Продуктивная деятельность младших дошкольников направлена, в первую очередь, на познание окружающего мира, развитие мелкой моторики, мышления и памяти. Реализовать эти задачи позволяют занятия рисованием на тему «Дикие и домашние животные», которые, кроме знакомства с внешним обликом и повадками зверей, помогают детям освоить основные навыки работы с карандашами, кисточками. А также учат работать не только индивидуально, но и в группе.
Методика подготовки занятия по рисованию на тему «Домашние и дикие животные» во второй младшей группе
При составлении сценария занятия по рисованию педагог учитывает:
- уровень владения детьми приёмами в этом виде изодеятельности,
- материалы, с которыми малыши могут работать,
- изобразительные возможности других видов изотворчества для дополнения рисунка,
- техники создания картинок, доступные детям младшего дошкольного возраста,
- пути реализации индивидуального подхода,
- формы организации работы,
- способы мотивации ребят.
Все вышеперечисленные пункты воспитатель обобщает в конспекте занятия.
Приёмы рисования для младшего дошкольного возраста
У младших дошколят основой для создания рисунка становится шаблон, который дети раскрашивают или дополняют отдельными деталями. Например, рисуют уши, нос, глаза и рот зайчику.
При этом дети отрабатывают следующие приёмы:
- проводят линии, варьируя силу нажима, повторяя очертания контура,
- делают штриховку, передавая тем самым форму и фактуру объекта, к примеру, иголки ёжика (кроме того, штриховка отлично тренирует мелкую моторику),
- ставят точки карандашами, фломастерами, красками, стараясь выполнять точечные, а не «размазывающие» движения,
- делают отдельные мазки кистью, стараясь не размазывать их в пятно.
Что нужно для рисования
Для воспитанников 3–4 лет большое значение имеет правильная подборка материалов для творчества.
Основа
В качестве основы для создания рисунков используются листы формата А4. Если картинка планируется в акварельных красках, то лучше брать специальную бумагу для этого типа красок, так как детям свойственно сильно увлажнять кисть, отчего изображение может «поплыть». А если рисунок животного занимает весь лист, то стоит брать тонкий картон.
Для карандашных картинок формат подложки может быть меньше А4, так как для придания композиции яркости малышам приходится многократно повторять однообразные движения карандашом, что на листе большого размера будет для них утомительно.
Краски, карандаши, мелки и кисточки
Для создания выразительных образов животных на занятиях рисованием малыши используют гуашь. Причём перед началом работы педагог тонирует оттенки для получения нужных оттенков. Например, чёрную и белую краску для получения тёмно-серого тона для шерсти волка. Гуашь удобна для младших дошкольников ещё и тем, что её не нужно разбавлять водой. В младшей группе в качестве базового набора для рисования гуашью используются 4–5 цветов: чёрный, белый, красный, жёлтый, синий. В большем количестве баночек детям будет сложнее ориентироваться.
Что касается кисточек, то лучше брать беличьи с небольшим черенком №№ 10–14.
При выборе карандашей стоит обратить внимание на их толщину: тонкие «стандартные» детям не вполне удобно держать в руках. Максимальное количество цветов для рисования животных — 6–8.
Дополнительные материалы для рисования на анималистическую тему
Чтобы добавить зверушкам выразительности, рисунок можно дополнить лепкой. Например, сделав зайчику пластилиновые глазки. Или же воспользоваться возможностями аппликативного творчества. К примеру, наклеить белочке вырезанные из бумаги шишки, составить композицию из осенних листьев на иголках ёжика или имитировать шерсть белого мишки манкой.
Какие техники рисования применяются
Уровень владения карандашом и кистью у детей младшего дошкольного возраста низкий, так как у них ещё довольно слабая мышечная сила рук и плохо развита моторика пальцев. Поэтому педагогу необходимо подбирать тематику так, чтобы рисование становилось игрой, в которой попутно бы развивались технические навыки, фантазия. В этом поможет комбинация традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Таблица: схемы работы в традиционных и нетрадиционных техниках рисования в младшей группе
Техника | Суть использования в работе с малышами | Порядок работы над рисунком |
Традиционные техники | ||
Рисование простым карандашом | Дети получают первые представления о нанесении контуров рисунка животного. Обычно это рисунки с натуры, то есть с картинок. В работе с младшими дошкольниками практикуется нечасто. | «Медвежонок — моя игрушка»
|
Рисование цветными карандашами | Дети учатся не выходить за границы контура, а также раскрашивать элементы с особой фактурой: шерсть, когти и пр. | «Клубочки для котёнка»
|
Рисование восковыми карандашами | В отличие от рисования карандашами мелки рисуют мягче, не требуя от ребёнка приложения особых усилий. | «Зайка в лесу»
|
Рисование фломастерами | Малыши получают представления о яркости цветов, учатся проводить чёткие линии. | «Ёжик с яблоками»
|
Рисование гуашью | Дети учатся проводить плавные линии, не напрягая мышц, отрабатывают наложение цветов без смешивания. В работе с акварелью учатся убирать излишки краски о край контейнера или баночки с водой. | «Мишка в берлоге»
|
Рисование акварелью | «Зебра»
| |
Нетрадиционные техники | ||
Пальцеграфия | Рисунок пальчиками используется для создания пятен на шкуре животных, а также для обозначения глаз, носа. | «У жирафа пятна, пятна»
|
Ладошковая живопись | С помощью отпечатка ладошки дети рисуют птиц, ежей и др. | «Ёжик»
|
Тычок кистью, ватной палочкой | С помощью тычка кистью малыши отрабатывают изображение шерсти, иголок животных, а тычком ватной палочки схематично изображают окрас. | «Снегирь на ветке»
|
Рисунок штампом, а также мятой бумагой | Кусочком бумаги дети также передают фактуру шерсти или иголок. | «Ёжик с листочками»
|
Рисование крупой, солью | Ребята засыпают контуры изображения крупой или солью. В младших группах используется крупа одного вида, а детали для засыпания выбираются крупные. | «Лошадь и коза на лугу»
|
Фотогалерея: примеры готовых работ в разных техниках
При рисовании пальчиками дети учатся делать ровные отпечатки разного размера и интенсивности цвета
Рисуя ватными палочками снегиря, дети учатся соблюдать последовательность закрашивания элементов композиции
Для рисунка на тему «Мишка в берлоге» дети используют заготовку в виде плоской аппликации
Рисование фломастерами нравится детям тем, что при минимальных усилиях удаётся добиться ярких оттенков
На рисунке зебры дети отрабатывают чёткость выполнения прямых линий в границах контуров
Дополнение рисунка крупой требует аккуратного нанесения клея точно в границы изображения
Ладошковая техника рисования ёжика относится к самым быстрым способам изображения этого зверька
Рисунки по замыслу раскрашиваются восковыми мелками для развития у детей цветовосприятия и понимания гармоничности сочетания оттенков
Рисуя медвежонка с натуры, дети учатся не только соблюдать пропорции, но и передавать характерные черты персонажа
Рисуя клубочки для котёнка, малыши учатся делать непрерывные линии
Разные техники рисования удачно соединяются в изображении Весёлого Ёжика на лужайке
Видео: мастер-класс по рисованию домашних животных для самых маленьких
Видео: мастер-класс по рисованию животных и птичек для малышей
Фотогалерея: шаблоны для рисования в младшей группе
Изображение овечки получится более ярким, если его засыпать рисом
Шаблон ёжика можно использовать для отработки штриховки иголок простым карандашом
Шаблон волшебного слоника можно раскрасить карандашами на усмотрение детей
Этому котёнку дети могут дорисовать карандашами или фломастерами клубочки
Дополнить композицию с коровой можно травой, солнышком и небом
Петушку малыши могут нарисовать зёрнышки в технике рисования пальцами
Для получения яркого изображения свиньи животное можно раскрасить восковыми мелками, дорисовав солнце, траву
Картинка с белочкой состоит из мелких деталей, поэтому задание по раскрашиванию и дополнению композиции рисунка в младшей группе даётся детям, хорошо владеющими необходимыми для этого приёмами
На шаблоне с мишкой ребятам будет удобно тренировать навык обрисовки контуров
Вопросы индивидуализации на занятиях по рисованию
Чтобы занятия изотворчества приносили дошколятам радость, педагогу необходимо ориентироваться на уровень владения ребёнком карандашом, кисточкой. Кроме того, учитывать особенности развития внимания и памяти. Очень важно принимать во внимание настроение каждого малыша. И если юный художник «не в духе», задание для него должно быть посильным, например, раскрасить шаблон любого домашнего питомца на выбор. А вот тем, кто проявляет заинтересованность заданием, можно предложить украсить композицию дополнительными элементами: сделать для готового образа ёжика пластилиновые яблочки в виде красных «блинчиков», или шишки для белочки.
Формы организации работы
В младшем дошкольном возрасте дети могут работать не только индивидуально, но и коллективно. Для групповой формы работы, воспитывающей у детей навык сотрудничества, наиболее подходящим видом изодеятельности будет создание рисунка на основе коллажа.
- Педагог предоставляет фоновый рисунок.
- Дети на этой подложке размещают вырезанные взрослым силуэты зверей.
- Малыши детализируют композицию: рисуют следы животных, дождь, снег и пр.
Кроме того, форма организации работы зависит от конкретного аспекта темы, изучаемого в данный отрезок учебно-воспитательного процесса. Следует отметить, что в перспективном плане анималистические темы сгруппированы в следующие блоки:
- «Обитатели леса» – дети создают серии рисунков о зимовье зверей, рассказывая о том, как животные готовятся к холодам, обычно рисунки выполняются индивидуально,
- «Домашние питомцы» – малыши закрепляют свои знания о внешнем виде животных, рисунки могут быть индивидуальными, например, «Мой кот», а могут быть и коллективными, к примеру, «Бабушкин двор: гуси, куры, утки»,
- «Обитатели жарких стран» – дети пополняют знания об экзотических животных, создают коллективные композиции, к примеру, по мотивам песенки «У жирафа пятна, пятна».
Как мотивировать детей
Для мотивации младших дошкольников, то есть пробуждения у них интереса к теме, создания положительного настроя на работу, обычно используется сочетание описания животного с рассматриванием подходящей картинки или игрушки.
Для организации вводной части, задача которой как раз и подразумевает мотивацию воспитанников, можно использовать:
- стихотворения (например, А. Барто «Зайка», С. Михалков «Мой щенок» и др.),
- посильные для возраста загадки,
- сказки («Маша и Медведь», «Три медведя», «Кошкин дом», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка» и др.),
- просмотр мультфильмов (например, отрывки из детских мультсериалов «Озорная семейка», «Маша и Медведь», «Тиг и Лео», «Кот Леопольд» и др.),
- сюрпризный момент, когда в группе появляется персонаж, предлагающий детям помочь в решении той или иной проблемы, например, помочь ёжику насобирать на зиму запасов,
- подвижные игры на тему зверушек,
- дидактические игры, например, складывание пазлов из 4–6 элементов с картинками животных.
Схема составления конспекта занятия
Занятие для малышей длится 15 минут. Это время распределяется между тремя этапами освоения темы:
- вводным этапом — до 3 минут, направленным на мотивацию ребят,
- основным этапом — до 10 минут, посвящённым описанию порядка работы, демонстрации образцов рисунков и самому процессу рисования, который предваряется пальчиковой гимнастикой и/или физкультминуткой,
- заключительным этапом — до 2 минут, на котором педагог хвалит и благодарит всех малышей за работу.
Таблица: Черяпкина Л. Конспект занятия по рисованию на тему «Воздушные шары» во второй младшей группе (фрагменты)
Этап | Суть |
Вводный | Воспитатель сообщает детям, что у него есть для них подарок и просит отгадать загадку: Я на праздник спешу, Их за ниточку держу: Красный, жёлтый, голубой — Плывут над головой, Лучше нет для детворы, Чем воздушные. — Шары (помогает, если дети затрудняются ответить, показывает шарик)…>, |
<,… Воспитатель предлагает детям поиграть с шариком. Физминутка: Дети встают в круг, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад: — Раздувайся мой шар! — Раздувайся большой…» Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает: — Оставайся такой и не лопайся… хлоп! — Надуваем ещё раз! — Повторяет слова игры. Шарик любит, когда его подбрасывают вверх и ловят, шарик хочет полежать, шарик умеет прыгать (дети выполняют разнообразные движения). | |
Основной | Воспитатель: — Вам нравится играть с шариком? Давайте нарисуем много шариков. — Очень любят малыши Краски и карандаши. Ими будем рисовать Что? Ты сможешь угадать? (шарик) — Ребята, сегодня мы будем рисовать цветные шары. У вас на листочках нарисованы разноцветные ниточки. Давайте к красной ниточке «привяжем» красный шарик, к синей — синий, к жёлтой — жёлтый шарик, а к зелёной — зелёный шарик. |
Пальчиковая гимнастика | |
Воспитатель показывает детям, как правильно держать кисть: тремя пальцами, чуть выше железного наконечника, следит, чтобы дети сидели прямо. Сначала дети выполняют круговые движения в воздухе, затем осторожно обмакивают кисточку сначала в воду, затем в краску. Лишнюю краску отжимают о край баночки. Кисточку промывают от краски, вытирают салфеткой. | |
Заключительный | Воспитатель выставляет все детские рисунки на выставку, проводит анализ детских работ, хвалит детей, при необходимости помогает ребёнку, который затрудняется при выполнении задания. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-risovaniyu-vo-vtoroi-mladshei-grupe-konspekt-nod-vozdushnye-shary-dlja-detei-2-ml-gr.html |
Видео: занятие по рисованию на тему «Цыплёнок» во второй младшей группе
Рисование на анималистические темы с младшими дошкольниками открывает новые грани их представлений о мире вокруг, расширяет опыт восприятия форм, размеров объектов, а также оттенков цветов. Занятия этим видом изодеятельности помогает также раскрыть творческие способности маленьких воспитанников, учит их работать с разными материалами для рисования, что является важным этапом формирования экспериментально-исследовательской деятельности. А также воспитывает уважительное и бережное отношение к животным и природе в целом.