я буду ездить по дороге, а вы будете переходить дорогу.
Воспитатель: а ты знаешь, где надо переходить дорогу?
Мишка: в любом месте.
Воспитатель: ребята, правда, дорогу можно в любом месте переходить (нет) А где надо её переходить? Как это место называется? (пешеходный переход)
Проводится игра «Машины и пешеходы».
Воспитатель: Мишутка, понравилось тебе кататься на своём грузовичке?
Мишутка: да, ребята показали мне, что если соблюдать правила, то ездить по дороге совсем не страшно, а весело.
Воспитатель: А ты знаешь, что передвигаться можно не только на машинах. Ребята на чём ещё можно очень быстро передвигаться? Какие виды транспорта вы знаете?
Воспитатель показывает самолёт.
Что это за транспорт? Садись Мишутка, ребята тебя покатают.
Воспитатель собирает железную дорогу и запускает заводной поезд. Что это за транспорт? Садись, прокатись на поезде.
Воспитатель показывает кораблик на воде. Что это за транспорт? Покатаем Мишутку на кораблике?
Воспитатель: ребята, чтобы мишка никогда не боялся светофора, давайте сделаем вместе с ним маленькие светофорчики. Шаблоны у нас уже есть. Нам остаётся скатать шарики (красный, жёлтый, зелёный) и придавить к шаблону.
Воспитатель показывает, как скатывать шарики и прижимать к шаблону.
Воспитатель: мишка говорит вам большое спасибо. Ему очень понравилось с вами играть и лепить светофор. Один светофор мишка возьмёт с собой, покажет его своим друзьям и расскажет, что обозначают цвета светофора. Мишка, приезжай к нам ещё, мы будем изучать правила дорожной безопасности вместе. До свидания!
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-pd-v-1-mladshei-grupe-tema-mishutka-voditel.html



































Пилюгина Н.
«Автошкола»
Вторая младшая группа

Светофор: «Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?» кто я?
Дети: Да, светофор
Светофор: Да, я весёлый светофор, свами поиграть пришёл. Хочу, вам предложить поучится в автошколе. Вы знаете, что такое автошкола?
Дети: ответ детей.
Светофор: проходим в автошколу. Посмотрите как много знаков в автошколе, скажите для чего они нужны? А, где меня можно встретить? (на дороге)
А вы знаете, ребята стих про меня, расскажите.
Дети: хором отвечают:
«Если красный свет горит — это значит путь закрыт,
Жёлтый — подожди ещё чуть- чуть, а потом продолжи путь,
А зелёный свет горит — значит путь открыт»
Светофор: вот какие молодцы, знаете стих про меня. А я пришёл к вам не один, со мной смой друг, угадайте кто это?
Дети: пешеходный переход
Светофор: а стих про него знаете?
Дети: Стоп, машина! Тише ход!
На дороге пешеход.
Он дорогу переходит
По дорожке «Переход»
Светофор: скажите кто должен соблюдать ПДД (водитель, а водитель на чём ездит (на машине, тракторе, а где машины ездят (на дороге, на проезжей части). Ребята, если машина сломается в дороге, кто её должен сделать, починить?
Дети: шофер, автомастерской.
Светофор: Я хочу вам сейчас предложить проехать в мою мастерскую, и поучится ремонтировать машины. А отправимся на машине, взяли рули в руки:
Едем, едем, едем, едем.
Очень длинный этот путь. (крутим руль)
Скоро, скоро мы доедем, (наклоняемся, имитируя поворот)
Там мы сможем отдохнуть.
Приехали, проходите, это мастерская, здесь ремонтируют машины. Скажите, с помощью чего можем починить колесо, поменять фары (отвёртки, ключей). Одеваем спецодежду, чтобы не испачкать свою чистую одежду. Проходите, занимаем свои места. Осмотрите свой транспорт, какие поломки у него. По свистку начинаем выполнять
Дети с помощь ключей отвёрток собирает машины.
Светофор: вот, какие молодцы, починили все машины. Снимаем спецодежду.
Светофор: ребята, как вы думаете чему ещё учат в автошколе (водить машины, вот и мы сейчас, будем с вами учится водить машины и при этом соблюдать все ПДД.
П/и «Автомобили»
Раздаю рули каждому ребёнку. Под музыку дети начинают движение по дороге, затем даю задание едим змейкой через деревья.
Светофор: Ребята, вам понравилось учиться в автошколе. Молодцы вы сегодня окончили курс молодого автолюбителя, выучили ЗДД И ПДД, научились чинить машины, и управлять машинами на проезжей части. Теперь вы водители, и я вам вручаю права- медали. Всего вам хорошего. До свидания.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/-avtoshkola-2-mladshaja-grupa.html






























