Как научить ребёнка говорить в разном возрасте: советы и конкретные упражнения

Заботливые родители едва ли не с рождения ребёнка с нетерпением ждут его первых слов. Кто-то слышит их уже до года, и в дальнейшем малыш радует маму и папу своей болтовнёй. А кто-то расстраивается, что их кроха — единственный, кто не разговаривает на детской площадке, хотя ему уже исполнилось два (три или четыре) годика. Как же помочь своему чаду? Какими методами ускорить его речевое развитие? Как вовремя выявить возможные проблемы и научить своего кроху говорить к радости его и вашей?

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Младенец в кроватке смотрит на мобиль, трогает его и смеётся

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Некоторых мам смущает, что это будет «театр одного актёра», ведь малыш ещё не может ответить. Другие же охотно разговаривают со своим животиком ещё во время беременности.

Простые условия, которые помогут малышу младше годика впоследствии заговорить быстро и с удовольствием

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»,
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки,
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).

Мама разговаривает с грудничком

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Важный момент общения — изначально говорить ребёнку правильные формы слов, не коверкая их, не стоит поголовно все вещи называть уменьшительно-ласкательными именами («волосики», «штаники», кроваточка» и пр.). Кроме того, нужно стараться не приучать младенца к соске, ведь она мешает артикуляционному аппарату правильно развиваться.

Грудничок с соской

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Мама читает младенцу книжку и показывает картинки

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Женщина массирует младенцу ладошки

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).

Видео: правильная стимуляция речевого развития от рождения до года

Видео: взрослый стимулирует грудничка разговаривать

Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги

Занимаясь с малышом после года, мама может использовать те же самые методы, только усложняя их. В этом возрасте ребёнок уже обычно словесно реагирует на диалог: пусть сначала это будут просто отдельные слоги, нужно стимулировать повторять их, пока не возникнут целые слова.

Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы ребёнок не начал упрямиться.

Всё большее значение приобретает чтение книг, обсуждение иллюстраций. Мама активно задаёт ребёнку вопросы по содержанию картинок, причём строит их так, чтобы ответами были не только существительные («кто это?»), но и прилагательные, глаголы («какого цвета банан?», «что делает машина?»). В речь малыша вводятся противопоставления: «этот цветок маленький, а этот большой».

Чтобы стимулировать речь ребёнка, не нужно реагировать на его язык жестов или мимики (например, малыш просит пить и при этом складывает губки трубочкой). Маме нужно сделать вид, что она не понимает, что хочет её чадо. При этом не нужно доводить кроху до слёз, а помогать ему наводящими вопросами.

Мама о чём-то спрашивает ребёнка

Нужно побуждать малыша словесно обозначить то, чего он хочет, при этом специально не понимая его жестов

При этом не нужно поощрять в детской речи упрощений, например, «бибика» вместо «машина» или «каклета» вместо «котлета».

Можно привести конкретные примеры игр и упражнений для данного возраста:

  1. Массаж пальчиков заменяется на увлекательную пальчиковую гимнастику (в интернете можно найти огромное число вариантов на любую тематику).
  2. К играм с манкой, мукой добавляются манипуляции с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослого), катание по столу карандашей, клубочков, маленьких мячиков и пр. В полтора года уже можно предлагать малышу пластилин, пластическое тесто и пр.Ребёнок занимается с пластилином

    В полтора года уже можно предложить малышу пластилин — лепка прекрасно развивает мелкую моторику

  3. Словесная игра «Исправь ошибку». Мама говорит предложение или фразу из известной ребёнку сказки и намеренно путает слова (например, «снесла курочка яичко, но не простое, а голубое» или уточка говорит «мяу-мяу»).
  4. «Волшебный мешочек». Взрослый предлагает крохе доставать из непрозрачного мешочка игрушечных зверюшек и называть их.
  5. «Что как звучит». Малышу предлагается озвучивать самые разные предметы окружающего мира, например, «как капает дождик?» или «как топают ножки?». Вначале пусть он отвечает просто слогами («ка»), затем звукоподражательными словами («кап»). Впоследствии появятся и более сложные слова («что делает дождик — капает»).
  6. С годовалым крохой уже можно практиковать артикуляционную гимнастику, причём не нужно изнурять его ежедневно одинаковыми упражнениями, а менять их. Например, подойдут такие варианты: задуть свечку (настоящую или воображаемую), дуть в игрушку-дудочку, на кусочек ваты на ладони, облизать воображаемое варенье на губах, показать язычок хобот слоника (вытянуть губки трубочкой).Маленькая девочка дует в стакан через соломинку

    Артикуляционная гимнастика для маленького ребёнка должна быть весёлой и увлекательной

  7. Тренировка в игровой форме гласных звуков: показать, как плачет малыш («а-а-а»), как мы удивляемся («о-о-о»), как летит самолёт («у-у-у»).

В данном возрасте важно ограждать кроху от телевизора, по сравнению с которым живая человеческая речь превращается в фон. Специальные мультики, развивающие речь, малышу можно будет демонстрировать в более старшем возрасте (3 года).

Видео: занятия для речевого развития с годовалым ребёнком

Видео: мама делится своим опытом, как развивала речь дочки после года

Занимаемся с двухлетним малышом: учим слова, строим фразы и короткие предложения

Если соблюдать указанные ранее рекомендации, то в два года ребёнок будет разговаривать уже довольно хорошо (может сам строить фразы из 3–4 слов). Но у каждого малыша свой темп развития, и иногда встречаются дети-молчуны, которые в указанном возрасте практически не говорят (очень мало или же на своём «детском» языке), но при этом хорошо понимают всё сказанное.

Мальчик прикрывает рот рукой

В два года встречается довольно много детей-молчунов, которые всё хорошо понимают, но почти не разговаривают

Отсутствие речи в данном случае связано не с каким-то патологиями, а просто с обособленностью развития ребёнка. Бывают ребята, которые долго накапливают информацию, а потом сразу начинают разговаривать целыми фразами. Свою роль может сыграть наследственный фактор (мама или папа тоже поздно заговорили), или же малыш просто ленится, а родители не предпринимают особых действий.

Чтобы изменить ситуацию, взрослые должны следовать таким рекомендациям:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком, причём целыми предложениями.
  2. Постоянное читать книг и беседовать по ним.
  3. Демонстрировать картинки на самую разную тематику (овощи, фрукты, животные, транспорт, птицы и пр.) и вместе называть изображаемый объект.Девочка держит картинку с изображением птицы

    Двухлетнему молчуну нужно демонстрировать различные тематические картинки и беседовать по ним

  4. Предлагать упражнения и игры на развитие мелкой моторики, в том числе лепку из пластилина, специального теста, рисование пальчиковыми красками.
  5. Играть в пальчиковый театр (персонажи надеваются на пальцы ребёнка), проигрывать стихотворения с помощью пальчиковой гимнастики.Мама с сыном надели на пальцы фигурки животных и играют

    Хорошее средство для стимуляции мелкой моторики — пальчиковый театр

  6. Почаще устраивать своему чаду общение с детьми более старшего возраста или сверстниками, которые уже хорошо говорят.
  7. Эмоционально рассказывать малышу ритмичные и простые стихи (например, А. Барто).
  8. Устраивать игры-инсценировки, где персонажи (куклы, предметы повседневного обихода, продукты и пр.) должны разговаривать.

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Дети-молчуны аналогично встречаются и в три, и даже в четыре года (конечно, гораздо реже, чем двухлетние). Здесь уже малыша нужно обязательно показать специалисту (лору, неврологу, психологу, логопеду), и если со здоровьем всё в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

Интересно, что существует такая гипотеза: дети сегодня слишком умные, они понимают, что у них не получается разговаривать, как у взрослых, и накапливают пассивный словарный запас.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянный диалог в ребёнком. Даже если он не может полноценно ответить, нужно подталкивать его к выражению мысли. К примеру, перед прогулкой, нужно спрашивать малыша, какие игрушки он хочет с собой взять. Причём игрушки должны находиться далеко, чтобы кроха не указал на них жестом. В беседе с сыном или дочкой нужно задать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Малоразговорчивому ребёнку особенно полезно посещать детский сад, ведь это дома родители понимают его с полуслова, в коллективе же, встретив непонимание со стороны окружающих детей, малыш скорее заговорит.Малыши в детском саду сидят за столом с книжками

    Ребёнку-молчуну нужно чаще находиться в детском коллективе — ведь там его не будут понимать с помощью жестов, как дома, а значит, есть стимул, чтобы быстрее заговорить

  3. Расширение кругозора. Это посещение новых мест, комментарии взрослых по поводу увиденного.
  4. Игра в ассоциации. Дома или на прогулке мама загадывает предмет в пределах видимости малыша и описывает его признаки, например, «я вижу большую металлическую белую… (машину)». Ребёнок должен назвать предмет.
  5. Продолжается чтение книг (кроха знакомится с новыми словами, понятиями), занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Малышу 3–4 лет можно предлагать такие речевые игры:

  1. «Шаги». На каждый шаг ребёнок называет по одному слову на определённую тематику: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобное, круглое, летающее, плавающее и пр.Девочка шагает по импровизированной лестнице из книг

    Можно придумать игру «Шаги», когда на каждый шаг малыш будет называть слово на заданную тему

  2. «Третий лишний». Взрослый называет четыре слова, малыша должен выбрать и назвать лишнее (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кошка, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мама предлагает ребёнку поговорить по игрушечному телефону: малышу нравится ощущать себя взрослым, и он охотно поддержит игру, отвечая в трубку на вопросы взрослого.Девочка разговаривает по игрушечному телефону, который держит мама

    Можно предложить ребёнку-молчуну поговорить по телефону — это увлечёт его

  4. Ролевая игра. Куклу или плюшевого мишку нужно научить правильно произносить какой-то звук, затем слог и, наконец, целое слово.

Таким образом, речь стимулируется в игровой форме. Не нужно акцентировать внимание на обучении («сейчас мы будем учиться говорить») — ребёнок просто выполняет увлекательные задания и незаметно произносит всё новые слова.

Видео: ребёнок в 3 года не разговаривает (советы специалистов на примере конкретного малыша)

Видео: советы доктора психологических наук Андрея Азарова

Видео: как разговорить молчуна трёх лет

Развивающее видео для стимуляции речи ребёнка

Видео: что делать, если ребёнок в 2,5–3 года не говорит

Видео: приёмы, которые помогут разговорить ребёнка (центр «Логопед-Профи»)

Возможные проблемы, требующие обращения к специалисту

Как известно, развитие каждого ребёнка происходит в своём темпе. Между тем существуют определённые средние нормы становления речи, на которые могут ориентироваться родители:

  1. 3–6 месяцев. Малыш пробует свой артикуляционный аппарат в действии, «играет» со звуками (гуление, гуканье).
  2. 1 год. Появляются первые слова («мама», «папа», «дай» и пр. – обычно до 10 слов).
  3. 2 года. Кроха строит простые фразы из 3–4 слов. Активный словарный запас составляет 150–300 слов.
  4. 3 года. Ребёнок говорит довольно много, распространёнными предложениями (из 4–5 слов), рассказывает стихи наизусть. Активный словарный запас — 400–800 слов.
  5. 4 года. Активный словарный запас — 1300–2000 слов. В речи используются все части речи.
  6. 5 лет. Активный словарный запас достигает 5000 слов, быстро запоминаются новые слова. Связная речь хорошо развита.

Сегодня многие дети начинают говорить значительно позже, чем их ровесники ещё лет 20 назад. Это связано прежде всего с социальными факторами: современные малыши с ранних лет проводят много времени перед телевизором и рано начинают приобщаться к гаджетам, сами взрослые постоянно заняты и не поощряют речевую активность ребёнка. Однако в некоторых случаях значительное отставание от указанных норм может быть связано с довольно серьёзными физиологическими или психическими причинами:

  1. Проблемы во время беременности: гипоксия у плода, перенесённые женщиной инфекции, стрессы, резус-конфликт между матерью и плодом.
  2. Родовые травмы: деформация черепа при родах, обвитие пуповиной и пр.
  3. Врождённые проблемы со слухом у малыша.
  4. Врождённые аномалии строения речевого аппарата.
  5. Тяжёлые инфекционные заболевания, перенесённые в грудном возрасте (менингит, энцефалит, гнойный отит и пр.).
  6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, педагогическая запущенность. Бывает и другой вариант — гиперопека (когда предугадывается каждое желание ребёнка, так что ему просто незачем говорить), излишнее сюсюканье (малыш не стремится совершенствовать свою речь).

Обвитие шеи плода пуповиной

Недоразвитие речи может быть связано с проблемами во время беременности и родов, например, ребёнок родился обвитый пуповиной

Родители всегда должны быть очень внимательны к своему малышу, чтобы заподозрить возможные отклонения и обратиться к специалисту (неврологу, лору, психологу и пр.). Например, если грудной ребёнок не реагирует на звуки — вероятно, что у него проблемы со слухом. В этом случае он навряд ли начнёт сам разговаривать, ведь он попросту не слышит звуков окружающего мира. Другой вариант: если подросший кроха не откликается на своё имя, обращённые к нему слова, не смотрит взрослому в глаза, предпочитает уединение, у него может быть аутизм. Это расстройство психики, при котором человек избегает социальных контактов с окружающим миром.

Видео: какие проблемы могут негативно влиять на развитие речи, сигналы, которые должны насторожить

Отзывы

С самого рождения мы с мужем начали ей рассказывать длинные произведения, самое любимое у неё было « у лукоморья дуб зелёный — отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (А. С. Пушкин)», рассказывали его всегда как только она просыпалась и через месяц заметили что она начала подвывать под него и даже тональность совпадала, чуть попозже месяцев в 3 начали показывать картинки с животными и называть их, тоже при каждой возможности, затем стали на каждый предмет, еду, вещь, растение, животное, игрушку акцентировать внимание и повторять каждое слово по много раз и так из-за дня в день бесконечное общение, и повторение слов, стихов, картинок. Как попугаи ходили и всё повторяли по триста раз. И наконец, прогресс с 6 месяцев сначала слоги пошли потом в 7 начали учить слова из 3-х букв (кит, кот, лев, сок, чай). И почему-то слово мясо — очень любила его есть. С 8 месяцев пошли слова из четырёх и пяти букв, и к 9 месяца я уже перестала считать количество слов, которые она знает и, самое главное, понимает ихнее значение, их было больше 100. И потом понеслось, каждый день словарный запас пополнялся и пополнялся, но мы до сих пор каждое новое для неё слово повторяем несколько раз. Не ленитесь и не откладывайте, чем раньше начнёте, тем быстрее ребёнок станет говорить.

Фиалка2014

https://irecommend.ru/content/kak-nauchit-rebenka-bystro-govorit

2. Антиагитация. Метод изобрёлся мною как итог размышлений: «Говорю, говорю, говорю… А она нет! А зачем ей говорить, если я говорю?!» Дала возможность ребёнку высказаться. Обычный режим «рот не закрывается» на один день, раз в неделю, замещается режимом «кратко и по делу». Никаких лишних комментариев, уговоров, сказок и прибауток. Только то, что важно и нужно: «Ешь кашу», «Не лезь на горку», «Возьми», «Надевай штаны», «Провода не трогать» и т. п. Не объясняем, почему не трогаем, не описываем вкусовых свойств каши и не играем в прятки со штанами. Без злобы, конечно. Читать можно, но без пояснений и комментариев, только текст и желательно покороче. В итоге у ребёнка создаётся информационный вакуум, он чувствует, что чего-то не хватает, и пытается своим лепетом восполнить столь привычное и недостающее для комфортного восприятия мира «Деточка моя милая, не лезь на горку, дорогая, там высоко, ты не не хочешь упасть? А у мамы спина болит, я не смогу тебя там удержать +ещё на страницу». Осторожно только, надо быть начеку, потому что привыкшие к убалтыванию малыши могут не осознавать реальной опасности без ваших увещеваний, так что, расшибленные колени или разбитый нос могут появиться, увы. Особого опыта использования метода у меня, правда, нет, мы его применили лишь трижды. Каждый раз: плюс 2–3 слова за день, тогда как простые дни приносили по 2 слова за неделю максимум. То есть именно на антиагитационные дни эффект имелся. Но есть и просто вероятность совпадения. 3. Мультфильмы. Как ни стыдно признавать, да, мультики. Простые, советские, с внятной озвучкой и трогательными героями. Яркие впечатления от скачущих зверушек имеют сильную эмоциональную составляющую, а особо выделяющиеся моменты врезаются в речь карапуза.

Белла Енотова

https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/1709937

Многие хорошие советы относительно детей мне давала моя мама. Она когда-то работала воспитателем в ясельной группе. Малышей она чувствует очень хорошо. Так вот она меня учила, что когда дети только начинают говорить на своём тарабарском языке, взрослые должны хорошо вслушиваться в эти первые неумелые звуки и наделять их близкими по смыслу и звучанию правильными словами. То есть ребёнок говорит слово на своём тарабарском, а взрослый переводит это на нормальный язык и обязательно проговаривает это слово несколько раз вслух. Идеально, если при этом вы присядете на корточки (чтобы ваше лицо было на уровне лица малыша) и проговорите это слово, глядя ему в глаза. Малыш в это время видит ваше лицо, вашу мимику, ваши губы. И у него тоже начнёт получаться. Да, может не с 10-й попытки, но с 20-й. А у некоторых и с 5-й всё начинает получаться. То есть мне, наоборот, кажется (я в этом почти уверена), что надо стараться понимать деток. Ведь если родные люди стараются их понять, они меньше будут замыкаться и комплектовать, а соответственно и чаще пытаться поддерживать беседу. То есть языковая практика будет активнее.

skrepka-s

https://mamochki.by/forum/15/707867/kak_nauchit_rebenka_razgovariv.html#mes_707890

У меня подруга очень молчалива, и ребёнок тоже. А я болтушка, и сынок тоже не замолкает. Начните с себя, прежде чем требовать с малыша.

Bogemma

https://mamochki.by/forum/15/707867/kak_nauchit_rebenka_razgovariv.html#mes_707890

РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЁНКОМ грамотной речью, внятно, чётко, небыстро, комментируйте действия: мы идём купаться, вода тёплая, уточка плывёт и пр. Старайтесь быть к ребёнку лицом во время разговора — он должен видеть мимику, движения рта, языка. Делайте массаж языка. Зубы чистите? Ну, значит, и язык щёточкой слегка массируйте. Пойте, читайте. Делайте массаж пальчиков. развивайте мелкую моторику. Есть много упражнений — поищите в инете. сначала ребёнок может с неохотой наблюдать за этим. а вы его завлекайте. Мы, например, делаем упражнение «Мы капусту солим-солим, рубим-рубим, трём-трём, жмём-жмём» на практике показывали — муж давал сыну сделать все эти действия на настоящей капусте. мы давали катали тесто. Пластилин, собирать пуговицы, резать трубочки, мять фольгу-бумагу, перебирать фасоль, геркулес. Телевизор-мультики — табу! Мама должна не только поить, кормить, купать ребёнка, но и развивать. Это ваша работа. Не ждите, а помогите ребёнку. Вам самой станет легче, когда он будет говорить, что же он хочет, что у него болит, почему не идёт и пр. Ещё мы иногда сына возили куда-то в новые места: море, бабушка, гости к родным.

Vizavi

http://www.woman.ru/kids/infant/thread/4251322/

Как практикующий логопед говорю: до 3 лет не ждите. Это непрофессионально Вам ответили. Покажите ребёнка неврологу, ЛОРу и стоматологу. Если все скажут, что физиологических проблем нет, то можете и сами заняться: читать книжки, проговаривать по слогам слова, петь песенки, не сюсюкать. Рекомендую пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Успехов!

Золотая

http://www.woman.ru/kids/infant/thread/4251322/

Знаю ребёнка, заговорившего в 5 лет. До того молчала как рыба. До года-двух развивалась нормально (гуление и т. п.). Но речь не появлялась ни в 3, ни в 4. Сейчас это пожилая женщина, моя тётя. Семья не бедная, её таскали по разным врачам в своё время. И здесь, и в Германии. Без толку. Слух, моторика и т. п. в норме. Обследования всё в норме. Заговорила в 5, предложениями. В школу в 8, но это было связано с переездом. Что ещё? поступила в институт с энной попытки, но это престижный факультет меда был. Сейчас врач, зав. отделением. Я полагаю, были какие-то нарушения — если вот так с речью. Но врачи, в т. ч. психиатр, невролог, их не выявили. Кстати, мама тёти — педиатр.

Forex

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/611826/

Этот и другие интересные и полезные материалы для родителей есть на нашем канале melkie в Яндекс Дзен.

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их малыш заговорил как можно быстрее и в дальнейшем осваивал речь быстрыми темпами. Однако если этого не происходит, не нужно расстраиваться, лучше попробовать повлиять на ситуацию. Различные упражнения, игры помогут стимулировать детскую речь. Главное — исключить у ребёнка патологические проблемы, которые нужно решать только со специалистом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: