В системе дошкольного образования особое внимание уделяется изучению окружающего мира. Дети должны не только получить знания о флоре и фауне, но и осознать свою сопричастность к природе, важность бережного отношения ко всему, что их окружает. В подготовительной группе (6–7 лет) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) занятия по окружающему миру призваны не только обогатить информационный багаж малышей, но и систематизировать те знания, что были получены ранее. Такая установка требует от педагога постоянных поисков методически обоснованных приёмов в работе с ребятами.
Цели и задачи занятий по изучению окружающего мира
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены следующие целевые установки программы по изучению окружающего мира в подготовительной группе:
- углубление начатого ранее изучения основных свойств и материй (воды, осадков, воздуха, земли),
- продолжение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни, взаимосвязях всего живого в природе,
- развитие логического мышления, наблюдательности, умения делать выводы по поводу увиденного (если на улице ноль градусов, снег не тает, если выше — начинается капель, вывод: для того чтобы снег лежал и не таял, температура воздуха должна быть ниже нуля),
- освоение навыка сопоставлять явления и факты, выделяя причинно-следственные связи (например, снег, будучи не таким по консистенции, как вода, при нагревании тает, то есть при высоких температурах некоторые вещества превращаются в жидкости),
- развитие мышления, быстроты реакции, сообразительности, внимания,
- отработка навыка выполнения задания по плану, схеме (например, по инструкции в процессе проведения наблюдения за проращиванием семян),
- практика умения строить свою работу в группе, индивидуально,
- стимуляция малышей к высказыванию своих предположений, мнений,
- воспитание уважения, интереса к родному краю, способности видеть красивое в окружающем мире.
Для осуществления поставленных целей педагог с помощью разных видов работы решает обширный круг задач, которые позволяют детям:
- учиться выдвигать гипотезы, осуществлять попытки их доказывать и обобщать (к примеру, скорость проращивания фасоли зависит от свежести семян, времени года и условий ухода),
- развивать наблюдательность и любознательность (чем больше малыши узнают, тем больше хотят вникнуть в подробности того или иного явления, например, изучая животных тайги, дети самостоятельно находят информацию об уникальных исчезающих видах),
- упражняться в проведении наблюдений разными способами (не только через опыты, но и с помощью нахождения информации в энциклопедиях, книгах),
- упорядочивать мыслительные операции, аргументировано излагая свои мысли,
- развивать умением выстраивать диалог, а также планировать речевой акт в монологе (этому навыку уделяется особое внимание именно в подготовительной группе, так как он является основополагающим фактором, определяющим готовность ребёнка к школе),
- расширять активный и пассивный словарь,
- воспитывать толерантное отношение к товарищам в ходе совместной деятельности (игр, опытов),
- вырабатывать аккуратность в работе,
- повышать степень самостоятельности при выполнении заданий.
Приёмы
В работе с детьми 6–7 лет на занятиях по изучению окружающего мира воспитатель может использовать приёмы четырёх групп:
- наглядные,
- словесные,
- игровые,
- практические.
Наглядность
Эта группа приёмов предполагает тесное взаимодействие мышления, речи и зрительного, слухового и тактильного восприятия, что обеспечивает продуктивность сразу в нескольких формах.
Наблюдение
С его помощью дети учатся выделять сущностные признаки в наблюдаемых явлениях и объектах, а также устанавливать причинно-следственные связи между ними. В подготовительной группе на занятиях по изучению окружающего мира используются как кратковременные наблюдения (например, как быстро в весенне-летний день на небо набегают тучи), так и долгосрочные (к примеру, как быстро прорастают зелёные перья лука на мини-огороде на подоконнике).
Самой продуктивной формой наблюдения являются опыты.
Таблица: примеры опытов в подготовительной группе
Тема | Название опыта | Цели | Материалы и оборудование | Суть |
Строение, значение, функции, видоизменение частей растений | «Куда тянутся корни?» | Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. | Два растения в горшках с поддоном. | Взрослый предлагает полить два растения по-разному: циперус — в поддон, герань — под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне у герани не появились корешки (корни не появились, так как они тянутся за водой, у герани влага в горшке, а не в поддоне). |
Многообразие живых организмов | «Важное дыхание» | Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно-климатические зоны). | Зеркало | Дети выясняют, какой путь проходит воздух при вдохе и выдохе (при вдохе воздух поступает в лёгкие через дыхательные пути, при выдохе — выходит). Дети делают выдох на зеркальную поверхность, отмечают, что зеркало запотело, на нём появилась влага. Взрослый предлагает детям ответить, откуда взялась влага (вместе с выдыхаемым воздухом влага выносится из организма), что будет, если живущие в пустыне животные будут терять влагу при дыхании (они погибнут), какие животные выживают в пустыне (верблюды). Взрослый рассказывает о строении органов дыхания у верблюда, помогающих сберечь влагу (носовые ходы у верблюда длинные и извилистые, влага оседает в них во время выдыхания). |
Эволюция | «Живые комочки» | Определить, как преобразовались первые Живые клетки. | Ёмкость с водой, пипетка, растительное масло. | Взрослый обсуждает с детьми, могли ли на Земле сразу появиться все живые организмы, которые живут сейчас. Дети объясняют, что из ничего не может появиться сразу ни растение, ни животное, предполагают, какими могли быть первые живые организмы, наблюдая за единичными масляными пятнышками в воде. Дети вращают, покачивают ёмкость, рассматривают, что происходит с пятнышками (они объединяются). Делают вывод: возможно, так объединяются и живые клетки. |
Видео: фрагмент наблюдения на занятии по изучению окружающего мира на тему «Овощи. Лук»
Демонстрация
Суть этой формы наглядности в показе:
- предметов или объектов (растений, животных на картинках, орудий труда и пр.),
- способа выполнения того или иного действия (особенно широко приём используется при проведении опытов, когда взрослый показывает каждый этап эксперимента),
- обучающих видео, картинок, презентаций с теми явлениями, очное знакомство с которыми невозможно (например, природа Арктики).
Это интересно. Все виды демонстрации, использующие ТСО (технические средства обучения) традиционно пользуются большим успехом у малышей.
Словесные приёмы
Слово сопровождает любой вид работы с детьми, поэтому словесные приёмы — важный методический компонент любого занятия, в том числе и по изучению окружающего мира.
Беседа
Каждый приём, используемый на занятиях, сопровождается беседой. Так дети подготовительной группы расширяют свой словарный запас, учатся грамотно строить предложения, поддерживать разговор. Наиболее распространённая форма беседы — вопросно-ответная. При этом для 6–7-летних ребят вопросы носят проблемный характер. Например:
- «Зачем нужна вода?»,
- «Почему птицы улетают осенью в тёплые края?»,
- «Что будет, если у растения обрезать корни?».
Это интересно. В работе со старшими дошкольниками проблемный вопрос используется в качестве мотивационного приёма, стимулирующего дальнейший познавательный процесс.
Рассказ
Если в младших группах малыши больше слушали ту информацию, которую им рассказывал педагог, то в старших группах, а особенно в подготовительной, акцент делается на монологических высказываниях детей. При этом часто рассказ ребёнка сопровождают наводящие вопросы педагога, адресованные слушателям, что развивает внимание, критическое мышление.
Это интересно. Критическое мышление — система суждений, помогающая интерпретировать полученную информацию на основании её анализа.
Чтение
К подготовительной группе большинство ребят уже умеют читать. Поэтому одним из заданий на занятии может быть зачитывание 1–2 предложений по изучаемой теме. Например, при рассмотрении темы, связанной с сельскохозяйственными работами, дети читают заметки о труде доярки, пахаря.
Стихотворения, загадки
Этот приём является беспроигрышным способом настроить, то есть мотивировать, детей на работу. Как правило, он используется на начальном этапе урока, чтобы актуализировать опорные знания малышей. Так, при изучении темы «Электроприборы», подборка загадок может быть такой:
- Живёт в нём вся Вселенная, А вещь обыкновенная. (Телевизор),
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Электрический чайник),
- Полюбуйся, посмотри — Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лёд, Там сама зима живёт. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина. (Холодильник).
Это интересно. В подготовительной группе загадки с договорками практически не используются.
Как вариант эпиграфа к уроку или домашнего задания воспитатель может предложить стихотворение по теме. Так дети тренируют память, учатся грамматически правильно строить предложения и ставить ударения в словах. К примеру, при рассмотрении темы «Вода» можно предложить целый ряд интересных стихотворений.
- Воду нужно уважать — Это должен каждый знать! Совершенно не секрет — Без воды нам жизни нет! Ни умыться, ни напиться, И не сможем насладиться Ни природой, ни пейзажем Без воды угаснет каждый!
- Ручеёк-журчалочка, Завертел водицу. В жаркий день так хочется Из него напиться!
- Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И водопроводном кране. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею я вам доложить Без воды нам не прожить!
Сказки
Придать замыслу занятия оригинальности можно с помощью сказки. В подготовительной группе этот приём по-прежнему актуален, особенно в качестве мотивации на дальнейшую работу. Истории могут быть как программные (русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников», М. Горький «Воробьишко» и др.), так и авторские, например, терапевтические сказки. Такие произведения по теме соответствуют изучаемому материалу, а по содержанию направлены на решение тех или иных проблем, с которыми сталкиваются дети.
Игровые приёмы
Использование ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста позволяет создать условия для качественного и доступного изложения новой информации, отработки изученного материала. При этом на занятиях используются не только дидактические игры, но и подвижные (в форме физкультминуток), ролевые.
Дидактические игры
Используются для ознакомления с новым материалом, закреплением изученного. Например, в рамках изучения темы «Жилища животных» предлагается игра «Построй домик для зверушки». Цель состоит в закреплении знаний малышей об особенностях жизни различных диких зверей, специфики стройматериалов, которые они используют для своих домов. Суть забавы: каждая из трёх команд по 2–3 человека выбирает на картинках животное, подбирает из предложенных вариантов подходящие стройматериалы и готовый домик. В заключение дети аргументируют каждый из этапов выбора.
Подвижные
Основная задача таких игр — стимулировать двигательную активность малышей. К примеру, забава «Совушка», целью которой является развитие равновесия, способности сохранять недвижимую позу, тренировка бега врассыпную. Один ребёнок выбирается «совушкой», которая стоит в углу комнаты. Остальные ребята — «птицы», которые бегают, ищут корм. По сигналу «ночь» малыши замирают в тех позах, в которых их застал клич. «Сова» выбирает тех «птиц», которые двигаются. По сигналу «день» «совушка» убегает в свой угол, а остальные «пернатые» снова начинают искать пропитание и веселиться.
Сюжетно-ролевые
Из-за того, что такие игры занимают довольно много времени, на занятиях по изучению окружающего мира они применяются нечасто. Однако дидактические возможности сюжетно-ролевые игры переоценить сложно. Так, например, забава «Создаём мультфильм о динозаврах» поможет ребятам не только закрепить знания о древних животных, но и развивать диалогическую речь в процессе обсуждения последовательности создания мультипликационного фильма. Суть игры состоит в том, что дети выступают в роли мультипликаторов, создающих мультфильм об эволюции древних животных в современные виды. С помощью выставления последовательности картинок и рассказа о каждой, ребята показывают, как жили динозавры и в каких ныне существующих животных есть их черты.
Это интересно. Поскольку в проведении опытов часто присутствует игровой момент, методисты не рекомендуют нагромождать в одном занятии много экспериментов и дидактических забав.
Практические приёмы
На занятиях по изучению окружающего мира эта группа приёмов представлена трудовой и творческой деятельностью. В частности:
- помощью в уборке участка группы (дети помогают дворнику убирать снег игрушечными лопатами и пр.),
- выполнению поделок, аппликаций с использованием природного материала (грибная поляна из каштанов и пластилина),
- созданию рисунков, проектов на тему защиты окружающей среды (плакаты «Друзья леса», создание памятки в рисунках «Что нельзя делать на природе» и т.д.).
Фотогалерея: примеры творческих работ на занятии по изучению окружающего мира
Рассмотрение темы деревьев осенью можно подытожить поделкой Ветка рябины из бумажных комочков
В рисунка разных времён года дети ещё раз систематизируют основные признаки четырёх сезонов
При изучении подводного мира дети могут выполнить групповую поделку из ракушек
Совместный с родителями проект на тему поведения на природе можно сделать в виде карточек лото
Подготовка занятия по изучению окружающего мира
Создание сценария урока по окружающему миру идёт в соответствии с календарно-тематическим планом изучения курса, составленном по принципу изложения нового материала на основе уже известного. Таким образом, главный принцип планирования работы в подготовительной группе — систематизация знаний, умений и навыков.
Таблица: картотека тем для календарного планирования занятий по изучению окружающего мира в подготовительной группе (фрагменты)
Автор — Ананьева Н.Н., воспитатель МБДОУ №148 г.Ульяновска.
Месяц | Тема недели | Тема образовательной деятельности | Цели |
Сентябрь | Открытия науки | «Знакомьтесь: мой друг — компик» |
|
Октябрь | Ребёнок и окружающий мир. Урожай | «Дары осени» |
|
Ребёнок и окружающий мир. Наши друзья (домашние животные). | «Сравнение домашних и диких животных» |
| |
«Друзья наши пернатые» (Птицы) | «Зимующие птицы» |
| |
Ноябрь | Познание. История Руси. | «Колыбель истории» (Санкт-Петербург) |
|
Предметное окружение. Одежда. | «В мастерской художника-модельера» |
| |
Декабрь | Безопасность | «Правила и безопасность дорожного движения» |
|
Май | Школа | «Скоро в школу» |
|
Как составить конспект занятия
Урок по изучению окружающего мира в подготовительной группе имеет чёткую структуру и вписывается в 30–35 минут, отведённых на занятие.
- Введение в новую тему — 2–3 минуты. На этом этапе педагог отрабатывает мотивационные приёмы с целью актуализации опорных знаний. Например, с помощью просмотра презентации.
- Основной этап — от 25 до 30 минут. За это время дети разбирают новую тему с помощью проведения опыта, игр. Вместе с воспитателем формулируют вывод по теме. В основную часть занятия также включается проведение физкультминутки, дыхательной и/или пальчиковой гимнастики.
- На заключительный этап отводится от 2 до 5 минут. За отведённое время педагог даёт словесную оценку работе детей. А ребята проводят самоанализ своей деятельности на занятии, а также выставляют общую оценку всей группе.
Таблица: пример конспекта занятия по изучению окружающего мира в подготовительной группе на тему: «Ознакомление детей с животным миром родного края»
Автор — Бирюкова А., воспитатель МБДОУ д\с №42 «Зёрнышко», с. Шелокша, Нижегородская область.
Этап | Содержание |
Вводный | Улыбнусь я себе, Улыбнусь я тебе, Улыбаюсь целый день, Улыбаться мне не лень! Воспитатель: Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день! |
Основной | Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто?(Показываю плакаты, загадываю загадки). Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц, на плакате картинка зайца). Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают — не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережёт». Сами зайцы — травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство — кора осины. Зубы у зайца большие, плоские — для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ёрзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров. Новая шубка — осенне-зимняя — качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей). Воспитатель: Что вы ещё можете сказать о зайчике? Какой он? Когда меняет шубку? Дети: Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится…>, |
Заключительный | <,…Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания. |
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-okruzhayuschemu-miru-v-podgotovitelnoi-grupe-oznakomlenie-detei-s-zhivotnym-mirom-rodnogo-kraja.html |
Видео: занятие по изучению окружающего мира на тему «Птицы» в подготовительной группе
Олимпиада по изучению окружающего мира для подготовительной группы
Для закрепления представлений о растения, птицах, животных и условий и обитания, а также для систематизации представлений об окружающей предметной среде в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста 1–2 раза в год (в конце календарного года и в конце учебного) проводится предметная олимпиада. Для детей 6–7 лет подобного рода мероприятие — это ещё и подготовка к одной из форм образовательного процесса в школе.
Олимпиада проводится в рамках одного занятия. Все задания зачитывает педагог (на случай если в группе есть малыши, которые ещё не умеют читать).
Это интересно. Задания олимпиады соответствуют уровню 1–2 класса школы.
Алгоритм составления заданий
Для олимпиады по изучению окружающего мира педагог подбирает задания на:
- определение лишнего элемента в ряду (например, птица среди млекопитающих),
- группировку элементов по основополагающему признаку (травоядные и хищные животные, овощи и фрукты),
- объединение взрослых особей животных с детёнышами,
- определение сезона, времени суток по основным признакам, изображённым на картинке (снеговик, луна),
- идентификацию внешнего вида планеты Земля,
- проявление творческих способностей в контексте знания общеизвестных фактов (например, нарисовать флаг Российской Федерации).
Пример заданий для предметной олимпиады можно посмотреть здесь https://yadi.sk/d/pkGn608M3Ry25P
В подготовительной группе на занятиях по изучению окружающего мира дети не только пополняют свой интеллектуальный багаж, но и систематизируют уже полученные ранее знания, умения и навыки. При составлении сценария урока педагог, учитывая возможности своей группы и тему, подбирает наиболее оптимальную комбинацию приёмов, которые помогают реализовывать поставленные образовательные цели. При этом, кроме занятий, воспитатель 1–2 раза в год составляет и проводит олимпиаду по предмету, позволяющую не только выявить пробелы в работе, но и выделить ребят, глубоко заинтересованных изучением живой и неживой природы, а также подготовить детей к одной из форм проверки знаний в школе.