Родители — самые главные люди в жизни ребёнка, именно от их заботы и поддержки зависит его благополучие. С приходом малыша в детский сад эта связь не должна ослабевать. И для полноценного развития своего сына или дочери мамы и папы должны активно участвовать в жизни ДОУ. В средней группе ребята становятся более самостоятельными, любознательными, быстрыми темпами развивается их речь, но в то же время дети ещё слишком увлечены играми и имеют неустойчивое внимание. Задача воспитателя — помочь родителям преодолеть эту двойственность, лучше понять своё чадо, а также консультировать их по самым разным аспектам детского воспитания.
Теоретические аспекты работы с родительским коллективом в детском саду
В целом работа с родителями в дошкольном учреждении направлена на решение следующих задач:
- Помочь мамам и папам разобраться в различных аспектах дошкольной педагогики и психологии.
- Предотвращать неверные действия по отношению к малышу. Ведь в зависимости от типа характера и темперамента ребёнка к нему требуется определённый подход.
- Привлечь семью к сотрудничеству — совместному решению задач воспитательного и образовательного характера (изготовление дидактических материалов, атрибутов для игр, оказание детям помощи в освоении образовательных областей, участие в проведении досуговых и открытых мероприятий).
- Способствовать сближению родительского коллектива.
В настоящее время педагогами разработано множество эффективных форм взаимодействия с родителями с целью вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс. Среди них можно выделить привычные и нетрадиционные.
Это разделение весьма условно, поскольку в последнее время многие новаторские идеи укореняются и часто практикуются у педагогов.
Традиционные формы взаимодействия
- Беседы (как групповые, так и индивидуальные) — наиболее доступная форма налаживания контакта с семьёй. В ходе них воспитатель доносит до родителей определённую информацию, выслушивает их точку зрения, отвечает на вопросы. Индивидуальный подход здесь особенно важен, поскольку все взрослые, как и дети, разные, имеют свои характеры, установки, личные и профессиональные предубеждения. Начинать беседу следует с нейтральных вопросов, плавно переходя к главной теме. Даже если педагог хочет указать на недостатки в поведении конкретного ребёнка, то начать разговор нужно с его личностных достоинств. Примеры тем для бесед: «Воспитание трудолюбия у дошкольника», «Как помочь малышу стать более самостоятельным», «Почему важно закаливание».
- Тематические консультации. В отличие от беседы, они нацелены на то, чтобы дать родителям конкретный квалифицированный совет. Консультации также бывают групповыми и индивидуальными, плановыми и внеплановыми. Примеры: «Тестопластика для малышей 4–5 лет», «Трудовое воспитание ребёнка пятого года жизни», «Как развивать дома математические способности».
- Родительское собрание — самая привычная форма работы. Как правило, собрания проводятся 1 раз в квартал (при желании педагога это можно делать чаще) и представляют собой обсуждение накопившихся вопросов. Однако, чтобы родители положительно относились к этому мероприятию, оно должно быть интересным, творческим, а не просто сводиться к монотонному перебиранию текущих проблем.
- Участие семьи в проектной и экспериментальной деятельности группы. Мамы и папы собирают необходимую информацию, создают собственные презентации, красочные коллажи, стенгазеты, делают вместе с детьми поделки, рисуют картины. Примеры такой работы — создание семейной рукотворной книги (например, на тему здорового образа жизни), стенгазеты о том, как семья проводит досуг, поделки из природного материала на тему «Дары осени».
- Трудовая деятельность родителей. Это работа по озеленению детского сада, нарядному оформлению участков, участие в экологических акциях («Кормушка для птиц», «Дары золотой осени» — сбор природного материала для детских поделок).
- Мини-отчёты. Это регулярное (например, еженедельное) информирование родителей о жизни их детей в детском саду: что нового узнали, за какими явлениями наблюдали, какую песню выучили и т. д. Воспитателю лучше это делать в письменной форме и размещать информацию для ознакомления в раздевалке.
- Спортивные досуги — очень полезные мероприятия для укрепления семейных отношений, пропаганды здорового образа жизни. Малыши всегда получают яркие позитивные эмоции от соревнований, в которых принимают участие его мама и папа. Такие мероприятия непременно несут в себе атмосферу праздника. Но нужно помнить, что любые соревнования повышают вероятность детских переживаний, поэтому ведущий-педагог должен умело расставлять нужные акценты.
- Мастер-классы для родителей. Их может проводить воспитатель (например, обучение какой-нибудь нетрадиционной изобразительной технике для занятий с детьми дома), логопед (артикуляционная гимнастика для становления правильного произношения), медсестра (массаж ушных раковин для стимуляции биологически активных точек, закаливающий массаж стоп, упражнения для кистей рук, дыхательная гимнастика, упражнения для снятия зрительного утомления).
- Открытые просмотры для родителей. В ходе таких занятий мамы и папы получают представление об образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Педагог же может предоставить родителям роль стороннего наблюдателя либо задействовать их в ходе занятия (ответы на вопросы, которые вызывают затруднение у детей, помощь в изготовлении поделки и пр.).
- Анкетирование. Эта форма работы позволяет выявить мнение родителей по конкретной проблеме: воспитатель предлагает письменно ответить на ряд вопросов. Особенно эффективно анонимное анкетирование, позволяющее получить порой негативные, но честные ответы.
- Посещение семьи. Цель такой деятельности — ознакомиться с условиями, в которых воспитывается конкретный ребёнок (в случае необходимости организуются повторные посещения). Разновидностью является обследование семьи для оказания материальной помощи, воздействия на родителей, защиты детских прав.
- Сайт ДОУ. Каждый детский сад обязательно имеет в интернете свой официальный сайт, на котором должна быть рубрика «Ответы на вопросы» либо «Форум», где родители могут выйти на контакт с администрацией, чтобы задать вопрос, внести предложения и пр.
Фотогалерея: традиционные формы работы с семьёй
Индивидуальная беседа — самая доступная форма установления контакта и доверительных отношений
Участие родителей в проектной деятельности группы позволяет им лучше узнать своих детей
В ходе мастер-классов родители могут научиться рисовать в определённой технике
Физкультурный досуг с участием пап можно приурочить ко Дню Матери
Родительское собрание — наиболее традиционная форма взаимодействия родителей и ДОУ
Открытые занятия дают родителям представление об образовательном процессе в ДОУ
Наглядные средства взаимодействия с семьёй
При работе с родительским коллективом важную роль играет наглядность. Так, в раздевалке каждой возрастной группы должен располагаться тематический стенд с различной полезной информацией (которая периодически меняется), уголок здоровья, а также папки-передвижки на актуальные в данный момент темы.
Интересная идея — поставить для родителей «Ящик предложений» или «Шкатулку для вопросов», куда они могут опускать записки со своими предложениями, идеями, пожеланиями, делиться мыслями и переживаниями с педагогом.
Фотогалерея: наглядные средства в работе с родителями
Родители оставляют воспитателю в импровизированном почтовом ящике свои пожелания и рекомендации
Популярная форма наглядности — тематический стенд, куда воспитатель регулярно помещает актуальную информацию
Воспитатель обязательно оформляет для родителей уголок здоровья, где даёт им полезные рекомендации
Сегодня воспитатель может приобрести или оформить самостоятельно папки-передвижки практически на любую тему
Нетрадиционные формы работы
Чтобы разнообразить работу с родителями, сделать её более интересной, воспитатель прибегает к нетрадиционным формам взаимодействия.
- День открытых дверей в средней группе. Для взрослых это уникальная возможность почувствовать себя дошкольниками, прожить один день их жизнью. Родители могут при этом выполняют роль сторонних наблюдателей либо занимают более активную позицию: делают зарядку, помогают няне накрыть на стол, идут на прогулку, участвуют в занятии.
- Презентация детского сада. Родители знакомятся с дошкольным учреждением, уставом, программой, получают информацию по платным услугам, смотрят группы, фрагменты занятий по различным образовательным отраслям. В средней группе вполне можно провести такое мероприятие (тем более что есть дети, которые начинают посещать детский сад именно с этого возраста).
- Дежурства. По желанию родителей воспитатель привлекает их к участию в прогулках с дошкольниками, экскурсиях. В ходе такой деятельности мамам и папам не следует вмешиваться в педагогический процесс, свои пожелания или замечания они могут позднее озвучить воспитателю или заведующему.
- Экскурсии или маршруты выходного дня. Воспитатель организует совместные с родителями посещения памятных мест родного края, походы на природу (с малышами пятого года жизни уже можно устраивать прогулки в близлежащие скверы, парки и пр.). Такие мероприятия способствуют сближению детей и взрослых, патриотическому воспитанию.
- Семейные спектакли. Родители наравне со своими детьми разыгрывают спектакли для остальных воспитанников группы, педагогов (по сюжетам знакомых детям сказок, в средней группе это «Три поросёнка», «Гуси-лебеди» и др.). Для взрослых такая деятельность — источник эмоциональных переживаний, неожиданных открытий.
Фотогалерея: нетрадиционные формы работы с родителями
Совместные экскурсии способствуют ещё большему сближению детей и взрослых
На Дне открытых дверей родители имеют возможность понаблюдать за режимными моментами, занятиями, прогулкой и пр
Семейные спектакли для родителей — это уникальная возможность раскрыть себя с неожиданной стороны
Работа логопеда с родителями малышей пятого года жизни
В средней группе к работе с родителями воспитатель может подключить логопеда. Это обусловлено тем, что у ребёнка пятого года жизни быстрыми темпами развивается речь, её фонетический, грамматический строй, обогащается словарный запас. И именно в этом возрасте появляются определённые проблемы — неправильное произношение отдельных звуков. По достижении ребёнком 5 лет самое время начинать коррекционную работу, ведь в этом возрасте учитель-логопед и проводит диагностику.
Специалист может выступить перед родителями на одном из собраний и дать им ценные советы и рекомендации (темы выступлений: «Роль семьи в коррекции речевых нарушений у малыша», «Значение пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольника», «Как развивать речь ребёнка по пути из детского сада домой», «Возрастные нормы общения дошкольников в коллективе»), в случае необходимости проводит индивидуальные консультации («Как заниматься с малышом дома», «Практические приёмы автоматизации конкретных звуков»).
На родительском собрании логопед может устроить мини-выставку «Логопедические игры и развивающие пособия».
Логопед активно использует и наглядность, например, может подготовить для родителей папку-передвижку «Способы развития связной речи ребёнка и включение его в диалог» или «Этот непослушный грамматический строй» (дать представление об основных грамматических ошибках и способах их преодоления). В средней группе желательно выделить в раздевалке специальный уголок логопеда, где учитель будет давать родителям ценные рекомендации по речевому развитию дошкольников.
Фотогалерея: мини-выставка логопедических игр и развивающих пособий
На родительском собрании логопед может провести небольшой обзор игр, помогающих корректировать речевые нарушения
В логопедическое лото можно играть дома всей семьёй
Всевозможные пособия, тренирующие мелкую моторику малыша, оказывают положительное влияние на его речевое развитие
Игра «Звуковые ходунки» закрепляет навыки правильного произношения звуков
Специфика организации родительского собрания
Родительское собрание — довольно ответственное мероприятие для воспитателя, требующее тщательной подготовки. Нюансы подготовки заключаются в следующем:
- Примерно за неделю до мероприятия можно раздать родителям анкеты по актуальной теме для заполнения дома. Результаты будут использоваться непосредственно на собрании. Например, если будет обсуждаться тема здорового образа жизни в семье, то анкетирование поможет выяснить, какой процент семей в группе делают по утрам зарядку, как семья проводит выходные дни — отдыхая активно или пассивно. Исходя из этого, воспитатель делает выводы и даёт рекомендации.
- Удачная идея — сделать для каждой семьи приглашения, к примеру, в виде тематической аппликации. Дети должны обязательно принимать участие в их изготовлении.
- Воспитатель может напечатать оригинальные памятки по теме собрания. Они должны быть краткими по содержанию, а текст набран крупным шрифтом.
- Заинтересовать родителей предстоящим мероприятием помогут выставки по теме собрания (например, выставка логопедических игр и пособий).
- Оригинальный способ заинтересовать родителей — записать на магнитофон детские ответы по теме собрания (например, какие трудовые поручения они выполняют дома).
- Можно изготовить самодельный плакат, где символически будут обозначены ключевые моменты обсуждаемой темы.
- Непосредственно перед собранием педагог должен позаботиться об уютном освещении, удобном размещении родителей. Так, столы и стулья можно расставить по кругу и поставить на них карточки с Ф.И.О. родителей, позаботиться о ручках и бумаге для заметок. Если мероприятие предполагает элементы мастер-класса, то заранее готовятся краски, карандаши, пластилин и прочие принадлежности.
Структура родительского собрания
Традиционно родительское собрание включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. По продолжительности мероприятие продолжается не более 1 часа, ведь родители собрались после рабочего дня, когда концентрация внимания снижается.
- Вводная часть нужна для того, чтобы организовать гостей, сконцентрировать их внимание и привнести атмосферу взаимного доверия. Один из приёмов — создание соответствующего музыкального фона (спокойная классическая музыка). Понятно, что родители уже давно знакомы с воспитателем, однако если это первое собрание в новом учебном году, то педагогу стоит сказать несколько слов о себе (например, о своих последних достижениях, выигранных конкурсах, собственных методических разработках, приоритетных принципах воспитания и пр.). Это особенно актуально, если группа пополнилась новыми воспитанниками и, соответственно, новыми родителями. Затем педагог озвучивает тему собрания. Даже если оно затрагивает много вопросов, тема должна быть конкретной: воспитательная, образовательная проблема, подготовка к празднику и т. д.
- Основную часть стоит разделить на 2–3 этапа. Воспитатель освещает теоретические аспекты темы, приводит практические примеры воспитания малышей в семье и детском саду, разбирает конкретные педагогические ситуации. При этом родители должны выступать не пассивными слушателями, а задавать вопросы, участвовать в дискуссии. В основной части также обсуждаются организационные моменты по поводу предстоящих досуговых мероприятий, экскурсий и пр. (этот раздел ещё называют «Разное»). Часть из этих вопросов можно вынести в отдельное обсуждение с родительским комитетом в другое время.
- На заключительном этапе собрания воспитатель подводит итоги встречи, озвучивает принятые решения по всем обсуждаемым вопросам (они должны быть чёткими, конкретными и обязательно фиксироваться в протоколе). Закончить мероприятие следует на позитивной ноте: мини-конкурсом рисунков (например, на тему «Моя семья»), устроить чаепитие, дегустацию витаминных травяных напитков, канапе из фруктов и пр.
Рассказывая о неправильных поступках детей, педагог не должен упоминать их фамилий (это делается в индивидуальной беседе). Тем более недопустимы поучения и упрёки в адрес родителей.
Приёмы повышения интереса родителей на собрании
- Вовлечение гостей в дискуссию (воспитатель добивается, чтобы было высказано несколько точек зрения).
- Совместное решение педагогических ситуаций из семейного опыта (например, ребёнок отказывается выполнять трудовые поручения, не желает слушать сказки, предпочитая им просмотр мультфильмов, не хочет быть вежливым).
- Обращение к прошлому опыту взрослых. Воспитатель просит мам и пап вспомнить, какими они сами были в детском возрасте, как вели себя в той или иной ситуации.
- Примеры из художественной литературы (например, рассказ В. Осеевой «Печенье», где затронута проблема жадности и неуважительного отношения к старшим, Л.Н. Толстого «Косточка», в котором ребёнок не говорит правду).
- Чтобы проиллюстрировать свои идеи, педагог использует аудио- и видеозаписи, фото и интервью воспитанников, графики, схемы.
- Элементы арт-терапии (родителям схематически предлагается изобразить совместный с детьми отдых, то, что наиболее важно в жизни их семьи и т. п.).
- Разыгрывание педагогических ситуаций (взрослый выполняет роль ребёнка). Например, требуется установить контакт с плачущим ребёнком, объяснить малышу, что не нужно стесняться выступить на утреннике.
- Различные игровые моменты. Например, родители встают в круг, а воспитатель передаёт мячик. Каждый должен сказать пожелание детям и педагогу на предстоящий учебный год. Другой пример — упражнение «Как хорошо было летом!»: педагог просит встать тех, кто летом купался с детьми в море, читал им книги, ходил с ними в лес или на рыбалку, купил своему ребёнку игрушку для развития двигательной активности и т. д.
- Поощрение — средство побуждения родителей к деятельности и стимулирования к дальнейшему сотрудничеству. Обычно имеет место на итоговых собраниях. Это могут быть грамоты вместе с символическими подарками, сладостями.
Фотогалерея: игровые моменты на собраниях
Если на собрании затрагивается тема дыхательной гимнастики, то родителям можно предложить игровое упражнение «Кто надует самый большой шарик»
Лепестки с пожеланиями внесут в собрание радостную душевную нотку
Выполняя физкультминутку, родители смогут почувствовать себя дошкольниками
Нетрадиционные формы родительских собраний
- «Конференция». Примерно за 2 недели до мероприятия воспитатель даёт родителям задание — поразмышлять над рядом вопросов. Например, с какого возраста нужно прибегать к помощи логопеда, как корректировать речь ребёнка в домашних условиях и т. п. Непосредственно на собрании мамы и папы высказывают свою точку зрения, приводят факты, примеры из жизни. Воспитатель же координирует обсуждение, направляет его с помощью вопросов.
- «Аукцион». Это импровизированная «продажа» полезных советов, например, на тему того, как приучить ребёнка к самостоятельности, самообслуживанию, как развивать у него математические способности. Собрание проходит в форме игры, где за каждую ценную рекомендацию выдаются фишки. Советы, которые набрали максимальное число фишек, затем оказываются на стенде «Копилка семейного опыта».
- «Душевный разговор». В таком необычном собрании задействуются те родители, чьи дети имеют какую-то общую проблему (например, излишне застенчивые, испытывающие трудности в общении с одногруппниками или же, наоборот, агрессивные). Этот вопрос всесторонне обсуждается, рекомендуется пригласить специалиста (в приведённых примерах — психолога).
- Тренинги. Родители при помощи воспитателя (или детского психолога) оценивают разные способы воздействия на малыша. Например, подбирают наиболее подходящие формы обращения, смягчают грубоватые выражения. Например, вместо того чтобы заявить сыну или дочери «Почему ты снова не прибрал свои игрушки?» лучше сказать «Я уверен, что эти игрушки послушаются своего хозяина и отправятся на своё место». Такие мероприятия дают родителям возможность лучше понять своего ребёнка, убедиться, почему недопустимо говорить: «Мне за тебя стыдно!» или «Мне всё равно, что ты хочешь!».
Образец протокола родительского собрания
Протокол N. родительского собрания группы ___ от « »____________20__года. Тема:___________________________ Присутствовало:. _____человек. Отсутствовало:. _____человек. Приглашённые: (Ф.И.О., должность). Повестка родительского собрания: 1… 2… 1. По первому вопросу слушали: (Ф.И.О., должность). Она (он) …. (краткое изложение главной мысли выступающего). Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать своё мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п. (В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф.И.О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.) Принятие решения путём голосования. За — _____человек, против — ______человек (конкретно Ф.И.О. родителя). Постановили: принять единогласно (принять большинством голосов, не принять). 2. По второму вопросу слушали:.____(аналогично по всем вопросам повестки). Решение собрания: 1. ___Ответственный___ (Ф.И.О.). Срок исполнения___ 2___Ответственный___ (Ф.И.О.). Срок исполнения___ 3___Ответственный___(Ф.И.О.). Срок исполнения___ Председатель:__________(подпись)______________(расшифровка). Секретарь:___________(подпись) ________________(расшифровка). |
Тематика родительских собраний в средней группе
Приведём перечень тем, по которым можно провести родительское собрание в средней группе:
- «Возрастные особенности ребёнка пятого года жизни».
- «Каким должен быть компетентный родитель».
- «Счастливый ребёнок бывает лишь в счастливой семье».
- «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
- «Роль режима дня в жизни дошкольника».
- «Здоровый образ жизни зарождается в семье» (к собранию можно привлечь медсестру ДОУ).
- «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у малышей пятого года жизни».
- «Движение — Жизнь».
- «Успехи нашей группы».
- «Осторожность на дороге».
- «Как помочь ребёнку в освоении математических знаний».
- «Воспитываем маленького патриота».
- «Знакомим детей с природой родного края».
Темы родительских собраний, которые можно провести в нетрадиционной форме:
- «Мужское плечо»: собрание отцов (круглый стол).
- «Дорога к здоровью, силе и бодрости» (мастер-класс).
- «Пока не поздно»: воспитание у воспитанников средней группы любви к природе (тренинг, семинар-практикум).
Таблица: пример конспекта родительского собрания в средней группе
Автор | Гаврилина Н.А., воспитатель МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида», ЗАТО Шиханы, Саратовская область |
Название | «Счастливый ребёнок — в счастливой семье» |
Ход собрания |
|
Как провести открытое занятие для родителей в средней группе
Необычная и эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении — это их приглашение на открытые занятия. Таким образом мамы и папы могут своими глазами увидеть, как их малыши получают знания. В средней группе уже можно практиковать такие мероприятия, поскольку ребята стали более взрослыми, самостоятельными, и присутствие папы и мамы на занятии не вызовет у них слёз (как это бывает в более раннем возрасте).
За несколько дней до открытого просмотра педагог сообщает родителям тему занятия, его программные задачи, предлагает обратить внимание на то, какие приёмы будут использоваться, как будет стимулироваться интерес дошкольников. Очень важный момент — заранее предупредить мам и пап, чтобы они не отвлекали ребят, не делали им замечаний, не задавали вопросов. Также важно заранее продумать, как разместить гостей в группе: если им предоставлена просто роль сторонних наблюдателей, то сидеть родители должны позади детей. В некоторых случаях воспитатель включает родителей в образовательный процесс: они отвечают на вопросы, вызывающие затруднение у малышей, помогают им изготовить поделку. При выполнении продуктивной деятельности мама или папа сидит рядом со своим ребёнком.
Открытый просмотр с участием мам и пап отличается от обычного открытого занятия тем, что педагог даёт гостям разъяснения в начале и в конце мероприятия. Это вступительная беседа и заключение в доступной для родителей форме: в начале мероприятия воспитатель рассказывает, чем ребята будут заниматься, а в конце подводит итоги, оценивает детские старания, проявление их активности, самостоятельности. Если какие-то дети испытывали трудности, то объясняются их причины (например, у ребёнка ещё недостаточно развита диалогическая речь или у него не совсем получается работать с ножницами).
В финале мероприятия нужно предоставить слово гостям, чтобы они поделились своими впечатлениями, отметили положительные стороны, возможно, выделили недостатки. Воспитатель же, в свою очередь, даёт ценные советы и рекомендации: какие увиденные педагогические приёмы можно использовать дома.
Очень важно донести до родителей, что домашние занятия с малышом (рисование, создание поделок, физические упражнения) бесценны для его развития и достижения максимальных результатов.
Таблица: конспект открытого занятия для родителей в средней группе
Автор | Елизарова С.Ю. |
Название | «Моя семья» |
Ход занятия | Воспитатель и дети заходят в группу, дети становятся в круг и берутся за руки. Воспитатель проговаривает стихотворение: Вот и мы, и ты и я. Мы — одна семья! Улыбнись тому, кто слева. Улыбнись тому, кто справа. Мы — одна семья! В.: Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята, как вас можно назвать одним словом? Дети: Семья. В. (обращая внимание на фотографии): Узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях? Да, это я. Вы узнали меня. А этих людей вы знаете? Конечно, нет. Эти люди вам не знакомы, для вас это чужие люди. Но не для меня. Для меня это самые дорогие люди. Это члены моей семьи. Это наша большая и дружная семья. Ребята, я не зря поместила фотографии на домике. Как вы понимаете, что такое семья? Дети отвечают. В.: Семья — это дом. Семья — это мир, где любовь, дружба и забота. У каждого человека есть семья. Бывают семьи большие, бывают маленькие. Главное — не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ребята, я вас познакомила со всеми членами своей семьи, а кто расскажет о своей семье? (Дети знакомят со своими родителями). В.: Спасибо, ребята. Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, Кто живёт в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка, Мой щенок, сверчок и я, Вот и вся моя семья! В.: Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Ребята, неслучайно у русского народа так много пословиц и поговорок о семье. Кто из родителей знает пословицы о семье? Родители называют пословицы:
В.: Пословиц вы знаете много. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Какая моя семья»? (игра с мячом в кругу).
|
Перспективный план работы с родителями в средней группе
В начале учебного года воспитатель составляет перспективный план работы с родителями на год, где прописывает цели и задачи, а также все запланированные мероприятия с указанием времени проведения.
Таблица: пример перспективного плана в средней группе
Автор | Светлана Гудкова, воспитатель, г. Воронеж |
Цель работы с родителями | Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. |
Задачи |
|
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1. Родительское собрание: «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания». 2. Беседа с родителями: «Организация самообслуживания в детском саду и дома». 3. Папка-передвижка: «Чтобы дети не болели». |
Октябрь | 1. Консультация: «Детские вопросы и как на них отвечать». 2. Беседа с родителями: «Такие разные дети». 3. Выставка осенних поделок: «Осенний калейдоскоп». |
Ноябрь | 1. Семинар-практикум: «Трудовое воспитание детей в ДОУ». 2. Развлечение: «Осень золотая». 3. Папка-передвижка: «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей». 4. Развлечение: «День матери». |
Декабрь | 1. Родительское собрание: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Пересказ как одна из форм развития речи и памяти». 2. Мастерская Деда Мороза: «Зимние фантазии». 3. Информационный стенд: «Безопасный Новый год». 4. Утренник: «Здравствуй, Новый год!» |
Январь | 1. Консультация: «Воспитание любознательности у ребёнка в саду и дома». 2. Развлечение: «Колядки». 3. Папка-передвижка: «Воронеж — город воинской славы!» 4. Информационный стенд: «Профилактика зрения». |
Февраль | 1. Круглый стол: «Что такое ЗОЖ». 2. Фотовыставка: «Мой папа — защитник!» 3. Помощь родителей в расчистке снега на участках. 4. Спортивный праздник ко Дню защитников Отечества. 5. Развлечение: «Масленица». |
Март | 1. Консультация: «Воспитание у детей внимания и усидчивости». 2. Стенгазета: «Моя любимая мама». 3. Информационный стенд: «Добрые советы родителям». 4. Утренник: «8 Марта — праздник мам». |
Апрель | 1. Беседа с родителями: «Осторожно, улица!». 2. Выставка: «Навстречу весне». 3. Посадка деревьев на участке. |
Май | 1. Родительское собрание: «Наши достижения». 2. Папка-передвижка: «День Победы». 3. Озеленение участка, посадка цветов на клумбах. |
Июнь | 1. Консультация: «Лето красное — пора прекрасная». 2. Развлечение ко Дню защиты детей. 3. Папка-передвижка: «Первая помощь при ссадинах, порезах, укусах пчёл». |
Июль | 1. Практикум для родителей по летнему отдыху детей: «Мы любим отдыхать». 2. Папка-передвижка: «Первая помощь при солнечном ударе». |
Август | 1. Беседа: «Закаливание в летний период». 2. Папка-передвижка: «Съедобные грибы». 3. Праздник Нептуна. |
Видеоматериалы по теме
Работа с родителями — одно из важных направлений работы ДОУ. Всегда полезно и интересно ознакомиться с опытом коллег в этом направлении.
Беседа-практикум для родителей средней группы на тему «Общение с детьми» — видео
Детско-родительское занятие по изобразительному творчеству в средней группе — видео
Викторина для детей и родителей на тему «Сказки» — видео
Спортивный праздник в средней группе с участием родителей — видео
Детско-родительское занятие на тему «Быть здоровыми хотим!» (физическая культура) — видео
Беседа с родителями на тему «Целевые ориентиры развития детей средней группы» — видео
«Тётя Весельчак»: совместный танец малышей и мам на утреннике в средней группе — видео
Фотоотчёт о проделанной работе с родителями в средней группе — видео
Дошкольная педагогика сегодня уделяет всё больше внимания взаимосвязи ДОУ и семьи. Участие родителей в жизни детского сада помогает им лучше понять своих детей, преобразовать теоретические знания в радость общения со своим малышом. Это особенно актуально для среднего дошкольного возраста, который считается сложным в плане психического развития ребёнка. Задача педагога — не только регулярно проводить родительские собрания, но и привлекать мам и пап к участию в спортивных праздниках, совместной творческой деятельности, семейных спектаклях, изготовлению поделок — любому продуктивному взаимодействию с детьми.