Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.
Цели опытно-экспериментального занятия в старшей группе, конкретные задачи и приёмы
Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.
Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
- формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования,
- знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение),
- формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса),
- познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота,
- учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы,
- стимулировать познавательную деятельность,
- познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни),
- воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру,
- развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Виды экспериментирование в старшей группе:
- знакомство со свойствами песка и глины,
- воздух, его свойства и значение,
- изучение свойств воды,
- формирование знаний о теле человека,
- природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства,
- наблюдение за явлением магнетизма,
- почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
- Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
- Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:
- «Определи на вкус»,
- «Определи по запаху»,
- «Узнай по голосу»,
- «Оденем куклу на прогулку»,
- «Где живёт вода»
- Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
- установить цель (для чего проводится опыт),
- подготовить материал и оборудование,
- продумать поэтапную инструкцию,
- подвести итоги,
- доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
- Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей.
- Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:
- «Воздух в моей жизни»,
- «Зачем нужно беречь уши»,
- «Волшебный снег»,
- «Плавающее перо»,
- «Удивительный песок»,
- «Таинственные камни»,
- «Волшебница вода».
- Художественное слово и творчество:
- Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).
- Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»).
- Лепка из глины и мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»).
- Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»).
- Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»).
- Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Формы работы на занятии:
- фронтальные,
- групповые,
- индивидуальные.
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе
Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:
- Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).
- Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает:
- проведение опытов,
- дидактические игры,
- физкультминутка, пальчиковая или дыхательные гимнастики, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
- Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) — выводы, уборка рабочих мест.
Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия
Увлекательное и оригинально начало занятия создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит искреннее желание экспериментировать и получать новые знания. Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников педагогу помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:
- сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
- видеообращение сказочного или вымышленного героя,
- стихотворения и загадки,
- познавательный рассказ,
- игры и задачи,
- диалог с детьми,
- проблемная ситуация,
- музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Дидактические, подвижные игры, логические задачи:
- «Чудесный мешочек» — ребёнок определяет на ощупь признаки предмета, какой это предмет: твёрдый или мягкий, лёгкий или тяжёлый, гладкий или шершавый, маленький или большой. Определяя форму, предполагает, что это за предмет (мячик, кубик, кирпичик), затем материал, из которого сделан предмет (резина, пластмасса, поролон).
- «Рассели гостей» — педагог предлагает «расселить» предметы, сделанные из пластмассы, поролона и резины, на соответствующие этажи в макете трёхэтажного дома из бумаги или картона.
- «Король ветров» — подуть на вертушки, чтобы они завертелись, чья вертушка дольше двигается, тот и побеждает.
- «Летающие шарики» — ребята подбрасывают шарики вверх и ловят, побеждает тот, чей шарик летит выше и не падает.
- Придумайте, как собрать мелкие металлические детали, рассыпанные в тарелке с крупой?
- Как достать гвоздики из ведёрка с водой, не намочив рук?
- «Волшебный камень» — педагог показывает «танец» скрепок, рассыпанных на поверхности альбомного листа, а затем просит детей пояснить, как у него это получилось (движение магнита под листом бумаги).
- «Оживлялки» — к обратной стороне силуэтов сказочных героев (колобок и зайчик), вырезанных из картона, прикреплены монетки. Дети должны раскрыть секрет передвижения бумажных фигурок по поверхности листа бумаги.
