Как провести занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада

Практически каждое занятие в детском саду, будь то развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, рисование или математика, содержит в себе элементы ознакомления с окружающим миром. Любая информация о планетах и космосе, мире природы и особенностях человеческого организма, правилах безопасного поведения и жизни в обществе вызывает искренний и живой интерес у детей. Занятие по ознакомлению с окружающим миром стимулирует исследовательскую активность, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия.

Теоретические аспекты проведения занятий по окружающему миру в старшей группе ДОУ

Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему приходит зима и уходит лето? Почему птицы улетают на юг? Почему светит солнце? Почему идёт дождь и распускаются цветы? Что такое настоящая дружба? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и интересно находить ответы. Познавательные беседы, увлекательные экскурсии и прогулки, занимательные игры и необычные эксперименты помогут в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных и общественных процессов и явлений, научить ценить дар жизни.

Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из её сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества, они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределённых природой.

Александр Гумбольдт

Целью познавательных занятий в детском саду является создание необходимых условий, стимулирующих активное познание и открытие новых знаний о природном, предметном и социальном окружении детей, а также приобретение ими полезного практического опыта эффективной и безопасной жизнедеятельности.

Дети лопатками копают снег вокруг дерева

Эксперименты во время прогулки помогают детям практически познакомиться со свойствами снега и сезонными изменениями в природе

Задачи

  • Тематический блок «Человек и природа»:
    • знакомство с Землёй как планетой солнечной системы, морями, материками, погодными условиями,
    • расширение знаний о разных видах растений (деревья, кустарники, комнатные, травянистые растения) и грибов, изучение особенностей сезонных изменений, приобретение опыта элементарного ухода за комнатными растениями,
    • пополнение знаний о некоторых видах птиц, зверей, насекомых,
    • знакомство с организмом человека, внешними органами, изучение правил гигиены,
    • экологическое воспитание, нацеленное на формирование бережного отношения к природным ресурсам.
  • Тематический блок «Предметная среда»:
    • знакомство с характеристиками и назначением бытовых предметов (стиральная машина, холодильник, утюг, лампочка, телефон, пылесос), историей их изобретения и развития,
    • изучение свойств и характеристик разных видов бумаги,
    • знакомство с видами ткани, её отдельными свойствами (способность к впитыванию, растяжению, сохранению тепла и т. д.),
    • развитие знаний о стекле, металле и дереве, обучение умению находить предметы из этих материалов в окружающей среде.
  • Тематический блок «Мир социальных отношений»:
    • воспитание интереса, внимательного и заботливого отношения к близкому семейному окружению, развитие доброжелательного отношения к друзьям,
    • знакомство с социальной значимостью разных профессий (врач, учитель, пожарный, художник, режиссёр, артист, почтальон, защитник отечества и т. д.), воспитание благодарного и уважительного отношения к сотрудникам детского сада, умения ценить их труд,
    • формирование основ безопасного поведения на улицах города, во время подвижных игр, катания на санках, коньках, велосипеде,
    • знакомство с особенностями многонациональной родины, историей, традициями и праздниками, достопримечательностями городов и посёлков.

Ознакомление с окружающим развивает сенсорный опыт ребёнка, учит наблюдать и анализировать.

Дети рассматривают пожарную машину

Увлекательная экскурсия в пожарную часть познакомит детей с профессией пожарного

Формы, приёмы и методы работы

Ознакомление с окружающим миром в старшей группе ДОУ может проводиться в форме:

  • комбинированных и узконаправленных занятий как в помещении учреждения, так и во время прогулок, экскурсий,
  • индивидуальной работы педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка выставок, викторин, праздников,
    • работа с одарёнными или отстающими детьми,
  • долгосрочных и краткосрочных проектов, участниками которых могут являться:
    • педагоги,
    • дети,
    • родители.

Работа в уголке природы или на земельном участке не только знакомит детей с особенностями окружающего мира, но и прививает любовь к труду.

Основными методами и приёмами работы, направленными на прямое восприятие старшими дошкольниками окружающего мира, являются:

  • Наблюдение. Основная задача — демонстрация сезонных изменений в природе во время прогулок в парке. Важно научить детей замечать и понимать причины происходящих изменений в природе.
  • Игровая деятельность:
    • Дидактические игры с использованием природных объектов (овощи, фрукты, листья, камни, ракушки, каштаны, жёлуди, семена и т. д.). В старшей группе дети сравнивают предметы, узнают растение по отдельным частям, например, по лепесткам и листьям. Чаще всего используются такие дидактические игры:
      • «Волшебный мешочек»,
      • «Подбери по форме»,
      • «Найди похожий предмет»,
      • «Собери картинку».
    • Игры-эксперименты и опыты с природными и рукотворными материалами (песок, почва, металл, стекло, ткань, бумага, пластмасса и т. д.).
    • Ролевые игры социальной направленности, способствующие закреплению навыков решения конфликтных ситуаций:
      • «Магазин»,
      • «Путешествие в Африку»,
      • «Дочки-матери»,
      • «Моя семья» и т. д.
  • Театрализованные игры-импровизации, психогимнастика, ритмика, нацеленные на открытие и глубокое познание мира собственных чувств.
  • Трудовая деятельность. Все новые трудовые приёмы по очистке участка или выращиванию растений воспитатель показывает и детально поясняет, затем для закрепления навыка операцию повторяет кто-то из детей, только потом можно приступить к работе со всей группой. Воспитанники старшей группы с помощью воспитателя способны выполнять такие действия:
    • сгребать сухие листья и мусор граблями и переносить его на носилках,
    • сеять семена растений,
    • рыхлить почву и пропалывать грядки,
    • поливать растения,
    • собирать созревшие плоды.Дети сгребают листья на участке

      Старшие дошкольники могут самостоятельно очистить игровую площадку от сухих листьев

  • Чтение художественных произведений:
    • «Насекомые»: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился».
    • «Дикие животные»: Е. Трутнева «Белкина кладовка», В. Степанов «Как живете? Что жуёте?».
    • «Здоровье»: С. Прокофьев «Силач», С. Махотин «Завтрак».
    • «Безопасное поведение на дорогах»: С. Михалков «Скверная история».
    • «Профессии»: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», Б. Заходер «Строители».
    • «Осень»: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
  • Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Темы для познавательной беседы:
    • «Витамины и здоровье»,
    • «Какая нужна одежда зимой, весной, летом»,
    • «Когда один дома»,
    • «Если хочешь быть здоров»,
    • «Как вести себя на улице»,
    • «Мои любимые занятия»,
    • «Кто работает в детском саду»,
    • «Как заботиться о глазах и ушах»,
    • «Золотая осень»,
    • «Дары природы».
  • Демонстрация иллюстраций и натуральных объектов.
  • Творческая мастерская и продуктивная деятельность, с помощью которой дети не только в интересной форме познают свойства материалов, но и учатся находить новые оригинальные решения по их применению для оформления интерьеров, дизайна одежды и мебели. На занятиях наиболее популярны такие техники:
    • конструирование из природного и бросового материала,
      Ребята, сидя за партами, держат в руках самостоятельно изготовленные домики из бумаги

      С помощью конструирования дети изучают разнообразные виды строений, а также знакомятся со свойствами бумаги


    • рисование, в том числе в нетрадиционных техниках (рисование листьями, батик, ниткография, граттаж, рисование восковой свечой, кляксография, рисование на фольге),
    • аппликация из бумаги и ткани с элементами флористики.
  • Проведение реальных и виртуальных экскурсий, например, путешествие в «Русскую избу» или посещение почты, музея, мастерской художника и т. д.

Подготовка и проведение занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада

В старшей группе занятие по ознакомлению с окружающим миром проводится дважды в месяц в игровой форме, позволяющей адаптировать сложный материал к детскому уровню восприятия, создать творческую атмосферу, пробуждающую любознательность и познавательную активность дошкольников.

Таблица: картотека тем

Тема занятия Программные задачи
«Волшебница вода»
  • Познакомить со свойствами и состоянием воды.
  • Сформировать представление о воде как о явлении природы.
«Насекомые»
  • Познакомить с разнообразными видами насекомых, их питанием и условиями жизнедеятельности.
  • Дать знания о пользе и вреде насекомых для человека.
«Я здоровье берегу»
  • Сформировать понимание того, что здоровье — это важнейшая ценность человеческой жизни.
  • Развивать знания о необходимости соблюдения правил личной гигиены и практические навыки использования гигиенических средств.
«Удивительная коллекция»
  • Расширять представления о свойствах камня, познакомить с природными видами камней.
  • Познакомить со способами практического использования камней.
«Смайл-киностудия»
  • Познакомить с кинематографическими профессиями.
  • Создать условия для получения детьми опыта в озвучивании фильма и развития творческих способностей.

Материалы:

  • театральные маски,
  • детские музыкальные инструменты для озвучивания сказочных персонажей.
«Песня колокольчика»
  • Расширять знания детей о стекле, металле, дереве и их свойствах.
  • Познакомить с историей происхождения колоколов в разных странах мира.
«У природы нет плохой погоды» Закрепить знания об основных явлениях природы, изменениях, происходящих в разные времена года, о приборах, измеряющих температуру воздуха.
«Федорино горе»
  • Расширять знания о различных видах посуды и её назначении (чайная, столовая, кухонная).
  • Совершенствовать образную связную речь, развивать воображение.
«Чудо в паутине»
  • Познакомить детей с пауком, сформировать представление о том, что в природе все животные важны и нужны.
  • Воспитывать бережное отношение к животному миру.
«Животные севера и жарких стран»
  • Познакомить с дикими животными, проживающими на юге и севере планеты (северный олень, верблюд, белый медведь, жираф и т. д.).
  • Познакомить с любопытными фактами из жизни животного мира.
  • Учить детей описывать животных по алгоритму.
«В плену у королевы грубости»
  • Формировать элементарные правила вежливого поведения.
  • Развивать представления о правилах поведения в обществе.
«Как я понимаю свой организм»
  • Воспитывать заинтересованность в здоровом образе жизни.
  • Дать представление о работе желудка, учить понимать свой организм, правильно определять степень полезности или вредности определённых продуктов питания для организма.
«Наши отношения»
  • Формировать гендерную культуру поведения.
  • Развивать навыки решения конфликтных ситуаций (уступать, стараться понять мнение собеседника и находить общий язык).
«Путешествие в страну дорожных знаков»
  • Закрепить представления детей об улице, дороге, светофоре, правилах перехода.
  • Воспитывать культуру поведения на дорогах.
«Путешествие в прошлое телефона»
  • Познакомить с историей появления и развития телефонной связи.
  • Закрепить знание номеров телефонов служб помощи и спасения.
«Счастливая семья»
  • Учить детей называть полное имя членов своей семьи.
  • Формировать представление о семье, в которой царит любовь и понимание, воспитывать гордость за свою семью.
«Золотая осень»
  • Закрепить представления об отличительных признаках осени и явлениях природы в эту пору года.
  • Познакомить с приметами осени, используя крылатые выражения и словесные образы.
«Где живёт электричество»
  • Систематизировать и обобщить знания детей об электричестве.
  • Сформировать правила безопасного поведения с бытовыми электроприборами.
«Это родина моя»
  • Расширять знания детей о родном городе, посёлке, познакомить с символикой родного города.
  • Развивать интерес к истории родного края, воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к родным местам.
«Зимний лес»
  • Расширять знания о том, как лесные звери проводят зиму, закрепить названия перелётных птиц.
  • Воспитывать сопереживание всему живому.

Временной план занятия

Занятие в детском саду традиционно имеет свою логическую структуру:

  1. Вводная часть, мотивация (до 5 минут) — обычно включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, например, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.
  2. Основная часть (20 минут) — непосредственная работа с песком и другими материалами, игры, символическое путешествие, задания и упражнения с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.
  3. Рефлексия, выводы (2–3 минуты) — проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением ребят по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для рефлексии:
    • Расскажите, где мы сегодня побывали?
    • Что научились делать?
    • Что понравилось и было интересным?
    • Какое у вас настроение после путешествия?
    • Что нового вы узнали?Дети и воспитатель смотрят на изображение Земли на стене

      Увлекательная вводная часть занятия обеспечит дальнейшее поддержание внимания детей

Мотивационное начало занятия

Вводную часть занятия важно провести интересно, увлекательно и творчески. Необычный дебют занятия создаст позитивный эмоциональный настрой, пробудит познавательный интерес, активизирует любознательность, стимулирует поисковую деятельность и желание экспериментировать. Эффективными мотивационными приёмами могут стать:

  • сюрпризный момент, в основе которого находится оригинальная сюжетная легенда, связанная с появлением игрушечного персонажа или обыгрыванием виртуального обращения сказочного героя, который расскажет о своей проблеме, обратится с просьбой о помощи, вовлечёт в диалог или познавательную игру, пригласит детей в весёлое путешествие,
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы, стихотворений и загадок,
  • разнообразные игры,
  • беседа с детьми,
  • музыка, демонстрация иллюстраций и познавательных презентаций, видеоматериалов или мультипликационных фильмов.

Поскольку ведущая деятельность дошкольников — игра, ребята с удовольствием откликаются на сюрпризные моменты, сказочные путешествия и приключения.

Фотогалерея: презентация на тему «Животные жарких стран»

Таблица: развивающие игры для занятий на разнообразные темы

«Сухое-мокрое» Педагог называет слова (снег, машина, дождь, яблоко, лёд, сосулька и т. д.), а ребята:

  • если слова связаны с темой воды — хлопают,
  • если не связаны — топают.
«Капельки воды»
  • Твёрдое состояние воды — капельки-человечки (дети) прижимаются друг к другу, будто пытаются согреться.
  • Жидкое состояние — капельки-человечки держатся за руки и свободно двигаются.
  • Газообразное состояние — капельки-человечки размыкают руки и разлетаются в разные стороны (дети совершают красивые плавные танцевальные движения).
«Волшебные снежинки» Игра-сюрприз с использованием техники проявляющегося рисунка. Воспитатель заранее рисует восковыми мелками силуэты снежинок на альбомных листах бумаги, затем предлагает детям нанести краску и обнаружить спрятавшийся рисунок.
«Что лишнее» Педагог с мячом в руках стоит в центре, дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Ведущий бросает мяч каждому игроку по очереди и проговаривает слово, например: мыло, зубная щётка, матрёшка, мячик, полотенце, вода, зубная паста, банан, шапка, шампунь и т. д. Задача игроков: поймать мяч, если слово означает предмет гигиены или гигиеническую процедуру, отбросить, если слово не относится к гигиенической тематике. Каждый правильный ответ премируется символическими изображениями «здороводевочки» или «здоровомальчика», победителем становится тот игрок, который соберёт самую большую коллекцию фигурок.
«Озвучиваем любимую сказку» Дети разбиваются на 2 подгруппы:
  • задача для первой команды — озвучить героев сказки «Репка» с помощью музыкальных инструментов,
  • задача для второй команды — в артистической манере произнести диалоги сказочных персонажей.
«Аптека для Айболита» Задание для детей — нарисовать лечебные предметы на ватмане.
«Расскажи, как правильно использовать предметы из медицинского кабинета» Предметы:
  • шприц,
  • термометр,
  • вата,
  • бинт,
  • йод,
  • зелёнка,
  • фонендоскоп,
  • грелка,
  • пинцет,
  • пластырь.

Дети самостоятельно формулируют ответы на вопросы, например:

  • Врач перевязывает рану бинтом.
  • Врач делает уколы шприцем.
  • Пинцетом достаёт занозу.
«Найди предмет» Воспитатель показывает детям карточки с изображениями разных предметов. Правила игры: дети поднимают зелёную карточку, если видят изображение бытового предмета и красную, если этот предмет не относится к бытовой группе.
«Неутомимые помощники» Демонстрационный материал: карточки формата альбомного листа с клеточками (4 сверху, 4 снизу), в верхнем ряду находится изображение объектов, использующихся в быту, в нижнем ряду — свободные клетки.
Дети должны подобрать карточки с изображением бытовой техники, производящей трудовые операции с предметами, нарисованными на карточках для верхнего ряда. Примерное соответствие: ковровое покрытие — пылесос, продукты питания — холодильник, выстиранная одежда — утюг, испачканная одежда — стиральная машина и т. д.
«Назови своё полное имя» Педагог называет мужское имя, а дети называют вариант звучания полного имени с отчеством для мальчика и для девочки:
  • Сергей — Сергеевич — Сергеевна,
  • Игорь — Игоревич — Игоревна,
  • Юрий — Юрьевич — Юрьевна.

В финальной части игры детям предстоит назвать своё полное имя и отчество и фамилию.

«Профессии в моей семье» Воспитатель берёт мяч в руки, становится в центр круга, бросает мяч по кругу каждому игроку и задаёт вопрос: «Кем работает твой папа?». Ребёнок формулирует ответ в полной форме: «Мой папа работает программистом» и отбрасывает мяч ведущему.
«Я и моя семья» Педагог демонстрирует иллюстрации и озвучивает характеристики семьи: крепкая, здоровая, заботливая, дружная, счастливая и т. д. Игроки выбирают слова, описывающие их семью, и поясняют свою точку зрения.
Итог: когда дети вырастут, то создадут свои семьи. Это будут красивые и счастливые семьи, в которых младшие будут уважать и помогать старшим, а взрослые будут любящими родителями и заботливыми детьми.
«Загадочный предмет» Педагог предлагает игрокам изобразить различные предметы, созданные человеком. Дети рассказывают о предмете, в который они превратились: из какого материала изготовлен, из каких деталей, для чего его используют, какой у него цвет, форма и т. д. Остальные участники узнают и называют предмет. Затем педагог просит ребят рассказать всё, что они знают об этом предмете, например, о том, где можно чаще всего его встретить или как он используется.
«Настоящий друг» Педагог читает стихотворение. Если прочитанная строка описывает поведение или черты характера настоящего друга, то дети хлопают в ладоши и радостно говорят «Да!», если нет, то встречают слова педагога молчаливой паузой.
«Примета-предсказательница» Педагог показывает картинку с изображением народной приметы, а дети должны угадать, какую погоду она предвещает:
  • низкий полёт ласточек — к дождю,
  • иней появляется на ветках деревьев — к теплу,
  • много дождевых червей на поверхности появляется — к дождю,
  • воробьи принимают песочную ванну — к дождю,
  • дерево рябины усеяно красными ягодками — к суровой зиме.
«Море волнуется раз» Каждый игрок получает карточку с изображением явления природы. Воспитатель показывает иллюстрацию, изображающую лето, зиму, весну или осень, и все дети с карточками, соответствующими этому сезону, подбегают к картинке. Остальные игроки замирают в импровизированной позе.
  • Лето: ливень, радуга, гроза, град…
  • Осень: падающие листья, мелкий осенний дождик…
  • Зима: снегопад, лёд, сосулька…
  • Весна: ручейки, ледоход…
«Опасно или безопасно» Воспитатель называет занятия и игры во дворе, а дети говорят, опасны такие забавы или нет.
«Проблемные ситуации в картинках»
  • Ситуация первая. Девочка радушно открывает дверь незнакомому человеку с ярко выраженной недоброжелательной внешностью и угрожающими намерениями.
  • Ситуация вторая. Девочка моет пол. Услышав звук свистка закипающего чайника, одной рукой выключает электроприбор, а в другой продолжает держать мокрую тряпку.
  • Ситуация третья. Школьник помогает перейти через дорогу плохо видящей бабушке. Движение он начинает на жёлтый сигнал светофора, при этом машина резко тормозит, а школьник смотрит в противоположную сторону и что-то увлечённо рассказывает бабушке.

Таблица: примерные сценарные варианты для разных тем занятий

«Бумажный цветок»
(занятие с элементами экспериментальной деятельности)
  1. Педагог зачитывает электронное сообщение от бумажных дел мастера, который создаёт красивые и необычные предметы из бумаги. Он путешествует по белому свету и показывает всем свою коллекцию бумажных фигурок. Недалеко от нашего детского сада произошло неприятное событие: налетел сильный ветер и разметал его коллекцию, часть экспонатов оказалась в нашей группе.
    Педагог предлагает детям поискать поделки в групповой комнате и помочь мастеру восстановить свою коллекцию. Ребята приносят найденные игрушки.
  2. Далее педагог предлагает игру: он показывает поделку, а дети определяют вид бумаги, из которого она сконструирована, например, цветок из гофрированной бумаги, машина из картона, кораблик из бумаги, шапочка из газетной бумаги, лебедь из салфетки и т. д.
    Педагог раскладывает коллекцию образцов бумаги на рабочем столе.
  3. Дети исследуют свойства, анализируют характеристики бумаги: гладят и ощупывают поверхность, определяют характер фактуры (гладкая, шершавая), сминают, рвут, растягивают за края, кладут лист бумаги в стакан с водой. На основе проделанных операций формулируются итоговые выводы о свойствах бумаги: мнётся, рвётся, намокает, горит.
«Платье для Златовласки»
(занятие с элементами экспериментальной деятельности)
  1. В гости к ребятам приходит сказочная героиня (кукла). Златовласка принесла волшебный сундучок с нарядами, сшитыми из разных тканей. Дети рассматривают предметы кукольного гардероба, определяют название ткани, рассказывают об отличительных характеристиках и свойствах: шёлк — тонкий, лёгкий, драп — тяжёлый, плотный, тёплый. Затем ребята превращаются в дизайнеров одежды, которые фантазируют, рисуют оригинальные модели новых удивительных нарядов для гостьи, украшают свои наброски декоративными деталями и элементами (бусинками, сухими листьями, фантиками и конфетти).
  2. Опыты:
    • На ткань дети с помощью пипетки наносят капельки воды и определяют, какой материал обладает впитывающей способностью (хлопчатобумажные и льняные ткани), а какой — нет (кожа, капрон).
    • Через лупу дети рассматривают переплетение волокон натуральных и синтетических тканей и делают вывод: полотно натурального происхождения представляет собой переплетение нитей, между которыми есть просветы, что наделяет ткань способностью пропускать воздух, «дышать», следовательно, в жаркую погоду в одежде, сшитой из такой ткани, человек будет чувствовать себя комфортно.
  3. Дидактическая игра «Ветерок из сказки». Волшебный ветерок приносит детям фотографию южного пейзажа (тёплое море, ласковый песок, живописные пальмы). Ребята должны рассказать, какую одежду стоит взять, отправляясь в путешествие к побережью южного моря. Аналогичным образом дети должны указать одежду, необходимую жителям северных стран.
«Друзья спешат на помощь» (занятие с элементами ИЗО) Занятие начинается с просмотра видеообращения сказочной героини: «Ребята, в нашей стране случилась беда. Снежная королева заморозила сердца наших жителей и превратила их в бесчувственные льдинки, из которых ушла любовь. Дети перестали слушаться и уважать старших, а взрослые стали равнодушными и холодными, все переругались и рассорились, семьи потеряли мир и покой. Но это ещё не всё — Снежная королева велела арестовать и заточить в ледяной темнице моего друга, самого доброго и честного мальчика, на которого не подействовали чары злой колдуньи. Его зовут Кай. В ледяной башне очень холодно, он может замёрзнуть, ему очень нужна ваша помощь. Я знаю, что вы дружные и смелые ребята, но поспешите — времени осталось совсем немного! В конверте вы найдёте рисунок-схему маршрута, который поможет найти дорогу в наше королевство. Герда».
Задания и конкурсы:
  • Исполнить песню о дружбе.
  • Вспомнить мультфильмы, сказки и рассказы о дружбе: «Трое из Простоквашино», «Мой друг зонтик», «Иван-царевич и Серый Волк», «Лиса и журавль», «Снежная королева».
  • «Нарисуем солнышко». Детям нужно всем вместе нарисовать яркое солнце, которое растопит ледяную башню, превратит её в безобидную лужу и освободит храброго Кая. Основное правило: рисовать нужно на время, одновременно и всем вместе, распределив работу между участниками конкурса. Например, один ребёнок рисует окружность, затем все дружно прорисовывают лучи, глазки и улыбку. На всё задание отводится 5 секунд.


Фотогалерея: презентация на тему «Все профессии важны»

Таблица: пример конспекта занятия по окружающему миру

Автор Шайдуллина А. Ф., воспитатель Д/с комбинированного вида №7 «Непоседа», г. Чистополь, Республика Татарстан.
Название «Уроки Мойдодыра»
Цели
  • Познакомить со свойствами воды,
  • развивать навыки проведения лабораторных опытов,
  • дать представление о значимости воды в жизни человека,
  • прививать бережное отношение к воде,
  • активизировать и обогащать словарный запас.
Предварительная работа
  • Проведение мини-беседы «Если б не было воды»,
  • рассматривание карты Татарстана,
  • заучивание стихотворений о воде,
  • отгадывание загадок о воде.
Оборудование и материалы
  • Музыкальный центр,
  • музыкальные композиции со звуками воды,
  • карта Татарстана,
  • баночка с водой,
  • баночка с молоком,
  • картинка,
  • леечка,
  • палочка для рыхления,
  • тазик с водой,
  • минеральная вода.
Организационная часть Звучит музыка со звуками воды.
Дети садятся полукругом, глаза закрыты. Одну ладонь прикладывают ко лбу, другую — к затылку. Воспитатель проводит лобно-затылочную коррекцию — приём, который применяется для концентрации внимания, развития памяти и снятия стрессов.
В.: Слушайте мои слова. Всё, что с вами произошло вчера, ушло навсегда. Это уже прошлое. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили — всё это исчезло навсегда. Всё, что будет завтра, — это пока мечты, сон. Это фантазии. Существует только то, что находится здесь и сейчас. Постарайтесь подумать о себе. Вам нравится, во что вы одеты, место, где вы сидите? Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас — самое ценное, что есть на свете.
Откройте глаза. Дети, скажите, что за музыка прозвучала, что она вам напомнила? (Ответы детей — шум воды). А может ли человек жить без воды?
Далее дети рассказывают стихи о воде:

  • Вы слыхали о воде?
    Говорят, она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.
    Как сосулька, замерзает,
    На плите у нас кипит,
    Паром чайника шипит.
    Без неё нам не умыться,
    Не наесться, не напиться.
    Смею вам я доложить:
    Без неё нам не прожить.









  • Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг?
    Снимет грязь с лица и рук?
    Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать?
    Чтобы лился дождик с неба,
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы плыли корабли,
    Чтоб варились кисели, чтобы не было беды —
    Жить нельзя нам без воды! (Хором).















Основная часть В группу входит Мойдодыр и говорит: Я пришёл к вам сегодня с капельками воды, чтобы узнать, а нужна ли вам вода? (Ответы детей). Для чего она вам нужна? (Ответы детей). А знаете ли вы, дети, откуда берётся вода? (Ответы детей).
Мойдодыр читает стихотворение:

  • В глуши лесной, в глуши зелёной,
    Всегда тенистой и сырой,
    В крутом овраге под горой
    Бьёт из камней родник студёный,
    Кипит, играет и спешит,
    Крутясь хрустальными клубами,
    И под ветвистыми дубами
    Стеклом расплавленным бежит.






Вот откуда берётся чистая вода. Родник образует ручеёк, потом ручейки стекаются в озёра и реки, оттуда человек направляет её в трубы.
Мойдодыр предлагает детям поиграть, загадывает им загадки, а они хором отгадывают.

  • Еду, еду, следов нету,
    Оглянусь — смерти боюсь. (Вода).
  • Течёт, течёт — не вытечет,
    Бежит, бежит — не выбежит. (Река).
  • Бегу я, как по камушкам,
    По камушкам звеня,
    Издалека по песенке
    Узнаете меня. (Ручеёк).


В.: А теперь, Мойдодыр, мы с ребятами покажем, для чего нам нужна вода в детском саду.
Дети с воспитателем подходят к природному уголку (поливают цветы, рыхлят почву в цветочных горшках, протирают крупные листья тряпочкой, а мелкие спрыскивают). Воспитатель предлагает дошкольникам назвать растения в природном уголке.
В.: Дети, для чего нужно рыхлить почву? (Ответы детей). А для чего нужно поливать растения? (Ответы детей). А какой водой нужно поливать? Чем вы рыхлите землю? А почему палочками? Что ещё нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво? (Ответы детей). Вот для чего нам нужна вода в природном уголке, Мойдодыр.
Дети с воспитателем подходят к игровому уголку.
Мойдодыр спрашивает: А для чего вам здесь нужна вода, ребята? (Ответы детей — мыть игрушки). А для чего нужно мыть игрушки? (Ответы детей). Для чего ещё вам нужна вода, дети? (Ответы детей — мыть руки). Ребята, покажите мне, как правильно нужно мыть руки.
Один из детей показывает процесс умывания: намочить руки, взять мыло, слегка намылить руки, положить мыло на место, размылить до обильной пены, смыть тёплой водой, вытереть насухо полотенцем.
Мойдодыр: Спасибо, ребята, вы мне ещё раз объяснили, как правильно нужно мыть руки.
Воспитатель читает поговорку: От простой воды и мыла и микробов тает сила.
Мойдодыр читает стихотворение:







  • Я прошу вас, мойте чаще
    Ваши руки и лицо,
    Всё равно, какой водою,
    Кипячёной, ключевой
    Из реки, или колодца
    Или просто дождевой!
    Нужно мыться непременно
    Утром, вечером и днём —
    Перед каждою едою,
    После сна и перед сном!








Мойдодыр спрашивает у детей: А вы часто моете руки? А почему? (Ответы детей).
Воспитатель спрашивает: А вы знаете, чем покрыто наше тело? (Кожей). Какая она? (Гладкая, нежная). Для чего нужна кожа? (Защищает нас от микробов). Что нужно делать, чтобы микробы не попали в организм? (Мыть руки, овощи, фрукты, закрывать рот, когда чихаете и кашляете, не грызть ногти, не ковырять в носу, воду пить только чистую).
Ребята, теперь мы с вами знаем, откуда берётся вода. (Родник — ручеёк — река — озеро — водопровод). Давайте подойдём к карте Татарстана и рассмотрим её. Какими цветами раскрашена карта? (Ответы детей). Каким цветом изображены реки, озёра, пруды? (Ответы детей). Какие названия рек вы знаете? (Дети называют названия больших рек Татарстана). А большие реки образуются из множества маленьких речек и ручьёв. Наша республика красива и богата, потому что здесь есть реки, озёра, родники.
Так что же такое вода? Давайте проделаем опыт: возьмём баночку и наполним её водой. А теперь перельём эту воду в другую баночку. Она принимает форму того сосуда, в котором она находится. Отсюда вывод: вода не имеет формы. А что ещё можно сказать про воду?
Возьмём 2 стакана — один с водой, другой с молоком. Возьмём картинку. А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Картинки не видно. А теперь поставим на картинку стакан с водой. Картинку видно. Отсюда вывод: вода прозрачная, бесцветная жидкость.
А теперь попробуем воду на вкус. Она не имеет вкуса. А теперь понюхаем, чем она пахнет. Она не имеет запаха.
Ребята, в каком состоянии бывает вода? (Ответы детей). Летом вода жидкая, зимой твёрдая, а весной она тает.
А теперь, ребята, у Мойдодыра для вас сюрприз. (Вносит минеральную воду). Что это за вода? Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей).
Давайте поиграем с вами в игру «Целебные звуки». Наберём в рот воды и скажем: «М-м-м». Звук произносят, чтобы лучше усваивалась в организме вода.








Итоговая часть В.: Мы сегодня с вами говорили о воде, о её значимости, о её необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать очень много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. Вы узнали о свойствах воды. Вода — большая труженица и помощница человека, поэтому её нужно беречь и охранять: не оставлять открытыми краны, не засорять мусором и отходами.

Работа в центре природы

Уголок природы поможет детям окунуться в мир самостоятельного познания и поиска ответов на интересующие их вопросы. В специально отведённом месте ребята смогут проследить за ростом растений, рассмотреть интересный материал, полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий о растительном мире, провести опыт по карточке-схеме, почувствовать себя настоящими первооткрывателями. На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для растений, приборов, книг и материалов в специальных контейнерах. Важно ознакомить детей с правилами поведения в уголке природы и проконтролировать соблюдение ими мер безопасности.

Уголок природы в детском саду

В уголке природы ребята знакомятся со свойствами растений и жвотных и проводят опыты

В ходе работы в центре природы у дошкольников развиваются познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление.

Для оформления уголка природы в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

  • Комнатные растения.
  • Дневник и график наблюдений за ростом растений или экспериментами.
  • Природные материалы:
    • песок,
    • камушки,
    • ракушки,
    • листья,
    • веточки,
    • каштаны,
    • шишки и т. д.
  • Пищевые материалы:
    • крупы,
    • мука,
    • соль,
    • сахар,
    • семена растений,
    • пищевые красители.
  • Оборудование и инструменты:
    • контейнеры для хранения,
    • пробирки,
    • лупы,
    • магниты,
    • пластиковые и деревянные палочки,
    • ложечки,
    • лейки,
    • стаканчики,
    • зеркало,
    • песочные часы,
    • резиновые груши,
    • весы.
  • Литература, карточки-схемы.
  • Цветная бумага, краски, ножницы, лоскуты тканей и т. д.

Девочки проводят опыты с мыльными пузырями

Весёлые опыты в уголке природы с мыльными пузырями полезны и интересны

Таблица: примеры опытов для исследовательской работы в центре природы

«Вершки и корешки» Поместить черенки растения с корешками в прозрачный стаканчик, отметить уровень воды, плотно закрыть крышкой с отверстием для растения. Через несколько дней анализируют данные и делают вывод: уровень воды заметно снизился, потому что корни растения всосали воду.
«Питание растений» Цветок поставить в вазу с водой. В воду добавить краску, через несколько дней расщепить стебель горизонтальным надрезом и проследить, на какой уровень поднялась подкрашенная жидкость за время наблюдения.
Итог: вода поднимается по стеблю цветка.
«Камень и песок» Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок — во вторую ёмкость. Приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно.
«Букет цветов» Из букета выбрать один цветок и поставить в отдельную вазу без воды. Спустя несколько часов сравнить цветы из букета и цветок, оставшийся без воды.
Итог: вода питает растения, без воды цветы увядают быстрее.
«Фильтрование воды» Дети действуют по схематическому алгоритму:
  1. Установить воронку на горлышко сосуда.
  2. Положить в воронку листик тонкой бумаги.
  3. На бумагу ложечкой насыпать измельчённый активированный уголь.
  4. Налить загрязнённую воду.
  5. Зафиксировать результаты эксперимента (вода стала чище), зарисовать итоги наблюдения.

Таблица: примеры заданий для викторины по окружающему миру для старших дошкольников

Автор Булатова К. К., воспитатель МБДОУ ДСКВ №41 «Почемучка», г. Юрга, Кемеровская область.
Задание от Крокодила Гены На какие группы можно разделить эти картинки?
  • 1 группа — земноводные, в неё входят рыбы.
  • 2 группа — насекомые, в неё входят бабочка и пчела.
  • 3 группа — животные, в неё входят лев и осёл.
  • 4 группа — птицы, в неё входят попугай и сова.
Задание от Мальвины В.: Уважаемые знатоки, в этих стихах допущены ошибки. Найдите их.
Крякает, крыльями машет пёстрая УЛОЧКА наша.
Ребята, в каком слове вы услышали ошибку? (В слове «Улочка»).
Какую букву в этом слове необходимо заменить? (Букву Л на Т). Никита, подойди, пожалуйста, и замени букву в слове. Ребята, какое слово у нас получилось? (Уточка).
Теперь давайте прочитаем, что у нас получилось: крякает, крыльями машет пёстрая уточка наша.
(Аналогичный разбор стихотворения «Люблю поспать на печке, потом поплавать в ГРЕЧКЕ»).




Задание от Красной Шапочки За 1 минуту нужно дать как можно больше ответов, жюри будет следить за временем и считать правильные ответы. Жетон получит та команда, которая даст большее количество правильных ответов.
Вопросы команде «Затейники»:
  • Что такое вода? (Жидкость).
  • Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).
  • Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние).
  • Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей — кто это? (Насекомые).
  • Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы).
  • У какого дерева белый ствол? (У берёзы).
  • Как называется дом муравьёв? (Муравейник).
  • Как назвать детёныша коровы? (Телёнок).
  • Сколько ног у жука? (Шесть).
  • Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка).
  • Кто носит свой дом на спине? (Улитка).
  • У какого зверя есть иголки? (У ежа).
  • Кто в лесу всю зиму спит? (Ёж, медведь, барсук).
  • Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое).
  • Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца).
  • Как назвать детёныша лошади? (Жеребёнок).
  • Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью).
  • Сколько ног у паука? (Восемь).

Вопросы команде «Почемучки»:

  • Что такое воздух? (Газ).
  • На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).
  • Чем в основном питаются перелётные птицы? (Насекомыми).
  • Карась, щука, сом, окунь — кто это? (Рыбы).
  • У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы).
  • Как назвать детёныша свиньи? (Поросёнок).
  • Какая птица лечит деревья? (Дятел).
  • Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник).
  • Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник).
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
  • У какой птицы красная грудка? (У снегиря).
  • Кто в лесу плетёт паутину? (Паук).
  • У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (У божьей коровки).
  • Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие).
  • Чем питается бабочка? (Нектаром).
  • Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее).
  • Что такое зелёный покров Земли? (Трава).


Задание от Незнайки Разберите ситуации.

  • 1-я ситуация (для команды «Почемучки»).
    Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
    — Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!
    — А в нём яичко.
    — Может, возьмём его домой, и у нас будет птенчик.
    — Мы будем заботиться о нём!
    Девочки взяли яичко с собой. Правильно ли девочки поступили?
    Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.






  • 2-я ситуация (для команды «Затейники»).
    Две сестрёнки гуляли по лесу.
    — Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
    — Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
    — Давай сорвём его и отнесём маме.
    Девочки сорвали цветок и пошли домой. Правильно ли поступили девочки?
    Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.





  • 3-я ситуация (для команды «Почемучки»).
    Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой. Правильно ли поступил мальчик?
    Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

  • 4-я ситуация (для команды «Затейники»).
    После дождя дети пошли гулять во двор.
    — Посмотри, сколько червяков!
    — Давай соберём их и девчонок испугаем!
    — Пойдём посмотрим, где девчонки!
    Оставляют банку с червями закрытой. Правильно ли поступили ребята?
    Дети: Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.





Задание от Василисы Прекрасной Уважаемые знатоки, объедините в группы виды транспорта (индивидуальная работа в карточках).
В.: Ребята, какие группы у вас получились? Кто из вас хочет назвать и показать?
  • 1 группа — водный транспорт, в неё входят пароход и лодка.
  • 2 группа — наземный транспорт, в неё входят автомобиль и автобус.
  • 3 группа — воздушный транспорт, в неё входят самолёт и вертолёт.
  • 4 группа — специальный транспорт, в неё входят скорая помощь и пожарная машина.


Задание «Домашняя заготовка» Команды загадывают друг другу по две загадки.
Команда «Затейники»:

  • Летит без крыльев и поёт,
    Прохожих задирает.
    Одним проходу не даёт,
    Других он подгоняет. (Ветер).


  • Его просят, его ждут,
    А как придёт —
    Прятаться начнут. (Дождь).

Команда «Почемучки»:

  • Раскалённая стрела
    Дуб свалила у села. (Молния).
  • После дождя бывает,
    Полнеба закрывает.
    Дуга красивая, цветная
    Появится, затем растает. (Радуга).



Цит. по: http://kladraz.ru/blogs/ksenija-konstantinovna-bulatova/intelektualnaja-igra-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-vse-obo-vsem-v-podgotovitelnoi-grupe.html

Видеоматериалы по теме

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ можно организовать интересно и творчески, в этом помогут представленные далее видеоролики.

Видео: занятие «Зимующие и перелётные птицы»

Видео: занятие «Овощи и фрукты»

Видео: занятие с элементами методики ТРИЗ «Увлекательное путешествие в многообразие окружающего мира»

Видео: занятие с элементами изо-деятельности «В гости к Лесовичку»

Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение саморазвития и самореализации ребёнка, важно пробудить внутреннюю потребность в знаниях, активизировать познавательный интерес у малышей. Познавательные занятия в детском саду являются эффективным средством изучения закономерностей явлений окружающего мира, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности, поскольку они знакомят дошкольников с новыми фактами, позитивно влияют на формирование умственных операций синтеза и анализа, способствуют раскрытию творческого потенциала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: