Рисование — одно из самых любимых занятий ребят старшей группы (дети 5–6 лет), ведь в этом возрасте детский кругозор активно расширяется, багаж знаний в разных областях жизни пополняется, а значит, фантазия развивается. И рисование всё больше становится наиболее подходящим способом отобразить свои представления о мире. Творения становятся более сложными, но при этом уже знакомые образы не теряют своей актуальности, и, например, домашних и диких животных юные художники рисуют с таким же удовольствием, как и раньше.
Нюансы подготовки занятия «Дикие, домашние животные» по рисованию в старшей группе
Для организации эффективного занятия по рисованию с детьми 5–6 лет необходимо:
- учесть умения и навыки ребят старшей группы,
- определиться с техникой и приёмами рисования,
- подобрать нужные материалы,
- продумать возможности использования других видов изодеятельности,
- наметить пути индивидуализации работы,
- подобрать наиболее подходящие для урока приёмы,
- обобщить все вышеперечисленные пункты в конспекте занятия.
Занятия рисованием требуют тщательного распределения времени на продуктивную деятельность с учётом темы урока, техники рисования и уровня развития навыков детей
Особенности изображения животных детьми 5–6 лет
В 5–6 лет дети рисуют не только с натуры, как это было в предыдущие годы, но и с опорой на собственные представления об изображаемом объекте. То есть животных ребята могут рисовать на основе увиденных видеоматериалов или своих воспоминаний о походе в зоопарк.
Кроме того, в старшей группе изображаемые объекты передаются не только в статике, но и в динамике, например, бегущая лошадь. В связи с этим простейшие схемы рисования: «Ставим две точки, соединяем их линией» — оказываются недостаточными. Педагог включает схемы поэтапного изображения объекта: сначала рисуем туловище, потом конечности, потом голову и т. п. Это позволяет достичь максимального сходства с оригиналом. Педагог предлагает детям разные варианты поз одного и того же животного: котёнок сидит, стоит, умывается.
Этюды с натуры хоть и не является единственным способом организации изодеятельности, всё равно остаётся приоритетным, но в старшей группе роль образца исполняют не плюшевые зайцы, медведи, а картинки, на которых изображены реалистичные черты животных.
Очень важно давать ребятам всю «цепочку» возможностей изображения представителей одного семейства: так, научившись рисовать кошку, дети без труда смогут делать набросок рыси, тигра, льва и др., дополняя образ характерными чертами — гривой, кисточками на ушах и пр.
Для облегчения процесса рисования, как и в средней группе, педагог помогает детям разделить изображаемую фигуру на составляющие — геометрические формы. Так ребятам проще добиться пропорциональности рисунка. А также перед началом работы воспитатель обсуждает с дошкольниками форму, повадки, особенности поведения, нюансы строения тела зверя: тонкие ноги, длинная шея у жирафа, приплюснутая мордочка у кошки, вытянутая у собаки и т. д.
Даже при наличии одинакового набора материалов рисунки у ребят получатся разными, так как у каждого малыша своё представление о том или ином представителе фауны
Материалы для работы
Основой для рисунка выступает лист бумаги формата А4 или А1, если рисунок планируется коллективным. Если предполагается, что дети будут рисовать красками, листы лучше брать специальные, акварельные — так изображение «не поплывёт».
Краски, как и в средней группе, используются гуашевые или акварельные. При этом начинать рисунок нужно с тонировки подложки: если изображаемое животное будет в светлых тонах, к примеру, полярные медведи, то фон следует делать в холодных тонах, например, сине-фиолетовых, а вот льва лучше рисовать на зеленоватом фоне. В старшей группе тонировку листа для коллективной аппликации делает педагог, при этом дети активно помогают: разбавляют краски водой для получения нужного оттенка, кисточками распределяют тон равномерно по листу.
Немалое количество времени уделяется и рисованию карандашами, фломастерами. Причём рисуют ребята как разными цветами, так и исключительно чёрным карандашом (фломастером). Приём такого способа изображения направлен на отработку умения передавать строение животного, динамику образа. Подобные рисунки обычно делаются на белом фоне.
В старшей группе дети могут комбинировать карандаши, краски, фломастеры в одном рисунке. Например, для выделения контуров зверя, его тело обводится чёрным фломастером.
Комбинация рисования с другими видами изодеятельности
Тематика, связанная с представителями фауны, открывает широкие возможности для комбинации рисунка с:
- бумажной аппликацией (например, гриву льва можно сделать из оранжевых и жёлтых кусочков цветной бумаги),
Кроме гривы, из бумаги можно сделать и хвост
- насыпной аппликацией (так, пятна на теле коровы можно сделать крупой, а гриву лошади — шерстяными нитками),
Пятна на теле коровы можно сделать гречкой
- лепкой (к примеру, для выделения глаз собаки, коровы и др.).
Индивидуальный подход на уроках рисования
Важно учитывать, что в старшей группе дети обладают большей свободой творчества, поэтому на уроках они могут рисовать с натуры, по представлению, выбирая краски, карандаши или пастель на своё усмотрение. Задача педагога при этом предложить перечень приёмов, которыми возможно воплощение того или иного животного, а также предоставить выбор материалов. В конце урока воспитатель с детьми обсуждает успешность выбранных средств для реализации замысла каждым ребёнком.
Индивидуальный подход может быть реализован и через выбор техники рисования, в которой у ребёнка получается работать лучше всего
Техники и приёмы рисования на тему животных
В старшей группе активно используются и традиционные, и нетрадиционные техники создания рисунков, позволяющие избежать однообразной передачи анималистической темы.
Приёмы традиционной техники рисования
К 5–6 годам дети умеют изменять силу нажима карандаша, регулировать наклон, пользуются как всем ворсом кисти, так и только кончиком — всё это открывает дополнительные возможности отработки традиционных приёмов рисования.
- Прорисовка эскиза. В 5–6 лет ребята практикуются в прорисовывании контуров изображаемых зверей простым карандашом. При этом для обозначения шерсти и передачи её фактурности, к примеру, в рисунке медведя, дети варьируют силу нажима.
- Штриховка как способ раскрашивания тела животного также помогает передавать фактуру шкуры: колючки у ёжика, мягкость шерсти кошки и пр. Штриховка играет немаловажную роль в передачи характера животного, а также отношения ребёнка к нему.
- Мазки полусухой кисточкой дают возможность точнее передать образ животного, при этом красками показать разные фактуры проще и быстрее.
Фотогалерея: образцы работ в традиционных техниках
Индивидуальная помощь может потребоваться в прорисовки черт мордочки собаки
В качестве натуры может выступать картинка с персонажем мультфильма
Образ волка рисуется по примеру изображения собаки
В этом рисунке тело лисы показано схематично, в виде арки из параллельных полукругов
В рисунке чёрного кота дети пробуют разные материалы: краски, фломастеры, карандаши — для придания выразительности чертам мордочки
В старшей группе дети пробуют себя в создании рисунков без нанесения предварительных контуров
Для рисования тигра дети используют ту же схему работы, что и для кота, но при раскрашивании делают чёрные полоски на шкуре
В старшей группе дети изображают уже знакомые образы, например, кота, но в разных состояниях: спящими, бегущими, затаившимися и пр
Рисунок козлика может быть своего рода рефлексией после просмотра мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Нетрадиционные техники
В изодеятельности на анималистическую тему среди нетрадиционных техник особого внимания заслуживают приёмы рисования ладошками — обычно для изображения птиц, рисование вилкой для изображения шерсти, а также монотипия. Последний приём используется для получения изображения отражения зверя в воде.
Фотогалерея: примеры рисунков на тему животных в нетрадиционных техниках
Рисунки в технике монотипии особенно востребованы при изучении обитателей водных глубин
Основой туловища жирафа выступает обрисованная ладошка
Иголки ёжика можно сделать тычком полусухой кисти или вилкой
Видео: мастер-класс по рисованию животных оригинальным способом
Варианты индивидуальных и коллективных композиций на тему животных
В первом семестре перспективным планом по рисованию предполагается рассмотрение темы «Усатый-полосатый». При этом в течение года рисование животных можно соотнести с темами по другим образовательным направлениям, в частности по ознакомлению с окружающим миром, чтению. Так, чтение сказок В. Сутеева можно дополнить рисунками по темам: «Ёжик в лесу», «Семья Зайца», «Белки», «Хитрая Лиса». Закрепление обсуждения животных севера и тёплых краёв эффективно организуется рисунками по темам: «Белый медведь», «Жираф». А знакомство с работой фермера можно дополнить рисованием по темам: «Грациозный конь», «Корова на лугу» и др.
Рассматривая тему «Усатый-полосатый», дети могут рисовать своих домашних питомцев, если в семье есть кот
Для обобщения тем по изучению домашних и диких зверей можно предложить коллективные рисунки на соответствующие темы: «Ферма» и «Жители леса». Групповая – «быстрая» – форма работы над рисунком удобна, если рисованию посвящено не отдельное занятие, а один из этапов на уроках нетворческого профиля, так как в этом случае на изодеятельность отводится всего около 7 минут.
Распределение обязанностей в коллективном рисунке может заключаться в изображении разных элементов композиции: фона, деревьев, неба и т. д
Приёмы мотивации на занятии по рисованию
Интересное начало занятия даёт детям мотивацию для продуктивной деятельности. Поэтому задача педагога найти подходящий «ключик» для организации вводного этапа урока.
Как и раньше, беспроигрышным вариантом будет создание сюрпризного момента: например, в группу приходит печальный жираф по имени Гоша и рассказывает, что ему грустно из-за того, что с ним никто не дружит в Африке. Из-за длинной шеи с некоторыми животными ему неудобно разговаривать, а некоторые и сами не хотят, мол, загордился Гоша, нос задрал. Воспитатель предлагает ребятам нарисовать Гоше друзей-жирафов.
Перед началом занятия на тему «Белочка в рыжей шубке» воспитатель зачитывает детям письмо от Белки, которая приглашает их в гости в лес, но перед поездкой нужно вспомнить, как выглядит и как живёт этот зверёк.
Как вариант организации вводного этапа можно предложить такое упражнение: ребята закрывают глаза и под музыкальное сопровождение «Звуки леса» представляют себя в лесу, где под кустом встречают маленького ёжика — он ждёт свою маму-ежиху. Ребятам нужно будет нарисовать его маму.
Эффективным приёмом мотивации детей на занятиях продуктивной деятельностью является просмотр тематических мультфильмов или видеороликов об изучаемых животных.
Нельзя также не выделить в качестве мотивационного приёма сказки. Причём как классические сюжеты, так и придуманные педагогом под тему занятия.
К примеру, перед рисованием семейства ежей воспитатель выясняет у детей, зачем ёжику иголки, а затем рассказывает историю о том, как колючий зверёк менял шубку. По сюжету сказки Ёжик увидел Зайца в белой шубке и решил во что бы то ни стало раздобыть себе такую же. Он побежал к Дрозду-портному, который сшил ему заячью шубку в обмен на иголки. И красивый Ёжик пошёл домой, но по пути встретил Лису, от которой ему теперь нечем было защищаться. Зверёк испугался, побежал — хорошо, что он был недалеко от своей норы. На следующий день Ёжик пошёл к Дрозду, забрал свои иголки и больше никогда с ними не расставался — пусть шубка будет некрасивой, зато она надёжно защищает от врагов.
Прослушав сказку, дети делают вывод о том, что природа создала защиту для животных: кому-то дала быстрые ноги, кому-то зубы, а кому-то необычную шубку с иголками.
Кроме того, проверенными приёмами мотивации будут загадки и стихотворения.
Задача мотивационного этапа заключается в том, чтобы настроить ребят на рисование
Схема составления конспекта занятия
Урок с детьми 5–6 лет состоит из трёх этапов:
- вводного (до 3 минут), на котором педагог актуализирует базовые знания ребят по теме, мотивирует их на рисование,
- основного (до 20 минут), включающего подготовку необходимых для занятий изодеятельностью материалов, объяснение задания, физкультпаузу или/и пальчиковую гимнастику, а также работу над рисунком,
- заключительного, в процессе которого создаётся стихийная выставка работ, дети оценивают свои рисунки и пытаются определить, что и почему у них получилось или не получилось.
Таблица: Боловина Е.А. конспект по рисованию на тему «Дикие животные. Лиса» в старшей группе (фрагменты)
Этап занятия | Суть |
Вводный | — Здравствуйте, ребята и гости! (голос из дверей) — Е.А., вам письмо. -Ребята, это письмо от лесовичка. Он пишет, что в его лесу случилась беда. Все жители леса разбежались. И он просит нас помочь найти их. Ребята, поможем лесовичку? А гости нам помогут. — Чтобы помочь нам нужно с вами отправиться в лес. Давайте закроем глазки и представим лес (звучит аудиозапись шума леса). |
Основной | (вывешивается картина леса) — А вот и лес перед нами. И правда, в лесу не видно никого, только деревья и кустарники. — Ребята, а кто обитает в лесу? (одновременно проводится работа с иллюстрациями зверей и даётся их характеристика) — А как можно назвать одним словом этих животных, а почему их так называют? — Вы молодцы! А давайте мы с вами тоже попробуем изобразить зверей. |
Физкультминутка…>, | |
<,… Игровая ситуация (на столе разложены картинки домашних и диких животных) — Ребята, а вот и животные. Ещё раз повторим, какие животные обитают в лесу (дикие). Давайте выберем диких животных и поселим в лесу. — Ребята, а мне кажется, что ещё одного зверька не хватает в нашем лесу. Послушайте загадку: Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовуют её …(лиса). | |
— А давайте мы сами нарисуем лису. Из каких частей состоит тело: туловище овальной формы, голова с немного вытянутой мордочкой, ушки треугольные, длинный и пушистый хвост, 2 передние лапы и 2 задние. Какого цвета? Прошу вас занять свои рабочие места. Спинки ровные, коленочки подружились. | |
Для того чтобы рисунки получились красивыми, кисточки нужно держать правильно, другой рукой придерживать лист. Для получения яркой окраски аккуратно стряхиваем лишнюю воду с кисточки, работы выполняем аккуратно. | |
Дети рисуют. | |
Заключительный | — О каких животных мы с вами вели беседу? — А что вам запомнилось из сегодняшнего путешествия? — Вам интересно было рисовать лису? Какая из лисичек вам понравилась больше? — Вы все молодцы, у нас получилось целое семейство лис. И наш лесовичок будет рад, что все звери вернулись. И мы с вами возвращаемся в группу. |
Технологические карты выполнения рисунков
Темы о животных требуют грамотно выстроенного порядка выполнения наброска рисунка, который затем может раскрашиваться карандашами, красками или восковыми мелками.
Таблица: описание порядка работы на анималистические темы
Тема | Схема работы |
«Ёжик» |
|
«Медведь» |
|
«Заяц» |
|
«Белка» |
|
«Домашние животные: овечка» |
|
«Домашние животные: корова» |
|
«Красивый конь» |
|
«Белый Мишка» |
|
«Жираф» |
|
Фотогалерея: схемы рисунков животных
Чтобы сделать лошадку более поджарой, нижние очертания туловища нужно сделать чуть более вогнутыми
Для раскрашивания белочки подойдут карандаши и восковые мелки — так окрас получится более естественным, с переходами оттенков
Для рисунка белого мишки цветом заполняется подложка, а сам зверь остаётся незакрашенным
В рисунке медведя дети учатся делать однонаправленные и приблизительно одинаковые зигзагообразные линии
Иголки ёжика для передачи натуральности делаются двух цветов — тёмно-коричневыми и чёрными
В рисунке жирафа дети учатся рисовать шею так, чтобы не нарушались пропорции всего тела
Основой рисунка зайца служат геометрические фигуры
Пятна на теле коровы для придания образу натуральности могут быть неправильной формы
Основу рисунка овечки составляют два облачка и овал
Видео: мастер-класс по рисованию ёжика
Видео: мастер-класс по рисованию белки
Видео: мастер-класс по рисованию слона
Рисование, являясь одним из любимых видов деятельности детей, позволяет решать целый комплекс задач художественно-эстетического развития, систематизирует работу по тренировке мелкой моторики с целью подготовки руки к письму. Рисунки животных позволяют ребятам выразить свои настроения и переживания. А рисование в разных техниках учит дошкольников работать над образами зверей не только индивидуально, но и в коллективе.