Фотогалерея: свойства бумаги (презентация)
Титульный лист презентации «Изучаем бумагу»
Примеры использования бумаги (полиграфическая продукция)
Примеры использования бумаги
Свойства, которыми обладает бумага
Из чего производят бумагу
Виды современной бумаги
Опыт «Вдоль и поперёк» на растяжение бумаги
Правила безопасного поведения в лаборатории
Процесс изготовления бумаги из салфеток и туалетной бумаги
Изготовление веера из бумаги
Опыт: «Бумага летает»
Таблица: идеи для мотивирующего начала занятия
«Путешествие бумажных друзей» (познавательная сказка с элементами ТРИЗ) |
|
«Волшебный сундучок» (сюрпризный момент в форме видеообращения) | Дети заходят в группу и видят на столе сундук и диск, на котором изображён парусник. Педагог включает видеописьмо от капитана корабля. Ребята узнают, что в сундуке их ожидает приятный сюрприз, но открыть замок можно только с помощью ключа, добыть который поможет магнит. Капитан пожелал удачи, а дети приступили к решению поставленной задачи. |
«Вода для жителей острова Чунга-Чанга» (проблемная ситуация) | Воспитатель предлагает открыть посылку, которая пришла с далёкого острова. Дети открывают посылку и обнаруживают в коробке карту, письмо и странную бутылку с мутной водой. Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! На нашем замечательном острове случилась беда, вода стала слишком грязной. Помогите нам, спасите наших жителей! Высылаем карту, с помощью которой вы найдёте дорогу к нам». Детская считалка помогает детям выбрать хранителя карты, дальше, прочитав волшебные слова, ребята переносятся на сказочный остров и начинают своё путешествие, следуя указателям на карте. |
«Буратино спешит в школу» (проблемная ситуация) | Педагог читает письмо: «Здравствуйте, ребята, хочу поделиться с вами радостной новостью: папа Карло приобрёл для меня в магазине новую куртку и яркую Азбуку с картинками. Теперь я могу учиться в настоящей школе. Мне так хотелось быстрее попасть в школу, что я решил сократить дорогу, побежал по самому короткому пути и оказался на берегу глубокой реки, а мостика нет. Я совсем растерялся и расстроился, совершенно не представляю, как же мне переправиться через такую широкую реку? Ребята, здесь, на берегу, очень много разных предметов и у меня появилась идея — нужно смастерить плот, но я не знаю, какой материал мне может пригодиться. Подскажите мне, пожалуйста, какие предметы не утонут в воде и помогут оказаться на другом берегу, чтобы продолжить путь в школу. Ваш друг Буратино». |
«Платье для Золушки» (познавательная беседа) | В гости к детям приходит Золушка, но дети замечают, что лицо сказочной героини очень грустное. Золушка так торопилась в детский сад, что зацепилась за веточку дерева и порвала своё любимое платье. Ребята решают помочь своей гостье и отправляются в интересное путешествие в волшебную страну тканей, в которой они познакомятся с историей происхождения тканей. Древние люди мастерили одежду из шкур убитых животных и тканого полотна, которое плели из волокон льна, крапивы. Натуральные ткани создаются из материала растительного и животного происхождения (лён, хлопок, шерсть, шёлк), а синтетические ткани имеют искусственное происхождение. Дети рассматривают лоскутки разных тканей и учатся определять, какая ткань тоньше или толще, какая материя будет прочнее, а какая теплее, выбирают нарядную шёлковую ткань для нового платья Золушки. |
Видео: фиксики о бумаге
Таблица: стихотворения и загадки о природных явлениях
Летит орлица По синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. | Облако |
На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. | Радуга |
Сам не видит и не слышит, Ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадётся — Обнимает и дерётся. | Ветер |
Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. | Туман |
Сперва — блеск, За блеском — треск, За треском — плеск. | Гроза |
Басовитый и серьёзный, У него характер крут: Заворчит он очень грозно — Все тотчас же убегут! | Гром |
Летит огненная стрела, Никто её не поймает. | Молния |
Живёт без тела, Языка не имеет, А всем ответит. | Эхо |
Вот какой обжора есть: Всё на свете может съесть. А когда воды попьёт — Обязательно уснёт. | Огонь |
Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет — Рухнул мост, и щепок нет. | Радуга |
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем, ищем — не найдём. | Роса |
Как по небу, с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала-сыпала На поля — озёрушки Белый снег да пёрышки. | Снежная туча |
Сильнее солнца, Слабее ветра, Ног нет, а идёт, Глаз нет, а плачет. | Туча |
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не пойду, Покуда он идёт. | Дождь |
Растёт она вниз головой Не летом растёт, а зимой. Но солнце её припечёт — Заплачет она и умрёт. | Сосулька |
Что за звёздочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь — вода в руке. | Снежинка |
Без рук рисует, Без зубов кусает. Не огонь, а жжётся. | Мороз |
Таблица: картотека опытов и экспериментов
«Таинственный невидимка» (воздух) | Оборудование и материалы: прозрачный стакан с расширенным горлышком, баночка, тазик, ложечка, акварель, почва, вода, веер. Содержание опыта:
|
«Веер, веер, ветерок» | Педагог предлагает детям взмахнуть веером возле лица, от движений образуется воздушная волна и дети смогут почувствовать прикосновение потока воздуха к коже лица, будто услышать шёпот «невидимки»: «Я здесь!». Обобщающий вывод: воздух окружает нас везде, он есть в воде и почве, а не видим мы его потому, что он бесцветный, без вкуса и запаха. |
«Ветер парус надувает» | Дети опускают кораблики с парусами в тазики с водой, дуют на паруса, наблюдают движение корабликов, приходят к таким выводам:
Итог: ветер — это перемещение воздуха. |
«Горка из песка» | Набрать горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой, наблюдая, как образуется холмик. Итог: сухой песок легко рассыпается. |
«Камень и песок» | Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно. |
«Сухой песок» |
|
«Вода и песок» | Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро впитывается в поверхность песка. Одну треть ёмкости с водой засыпать песком, после гимнастики дети сливают воду и замечают, что песок остался на дне. Итог: песок не растворяется в воде. |
«Песочная кулинария» | Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму. Итог (формулирует педагог): вода вытесняет воздух между песчинками и грани плотно скрепляются, поэтому мокрый песок держит форму. |
«Кирпичик» | Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует кирпичик, сделанный накануне аналогичным способом. Итог: цемент помогает сохранять форму очень долго, поэтому такой материал издавна используют при возведении мостов, дорог, домов. |
«Почва и погода» | Во время прогулки предложить детям прикоснуться к земле ладошками, почувствовать, какая она: тёплая, сухая и светлая в солнечную погоду, тёмная, холодная, мокрая и липкая после дождя. Итог: погода влияет на состояние почвы. |
«Есть ли у воды запах и вкус?» | Педагог предлагает понюхать и попробовать на вкус воду в стаканчиках, затем добавить сахар и соль. Ребята делают следующее умозаключение: сама вода безвкусна и бесцветна, но приобретает вкус и запах вещества, которое добавляется в воду. |
«Фильтрование воды» | Дети действуют по схематическому алгоритму:
|
«Что такое вода, какой она формы?» | Медленно вылить воду в ведёрко. Наблюдая за процессом, дети отвечают на вопрос, что делает вода? (льётся, вытекает, заливает и т. д.). Выводы:
|
«Вода и пар» | Вскипятить воду в сосуде и накрыть сосуд крышкой, продемонстрировать, как пар преобразуется в капли.Вывод: в процессе нагревания вода из жидкости превращается в газ, при остывании происходит обратное преобразование газа в жидкость. |
«Снег и вода» | Набрать снег в прозрачную ёмкость, поставить в тёплое место, дождаться, когда снег полностью растает и преобразуется в загрязнённую воду и продемонстрировать результаты опыта детям. Итог: снег под действием тепла превращается в воду. |
«Покров снега» | Ёмкости с водой поместить в снег на разную глубину. Наблюдая за состоянием воды в ёмкостях, дети делают вывод о том, что чем глубже была расположена ёмкость в снежном сугробе, тем теплее в ней вода. Итог: покров снега согревает растения и почву. |
«Снег и лёд» | В одно ведёрко набрать рыхлый снег, в другое поместить плотно утрамбованный снег, в третье — лёд. Наблюдение за содержимым трёх ведёрок поможет сделать такой вывод: рыхлый снег превратиться в воду первым, плотный — вторым, наконец, лёд растает в последнюю очередь. |
«Нежный росток» | Подготовить почву, смешав песок, глину и перегной, заполнить ёмкость. Посадить в почву семечко любого овоща или цветка. Полить водой и оставить в тёплом и светлом месте. Итог: вскоре появится росток. |
«Вершки и корешки» | Поместить черенки растения с корешками в прозрачный стаканчик, отметить уровень воды, плотно закрыть крышкой с отверстием для растения. Через несколько дней анализируют данные и делают вывод: уровень воды заметно снизился, потому что корни растения всосали воду. |
«Букет» | Из букета выбрать один цветок и поставить в отдельную вазу без воды. Спустя несколько часов сравнить цветы из букета и цветок, оставшийся без воды. Итог: вода питает растения, без воды цветы увядают быстрее. |
«Питание растений» | Цветок поставить в вазу с водой. В воду добавить краску, через несколько дней расщепить стебель горизонтальным надрезом и проследить, на какой уровень поднялась подкрашенная жидкость за время наблюдения. Итог: вода поднимается по стеблю цветка. |
«Кораблестроители» | Педагог предлагает детям подобрать плавучий материал для сооружения кораблика. Ребята опускают в воду деревянные или металлические пластины, брусочки из пенопласта, лодочки, сконструированные из бумаги, анализируют результаты наблюдений. |
«Волшебные линзы» | Рассматривание различных изображений или мелких предметов (пуговички, бусинки, пёрышки) сквозь увеличительные стёкла позволяет детям сформулировать логическое умозаключение о том, что размеры предметов меняются в зависимости от линзы, которая используется. |
«Путешествие солнечного зайчика» | В ясную погоду пронаблюдать за перемещением «солнечного зайчика», как поток света отражается от зеркальной поверхности, как поведёт себя «солнечный мячик», если поставить ещё одно зеркало? Итог: свет отражается от зеркальной поверхности. |
«Нарисуем радугу» | Педагог погружает зеркало в ёмкость с водой и устанавливает его таким образом, чтобы поймать и отразить солнечные лучи на стену в виде разноцветной дуги из семи цветов. Вода преломляет световые лучи и расщепляет белый цвет на цветовой спектр радуги. С высоты птичьего полёта радуга может выглядеть как окружность. Итог: радуга напоминает разноцветную дугу или окружность, и появляется в момент соединения светового источника с капельками воды, например, дождём. |
«Свет и тень» | Направить поток света на различные предметы, рассмотреть результаты опыта и ответить на вопросы. Почему возникает тень? Как меняются очертания тени, от чего это зависит? Итог: тень образуется, когда световой поток не проникают сквозь предмет, тень повторяет очертания предмета, чем плотнее предмет, тем насыщеннее тень. |
«Магнитная рыбалка» | Дети с помощью магнита «ловят» металлические предметы на удочку с магнитиком вместо крючка. |
Согревающие лучики» | Во время прогулки прикоснуться к кирпичикам, оказавшимся в теневой части здания детского сада и тем, которые освещены солнечными лучами. Итог: солнечные лучи нагревают поверхность предметов. |
«Разноцветные шарики» | Дети надувают резиновые шарики, наливают в их воду, сравнивают размеры и форму, наконец, приходят к выводам:
|
«Звёздное небо» |
Вывод: на вращающемся круге точки сливаются в световые кольца. В реальности звёзды неподвижны, а Земля вращается, но нам кажется, что это звёзды вращаются. |
«Огонь и сахар» | В ложечку положить кусочек сахара и подержать над огнём горящей свечи. Твёрдый кусочек сахара постепенно становится жидким. Без воздействия тепла сахар возвращается в твёрдой состояние. Дополнительный вопрос: может ли сахар перейти в жидкое состояние под лучами солнца? (Солнечного тепла недостаточно для того, чтобы сахар перешёл из твёрдого состояния в жидкое) |
«Вулкан» | Педагог предлагает детям рассмотреть макет вулкана, состоящий из пластиковой бутылки, обклеенной несколькими слоями мятой плотной бумаги. Рецепт лавы для извержения: вода, сода, жидкое мыло, краска красного цвета и уксусная кислота. |
Видео: эксперимент «Воздух вокруг нас»
Таблица: конспект НОД на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов», автор: Горст Оксана Людвиговна
Цель | Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями. |
Задачи |
|
Материал |
|
Предаварительная работа |
|
Организационный момент | Дети выходят на прогулку, на асфальте возле детского сада лежат стрелки, которые ведут на спортивный участок — Ой, ребята, что это? Наверное, стрелки нас куда-то ведут. (На спортивном участке, на столе стоит сундучок с разными предметами, изготовленными из камней). — Ребята, как вы думаете, что находится в этом сундучке? (Воспитатель открывает сундук, в котором находятся: статуэтка, бусы, кольца, серёжки, браслет, подвески. Дети называют предметы) — Ой, смотрите, сколько здесь разных предметов, возьмите по одному, рассмотрите и назовите их. — Ребята, а что общего у этих предметов? — А я знаю интересное стихотворение. В серёжках у мамы огнём он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке, годится на тысячу лет. Он может, быть мелким — в ладошке лежать. Тяжёлый, большой — одному не поднять. — Действительно, все эти предметы изготовлены из камней, которые находятся в недрах нашей земли. А камни все разные, отличаются цветом друг от друга. Может кто-нибудь знает, как они называются? — Ой, ребята, на дне этого сундучка лежит какое-то послание. Да это — же карта!? А для чего она нужна? — Видимо карта нам подсказывает маршрут, по которому мы сегодня отправимся в интересное путешествие. А компас поможет нам сориентироваться в пути. -Вы готовы? — Ребята, помните мы с вами читали рассказ про мальчика Мишу, который нашёл камни самоцветы. Кем он хотел стать? (геологом). Вы бы хотели, как настоящие геологи, отправиться в экспедицию на поиски необычных камней? — Какими должны быть геологи? (Геологи должны быть сильными и смелыми, выносливыми, уметь находить дорогу) -А мы обладаем этими качествами? Тогда мы сможем преодолеть все препятствия и достичь цели. А карта укажет нам маршрут. Перед дальней и трудной дорогой давайте скрепим нашу дружбу, и произнесём девиз: «Только смелый и упорный путь преодолеет гордо, А ещё в дороге нужно знать секреты прочной дружбы. Один за всех — и все за одного!». — Ребята, вы не против если я возьму на себя роль руководителя экспедиции? (воспитатель надевает компас на руку) -По компасу нам нужно двигаться на запад. -Я предлагаю Илье и Ильнару взять с собой фотоаппараты и все интересное в экспедиции сфотографировать. — Ну что ж, нам пора отправляться в путь. А чтобы нам не потеряться, встанем друг за другом. (Дети строятся в одну колонну, движутся вперёд друг за другом, преодолевая различные препятствия) Ходьба змейкой между конусами Прыжки через лесенку — чудесенку Перешагивание через лесенку-чудесенку |
Основная часть | (Воспитатель заранее прячет камешки в песочнице.) -Ребята, давайте обратимся к карте, так, где же мы начнём поиски камней (изображение песочницы под номером 1) — Да, ребята, именно в этой песочной долине нам предстоит найти по одному камню. Давайте воспользуемся инструментами, которые здесь лежат. (возле песочницы лежат лопатки, грабельки) — Работаем аккуратно, не мешаем друг другу, аккуратно снимаем верхний слой песка. (Дети ищут в песочнице камни с помощью лопаток и грабель) — Ребята, к какой природе относятся камни? — Почему? -А где мы можем их увидеть? (на улице, в горах, в море, на даче, в аквариуме, в лесу). -Как люди используют камни в своей жизни? (Строят мосты, дороги, дома, станции метро) — Давайте рассмотрим, изучим наши находки с помощью лупы. — Чем они отличаются? (размером, цветом, формой, рисунком). — Давайте поиграем с нашими находками в игру «Найди пару». — Ещё раз скажите, по каким признакам можно подобрать пару? Пока музыка играет — мы танцуем, как только музыка замолчала, подбираем пару. — По какому признаку вы подобрали пару?.. Поменяйтесь камнями. — Как вы думаете, легко ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь. — Так какой можно сделать вывод? (Камни прочные, твёрдые.) — Как вы думаете камень тверже дерева? А как мы это можем проверить? Ну что ж давайте проведём эксперимент. (Воспитатель предлагает двум мальчикам вбить гвоздь в камень и в брусочек дерева) — Что получилось? (гвоздь вошёл в дерево, а в камень вбить невозможно). Какой сделаем вывод: (камень тверже дерева.) -А вам интересно, как камень и дерево будут себя вести в воде? (Дети подходят к бассейну с водой. Аккуратно опускают сначала камни, затем брусочки дерева в воду) -Ребята, а сейчас, какой мы можем сделать вывод? (Камень тонет, он тяжелее воды, дерево плавает, оно легче воды.) — Ребята, в старину люди считали, что камни различаются магическими свойствами: лечат разные болезни, влияют на самочувствие человека, его настроение. — А чтобы у нас было весёлое настроение, предлагаю поиграть. Музыкально-ритмическая игра «Поднимаем настроение» — Мы продолжаем нашу экспедицию, рассмотрите карту и назовите следующий пункт назначения. (На карте изображён вулкан под номером 2). — Ребята, вы догадались, что это? Давайте подойдём и рассмотрим его. — Как называется верхняя часть вулкана? — Кратер вулкана — это огромная чаша с крутыми склонами. — А вы знаете, как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава) -Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие). Вы хотите увидеть пробуждение вулкана? — Сейчас резервуар наполняется необыкновенной жидкостью и вы увидите, что произойдёт (извержение вулкана). — А вы знаете, что некоторые горы образуются после извержения вулкана? – Давайте построим гору. Игра “Гора” Стоит гора — старушка, (поднимают руки вверх) До небес макушка (тянутся на цыпочках) Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук) Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук) Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой) И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки). Катятся, катятся камешки прочь.(часть детей отходят в сторону) Раскатились камешки, и с той самой поры Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место). — Раз, два, раз, два — собирается гора. — Смотрите, ребята, сколько камней лежит у подножья горы. А для чего же они нам могут пригодиться? Может они нам пригодятся в нашей творческой мастерской? Предлагаю их собрать и взять с собой. — Давайте обратимся к карте, так где у нас находится творческая мастерская? (на карте изображена веранда под номером 3). — Посмотрите, художник начал изображать картину, но не закончил её. — А какими изобразительными средствами можно создать картину? (мелками, карандашами, красками). -Ребята, картины могут создаваться не только красками и карандашами, но и природными материалами. Как вы думаете, чем мы можем её украсить? -Какого цвета камни подойдут для изображения реки? -Для изображения горы, солнца, облаков? — Ну что ж, приступаем к работе. (Практическая часть: выкладывание картины из камней.Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.) — А давайте попробуем выложить у подножья горы камни, которые покрупнее, а остальную часть горы выложим из мелких. — Посмотрите, как удачно у нас получилось, гора выглядит, как настоящая. — Какая красивая и необычная картина у нас получилась, мы обязательно вечером покажем её своим родителям. |
Заключительная часть | -Ребята, мы проделали с вами такой огромный путь, предлагаю устроить привал: разбить палатку, приготовить обед. А из чего мы соорудим палатку для отдыха? (изготовление палатки из лесенки — чудесенки. Звучит песня «Друг»). Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом. |
Видео: занятие «Чудо-песок»
Как провести открытое занятие в старшей группе
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности проводится для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию интересных опытов, наглядно представить оригинальные способы организации и проведения занятия, презентовать комплекс заданий и игр, поделиться педагогическим опытом, пригласить к обсуждению итогов занятия и полезному обмену мнениями.
Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием, и всё же открытое занятие должно соответствовать определённым условиям:
- высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего занятие,
- ориентация на обучающую работу с молодыми педагогами, включая методические мастер-классы,
- презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию детского экспериментирования,
- демонстрация эффективности метода экспериментальной деятельности,
- необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.
Основными критериями эффективного занятия являются:
- соблюдение детьми правил безопасности,
- оригинальность замысла темы занятия и сценария,
- разнообразие мотивирующих приёмов,
- создание привлекательного и стимулирующего обучающего пространства,
- логическая последовательность заданий и опытов,
- активные и самостоятельные действия детей.
Видео: открытое занятие «Опыты с водой»
Таблица: сценарий развлечения «Волшебный мир фокусов», автор: Сергухина Елена Леонидовна
Материалы |
|
Украшение зала | Картинки с фокусами, выставка волшебных вещей фокусника, стол фокусника, костюм фокусника, волшебная палочка. |
Организационная часть | Звучит музыка, входит Фокусник, обходит зал. — Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ответы детей) Молодцы! Сегодня я вас приглашаю в свою школу юных фокусников. Открывается занавес и дети видят украшенную сцену, выставку волшебных вещей. — Волшебство сейчас начнётся, Стоит Палочкой взмахнуть, Детям ярко улыбнётся, Позовёт в далёкий путь! |
Фокус 1 «Волшебная бумага» | Выходит на сцену девочка, делает поклон и говорит: — Я фея цветов, там, где коснётся моя волшебная палочка — распускаются цветы. Демонстрирует чистый лист бумаги на мольберте. Потом она приглашает из зала желающего помочь совершить чудо и произносит волшебные слова, а другой ребёнок красит лист бумаги тушью, и на нём проявляется букет цветов. |
Фокус 2 «Перевёрнутый стакан с водой» | На сцену выходит другой «ученик» и обращается к зрителям: — Кто-нибудь может перевернуть стакан с водой, чтобы вода не пролилась? Фокусник помогает выбрать ребёнка в ассистенты ученика. Приглашённый пробует перевернуть стакан с водой и у него не получается сделать так, чтобы вода не пролилась. Тогда ученик набирает в стакан воды, накрывает листом бумаги и переворачивает его. Демонстрирует зрителям. Бывает, что зрители знают секрет фокуса, на этот случай можно подстраховаться: воду налить в ведёрко и быстро раскрутить его, в стакан с водой насыпать абсорбента, который превращает воду в гель. |
Фокус 3 «Цветная вода» | Выходит на сцену третий «ученик» школы фокусов. Перед ним на столе лежит ящик фокусника, в котором находятся волшебные крышки. Юный фокусник говорит: — Я умею превращать обычную воду в цветную, какую пожелаете. Наливает в баночку из лейки воду, показывает её детям, что она прозрачная, потом спрашивает у зрителей в какой цвет её обратить. Приглашает к себе из зала помощника, который называет любой цвет. Юный фокусник достаёт из своего волшебного ящика крышку с загаданным цветом, плотно закрывает баночку с водой и просит её потрясти своего помощника под волшебное заклинанье. Фокус может повториться несколько раз. Объявляется музыкальная пауза. Дети танцуют с фокусником-ведущим танец «буги-вуги», садятся снова на свои места. |
Фокус 4 «Монетка-прятка» | На сцену выходит четвёртый «ученик» школы фокусов. На столе фокусника лежит белый лист бумаги, монетка и перевёрнутый прозрачный стакан с заклеенным горлышком, платок. Показывает зрителям монетку, потом кладёт её на лист бумаги рядом со стаканом, накрывает стол «волшебным» платком и переставляет стакан на монету, убирает платок — монетка исчезла. Накрывает платком, передвигает стакан — монетка появляется. |
Фокус 5 «Шарик — Я сам!» | На сцену выходит пятый «ученик» школы фокусов. Спрашивает у зрителей: -Как вы умеете надувать шарики? (ответы) А можете ли вы надуть шарик без помощи дыхания? (ответы) Это возможно… Берёт бутылку с водой и растворённой в ней лимонной кислотой. Ставит её на фокусный стол, одевает шарик на воронку и насыпает внутрь его чудесный порошок (соду из какой-нибудь красивой коробочки). Одевает шарик на бутылку и поднимает его вверх, чтобы сода высыпалась в кислоту. Шарик надувается… |
Фокус 6 «Яйцо в бутылке» | Этот фокус показывает взрослый. Демонстрирует детям варёное яйцо, и то что оно не проходит через горлышко бутылки, даёт детям попробовать его пропихнуть внутрь бутылки. У детей ничего не получается… Тогда фокусник берёт спички и бросает их зажжённые в бутылку, накрывает горлышко бутылки яйцом, и оно всасывается внутрь. |
Итог | — Вот и заканчивается наше чудесное представление. Благодарит юных фокусников, зрителей и помощников. Фокусник приглашает всех на танец «разноцветная игра». Вручает сладкий приз с секретом. Фокусник предлагает любому ребёнку взять конфету из вазы. Но когда он её потянет, то увидит, что они все связаны между собой верёвкой на узелки (ложные). Тогда над головами детей, фокусник и воспитатель растягивают верёвку с конфетами и под волшебные слова дёргают за оба конца и устраивают конфетный дождь. — До свидания, ребята, до новых встреч! |
Диагностика детей по опытно-экспериментальной деятельности
Исследование уровня опытно-экспериментальной деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания:
- Видеть и определять проблему.
- Ставить и формулировать цель.
- Самостоятельно решать проблемную ситуацию.
- Анализировать свойства предмета и природу явления.
- Выделять основные признаки и причинно-следственные связи.
- Сравнивать и систематизировать различные факты.
- Предлагать гипотезы, формулировать предположения.
- Делать самостоятельные выводы.
Каждый критерий рассматривается и оценивается отдельно:
- Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
- Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к подсказкам взрослых.
- Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом реализует поставленные задачи даже с помощью педагога.
Оформление центра экспериментирования
Уголок экспериментирования поможет детям окунуться в мир самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их вопросы. В специально отведённом месте ребята смогут потрогать, понюхать, попробовать на вкус, рассмотреть интересный материал, полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий, провести опыт по карточке-схеме, почувствовать себя настоящими первооткрывателями. На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для приборов, книг и материалов. Важно ознакомить детей с правилами поведения в уголке экспериментирования и проконтролировать соблюдение ими мер безопасности.
Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:
- природные материалы: песок, камушки, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д.,
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, пищевые красители,
- оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, шприцы без иголок, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы,
- литература, карточки-схемы,
- цветная бумага, краски, ножницы, лоскуты тканей и т. д.
Таблица: карточки-схемы для экспериментирования
«Волшебная бумага» — бумага, сложенная гармошкой выдерживает вес стакана с водой
«Дружба красок» — смешивание красок с стакане с водой и получение новых цветов и оттенков
«Волшебный круг» — образование белого цвета при вращении круга с тремя цветовыми секторами
«Растения пьют воду» — добавление пищевого красителя в воду, которую пьёт растение
«Волшебный магнит» — притягивание магнитом металлических предметов через стенки стакана
«Вес воздуха» — взвешивание воздушных шариков позволяет доказать, что воздух имеет вес
«Волшебная пирамидка» — собрать пирамидку наоборот и проверить её устойчивость
«Угадай по запаху» — дать понюхать ребёнку с завязанными глазами продукты с сильным запахом
Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение саморазвития и самореализации ребёнка, важно пробудить внутреннюю потребность в знаниях, активизировать познавательный интерес. Детское экспериментирование является наиболее эффективным средством познания закономерностей явлений окружающего мира, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности. Эксперименты не только знакомят с новыми фактами, но и позитивно влияют на формирование умственных операций синтеза и анализа, способствуют раскрытию творческого потенциала, формированию первичных математических понятий.