Проект по ПДД для самых маленьких дошколят

Правила дорожного движения — интересная и актуальная тема для проекта. Это удобная форма работы, поскольку дети глубоко погружаются в тему и рассматривают её с разных сторон, используя разные виды деятельности.

В качестве примера рассмотрим краткосрочный проект (на две недели) по ПДД для детей первой младшей группы «Мы едем, едем, едем» воспитателя М.В. Арбузовой.

Таблица: содержание проекта «Мы едем, едем, едем» воспитателя М.В. Арбузовой

Содержание проектной деятельности
Этапы:
Подготовительный этап.
  1. Подготовка стихотворений, загадок, игр, на тему транспорт, пдд, иллюстративный материал.
  2. Подготовка атрибутов для игр, НОД.
  3. Подготовка консультаций для родителей.
  4. Составление перспективного плана основного этапа.

Практический этап. Работа с детьми: НОД, подвижные игры, дидактические игры, наблюдения, чтение художественных произведений, продуктивные виды деятельности. Работа с родителями: консультации, памятки, беседы, оформление папок-передвижек, совместное изготовление дидактического материала.
Заключительный этап. Комплексное занятие «Мы едем, едем, едем… », оформление выставки детских работ.



Педагог подробно расписывает план реализации проекта на каждый день. Рассмотрим фрагмент плана.

Таблица: фрагмент ежедневного плана реализации проекта«Мы едем, едем, едем» воспитателя М.В. Арбузовой

Понедельник
Рассматривание иллюстраций «На улице города» Книга «На улице города».
П/и «Воробышки и автомобиль»
Наблюдение на прогулке за проезжающим транспортом. Продолжать знакомить детей с транспортными средствами, их назначением.
Д/и «Собери автомобиль» (разрезные картинки)
Цель. Формировать у детей умение составлять одно целое из 2-х частей и различать собранный вид транспорта. НОД Рисование. Тема. «Дорожка для машин» — рисование горизонтальной линии не отрывая руки.
Взаимодействие с родителями. Вместе с детьми понаблюдать за работой светофора на перекрёстке
Вторник
Беседа по картинкам «Светофор» Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, красный свет светофора нужно стоять, на зелёный — двигаться, переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.
П/и ««Сигналы светофора»,
Д/и «Собери Светофор» Цель: закрепить представление о назначение светофора его сигналах. Собирать целое из частей по образцу.
Чтение Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу»
НОД Сенсорика. Тема. «Близко — далеко»
Цель. Дать детям представление о понятии близко — далеко, Закрепить знание красного, зелёного, жёлтого цвета. Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе действий с разноцветными игрушками.
Взаимодействие с родителями. Вместе с детьми понаблюдать за легковым и грузовым транспортом
Среда
Д/и «Большой — маленький» Цель: закрепить умение детей подбирать гаражи в соответствии с размером машины, закрепить названия транспорта.
Д/упр «Автомобиль»(ЗКР)
Чтение А. Барто «Грузовик», Н. Павлова «На машине».
П/и «Цветные автомобили»,
НОД Развитие речи. Тема. «Рассматривание и описание игрушки» (машины) .Цель. Совершенствовать представление о легковых и грузовых автомобилях. охарактеризовать основные части и назначение каждой из них и действиям с машинами. Формировать умение словами описать машину в 2 – 4 предложениях.
Взаимодействие с родителями. Консультация «Безопасность детей на улице»,




















Фотогалерея: детская деятельность в рамках проекта по ПДД

Проект может быть и более длительным по времени, например, рассчитанным на три летних месяца. Пример тому — «Мой друг — светофор» (воспитатель С.И. Мальцева, вторая младшая группа).

Цель проекта — сформировать у младших дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

Таблица: план реализации проекта «Мой друг — светофор» воспитателя С.И. Мальцевой

Реализация проекта:
1. Работа с родителями:
— консультация «Дети на дорогах», «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге»,
— папка — передвижка «Обучение детей ПДД», «Формирование у детей навыков поведения на улице»,
— беседа «Начните с себя!»,
— изготовление макета города,
— Анкетирование для родителей «Осторожно: дорога!»,
— памятка для родителей «Все начинается с малого»,
— Буклет для родителей «В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить»,
— Рекомендации «Формирование у детей специальных навыков», «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле».
2. Работа с детьми:
1. Рассматривание материала по теме «Правила дорожного движения», «Мой друг-светофор», «Правила поведения на дороге и на улице», иллюстрации с изображением транспортных средств, альбомы по теме,
2. Беседа «Мой друг-светофор»,
3. Изготовление макета транспортного светофора,
4. Аппликация с элементами рисования «Дорога и светофор»,
5. Чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «ПДД», «Светофор»,
6. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Собери машину по частям», «Светофор», «Угадай транспорт», «Собери машину» (из 4-х частей), пазлы,
7. Подвижные игры: «По длинной извилистой дорожке», «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Машины», «Трамвай», «Цветные автомобили»,
8. Пальчиковая гимнастика,
9. Сюжетно–ролевая игра «Шофёры», «Водители и пешеходы», «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта), игры с макетом,
10. Дыхательная гимнастика «Вот какие мы большие»,
11. Артикуляционная гимнастика «Заборчик»,
12.Выкладывание из геометрических фигур и счётных палочек (светофор, транспорт),
13. Гимнастика для глаз «Глазки видят всё вокруг»,
14. Физкультминутка «По ровненькой дорожке»,
15.Раскраски по ПДД,
16. Конструирование различных улиц из строительного материала для закрепления знаний о ПДД,
17. Игровое задание «Сколько у светофора цветов»,
18. Просмотр презентации «Наш друг светофор».
Итог работы:
1.Экскурсия за территорию детского сада с целью закрепления с детьми правил поведения на улице, перекрёстке, дороге (закрепление понятий: светофор, дорожные знаки, транспорт, тротуар т. д.), а также правил дорожного движения.





























Видеоматериалы по теме

Интересно наблюдать за совсем маленькими дошкольниками в ходе занятия.

Занятие по ПДД с детьми раннего возраста

Занятие проводится в музыкальном зале. К ребятам в гости приходит светофор (педагог), они отправляются в поездку на большом голубом автобусе (декорация). Малыши рассказывают короткие стихи на тему ПДД и играют в подвижную игру с воздушными шариками.

Занятие во второй младшей группе

Малыши знакомятся со знаками наземного и подземного пешеходного перехода и изучают сигналы светофора. С детьми проигрывается дорожная ситуация: один выполняет роль пешехода, а другой — водителя автомобиля (при этом каждый ориентируется на свой светофор).

Учим правила дорожного движения во второй младшей группе

Воспитатель предлагает ребятам совершить путешествие по городу на автобусе (из стульев), один ребёнок выполняет роль водителя. Ребята учат зайку правильно переходить дорогу (переодетая девочка более старшего возраста).

Комплексное занятие с младшими дошкольниками «В гостях у светофора»

Вначале педагог беседует с ребятами о светофоре и правилах перехода через дороги, а затем они выполняют аппликацию «Светофор» (наклеивание цветных кружков на готовый чёрный силуэт).

«Светофор»: обучающая песенка-мультик для малышей

Развивающий мультфильм для малышей о светофоре и машинках

Жизнь ребёнка — это самая большая ценность. Поэтому в детском саду необходимо уделять достаточно внимания изучению правил дорожного движения, начиная с самого раннего возраста. Задача педагога — преподнести малышам эту серьёзную информацию в доступной форме, самое лучшее — в виде игровых занятий. При этом игра должна быть всегда поучительной, подводить детей к определённому выводу, который поможет им в дальнейшем ориентироваться на улице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: